Недополучение валютной выручки штрафы в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Недополучение валютной выручки штрафы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Власти отказались отменить штрафы за невозврат валютной выручки

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Кроме того, 45 дней предоставляется российской организации для того, чтобы исправить нарушения, связанные с проведением расчетов по внешнеторговому контракту, минуя счета в уполномоченных банках.

Если в течение 45 дней с момента зачисления денежных средств на зарубежный счет она перечислит всю полученную сумму на свой счет в уполномоченном банке, то ответственности по ч. 1 или ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ не будет.

Если в указанный срок перечислена только часть выручки, ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств (ч. 9 ст. 15.25 КоАП РФ).

  1. Что значит валютный контроль: кто и что контролирует
  2. Какие переводы подлежат валютному контролю
  3. Документы для валютного контроля
  • Сделки до 200 тыс. р. включительно
  • Договоры от 200 тыс. р. до 3 млн. р. по импорту (кредитам) или 6 млн. р. по экспорту
  • Контракты от 3 млн. р. по импорту и от 6 млн. р. по экспорту
  • Закрывающие документы по контракту ВЭД: что подавать и когда
  • Что и когда может потребоваться еще
  • Штрафы за нарушение норм и сроков валютного контроля
    • Штраф 1. За неполное получение выручки по контракту
    • Штраф 2. За нарушение сроков предоставления документов

    Штрафы за валютные нарушения снизили!

    Валютный контроль — это когда государство проверяет валютные транзакции на предмет соблюдения закона о валютном регулировании. Закон распространяется и на бизнес, и на физических лиц.

    В этом законе есть ряд мер, направленных на укрепление государства и рубля, и гигантские штрафы за несоблюдение мер.

    Органами валютного контроля, то есть теми, кто устанавливает «правила игры», выступают Правительство и Центробанк РФ. А агентами валютного контроля, то есть теми, кто проверяет соблюдение этих правил — банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    • все денежные переводы между нерезидентами и резидентами РФ;
    • расчеты между нерезидентами РФ в российских рублях;
    • все перечисления между резидентами РФ в иностранной валюте.

    Документы для валютного контроля

    Закон определяет какие сведения нужны банку для валютного контроля. Если вы занимаетесь экспортом, импортом или прочим ВЭД, наверняка сталкиваетесь с контролем. Если только планируете, читайте нашу статью дальше.

    За внешнеэкономическими договорами строго следит обслуживающий банк. Контроль оформления валютных документов по ВЭД — это его прямая функция.

    Все подписанные договоренности с нерезидентами по сумме подразделяются на три группы В каждой из них индивидуальный перечень.

    Банк требует для подтверждения реальности сделки следующее:

    • контракт,
    • инвойс,
    • акт,
    • транспортные накладные (например: коносамент, авианакладная, ж/д накладная и пр.),
    • и другие, которые сопровождают сделку и перевозку.

    Сроки валютного контроля в этой группе:

    • после зачисления на счет валюты или российских рублей от нерезидентов — 15 рабочих дней;
    • при перечислении валюты или рублей за рубеж — одновременно с платежкой.

    С 1 марта 2018 паспорт сделки отменили, но теперь для выполнения функции валютного контроля, банк ставит договор ВЭД на учет с присвоением ему уникального номера контракта (УНК).

    По февраль 2018 года включительно, для любой валютной сделки нужно было заполнить паспорт сделки. В паспорте сделки прописывалась вся ключевая информация по контракту ВЭД.

    Присвоение УНК — это обязательный этап валютного контроля, если:

    • по импорту и договорам кредита (займа) сумма соглашения составляет 3 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату подписания либо заключения последних допсоглашений);
    • по экспорту сумма соглашения составляет 6 млн. р. и больше (в эквиваленте по курсу на дату заключения либо последних допсоглашений).

    Сроки предоставления сведений в банк в этой группе при предоплате:

    • При экспорте или другом зачислении денег (RUR или валюта) на счет — не позже, чем через 15 рабочих дней с даты зачисления средств.
      Если счет открыт в банке-нерезиденте РФ – не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло зачисление.
    • При импорте или другом списании денег (RUR или валюта) со счета — не позже даты когда вы направили платежку в банк.
      Если расчетный счет в банке-нерезиденте, то не позже 30 рабочих дней после месяца, в котором произошло списание.

    При постоплате сроки регистрации контракта и получения УНК такие:

    • Ввоз или вывоз товара с обязательным составлением таможенной декларации – не позже даты подачи декларации.
    • Ввоз или вывоз товара без таможенного декларирования (например, поставки в ЕАЭС) — 15 рабочих дней после месяца, в котором был ввезен/вывезен товар.
    • Услуги/работы/передача прав — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены акты.

    К сведению:

    Для экспортеров сделали небольшое послабление — скан контракта можно подавать в течение 15 рабочих дней после постановки его на учет. А до этого его будут учитывать на основании «основных сведений из контракта». У каждого банка есть форма: заполняете, отправляете, ставят на учет и присваивают УНК — и начинайте работать.

    Банк ставит контракт на учет в течение 1 рабочего дня, и плюс один рабочий день дается кредитной организации, чтобы уведомить компанию о присвоенном УНК. Итого, у банка 2 дня для уведомления о присвоенном номере.

    По экспортным операциям сроки сокращены до 1 рабочего дня за всю процедуру.

    Важно:

    Если подписывается дополнительное соглашение, которым вносятся хоть какие-то изменения в поставленный на учет контракт, не забудьте отнести это соглашение в банк.

    Срок — 15 раб. дней после даты подписания допника. Банки следят за сроками внимательно, зная «любовь» предпринимателей рисовать допники «задним числом», и, если просрочка, сразу влепят штраф.

    Если контракт без суммы, то поставить его на учет следует не позднее срока представления документов по мере выполнения условий сделки, когда сумма превысит 3 млн. р. (6 млн. р. — для экспортных операций).

    Когда контракт уже стоит на учете, а УНК присвоен, обязанность коммуницировать с банком не заканчивается. Дополнительно нужно предоставить акты, счета, инвойсы, накладные, УПД и другое:

    • при зачислении валюты – одновременно с представлением информации о коде валютной операции или подтверждающих документов;
    • при поступлении на счет российских рублей – не позже 15 рабочих дней с даты зачисления по выписке;
    • при списании инвалюты или российских рублей – одновременно с платежкой.

    Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою форму и свой порядок предоставления необходимой информации.

    Что должны учитывать налоговики, по-новому штрафуя за нерепатриацию валюты

    Справка о подтверждающих документах (СПД) предоставляется только по контрактам, требующим постановки на учет (и присвоения УНК).

    Сроки подачи СПД при валютном контроле:

    • при оформлении таможенной декларации (ГТД) — предоставление СПД обязательно в течение 15 рабочих дней после месяца, в котором составлена ГТД;
    • для сделок без таможенной декларации — 15 рабочих дней после месяца, в котором оформлены отгрузочные накладные;
    • для иных сделок и ситуаций — 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих актов.

    Вместе со справкой предоставляются и сами подтверждающие документы (кроме таможенной декларации — ее банк получит из таможни электронно).

    К ним относятся:

    • При ввозе/вывозе товара в ТС — товаросопроводительные бумаги.
    • При оказании услуг/выполнении работ/передаче результатов интеллектуальной деятельности — акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и/или другие документы по контракту.
      Т.е. например, карточка по 26 счету с проводкой, отражающей полученную услугу, тоже может считается подтверждением.

    Справка по сделкам экспорта-импорта товара, подлежащим таможенному декларированию (с оформлением ГТД), предоставляется в случае:

    1. Экспорта с отсрочкой платежа (ГТД оформлена до поступления выручки).
    2. Импорта с предоплатой.

    При авансировании экспортных сделок и оплате после поставки по импортным сделкам СПД не предоставляется, данные поступают в банк непосредственно из ФТС.

    Подписан подготовленный Минфином России закон о либерализации ответственности за невозврат валютной выручки. Целью закона является смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставляется дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения к ним санкций.

    Закон включает три основные новации.

    Снижение пороговых сумм штрафов за невозврат валютной выручки и дифференциация их размеров. Сейчас такой штраф для юрлиц и индивидуальных предпринимателей может составлять от 75% до 100% от незачисленной на счет банка суммы. Закон снижает его размер:

    до 3-10% — по внешнеторговым договорам в рублях;

    до 5-30% — по аналогичным договорам в валюте.

    Применение более мягких мер ответственности к резидентам, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности:

    за нерепатриацию экспортной выручки в рублях и в иностранной валюте — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;

    за невозврат аванса по импорту в рублях и в иностранной валюте — штраф в размере от 3% до 5%.

    исключение административной ответственности резидентов за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка представления составит менее 90 дней.

    Более того, законом предусмотрено полное освобождение участники ВЭД от мер ответственности в ряде случаев:

    если резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления денежных средств на зарубежный счет резидента;

    если сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 тыс. рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;

    если срок нерепатриации резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.

    Закон подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», который входит в нацпроект «Международная кооперация и экспорт».


    Минфин сообщает о смягчении административной ответственности для российских экспортеров и импортеров. В частности, снижены пороговые суммы штрафов за невозврат валютной выручки и дифференцированы их размеры. Предусмотрены более мягкие меры ответственности к резидентам — профучастникам ВЭД:

    — за нерепатриацию экспортной выручки — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;

    — за невозврат аванса по импорту — штраф в размере от 3% до 5%.

    Исключена административная ответственность за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка составит менее 90 дней.

    Перечислены другие случаи полного освобождения участников ВЭД от мер ответственности.

    п.6 ст. 15.25 штраф на должностные лица 4 000- 50 000 рублей; юр/лица 40 000-50 000 рублей. *

    1

    1.1

    1. Сведения о валютных операциях (СВО) при зачислении средств в иностранной валюте, в валюте РФ

    СВО — корректировка

    Не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денежных средств

    Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.2.1, п.2.22, п.2.23

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п. 2.20, 2.24

    В момент представления СВО (корректирующие СВО) при отклонении от сроков

    2

    2.1.

    Справка о подтверждающих документах (СПД)*

    СПД – корректировка

    Не позднее 15 рабочих дней после месяца, следующего за отчётным.

    Не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.2, 8.8

    Инструкция № 181-И от 16.08.2017 г., п.8.7.

    В момент представления СПД (корректирующей СПД) при отклонении от сроков

    3

    Постановка на учет контракта (кредитного договора)

    Не позднее сроков предоставления: — сведений о валютных операциях;

    — справки о подтверждающих документах (страны, указанные в Таможенном кодексе Таможенного союза);

    — не позднее даты подачи ДТ (декларации на товары)

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п.5.7.1 – 5.7.8.

    Постановка на учет контракта (кредитного договора) после истечения сроков представления сведений о валютных операций, СПД

    3.1.

    Изменение сведений о контракте (кредитном договоре) (заявление об изменении сведений контракта(кредитного договора))

    — в случае внесения в контракт изменений и (или) дополнений– не позднее 15 рабочих дней после даты оформления таких документов.

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.4.

    В момент представления заявления об изменении сведений о контракте (кредитном договоре)

    3.2

    Изменение сведений о резиденте (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

    — в случае внесения изменений в ЕГРЮЛ

    (ЕГРИП) – не позднее 30 рабочих дней после даты внесения изменений.

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.8

    3.3

    Пролонгация контракта (заявление об изменении сведений контракта (кредитного договора))

    — в случае автоматической пролонгации,

    предусмотренной контрактом

    — либо действия контракта до исполнения обязательств – не позднее 15 рабочих дней после даты завершения

    исполнения обязательств

    Инструкция № 181-И

    от 16.08.2017 г., п. 7.9

    * п. 6.3-1. ≥90 дней: на должностных лиц 4 000 – 5 000 рублей, на юр.лиц 40 000 – 50 000 рублей
    п.6.4. – повторное нарушение, предусмотренных ч. 6 – на должностных лиц – 12 000 – 15 000 рублей; на
    юр. лиц – 120 000 – 150 000 рублей.

    Репатриация резидентами ин.валюты и валюты РФ

    Характер нарушения

    Действие резидента

    Ссылка на нормативный документ ЦБ РФ

    Момент фиксирования нарушения

    Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

    Юрист практики «Международное право и налоги» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры»

    В последние годы российские власти держат курс на либерализацию валютного законодательства, ведь это всегда означает увеличение возможностей для бизнеса и появление новых правовых и финансовых механизмов. Как сообщают профильные чиновники, основная цель валютной либерализации – экономия государственного ресурса. Но в то же время, это позволит сделать «глубокий вдох» участникам ВЭД. Рассмотрим, какие нововведения планируются в валютном законодательстве в 2021 году.

    Какая ответственность за незаконные валютные операции?

    В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.

    Эти меры включают:

    • поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
    • освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
    • увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
    • внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.

    Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.

    Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

    При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

    Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

    Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.

    Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.

    • первый сценарий

    Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.

    • второй сценарий

    Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.

    Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.

    Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.

    В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:

    • начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
    • с 1 января 2021 года – не более 30%;
    • далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.

    Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.

    В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

    Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

    Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства

    Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

    1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок).
    2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов.
    3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета.
    4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.

    Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

    • Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
    • Административная (штрафные санкции).
    • Уголовная (вплоть до лишения свободы).

    Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

    Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.

    Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.

    У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.

    Исключается ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

    Формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является справка о подтверждающих документах (инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

    Условие освобождение от ответственности — если период просрочки не превысил 90 дней.

    В случае превышения этого срока, на организацию налагается штраф по ч. 6.3-1 КоАП РФ в размере от 40 до 50 тыс. рублей.

    До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
    Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

    Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

    Как сформулирована оговорка

    Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

    Новости в России в 2021 году почти не затрагивали валютное регулирование. Ни для кого не секрет, кто сегодня осуществляет валютный контроль. В 2021 году за операциями резидентов и нерезидентов следят ФНС, ФТС и агенты валютного контроля (банки).

    Все новое в валютном регулировании начинает действовать с 2018 года. Валютное законодательство в РФ в 2021 году строго относилось к юридическим лицам, а в частности, к их руководителям, которые не просто ведут внешнеэкономический бизнес, но и в основное время пребывают за границей. Уже с января изменяется статус валютного резидента. Для граждан РФ, которые преимущественно проживают за границей (более 183 дней в году), устанавливается льготный режим с расширенными правами на распоряжение валютными счетами.

    Что касается изменений суммы штрафов в 2021 году, то уже одобренный Федеральный Закон N 325-ФЗ вступает в силу с 18 мая 2018 года. Он вводит несколько незначительных поправок в упомянутые выше законы.

    К примеру, штраф для юр. лиц за незаконные валютные операций и платежи, минующие агентов валютного контроля, будет высчитываться не от суммы платежа, а составит 20 000 — 30 000 рублей. Юридическим лицам, которые повторно не вернут в срок денежные средства, уплаченные нерезидентам за непредоставленные товары или услуги, будет грозить дисквалификация от полугода до трех лет.

    В этом году действуют те же изменения по валютному контролю для юридических лиц, что и с 1 марта 2021 года.

    Мы составили таблицу, в которой по каждому пункту наглядно продемонстрировали: что было до реформы, и что стало теперь. Объект изменений Что было раньше Как стало Влияние суммы контракта на валютный контроль

    1. Если сумма контракта была меньше 1000$, фирма резидент РФ отправляла в банк только справку о валютных операциях;
    2. Время регистрации – 3 дня.
    • Время регистрации контракта – 1 день.

    Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

    (должностные лица) (п. 1 ст. 15.25 КоАП) Нарушение срока уведомления об открытии или закрытии заграничных счетов (либо смене реквизитов по ним), или несоблюдение формы оповещения

    1. Если в роли правонарушителя выступает физическое лицо, взыскание будет равно 1000 – 1500 руб.;

    Непредставление контролирующему органу (ИФНС) информации об открытии или закрытии заграничных валютных счетов (или изменении их реквизитов)

      если виновным в правонарушении признано отдельное должностное лицо, взыскание составит 40 000 – 50 000 руб.

    (п. 2.1 ст. 15.25 КоАП)

  • Физические лица должны заплатить в бюджет штраф в сумме 4000 – 5000руб.;
  • Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года

    рублейС 2021 года паспорт сделки оформлять больше не нужно. Чтобы провести расчет по внешнеторговому контракту, компания должна предоставить в банк бумаги, подтверждающие факт сделки.

    Срок подачи документов — 15 дней. Постановка контракта на учет — 24 часа.После фиксации договора, кредитное учреждение сообщает фирме номер контракта на следующий день.

    Порядок оформления прописан в положении 6 Инструкции Банка РФ от 16 августа 2017 № 181-И.Теперь юрлица стали резидентами: уведомить банк о сроках выполнения заказа теперь их прямая обязанность.

    Для этого сообщите информацию закрепленному менеджеру: тип контракта, реквизиты контрагента, сроки исполнения договорных обязательств, сумма сделки, вид валюты. Банковская организация зарегистрирует международный контракт за 1 рабочий день, присвоит ему уникальный номер, откроет ведомость валютного контроля.При продлении срока контракта, внесении изменений в не снятый с учета договор, информируйте банковское учреждение, предоставляйте дополнительную документацию.

    После завершения сделки и движения денег по счету компания предоставляет справку о подтверждающих документах, копии самих документов.

    Контроль со стороны таможенных органов выполняется на основании Федерального закона № 289-ФЗ, который также регламентирует списания со счетов в валюте компаний при таможенном оформлении. Валютный контроль в РФ в 2021 году Отчитываться за валютные поступления на счета организации теперь проще и быстрее.

    Основные изменения коснулись сроков, денежных лимитов и обязанностей уполномоченных банков.

    Упразднены такие формы учета, как паспорт сделки и справка о валютных операциях. Предоставление документации об импортно-экспортных операциях не требуется, если сумма по международному договору не превышает 200 тыс.

    и экспортных — от 6 млн руб. Срок принятия контракта на учет, присвоение ему уникального номера — не позднее 1 рабочего дня с момента предоставления сведений, необходимых

    переданные нерезиденту Примечание: Часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, кроме договоров, существенные условия которых изменены после указанной даты.

    · на должностных лиц – от 20.000 до 30.000 руб. Часть 4.1 Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои счета в банках РФ, и (или) на счета в зарубежных банках, по внешнеторговым контрактам (по которым оформляется ПС) рублевой части (доли) выручки – размер которой определяется Правительством РФ.

    Наложение штрафа · на ИП и юридических лиц — от 40.000 до 50.000 руб.

    Компаниям приходилось продавать почти всю экспортную выручку на локальном рынке. Если компании будут не в полном объеме конвертировать свою экспортную выручку в рубли, при сохранении валютных интервенций Минфина произойдет некоторое ослабление рубля, объясняет аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. При этом бюджет выиграет, так как рублевая цена на нефть вырастет и профицит бюджета будет больше, говорит он.

    Аналитик Нордеа-Банка Денис Давыдов соглашается, что, если рынок лишится части валютной выручки, может произойти давление на российский рубль. Однако влияние на бюджет не обязательно будет позитивным.

    «Да, рубль будет более слабым, однако важно, чтобы у государства имелась и валюта для выполнения внешних обязательств и для пополнения резервов. А если государство недополучает часть валютных средств, это вызывает риски финансовой стабильности. То есть ситуация не столь однозначна», — заключает Давыдов.

    Законодательством установлена как административная, так и уголовная ответственность за невозврат валюты. Административная ответственность установлена частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, уголовная ответственность – статьей 193 УК РФ.

    Мерой наказания по административной ответственности установлены штрафы, причем весьма существенные. Уголовная же ответственность предполагает штраф, принудительные работы сроком до 4 лет или лишение свободы сроком до 5 лет, если деяние было совершено в особо крупном размере, то есть сумма не репатриированных средств превысила 45 миллионов рублей. Для крупного размера порог суммы составляет 9 миллионов рублей.

    На момент подготовки данного материала в Минфине в рамках либерализации валютного законодательства обсуждается возможность исключения из Уголовного кодекса статьи 193 с одновременным отнесением её состава к квалифицирующим признакам статей 159, 171, 174, 196 УК РФ.

    Юристы нашей компании подготовили ряд рекомендаций как минимизировать риски привлечения к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации.

    • В первую очередь, речь идёт о необходимости всесторонней проверки поставщика.

    Так, например, при работе с китайскими поставщиками не стоит ограничиваться только проверкой реестра юридических лиц, в том числе и возможностями правительственного сайта Управления по контролю и регулированию рынка КНР. Ранее нашими юристами были подготовлены подробные рекомендации по проверке поставщиков в Китае.

    При работе с контрагентами из других стран меры проверки должны быть также всесторонними. В частности, рекомендуем, в том числе, и личную встречу с поставщиком на его территории.

    Предпринятые меры должной осмотрительности при выборе поставщика и их доказательства в будущем могут стать существенным доводом в защиту импортера по делу о репатриации денежных средств.

    Юристы нашей компании подготовили несколько рекомендаций по возможным действиям участника ВЭД при неисполнении его контрагентом обязательств по контракту.

    Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по факту не репатриации денежных средств. Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.

    Во-вторых, по истечению срока исполнения контрагентом своих обязательств по договору, необходимо незамедлительно инициировать претензионную, судебную и иную работу, направленную на восстановление нарушенного права.

    Одной из дополнительных мер может быть направление в Торгово-промышленную палату страны поставщика официального запроса с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации. После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.

    Данные рекомендации носят общий характер, конкретный перечень шагов зависит от индивидуальных обстоятельств ситуации. Помимо перечисленных мер существует и ряд других эффективных инструментов по минимизации рисков при привлечении участника ВЭД к административной ответственности за невозврат валюты. Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.

    Юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь как по минимизации рисков привлечения к административной ответственности при не репатриации валютной выручки, так и комплексным ведением дел по невозврату денежных средств. В практике наших юристов более 40 дел, связанных с привлечением участника ВЭД к административной ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.

    Стоимость юридической консультации по конкретной ситуации составляет от 5 тысяч рублей. Предварительная оценка перспектив дела производится бесплатно.

    Валютный контроль для небольшой компании: нормы, сроки и штрафы

    Подписан подготовленный Минфином России закон о либерализации ответственности за невозврат валютной выручки. Целью закона является смягчение административной нагрузки на российских экспортеров и импортеров при осуществлении внешнеторговой деятельности. В частности, им предоставляется дополнительная возможность для урегулирования проблем с иностранными контрагентами без рисков применения к ним санкций.

    Закон включает три основные новации.

    Снижение пороговых сумм штрафов за невозврат валютной выручки и дифференциация их размеров. Сейчас такой штраф для юрлиц и индивидуальных предпринимателей может составлять от 75% до 100% от незачисленной на счет банка суммы. Закон снижает его размер:

    до 3-10% — по внешнеторговым договорам в рублях;

    до 5-30% — по аналогичным договорам в валюте.

    Применение более мягких мер ответственности к резидентам, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности:

    за нерепатриацию экспортной выручки в рублях и в иностранной валюте — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;

    за невозврат аванса по импорту в рублях и в иностранной валюте — штраф в размере от 3% до 5%.

    исключение административной ответственности резидентов за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка представления составит менее 90 дней.

    Более того, законом предусмотрено полное освобождение участники ВЭД от мер ответственности в ряде случаев:

    если резидент перевел экспортную выручку на счет в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления денежных средств на зарубежный счет резидента;

    если сумма внешнеторгового контракта резидента не превышает 200 тыс. рублей или эквивалент этой суммы в иностранной валюте;

    если срок нерепатриации резидентом денежных средств не превысил 45 дней со дня окончания срока, установленного во внешнеторговом контракте.

    Закон подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», который входит в нацпроект «Международная кооперация и экспорт».


    Минфин сообщает о смягчении административной ответственности для российских экспортеров и импортеров. В частности, снижены пороговые суммы штрафов за невозврат валютной выручки и дифференцированы их размеры. Предусмотрены более мягкие меры ответственности к резидентам — профучастникам ВЭД:

    — за нерепатриацию экспортной выручки — предупреждение или штраф в размере от 3% до 5%;

    — за невозврат аванса по импорту — штраф в размере от 3% до 5%.

    Исключена административная ответственность за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям уполномоченным банкам, если задержка составит менее 90 дней.

    Перечислены другие случаи полного освобождения участников ВЭД от мер ответственности.

    Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

    1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
    2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
    3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
    4. Защита прав всех сторон сделки.

    Валютный контроль делится на следующие формы:

    1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
    2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
    3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

    Регулирование в этой области осуществляют:

    1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
      ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
    2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
      В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

    В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

    Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

    Сумма

    Экспорт

    Импорт или кредитование

    до 200 тыс. руб.

    документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

    от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

    любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

    любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

    от 3 млн руб. до 6 млн руб.

    контракт для регистрации

    свыше 6 млн руб.

    контракт для регистрации

    Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

    Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

    По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

    СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

    Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

    Образец заполнения СПД можно скачать здесь

    Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

    Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

    Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

    • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
    • от 75% до 100% от суммы сделки.

    Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

    За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

    При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

    Просрочка

    Юридические лица

    Должностные лица и ИП

    до 10 дней

    от 5 до 15 тыс. руб.

    от 0,5 до 1 тыс. руб.

    от 10 до 30 дней

    от 20 до 30 тыс. руб.

    от 2 до 3 тыс. руб.

    более 30 дней

    от 40 до 50 тыс. руб.

    от 4 до 5 тыс. руб.

    При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

    Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

    Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

    > > Налог-налог 04 сентября 2021 Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к наложению санкций. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия: приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков; проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством; проведение не предусмотренных валютным законодательством

    Госдумой принят в 1 чтении законопроект О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования), разработанный в целях повышения эффективности выявления и пресечения нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

    Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

    • отчет о движении валютных средств на счетах;
    • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
    • документы, подтверждающие легальность сделок.

    Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

    Размеры штрафных санкций в 2019 году:

    • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
    • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
    • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
    • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
    • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
    • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
    • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
    • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

    Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

    Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей. Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей. Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

    При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

    Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

    По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

    Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

    Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

    В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

    Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

    Для начала следует разобраться, что входит в валютное законодательство. В силу ст. 4 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — ФЗ 173) оно состоит из следующих элементов:

    • сам ФЗ 173 и иные законы федерального уровня, издаваемые в продолжение этого источника;
    • международные договоры;
    • правовые акты, опубликованные органами валютного регулирования;
    • нормы, изданные органами валютного контроля.

    В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

    • система регулирования;
    • система контроля.

    Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

    1. Органы валютного контроля:
      • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
      • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
    2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
      • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
      • Внешэкономбанк.

    Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

    За противоправные деяния в области валютных отношений существует 3 вида ответственности:

    • гражданско-правовая;
    • административная;
    • уголовная.

    Все они распространяются и на резидентов, и на нерезидентов. Важно, что понятия «налоговый» и «валютный» резидент в отношении физического лица отличаются. К последним относятся все граждане РФ, даже проживающие за рубежом, за исключением тех, кто не появляется в России более 1 года.

    Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также соответствующие Письма ЦБ РФ.

    Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы. В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство. На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.

    Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:

    • При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
    • При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
    • При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей

    На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.

    В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер — сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ.

    Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ

    Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового.

    В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.

    1. Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
      • предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
      • предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
    2. Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен , утвержденная ЦБ РФ.
    3. После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
    4. Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
    5. Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору.Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.
    • Скачать бланк паспорта сделки для валютной операции
    • Скачать образец паспорта сделки для валютной операции

    Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

    1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
    2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
    3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
    4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
    5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.

    Согласно пункту 1 репатриацию нужно осуществить в сроки, установленные внешнеэкономическими контрактами. Законодателем установлена такая обтекаемая норма в связи с тем, что каждые договорные отношения индивидуальны.

    По некоторым оплата производится единовременно, по другим частями (например, ежеквартально). По некоторым оплата производится по факту доставки продукции, по другим только авансовым платежом. Таким образом, заключая внешнеэкономическое соглашение, уделите особое внимание пунктам о репатриации, с той целью, чтобы быть в силах исполнить требования действующего законодательства в этой части.

    Репатриацию валюты используют как способ экономического развития страны. К этой процедуре вспоминают, когда в государстве прогрессирует кризис. В этот период правительство старается ограничивать потоки денежных средств. Когда экономическая ситуация в стране становится более стабильной, правительство послабляет ограничения на экспорт и импорт денежных капиталов.

    Регулировать денежные потоки могут также для удовлетворения интересов национальных компаний-монополий.

    О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:

    • Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
    • Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.

    Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.

    На данный момент нет единых международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.

    Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.

    Скачать файл

    Файл добавлен 24.03.2016
    Презентация .pdf (297 Кб)

    В сфере валютного обращения действуют 2 системы:

    • система регулирования;
    • система контроля.

    Поскольку в данной публикации мы разбираем тему нарушения валютного контроля, то далее пойдет речь только о последней структуре. В частности, мы рассмотрим, какие элементы составляют систему валютного контроля:

    1. Органы валютного контроля:
      • Центральный банк РФ осуществляет регулирование и одновременно надзор за валютной деятельностью кредитных организаций.
      • Правительство РФ контролирует операции остальных субъектов. Причем оно осуществляет свою деятельность не самостоятельно, а через определенные законодательством учреждения: Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу.
    2. Агенты валютного контроля, задача которых передавать информацию о проведенных через них операциях органам контроля. К агентам относятся:
      • уполномоченные банки, т. е. кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на валютные операции;
      • Внешэкономбанк.

    Несмотря на достаточно разветвленную схему валютного контроля, каждое ее звено действует только в строго определенной сфере. Например, таможенный орган может наложить штраф за нарушение валютного законодательства при совершении таможенных операций.

    За противоправные деяния в области валютных отношений существует 3 вида ответственности:

    • гражданско-правовая;
    • административная;
    • уголовная.

    Все они распространяются и на резидентов, и на нерезидентов. Важно, что понятия «налоговый» и «валютный» резидент в отношении физического лица отличаются. К последним относятся все граждане РФ, даже проживающие за рубежом, за исключением тех, кто не появляется в России более 1 года.

    К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

    1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
    2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
    3. Рублевые сделки между нерезидентами.
    4. Валютные сделки между резидентами.

    Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

    А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

    Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

    Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

    Сумма

    Экспорт

    Импорт или кредитование

    до 200 тыс. руб.

    документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции

    от 200 тыс. руб. до 3 млн руб.

    любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

    любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.

    от 3 млн руб. до 6 млн руб.

    контракт для регистрации

    свыше 6 млн руб.

    контракт для регистрации

    Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

    Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

    По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

    СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

    Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

    Образец заполнения СПД можно скачать здесь

    Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

    Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

    Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

    • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
    • от 75% до 100% от суммы сделки.

    Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

    За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

    При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

    Просрочка

    Юридические лица

    Должностные лица и ИП

    до 10 дней

    от 5 до 15 тыс. руб.

    от 0,5 до 1 тыс. руб.

    от 10 до 30 дней

    от 20 до 30 тыс. руб.

    от 2 до 3 тыс. руб.

    более 30 дней

    от 40 до 50 тыс. руб.

    от 4 до 5 тыс. руб.

    При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

    Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

    Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

    Важно! Разные виды нарушений норм валютного законодательства предусматривают разные меры ответственности. В том случае, если при осуществлении контроля было выявлено несоблюдение требований обращения валюты, информация передается органам валютного контроля или правоохранительным органам. Это зависит от того, какое совершено нарушение.

    Виды ответственности за нарушение валютного законодательства Каким нормативным актом предусмотрена
    Административная ответственность Предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ
    Уголовная ответственность Предусмотрена статьями186 УК РФ и 183 УК РФ

    Таким образом, каждая операция с иностранной валютой подлежит строгому контролю госорганами и финансовыми структурами. Все нарушения валютного законодательства ведут к довольно серьезным штрафным штрафам, а также наказанию в виде лишения свободы как для физических, так и для юридических лиц. Однако, если действия контролирующих органов, а также предусмотренное наказание является неправомерными, их можно оспорить через суд.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *