Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый санпин питьевая вода в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Перечень химических соединений, для которых разработаны предельно-допустимые концентрации в питьевой воде, в обновленном СанПиН 2022 года содержит 1350 показателей. Для каждого вещества указывается химическая формула, оказываемое на человека воздействие, класс опасности. Таблица содержит особые отметки, свидетельствующие о токсичности вещества при поступлении через кожу. Еще 445 показателей имеет временный гигиенический норматив (ОДУ). Законодательством определено, каким образом производится контроль и составляется перечень контролируемых веществ. Ознакомиться с полным перечнем показателей вы можете в нашей статье, ниже в пункте «Нормы качества питьевой воды по СанПиНу».
В водоисточниках могут содержаться радионуклиды, имеющие естественное или антропогенное происхождение. Длительное воздействие высоких концентраций этих показателей может привести к риску возникновения онкологических заболеваний: рака желудка при приеме внутрь, рака легких при вдыхании паров.
№ | Показатель | Максимальный уровень |
---|---|---|
1. | Аб — удельная суммарная альфа-активность | 0,2 БК/кг |
2. | Ав — удельная суммарная бета-активность | 1,0 БК/кг |
3. | радон | до 60 БК/кг |
4. | сумма радионуклидов до 1 (отн.Ед) | до 1 (отн.Ед) |
Таким образом, основными нормативными документами, определяющими требования к качеству воды, используемой в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, в 2022 году являются два СанПиН. Тот факт, что они объединили большинство требований в части обеспечения безопасности среды обитания человека, является, без сомнения, положительным. Однако документы, став универсальными, приобрели громоздкость и сложность в работе. Нормативные акты обязывают водоснабжающие организации и предприятия, эксплуатирующие источники питьевой воды, обеспечить контроль безопасности воды.
Качество питьевой воды зависит от многих факторов, зависящих от региона с природными особенностями водоисточников, применяемых при водоочистке технологий, состояния инженерных коммуникаций и т.п. В рамках действия закона о защите прав потребителей население обладает правом затребовать информацию о качестве поставляемой в дома воды.
Отдельными нормативными актами выделяются требования к бутилированной воде и организации питьевого режима в ДОУ и школах.
Введение маркировки разделили на несколько этапов:
- С 1 апреля 2020 г. по 1 июня 2021 года — проходил эксперимент по учёту бутилированной воды.
- С 1 сентября 2021 года — участники рынка обязаны регистрироваться в государственной информационной системе мониторинга «Честный ЗНАК». Работать с маркированными товарами без регистрации нельзя.
- 1 декабря 2021 года — становится обязательной маркировка бутилированной минеральной воды (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.110).
- 1 марта 2022 года — стартует маркировка остальных категорий питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140).
- 1 сентября 2022 года — в систему маркировки начнут передавать сведения о розничных продажах.
- 1 ноября 2022 года — будет введён объёмно-сортовой учёт продукции.
- 1 марта 2025 года — учёт бутылок станет поштучным.
К покупателю товар движется через неограниченное количество пунктов. Путь продукции начинается на заводе, проходит через склады и только потом выставляется на витрину. Партия воды может проследовать из распределительного центра другой страны через таможенный контроль, и только потом на склад и в магазин.
Все организации и предприятия, задействованные в процессе доставки товара потребителю, являются участниками товарооборота:
-
Конкурсы и аукционы с дополнительными требованиями: как участвовать в таких закупках
206 0
1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).
2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.
5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.
6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.
7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5°C и выше — не более 1 суток;
плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.
12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.
13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.
75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам.
78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35:
возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.
80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37.
81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.
83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.
84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.
85. Выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.
Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте.
Предлагается вернуть отмененные с 01.01.2022 СанПиН с требованиями к ЗОУИТ
91. Качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения (далее — качество воды водных объектов), должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков:
в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее — первая категория водопользования);
для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее — вторая категория водопользования).
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами.
92. В водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать38:
сточные воды всех видов, содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы в количествах выше гигиенических нормативов;
сточные воды, содержащие вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические нормативы и отсутствуют методы их определения;
неочищенные сточные воды водного транспорта;
пульпу, снег;
отходы;
нефтепродукты и нефтесодержащие воды.
Производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды при их удалении от животноводческих или птицеводческих комплексов должны направляться на очистные сооружения.
Земельный участок, используемый для размещения очистного сооружения, не должен затапливаться паводковыми и ливневыми водами. Биологические пруды для доочистки стоков должны быть организованы на участках со слабофильтрующими грунтами или с использованием гидроизолирующей защиты.
93. На водных объектах, используемых населением для питьевых, хозяйственно-бытовых и рекреационных целей, запрещается молевой сплав древесины, а также сплав древесины в пучках и кошелях без судовой тяги.
94. Запрещается мойка транспортных средств в водных объектах и на их берегах, а также проведение работ, являющихся источником загрязнения вод, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.
95. Сброс, удаление и обезвреживание сточных вод, содержащих радионуклиды, должен осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс и удаление, в соответствии с нормами радиационной безопасности, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности населения.
96. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), при определении места выпуска сточных вод должны учитываться существующее качество воды водного объекта и прогнозируемое с учетом проектируемого выпуска, а также с учетом существующих источников загрязнения, метеорологических и гидрологических условий.
97. Хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения39.
98. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование, обязаны40:
проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов;
контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
99. Санитарная охрана подземных вод должна обеспечиваться лицами, осуществляющими деятельность, оказывающую влияние на санитарно-эпидемиологические требования безопасности подземных вод.
100. Для орошения почвы в области питания подземных вод допускается использование сточных вод, отвечающих микробиологическим и паразитологическим показателям в соответствии с правилами установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенными в приложении № 5 к Санитарным правилам.
101. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим закачку сточных вод в подземные водные объекты, оборудуются наблюдательные скважины, в которых должны контролироваться показатели, характеризующие химический состав закаченных сточных вод, выбранные с учетом правил установления приоритетных показателей воды водных объектов при проведении лабораторных исследований воды водных объектов в рамках производственного контроля, приведенным в приложении № 5 к Санитарным правилам.
102. Производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект.
При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.
124. Многоквартирные жилые дома, общежития, центры временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов (далее — центры временного размещения) должны находиться за пределами промышленной площадки.
Земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10°С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0°С.
125. Инсоляция и солнцезащита жилых помещений и территорий жилой застройки должны соответствовать гигиеническим нормативам.
126. В помещениях общежитий и центров временного размещения, помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.
Для уборки производственных и санитарно-бытовых помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств должен выделяться отдельный промаркированный инвентарь, хранение которого должно осуществляться в специально отведенных местах. Уборочный инвентарь для туалета должен храниться отдельно от инвентаря для уборки других помещений.
По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств и просушивают.
В помещениях многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения не должно быть синантропных насекомых и грызунов. При их появлении хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, должны проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
127. Здания многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должны быть оборудованы системами питьевого и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции, электроснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) (далее — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).
В населенных пунктах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2 этажных жилых многоквартирных домов с неканализованными туалетами в отапливаемой части здания.
С целью недопущения попадания воздуха из вытяжной части канализационных стояков, запрещается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами.
Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, запрещено.
128. Параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Температура поверхности нагревательных приборов при водяной системе отопления не должна превышать 80°С.
На кухнях, в ванных комнатах, душевых, туалетах и сушильных шкафах должны быть вытяжные отверстия вентиляционных каналов. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь, душевых и санитарных узлов, помещений медицинского назначения, прачечных с жилыми комнатами.
Вентиляция объектов общественного назначения, эксплуатируемых в многоквартирных жилых домах, должна быть автономной.
Допускается присоединять к общей вытяжной системе жилого здания вытяжную вентиляцию нежилых помещений, выбросы которых не будут приводить к превышению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, установленных для территорий жилой застройки.
129. Качество атмосферного воздуха в воздухе жилых помещений многоквартирного жилого дома, индивидуальных жилых домов, общежитий и центров временного размещения должно соответствовать гигиеническим нормативам.
130. Уровни физических факторов46 воздействия на человека в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В период с 7.00 до 23.00 часов в жилых помещениях допустимо превышение гигиенических нормативов уровней шума на 5 дБ.
Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней вибрации в жилых помещениях вводится поправка минус 10 дБ, а абсолютные значения умножаются на 0,32.
Уровни искусственного и естественного освещения и инсоляции в многоквартирных жилых домах, индивидуальных жилых домах, общежитиях и центрах временного размещения должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Естественное освещение должны иметь помещения, для которых гигиеническими нормативами установлено значение коэффициента естественного освещения.
131. При наличии мусоропровода крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками.
132. Очистка, помывка, дезинфекция ствола мусоропровода должна проводиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом или эксплуатацию общежитий и центров временного размещения, не реже чем 1 раз в месяц.
Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры. Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения.
148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.
149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.
Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.
150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.
Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.
151. В санпропускниках должны быть:
туалеты (раздельные для посетителей и персонала);
раздевалки;
душевая;
комната личной гигиены женщин;
кладовые чистого и грязного белья;
помещение для дезинфекции одежды и обуви;
постирочная;
хозяйственные помещения;
помещения для персонала.
152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.
В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.
153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.
154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.
155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.
156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.
Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.
Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:
-
больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
-
нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:
1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);
2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;
3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
- Законодательство
- Международные стандарты
- Международные организации
- Статистика и исследования пищевой индустрии
- Мероприятия
- Экспертный совет
- Мероприятия для специалистов
- Вебинары
- Тренинги ИнтерКонсалт
- Выставки и форумы
Номер документа Название документа СП 2.1.5.1059-01 “Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения” СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПин 2.2.1/2.1.1.2555-09 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция” СП 2.1.4.2625-10 “Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы” Действуют до 1 января 2022 года Вода признается качественной, если она отвечает следующим условиям:
- В течении года не выявлено превышение уровня по показателям:
- микробиологическим*
- паразитологическим
- вирусологическим
- радиологическим
- В течение года 95% проб из 100% соответствуют по показателям ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Кишечная палочка
- В течение года не выявлено превышений по показателям:
- органолептические
- обобщённые
- неорганические
- органические
Не допускается в питьевой воде посторонних включений и наличия поверхностной пленки.
Температура горячей воды должно быть не менее 60*С и не более 75*С в точке водоразбора – то есть у вас из крана. Температура ниже – вы в праве отстаивать требование о нормализации температуры горячей воды.
Требование к охране водных объектов.
Запрещается мыть автомобили на берегах рек, озер и т.п. А также проводить любые работы, способствующие загрязнению водного объекта.
Как отметил Самбурский, вместе с этим обновленный СанПиН устанавливает нововведения, которых отрасль ждала давно. Так, впервые в гигиеническом нормирование введено понятие технической воды, которую нельзя потреблять для питьевых нужд, но можно использовать для полива.
Кроме того, в два раза повышается допустимый уровень кремния — необходимого для организма человека микроэлемента, добавил собеседник агентства. «У нас очень большое количество подземных вод на Дальнем Востоке, Урале, Сибири, да и в Средней России, зачастую обогащены кремнием. Теперь подавляющее большинство водоканалов справится с этой концентрацией и будет подавать качественную воду населению», — заключил эксперт.
Постановление главного государственного санитарного врача от 28 января 2021 года утвердило новый СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Новые санитарные правила и нормы вступают в силу 1 марта 2021 года и будут действовать до 1 марта 2027 года.
Предприятия, которые своевременно не обратились в Роспотребнадзор с целью установления СЗЗ, получат предписание о несоблюдении санитарного законодательства. Если юрлицо не даст разъяснительный ответ Роспотребнадзору, то в соответствии с КоАП РФ будет произведено наложение административного штрафа. Самое неприятное в этой ситуации, что согласно кодексу, существует большая вероятность приостановки деятельности предприятия до 90 суток. Этот строгий метод административного регулирования часто использует Роспотребнадзор. В случае, если Вы уверены, что осуществляемая деятельность не оказывает негативного влияния на близлежащую территорию, то все равно нужно доказать данный факт. Так как бездействие по данному вопросу тоже влечет за собой административный штраф.
Присоединяйтесь к нам!
Копию решения о СЗЗ направляет (в течение двух дней) в Роспотребнадзор уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган. Итог этой процедуры – нанесение границ СЗЗ на кадастровую карту территории. Сведения о ней вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С этого момента СЗЗ считается установленной.
Как будет выглядеть вся процедура после отмены данного ограничения? При планировании строительства застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в Роспотребнадзор заявление об установлении СЗЗ.
То есть, разработку проекта СЗЗ и прохождение его экспертизы нужно начинать заранее, задолго до получения разрешения на строительство. В 2019 году, со дня вступления в силу новых требований и до наложения моратория на эти требования, в строительной отрасли поднялась большая шумиха из-за данного требования закона.
Многие стройки пришлось отложить, так как на разработку и согласование проекта СЗЗ с последующим получением Решения и внесением сведений о СЗЗ в Росреестр требуется много времени. И теперь, когда близится 2022 год, эти требования скоро вновь будут действовать. Поэтому предприятиям нужно успеть подготовиться.
Обзор санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 от 28.01.2021
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
Резюмируя, можно сказать, что нововведения направлены на повышение безопасности воды бассейнов — не только микробиологической, но и токсикологической, обусловленной применением хлор-реагентов. Разворот в сторону более комплексного понимания проблемы безопасности воды и управления рисками, связанными с применением хлор-реагентов, укладывается в общемировой тренд по обеспечению комфортной и безопасной среды обитания человека.
Новые нормативы потребуют от всех участников процесса более вдумчивых решений на этапе проектирования и строительства бассейна, и более тщательного контроля за соблюдением режима обслуживания на этапе его эксплуатации.
от 26 сентября 2001 года N 24
О введении в действие санитарных правил
(с изменениями на 2 апреля 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 марта 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2;
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3
____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 10 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 14, 05.04.2010) (введено в действие с 1 мая 2010 года);
— Примечание изготовителя базы данных.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20 название санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» с 1 сентября 2009 года изложено в новой редакции: «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
— Примечание изготовителя базы данных.
в Министерстве юстиции
31 октября 2001 года,
регистрационный N 3011
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения *
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.4.1074-01(с изменениями на 2 апреля 2018 года)
В документе учтены:
2.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
2.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
2.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.
2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее — рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее — центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
2.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
2.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.
Информационная система МЕГАНОРМ
База постоянно обновляется
Скачать СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения
- СанПиН 2.1.4.2496-09 от 01.09.2009(«Российская газета» от 22.05.2009 г. № 92 «Российская газета» от 06.06.2018 г. № 121, Решением Верховного Суда РФ от 02.04.2018 г. № АКПИ18-91 пункт 3.3.4 признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда в части указания на марки товаров: реагенты «СИЛИФОС», ингибиторы комплексного действия («Эктоскейл», «ОПТИОН»). Решение вступило в законную силу 05.05.2018 г.)СанПиН 2.1.4.2580-10 от 01.05.2010(Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 апреля 2010 г. № 14)СанПиН 2.1.4.2652-10 от 31.08.2010(Роспотребнадзор, 2010 год)№ от 05.05.2018(«Российская газета» от 06.06.2018 г. № 121)№(Решением Верховного Суда РФ от 18.01.2017 г. № АКПИ16-1189 пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) признан не противоречащим действующему законодательству в части, допускающей, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток)
На основании этих требований нормируется качество воды для:
- питьевых и хозяйственных нужд жилых домов и предприятий,
- кафе и ресторанов,
- многих предприятий пищевой промышленности, не имеющих специализированных требований к воде.
Подобные требования с незначительными изменениями выдвигают нормы Европейского Сообщества (ЕС) – директива по качеству питьевой воды, предназначенной для потребления человеком» 98/83/ЕС; международные рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «Руководство по контролю качеству питьевой воды» и нормы Агентства по охране окружающей среды (USEPA).
Основные требования к питьевой воде состоят в том, что она должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Системы водоснабжения большинства населенных пунктов обеспечивают жителей водой хозяйственно-бытового назначения. Под этим понятием понимается горячая и питьевая (холодная вода). В разделе IV СанПиН 2.1.3684-21 изложены требования к их качеству. 6 последних пунктов раздела посвящены требованиям к нецентрализованному водоснабжению и водозаборным сооружениям нецентрализованных источников. Определены четкие критерии к термину «качественная питьевая вода». Таким образом, в СанПиНе 2022 года объединены требования к питьевой воде СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.1175-02, утративших силу.
№ Требования Новый СанПиН 2.1.3684-21 питьевой воды в 2022 году Утратившие силу СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1175-02. 1 Критерии к качеству питьевой воды Качество соответствует, если в питьевой воде не выявлены в течение года превышения нормативов по следующим показателям:
-органолептическим;-неорганическим;
-органическим;
-микробиологическим
(за исключением 4 показателей, для которых не должно быть выявлено не менее 95 % случаев из 100 и более проб)
соответствие требованиям СанПиН, в том числе по 2 показателям по микробиологии (для которых не выявлены превышения в не менее 95 % случаев из 100 и более проб); 2 Информирование надзорных органов о несоблюдении технического режима или аварийных ситуаций В течение 12 часов письменно или 2 часов по телефону Требование без определения сроков 3 Разработка и согласование программы производственного контроля Разрабатывается и согласовывается в соответствии с утвержденными Правилами осуществления контроля качества питьевой воды Согласование с центром госсанэпиднадзора 4 В питьевой воде запрещено наличие Пленки на поверхности и посторонних включений Пленки на поверхности и присутствие гидробионтов (водных организмов) 5 Требования к источникам нецентрализованного водоснабжения В СанПиН Дается общий перечень требований для безопасного обустройства водозаборного сооружения в 2022 году: расстояние от источников загрязнения, автомагистралей, наличие ограждения, отмостков, закрытого устья Кроме общих требований в СанПиН 2.1.4.1175-02 имеется подробное описание устройств трубчатых и шахтных колодцев, условия их эксплуатации Что ждёт санитарно-защитные зоны в 2022 году?
2.1. Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
2.2. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
2.3. Показатели, характеризующие региональные особенности химического состава питьевой воды, устанавливаются индивидуально для каждой системы водоснабжения в соответствии с правилами, указанными в приложении 1.
2.4. На основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее – рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее – центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
2.5. При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать центр госсанэпиднадзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.
2.6. В случаях, связанных с явлениями природного характера, которые не могут быть заблаговременно предусмотрены, или с аварийными ситуациями, устранение которых не может быть осуществлено немедленно, могут быть допущены временные отклонения от гигиенических нормативов качества питьевой воды только по показателям химического состава, влияющим на органолептические свойства.
В соответствии с федеральным законодательством (Ст. №19 №52-ФЗ) организации, осуществляющие централизованное водоснабжение населения, обязаны обеспечить качество и безопасность поставляемой воды.
Требования по органолептическим показателям приведены в СанПиН 1.2.3685-21 таблице 3.1. , по обобщенным показателям можно найти в таблице 3.3., таблица 3.5 содержит нормативы по паразитологическим и микробиологическим критериям. Контрольные значения по радиационной безопасности нормируются одинаково при исследованиях воды всех типов. Ознакомиться и скачать СанПиН 1.2.3685-21 можно по ссылке здесь.
Огромный перечень химических показателей, нормируемых и контролируемых в водопроводной воде, позволяет охватить все возможные загрязнители, создающие угрозу здоровью человека. В приложении 2 СанПиН 2.1.3684-21 определены критерии, по которым в 2022 году составляется перечень контролируемых санитарными службами показателей для тех или иных поставщиков услуг в сфере водоснабжения. Основание – проведение расширенных анализов, выполняемых в течение года, а также учет технологии применяемой водоподготовки.
В Правилах выбора контролируемых показателей установлено в 2022 году минимальное количество анализов, выполняемых для водопроводной воды – 12 проб. А также уточнено, что в данный перечень обязательно включение химических соединений:
- 1 и 2 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,1 ПДК;
- 3 и 4 класса опасности, если они присутствуют в водоисточнике в концентрации, равной или превышающей 0,5 ПДК и нормируются по санитарно-токсикологическому признаку.
ВАЖНО
При несоответствии безопасности качества поставляемой воды предъявляемым требованиям, организации, производящие водоснабжение, обязаны выполнить мероприятия, направленные на устранение этого несоответствия и вызвавших его причин и обеспечение безопасности здоровья населения. Санитарное законодательство обязывает поставщика услуг информировать население о рисках, связанных с несоблюдением требований.5.1. Изготовители, осуществляющие производство расфасованных вод, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно — эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в т.ч.:
· обеспечивать безопасность для здоровья человека расфасованных вод при их производстве, транспортировании, хранении и реализации населению;
· осуществлять производственный контроль, в т.ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
5.2. На основании требований настоящих санитарных правил изготовители до начала осуществления производства расфасованных вод разрабатывают рабочую программу производственного контроля (далее — рабочая программа).
Рабочая программа согласовывается главным государственным санитарным врачом по соответствующей территории на срок 3 года и утверждается изготовителем.
5.3. Объектами производственного контроля являются: вода водоисточника, вода на этапах водоподготовки, вода перед розливом, емкости и укупорочные средства, готовая продукция.
5.4. Перечень контролируемых показателей, периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от водоисточника, технологии водоподготовки, качества готовой продукции.
5.5. Расфасованные воды принимают партиями (количество воды в однотипных емкостях одной вместимости, одной даты розлива (день, месяц, год), сдаваемое на склад по одному документу о качестве).
5.6. Для контроля качества готовой продукции должны быть предусмотрены сокращенный (в каждой партии), сокращенный периодический (не реже одного раза в месяц) и полный (не реже 1 раза в год) анализы.
5.7. Органолептический и микробиологический контроль расфасованной воды должен проводиться в каждой партии, независимо от источника воды и способа водоподготовки.
5.8. Виды определяемых показателей качества расфасованной воды при сокращенном (в каждой партии) и сокращенном периодическом (не реже 1 раза в месяц) анализах устанавливают с учетом требований, указанных в приложении.
5.9. Лабораторные исследования осуществляются изготовителем самостоятельно либо с привлечением лабораторий, аккредитованных в установленном порядке.
5.10. Изготовители расфасованной воды предоставляют информацию о результатах производственного контроля центрам Госсанэпиднадзора по их запросам.
5.11. Изготовитель при выявлении нарушений санитарных правил на производстве расфасованных вод должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.:
· приостановить либо прекратить производство расфасованной воды;
· снять с реализации продукцию, не соответствующую санитарным правилам и представляющую опасность для человека;
· информировать центр Госсанэпиднадзора в территории о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил.
Еще один документ, в котором прописываются требования к безопасности воды в 2022 году, предназначенной для питья, касается особенностей обеспечения питания населения, в том числе детей в дошкольных учреждениях и учебных заведениях. Это СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утвержденный 27.10.2020г. Основное требование – соблюдение качества питьевой воды.
Отдельно прописаны особенности питьевого режима детей, при организации которого устанавливаются питьевые фонтанчики иные устройства для выдачи питьевой воды: кипяченой или бутилированной. При этом необходимо обеспечить учреждение достаточным количеством сертифицированной посуды и подносов. При использовании одноразовой посуды обязательно наличие контейнеров для накопления после ее использования. Бутилированная вода должна соответствовать требованиям и применяться при наличии подтверждающих безопасность документов. Используемые в учреждениях кулеры должны быть установлены вне прямых солнечных лучей. Дезинфекция кулеров осуществляется с периодичностью 1 раз в квартал, мойка – не реже 1 раза в неделю.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утверждающий нормы питьевой воды в школе и ДОУ можно .
Вода в рационе детей – самый большой по объему потребления пищевой продукт. Если дети потребляют недостаточно воды, то нарушается нормальная жизнедеятельность:
- появляется усталость;
- снижается работоспособность;
- нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи;
- замедляются биохимические реакции.
Постоянный дефицит жидкости может привести к кариесу зубов, заболеваниям почек и печени (письмо Минобрнауки России от 12 апреля 2012 г. № 06-731).
Чтобы удовлетворить потребность в воде:
- для детей дошкольного возраста и школьников;
проверяйте соответствие закупаемой воды, кипяченой воды из системы питьевого водоснабжения, воды из системы доочистки водопроводной воды санитарно-эпидемиологическим требованиям; - назначьте работников, которые будут отвечать за организацию питьевого режима детей и подростков, и включите в их должностные обязанности пункт об ответственности за организацию питьевогорежима;
- питьевую воду только по договорам, которые заключает руководитель образовательной организации с поставщиками. Воду может закупать предприятие питания, если это предусматривает договор на организацию питания;
обеспечьте свободный доступ детей и подростков к доброкачественной питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательной организации.Внимание: если питьевая вода или хозяйственно-бытовое водоснабжение не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, руководителя и должностных лиц образовательной организации могут оштрафовать по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Как организовать питьевой режим в детском саду
Обеспечьте детям дошкольного возраста:
Какую воду выбрать Особенности использования 1. Питьевую воду, расфасованную в емкости (бутилированную) Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности 2. Кипяченую воду Храните такую воду не более трех часов 3. Установку с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности. Предусмотрите замену емкости по мере необходимости и регулярную обработку дозирующих устройств Такие правила устанавливает пункт 14.26 СанПиН детского сада.
Опыт показывает, что для дошкольников удобнее закупать воду в бутылках небольшого объема – 1,5–2 л.
Как организовать питьевой режим в школе
Обеспечьте школьникам:
Какую воду выбрать Особенности использования 1. Стационарные питьевые фонтанчики - Фонтанчики должны предусматривать ограничительное кольцо вокруг вертикальной водяной струи;
- высота струи должна быть не менее 10 см
2. Воду, расфасованную в емкости Если используете установки с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусмотрите замену емкости по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели, и регулярную обработку дозирующих устройств. При использовании бутилированной воды обеспечьте чистую посуду в достаточном количестве:
Вид посуды Где использовать Как собирать Стеклянная, фаянсовая В обеденном зале На промаркированные подносы Одноразовая В учебных и спальных помещениях, перед физкультурным залом В контейнеры Внимание: обеспечьте обучающимся свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени пребывания в школе (п. 10.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 организации питания в школе)
Требования к воде
Питьевая вода должна быть безопасна для детей по показателям:
-
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299); - ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия», утвержденный приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. № 1606-ст;
- СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества», утвержденные постановлением Главного санитарного врача России от 15 марта 2002 г. № 12.
В ближайшее время должен быть принят технический регламент Таможенного союза на расфасованную в емкости питьевую воду.
Бутылки могут содержать воду:
- питьевую воду первой и высшей категории;
- природную минеральную воду: столовую, лечебно-столовую или лечебную.
Вода первой категории часто бывает умягчена и может не подходить для регулярного питья, так же как и большинство видов минеральных вод, которые чаще всего не отвечают критериям физиологической полноценности минерального состава.
И питьевая, и минеральная вода может быть газированной и негазированной.
Оптимальной для организации питьевого режима в образовательных учреждениях является только негазированная питьевая вода высшей категории качества.
Лечебно-столовую и лечебную воду недопустимо использовать для питья (ее применяют только по назначению и под контролем врача в лечебных целях).
При использовании минеральной столовой воды оцените ее соответствие критериям физиологической полноценности минерального состава питьевой воды:
Санпин питьевая вода 2.1.4.1074-01 с изменениями на 2021 год
Санитарные правила формулируют требования к системам обеззараживания воды таким образом:
«п. 6.2.19. Для бассейнов всех видов назначения в качестве основных методов обеззараживания воды должны быть использованы хлорирование, бромирование, а также комбинированные методы: хлорирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения, или бромирование с использованием озонирования или ультрафиолетового излучения.»
Таким образом, исключается ранее существовавшая возможность использования в общественных бассейнах альтернативных методов обеззараживания воды при условии подтверждения безопасности и эффективности выбранной технологии.
Резюмируя, можно сказать, что нововведения направлены на повышение безопасности воды бассейнов — не только микробиологической, но и токсикологической, обусловленной применением хлор-реагентов. Разворот в сторону более комплексного понимания проблемы безопасности воды и управления рисками, связанными с применением хлор-реагентов, укладывается в общемировой тренд по обеспечению комфортной и безопасной среды обитания человека.
Новые нормативы потребуют от всех участников процесса более вдумчивых решений на этапе проектирования и строительства бассейна, и более тщательного контроля за соблюдением режима обслуживания на этапе его эксплуатации.
Согласно СанПиН, чистая водопроводная питьевая вода не должна содержать:
- кишечной палочки;
- энтеровирусов (полиомиелит, гепатит и другие);
- яиц лямблий и других паразитов;
- возбудителей острых инфекционных заболеваний;
- опасных веществ 1 группы — фосфора, фторида, бензапирена, бензола, акролеина, мочевины, хлористых углеводородов, соединений ртути и свинца, метильных групп и других;
- организмов, различимых невооруженным глазом;
- радионуклидов;
- пленок на поверхности.
Сухой остаток, или, по-научному, общая минерализация, не может быть больше 1500 мг/л.
Жесткость, то есть, количество солей кальция и магния, не должна превышать 102мг/экв. л.
Для того, чтобы дома проанализировать воду, то нужно использовать TDS-метр
Судя по количеству жалоб, питьевая вода в Ростовской области по-прежнему отвратительна. Поставщики бутилированной воды разливают ее из источников в той же геологической зоне и даже не располагают мощными очистными сооружениями Водоканала. Смешно ожидать, что питьевая вода будет отличаться от технической и соответствовать СанПиН.
Удобный выход из сложившейся ситуации – многоступенчатый фильтр обратного осмоса со сменными картриджами. Благодаря фильтру, вода будет очищена на 99% днем или ночью, независимо от района, состояния водопровода. Фильтр окупиться за год-полтора, сэкономит время, нервы, здоровье и облегчит нашу и без того сложную жизнь.
Нормы питьевой воды по СанПиНу предусматривают, что ресурс не должен нести в себе опасности с точки зрения радиационного загрязнения. Положения рассматриваемого акта используются в отношении ресурса, который применяется в бытовых целях, для питья, приготовления еды, кроме того на воду, которая используется при производстве пищевых продуктов.
Указанные правила должны быть соблюдены компаниями, которые выполняют функции по водоподготовке и поставке ресурса, а также органами, реализующими контроль за деятельность указанных организаций.
Все органы, кто подчиняется требованиям СанПиНа, несут обязательство относительно того, чтобы с конкретной периодичностью контролировать состав и свойства питьевого ресурса. Если вода будет с изменениями, к примеру, повышены нормативы вредных организмов, контролирующий орган сообщает в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Важно! В данный орган требуется направлять уведомления и в ситуации, когда происходит ситуация чрезвычайного типа или авария.
Похожие записи:
-