Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер крупной сделки администрация Рязань в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы понять, какая сделка будет крупной, нужно разобраться с балансом ООО. Баланс — это активы и пассивы компании. Активы — это собственность компании, которая может приносить доход. Например:
- деньги;
- долги, которые ей должны вернуть;
- недвижимость;
- ценные бумаги;
- инвестиции;
- резервы.
А пассивы — это то, из чего состоят активы, например уставной и добавочный капитал, кредиты.
Каждый год бухгалтер считает, сколько у компании активов, а сколько пассивов. Этот подсчет называется «бухгалтерским балансом». Его компания сдает в налоговую и Росстат.
Какая сделка является крупной для ООО и как это посчитать?
Одобрение сделки — это согласие участников общества на ее проведение. Без согласия налоговая и любой из участников общества могут ее отменить.
Сделку одобряют на собрании участников общества. Во время собрания секретарь ведет протокол и пишет: кто проголосовал против, а кто — за. Голосов за должно быть больше хотя бы на один.
Главный риск с крупными сделками — отмена сделки. Отменить может налоговая или участники общества, если сделка прошла без одобрения.
Компания «Буржуа» продала здание компании «Элита». По всем признакам сделка была крупной, но одобрение участников общества компания-продавец не получала. Через полгода налоговая отменила сделку. Здание вернулось к «Буржуа», а «Элита» получила назад свои деньги.
Но за эти полгода «Элита» вложила миллион рублей в ремонт и в рекламу. Этот миллион «Элита» будет требовать у «Буржуа» в суде.
Покупатель может подстраховаться: запросить у компании-продавца бухгалтерский баланс, чтобы посчитать, крупная ли сделка. И, если да, проследить, чтобы ее одобрили по правилам: попросить копию протокола или решения.
Наличие законодательных оснований для признания сделки крупной дает возможность собственникам фактически защитить свой бизнес от нежелательных и несогласованных действий генерального директора. Если сделка, подпадающая под критерии крупной, будет проведена без одобрения собственников, то они получат основанную на законе возможность оспорить ее.
Заключение крупной сделки для ООО или АО, как правило, налагает на хозяйствующий субъект ряд масштабных обязательств. Чаще всего финансовых (например, связанных с оплатой закупаемого товара). Принятие таких обязательств без ведома собственников фирмы либо их доверенных лиц — во многих случаях крайне нежелательный для бизнеса сценарий.
Здесь может иметь место и коррупционная составляющая (когда директор договаривается о крупной закупке от «своего» поставщика), и недостаточная компетентность руководителя (когда поставщик не «свой», но не самый выгодный, о чем знают только собственники, а директор в силу неопытности не подозревает об этом).
Рассмотрим теперь подробнее специфику проведения крупных сделок обществами с ограниченной ответственностью.
Крупной считается сделка, стоимость предмета которой превышает 25% от общей величины активов компании. При этом условия контракта должны удовлетворять критериям, установленным ст. 46 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 78 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208 (для ООО и АО соответственно).
Чтобы подсчитать, является ли сделка ООО крупной, нужно разделить балансовую (закупочную, продажную) стоимость имущества — предмета сделки на балансовую стоимость всех активов предприятия. Узнать больше об особенностях законодательного регулирования правоотношений с участием ООО вы можете в статьях: «Каков порядок выхода участников из состава ООО?»; «Оформление передачи доли в ООО другому участнику».
Пленум Верховного суда о крупных сделках: как его применяют на практике
Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки.
Подготовка документа
До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.
В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС). После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки. Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.
Что учесть при формировании Решения
Назовем шесть правил:
- Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника, он принимает Решение единолично.
- Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола: заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.
В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании». - Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
- Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603. - Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки. - В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы.
Известно, что ООО, участвующее в госзакупках, должно при аккредитации на сайте госзакупок, а далее к каждой к заявке прикладывать решение/протокол об одобрении крупной сделки. Документ достаточно формальный, но в последние месяцы все больше заявок отклоняется из-за проблем с ним.
А дело вот в чем. Верховный Суд в своем Обзоре от 25.12.2019 г. перевернул с ног на голову всю сложившуюся годами практику по этому вопросу (в частности о том, каким образом следует оформлять и заверять такие решения).
Юристы уже подробно разобрали эти разъяснения, но тут я вас казуистикой мучать не буду (кому интересно, поищите в интернете, информации полно).
Итог: возмущаться смысла нет, приспосабливаемся….
Перейдем к практике
Что надо сделать:
- Посмотрите свое решение.
Если оно принято до 25.12.2019, то уточните срок действия этого решения. Если срока нет, то оно действует один год. Проблем у вас до окончания этого срока не будет.
- Посмотрите свой устав.
Есть ли там фраза о способе подтверждения решений общего собрания участников ООО? Если там уже прописан какой-то порядок утверждения (не нотариальный), то все хорошо. Следите, чтобы решения подтверждались в соответствии с этим порядком.
- Проблема?
Если порядок в уставе не установлен, а срок «старого» решения истек или истекает, поздравляю, у вас проблема.
Как ее решить?
Есть 3 варианта:
- Заверить новое решение об одобрении крупных сделок нотариально и его прикладывать везде (напишите только срок действия лет 5-10)))
- Внести изменения в устав ООО, включив туда нормы об альтернативном (не нотариальном) порядке утверждения решений.
- Принять решение о том, что далее все решения учредителей будут удостоверяться альтернативным способом (не нотариально). Вот это решение нужно будет все-таки один раз заверить у нотариуса.
Если такое решение есть (не удостоверенное нотариусом до 25.12.2019), то ранее вынесенные на его основания решения об одобрении сделок сохраняют свою силу, а вот новых выносить нельзя (надо выполнить какое-то из действий 1-3).
Важно! Все это действует и для тех ООО, у которых один учредитель. Не ищите логики, просто примите это.
Какие бывают альтернативные способы подтверждения?
-подписание протокола всеми участниками ООО;
-подписание протокола всеми присутствующими участниками ООО;
-подписание протокола председателем и секретарем собрания.
УТВЕРЖДЕН Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации
25 декабря 2019 года
Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, в соответствии с которым в отношении решений общества будет применяться альтернативный способ подтверждения, требует нотариального удостоверения. Общество представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в том числе протокол общего собрания участников, на котором было принято решение о внесении соответствующих изменений.
Решением регистрирующего органа обществу отказано в государственной регистрации указанных изменений со ссылкой на подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованием о признании незаконным решения регистрирующего органа.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации, поскольку общество представило все необходимые для этого документы.
Судебные акты судов первой и апелляционной инстанций были отменены судом кассационной инстанции с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования по следующим основаниям. Из оспариваемого решения регистрирующего органа следовало, что регистрирующий орган счел непредставленным протокол общего собрания участников ввиду несоблюдения обществом требования подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о его нотариальном удостоверении.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно. Суд кассационной инстанции указал, что суды первой и апелляционной инстанций проигнорировали довод о том, что решение общего собрания, которым устанавливался иной способ подтверждения, не было удостоверено нотариально.
С учетом изложенного арбитражные суды, по мнению суда кассационной инстанции, пришли к ошибочному выводу о представлении обществом в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов и неправомерно удовлетворили заявленные им требования. В связи с этим суд кассационной инстанции отменил состоявшиеся судебные акты и отказал в удовлетворении требования.
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о начале процедуры реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица.
Регистрирующий орган вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с отсутствием нотариального удостоверения решения единственного участника общества, необходимого в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ. Отказ регистрирующего органа был обжалован в арбитражный суд.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены, поскольку суды сочли, что законодательство не требует нотариально удостоверять решение единственного участника общества.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении требования отказал, указав, что подпункт 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ направлен на то, чтобы исключить фальсификацию решения, принимаемого высшим органом управления общества, и действие указанной нормы в равной мере распространяется и на решение единственного участника общества, которое также подвержено риску фальсификации. Кроме того, закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ
Для регистрации участника закупки в Единой информационной системе, помимо сведений о нем, выписки из ЕГРЮЛ, учредительных документов, система запрашивает такой документ, как решение об одобрении крупных сделок. Ранее при аккредитации на площадке участник также должен был прикрепить это решение. Что же это за документ и кто именно его должен делать и прикреплять в системе?
Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года
В соответствии с пунктом р ч. 5 Постановления правительства от 30.12.2018 г. №1752 («Правила регистрации участников закупок в ЕИС») при регистрации в ЕИС участник должен предоставить решение или копию решения о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки — юридического лица или иностранного юридического лица (либо аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица) с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
В части 6 правил регистрации участников описаны информация и документы, которые должен предоставить участник – физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Никакого решения о сделках в этом списке нет и не может быть. Физическое лицо действует от своего имени, представляет свои личные интересы, поэтому у него в соответствии с законодательством не существует устава. За все сделки он несет персональную ответственность, и его одобрения на бумаге соответственно не нужно.
В соответствии с п. 1-2 ст. 24.1. 44-ФЗ требовать предоставить информацию или документы, которые не установлены Постановлением Правительства, при регистрации участников не допускается.
Таким образом, уважаемые ИП и физ. лица, кроме копии всех страниц паспорта никаких документов в ЕИС вы не прикрепляете! Вносите недостающую информацию в пустые поля (телефон и т.п.), выписка из ЕГРИП генерируется автоматически. Решение об одобрении (совершении) крупной сделки – это не ваш документ, его у вас быть не должно.
Сделка считается крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности юридического лица и связана с покупкой (или продажей) имущества. Порядок одобрения сделки регулируется законом в зависимости от организационной формы.
Так, например, в соответствии с ФЗ от 26.12.1995 г. №208 «Об акционерных обществах» крупная сделка осуществляется с согласия совета директоров общества либо общего собрания акционеров.
У государственных/муниципальных унитарных предприятий крупная сделка происходит с согласия собственника имущества (161-ФЗ).
Автономные учреждения, руководствуясь 174-ФЗ, совершают крупную сделку с одобрения его наблюдательного совета.
Некоммерческие организации руководствуются 7-ФЗ. У них решение о крупной сделке может быть только с предварительного согласия органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Ну и общества с ограниченной ответственностью руководствуются 14-ФЗ, в соответствии с которым решение о крупной сделке принимает общее собрание общества.
Помимо соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов, условия совершения крупной сделки может быть прописано в учредительных документах юридического лица.
Если в обществе один учредитель, он же единственный участник, то он вправе принять решение о крупной сделке. Протокол же составляется, если у общества несколько собственников, на общем собрании. При этом в последнем указывается председатель и секретарь собрания, наличие кворума. Если у общества создан совет директоров, то в соответствии с уставом он может быть уполномочен в принятии решения о сделке.
Вот готовый образец документа
РЕШЕНИЕ 1/2021 внеочередного Общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью «Идеал»
Дата, время и место проведения собрания: 14 часов 00 минут, «25» февраля 2021 года, г. Идеальный, ул. Идеальная На Собрании присутствовали (сведения о лицах, принявших участие в Собрании):
Кворум составляет 100%. Собрание правомочно принимать решения по всем вопросам повестки дня. Подсчет голосов осуществляется секретарем Собрания. Повестка дня
По первому вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич с предложением избрать Председателем Собрания Идеалова Антона Сергеевича, Секретарем Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Возложить обязанности по подсчету голосов на Секретаря Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили: избрать Председателем Собрания Идеалова Антона Сергеевича, Секретарем Собрания — Идеалову Галину Владимировну. Возложить обязанности по подсчету голосов на Секретаря Собрания — Идеалову Галину Владимировну. По второму вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич. Докладчик предложил одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили одобрить крупные сделки, заключаемые по результатам процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на сумму не выше 10 000 000 (десяти миллионов) рублей 00 копеек каждая. По третьему вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич, предложивший определить срок действия протокола об одобрении крупных сделок до «25» февраля 2022 года. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили определить срок действия протокола об одобрении крупной сделки до «25» февраля 2022 года. По четвертому вопросу повестки дня выступил Идеалов Антон Сергеевич, предложивший избрать в качестве способа подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава участников Общества, присутствовавших при его принятии, подписание протокола всеми участниками Общества. Вопрос вынесен на голосование. Результат голосования: Собрание единогласно проголосовало «За», лиц, проголосовавших против принятия решения Собрания и потребовавших внести запись об этом в Протокол, нет. Решили избрать в качестве способа подтверждения принятия общим собранием участников решения и состава участников Общества, присутствовавших при его принятии, подписание протокола всеми участниками Общества.
|
РЕШЕНИЕ ОБ ОДОБРЕНИИ ИЛИ О СОВЕРШЕНИИ КРУПНОЙ СДЕЛКИ ПО 44-ФЗ
Утвердить прогнозируемые доходы бюджета города:
на 2021 год согласно приложению N 1 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 2 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
1. Утвердить перечень и коды главных администраторов доходов бюджета города, а также закрепляемые за ними виды доходов согласно приложению N 3 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
2. Утвердить перечень и коды главных администраторов источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города, а также закрепляемые за ними источники внутреннего финансирования дефицита бюджета города согласно приложению N 4 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. В случае поступления средств из вышестоящего бюджета, не предусмотренных настоящим решением, администрация города Рязани в лице финансово-казначейского управления администрации города Рязани вправе вносить соответствующие изменения в состав кодов классификации доходов бюджета города, закрепленных за главными администраторами доходов бюджета города, с внесением соответствующих изменений в настоящее решение.
1. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2021 год в сумме 72640817,60 рублей, на 2022 год в сумме 75435239,40 рублей и на 2023 год в сумме 78498819,80 рублей.
(п. 1 в ред. Решения Рязанской городской Думы от 29.04.2021 N 81-III)
2. Утвердить в пределах общего объема расходов, утвержденного статьей 1 бюджета города, распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета:
на 2021 год согласно приложению N 5 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 6 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Утвердить распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджета:
на 2021 год согласно приложению N 7 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 8 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
4. Утвердить ведомственную структуру расходов бюджета города:
на 2021 год согласно приложению N 9 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению N 10 к бюджету города Рязани на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Установить, что осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами администрации города Рязани в пределах средств, предусмотренных ведомственной структурой расходов бюджета.
- Письмо Минфина России от 08.09.2020 № 24-05-07/78616 «О представлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе решения об одобрении или о совершении крупной сделки и о рассмотрении заявки»
- Если участник не сделал шаг на аукционе по 44-ФЗ, а того, кто сделал отклонили по второй части, то заключают ли договор с тем, кто шага не сделал?
- Письмо Минфина России от 02.03.2020 № 24-02-08/15324 «Об указании в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе сведений о предложении по поставке иностранных товаров, выполнению работ, оказанию услуг иностранным…»
- Письмо Минфина России от 06.08.2020 № 02-06-10/69236 «О расчете размера крупной сделки бюджетного учреждения»
- Письмо Минфина России от 05.03.2020 № 24-01-07/16472 «О форме проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок и оформлении протоколов»
Как составить решение об одобрении крупной сделки для госзакупок
При определении крупности сделки для ООО в настоящее время руководствуются двумя основными критериями:
- Во-первых, сравнивают сумму проводимой сделки со стоимостью активов учреждения.
- Во-вторых, определяют, выходит ли она за пределы стандартной хозяйственной деятельности данной организации.
При рассмотрении суммы отчуждаемого или приобретаемого имущества следует понимать, что это не только недвижимые объекты, оборудование и т.п., но и продукты интеллектуального труда, акции, денежные средства и т.д.
В качестве сделок в данном аспекте могут выступать следующие финансовые операции:
- Договор, при котором отчуждается или приобретается имущество (кредит, заем, приобретение акций и пр.).
- Соглашения, при которых имущество на долгий срок изымается из активов организации (передается другому учреждению по договору аренды и т.д.).
Для расчета крупности предусмотрен следующий механизм действий:
- На первом этапе подсчитывают общую стоимость совершаемой сделки.
- Полученную сумму сравнивают со стоимостью имущества ООО. Для этого берут данные бухгалтерских отчетов за последний отчетный период. В данном случае учитываются все активы.
С 2017 г. крупной считается сумма, которая равняется или превышает 25 % от суммы, указанной в строке 700 бухгалтерского Баланса.
Прежде чем заключить соглашение надлежит провести следующую проверку:
- Рассчитать стоимость активов. За основу брать последний бухгалтерский отчет.
- Соотнести сумму контракта со стоимостью активов общества.
- Определить причинно-следственную связь с имуществом.
- Если в активе уже есть контракты со схожим смыслом, то следует установить с ними взаимосвязь.
- Соотнести заключаемую сделку с обычной хозяйственной деятельностью общества.
Чтобы провести балансовую стоимость активов нужно брать сумму по последнему балансу. При этом следует принимать в расчет, что долги при таких подсчетах не учитывают, т.е. берут общие активы, но учитывают остаточную стоимость.
При всех подобных подсчетах рассматривается лишь имущество, которое официально является собственностью юридического лица. Иные объекты или же лизинговое имущество в расчет не принимают.
ФЗ № 14 устанавливает, что сделки заключаемые ООО, где в качестве учредителя выступает только одно лицо, не могут считаться крупными. Чтобы подтвердить этот факт достаточно представить выписку из ЕГРЮЛ. Если с течением времени состав общества расширяется, то во избежание ненужных претензий лучше заручиться одобрением контракта всеми участниками, даже если он совершается по предварительному соглашению, заключенному при другом составе.
Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.
Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.
Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?
Правила одобрения сделки, если в обществе только один участник несколько иные. Когда этот участник выступает в качестве исполнительной власти, т.е. числится в качестве исполнительного или Генерального директора, то в таких случаях получать одобрение не нужно. Если этот человек не оформлен директором, то следует от его имени составить простое письменное разрешение.
Ст. 46 ФЗ № 14 определяет ситуации, при которых одобрение крупной сделки оформлять не надо:
- Если в процессе присоединяется или отчуждается имущество в результате реорганизации ООО. Например, при слиянии или присоединении.
- Когда в момент совершения сделки к обществу переходят доли или части доли его уставного капитала.
Законом № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Законом № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлены критерии отнесения операции к крупной. По таким операциям принимается решение об одобрении крупной сделки. Критерии таковы:
1. Если она выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, например:
- не принятая в деятельности компании или других компаний, имеющих сходные по размеру активы и объемы оборота (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 28);
- приводящая к прекращению деятельности организации, изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
2. Если ее характер связан с:
- приобретением или отчуждением имущества (например, купля-продажа, заем, кредит, мена);
- возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества (например, залог, поручительство);
- передачей имущества во временное владение и (или) пользование (например, аренда);
- предоставлением права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации на условиях лицензии.
3. Если стоимость имущества по операции составляет 25% и более от балансовой стоимости активов.
Стоимость имущества в этом случае определяется исходя из ее характера и может определяться ценой, величиной рыночной оценки или балансовой стоимостью имущества. В случае сомнений рекомендуется брать максимальную из возможных оценок, чтобы избежать в последующем оспаривания совершенной операции.
Это зависит от двух условий:
- есть ли в компании совет директоров;
- каково отношение стоимости имущества к балансовой стоимости активов.
Решение об одобрении принимается Советом директоров (при его наличии) в том случае, если стоимость имущества составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества. В ООО этот вопрос отнесен к компетенции Совета директоров уставом общества.
Во всех остальных случаях согласие выражает высший орган управления — общее собрание акционеров (или участников — для ООО) общества.
ВАЖНО! С 15 ноября 2020 года в соответствии с Федеральным законом № 356-ФЗ от 04.11.2019, акционерам и участникам ООО, подконтрольным заинтересованным в сделке лицам, голосовать за одобрение сделки запрещено!
Оформляется согласие протоколом.
Не требуется получения согласия на одобрение, если:
- общество состоит из одного участника (акционера), который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа;
- отношения возникли при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале;
- отношения возникли в процессе реорганизации (слиянии и присоединении);
- приобретаются акции (иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции) публичного общества на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций;
- в ряде других случаев.
Бюджет Рязани на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов утвержден
Скачать образец решения об одобрении крупной сделки
Скачать образец решения о крупной сделке (протокол собрания)
Скачать образец решения о совершении крупной сделки (бланк для единственного участника)
Скачать решение единственного участника об одобрении крупной сделки