Процент индексации заработной платы в 2022 году для Крыма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процент индексации заработной платы в 2022 году для Крыма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки

    50 0

  • Учет расходов при аннулировании чека самозанятого

    116 0

  • Инициируется смягчение Закона об иноагентах

    29 0

  • Запрет упоминания в СМИ национальности преступников

    247 8

    Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году

    • 87 оценили материалы

    • 37 в избранном

    • 88

      Должна ли зарплата повышаться ежегодно? Прямого ответа в ТК нет, однако из совокупности норм и разъяснений высших судов можно сделать следующий вывод. Поскольку зарплата должна повышаться в связи с ростом потребительских цен, то пока есть инфляция, должна проводиться индексация. Ведь задача индексации зарплаты – нивелировать уменьшение заработной платы, вызванное ростом потребительских цен на товары и услуги. Пока цены растут, нужно индексировать зарплату, то есть делать это хотя бы ежегодно.

      Вместе с тем, работодатель вправе самостоятельно определить периодичность индексации зарплат работников, например раз в год в начале года или ежеквартально в начале каждого квартала.

      Индексация зарплат, рост оклада служащих, МРОТ на 2022 в обзоре трудовых прав

      В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

      Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2021 г. составляет 12 792 рубля. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

      Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

      С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

      Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен.

      На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.

      Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.

      Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.

      Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)).

      Вывод: работодатель сам решает, какую величину взять для индексации — индекс потребительских цен, инфляцию, потребительскую корзину. Он закрепляет это во внутренних документах компании и затем раз в год применяет именно эту величину для индексации зарплат.

      Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

      За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.

      Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.

      Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

      Вывод: если не индексировать зарплату, то бухгалтер или руководитель получат штраф 1-5 тыс. рублей, а компанию могут оштрафовать на 30-50 тыс. рублей. А еще обяжут пересчитать и выплатить зарплату сотрудникам в полном размере с учетом индексации, после этого доплатить НДФЛ и взносы.

      В 2020 г. оклад инженера бюджетного предприятия составлял 23000 руб. В 2021 г. проиндексированная с учетом роста инфляции зарплата в месяц будет установлена на уровне:

      23000 х 1,049 = 24127 руб.

      Ряд категорий трудящихся подпадает под действие «майского» Указа Президента № 597, согласно которому в 2021 году ожидаемое повышение зарплат научных сотрудников, работников музеев, театров, библиотек, а также педагогов и медиков должно составить примерно 6,1%.

      Зарплата уборщицы бюджетного предприятия в 2020 г. начислялась по МРОТ — в сумме 12130 руб. в месяц, т.к. оклад по тарифу был установлен на уровне 8860 руб.

      После индексации на 1,049 оклад составил 9294,14 руб. (8860 х 1,049), что все равно ниже действующего МРОТ. Начислять зарплату меньше «минималки» нельзя, поэтому в 2021 г. ежемесячная зарплата уборщицы фактически увеличится на 5,46 % за счет доплаты до МРОТ, т.е. вместо 9294,14 руб. ей будет выплачиваться 12792 руб.

      Если в субъекте РФ установлен свой МРОТ, который выше федерального, для начислений используется региональное значение. Кроме того, в местностях, где введены повышающие коэффициенты за работу в особых климатических условиях (Крайний Север, Урал и т.д.), зарплата по МРОТ выплачивается с учетом районных коэффициентов.

      Единого подхода к расчету индексации для работников небюджетной сферы нет. Письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 подтверждает, что способы устанавливаются локальными актами работодателей. Рассчитать индексацию в 2021 г. (коэффициент) можно по официальному уровню роста инфляции, индексу потребительских цен за прошедший период, уровню роста МРОТ или прожиточного минимума в регионе и т.д. Исходя из своих финансовых возможностей работодатель может провести индексацию в размере большем, чем официальные данные о росте указанных показателей.

      ИП или компания определяет процент повышения зарплат общий для всех сотрудников. Выбранный способ необходимо закрепить внутренним документом.

      Как рассчитать свой процент индексации заработной платы покажем на примере.

      В ООО работает 3 человека: директор (оклад 40000 руб.), главный бухгалтер (оклад 30000 руб.), менеджер (оклад 20000 руб.). Руководство компании решило в качестве индексации с февраля 2021 г. повысить оклады на 5,5% (коэффициент 1,055), новые оклады сотрудников составят:

      • директора — 40000 х 1,055 = 42200 руб.;
      • гл. бухгалтера 30000 х 1,055 = 31650 руб.;
      • менеджера 20000 х 1,055 = 21100 руб.

      В штатное расписание компании было внесено соответствующее изменение.

      Компания может увеличить не все составляющие зарплаты, а только ее часть – например, повысить оклады (тарифные ставки), но не менять размер стимулирующих выплат. Покажем такую индексацию на примере расчета при сдельной оплате труда.

      Все работодатели непременно должны индексировать зарплату сотрудников в связи с тем, что розничные цены с течением времени повышаются. Коммерческие хозяйствующие субъекты не исключение – они обязаны повышать уровень зарплаты, т.е. индексировать ее в общем порядке.

      Такая обязанность содержится в ст. 134 ТК РФ. В ней указано, что госучреждения индексируют оплату труда на основании норм трудового права, а иные работодатели – согласно своей локально-нормативной документации.

      Таким образом, между этими двумя группами работодателей в части индексации зарплаты имеются различия только в механизме осуществления этой операции. А сама индексация обязательна всеми работодателями вне зависимости от источника поступления средств – бюджет или нет.

      Аналогичной позиции придерживается и суд. Например, в Определении КС РФ от 19.11.2015 г. № 2618-О признано, что индексация – это не только право работодателя, но и обязанность, госгарантия физлицам, оформленным по трудовым договорам. Трудовое право не разрешает компаниям не из бюджетной сферы лишать своих сотрудников такой гарантии, отклоняясь от индексации.

      Кроме того, работодатели не вправе не индексировать зарплату, если во внутренней документации не зафиксирован порядок ее проведения. Ранее суды придерживались позиции, что если во внутренней документации компаний нет информации об индексации, то они могут ее не проводить (Определение Кассационного суда РФ от 17.07.2014 г. № 1707-О).

      Затем суды изменили свое мнение. Теперь суды принимают решение, что даже если в локальной документации работодателей нет информации об индексации, они все равно должны ее проводить. Индексация зарплаты сотрудников не зависит от мнения и пожеланий работодателя и проводится в любом случае – есть информация о ней во внутренней документации компании или нет (Определение КС РФ от 28.11.2019 № 3163-О).

      В 2021 г. есть существенная особенность – в этом году не будет проводиться индексация зарплат госслужащих, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Согласно Закону от 08.12.2020 г. № 395-ФЗ повышение окладов этих сотрудников приостановлено до 2022 г.

      Внимание! Данная норма не относится к другим работодателей. Таким образом, в 2021 г. коммерческие субъекты обязаны индексировать зарплаты сотрудников. При этом не учитываются ни экономические, ни санитарные условия и ограничения.

      Для госорганизаций индексация зарплаты основана на федеральном законодательства и ведомственных актах. Для негосударственных компаний механизм индексации должен утверждаться во внутренней документации – они сам разрабатывают механизм проведения мероприятия.

      Коммерческие организации, не получающие средства из бюджета, проводят индексацию в порядке и сроки, установленные коллективным договором, трудовыми договорами и иными внутренними нормативными актами, например, положением об оплате труда или об индексации зарплаты.

      Механизм индексации зарплаты не имеет каких-то особых требований. В законодательстве нет норм, регламентирующих сроки и периодичность проведения мероприятия, его особенности, перечень выплат для индексации. Эти моменты нужно отразить в локальной документации, и работодатель определяет их самостоятельно на основании финансовых возможностей и итогов деятельности.

      Повышать зарплату можно через пропорциональное увеличение всех выплат по системе оплаты труда в компании или через увеличение конкретных выплат, относящихся к зарплате. Дата, до какой зарплату нужно проиндексировать, также законами не указана. Компания может совершить это мероприятие в любое время – и в начале года, и в середине.

      Как определить размер индексации? В трудовом законодательстве также нет ответа на этот вопрос, и даже не указано минимальное значение показателя. Работодатель самостоятельно определяет размер индексации зарплаты.

      Законодательством не установлена обязанность индексировать зарплату на уровень инфляции. В ст. 134 ТК есть только упоминание об инфляции как основания для проведения индексации. Нарушением не считается индексация зарплаты ниже уровня инфляции (Определение Санкт-Петербургского горсуда от 30.01.2017 г. № 33-1934/2017).

      Чтобы трудовая инспекция не предъявила претензии и не пришлось доказывать свою позицию в суде, целесообразно увеличивать зарплату именно на величину официальной инфляции. Естественно, если работодатель имеет такие финансовые возможности. Минтруд на данный момент придерживается мнения, что зарплату нужно индексировать на размер инфляции. Данное мнение ведомство указало в Письме от 24.12.2018 г. № 14-1/ООГ-10305.

      Поможем настроить индексацию зарплаты в 1С:ЗУП. Звоните!

      В конце 2017 г. был опубликован обзор судебной практики, в котором пояснялось, что индексация зарплаты – это не единственно возможный метод увеличения уровня зарплаты. Соответственно, работодатель может выполнять свою обязанность по повышению зарплаты не только через индексацию, но и через повышение окладов или выплату премии.

      Компании использовали этот момент, чтобы не индексировать зарплату. Они ссылались на увеличение должностных окладов и выплату премий. И суды поддерживали их позицию (Определение Пермского краевого суда от 07.08.2019 г. № 33а-7668/2019). Такая позиция несколько неоднозначна, т.к. повышение окладов или выплата премии не всегда является заменой индексации.

      На основании ст. 129 ТК РФ денежная премия – выплата в целях мотивации сотрудников выполнять работу более качественно и продуктивно. Цель такой выплаты – заинтересовать сотрудников, чтобы сделать труд эффективнее с экономической точки зрения.

      Индексация представляет собой государственную гарантию. Ее цель – не мотивация сотрудников, а поддержание покупательной способности зарплат на должном уровне.

      Повышение должностных окладов и выплата премий связаны с производственными показателями, отсутствием дисциплинарных взысканий, непрерывностью стажа, эффективностью работы, профессиональными качествами сотрудников и другими субъективными факторами. Индексация не зависит от указанных факторов, ее нужно проводить на основании объективных факторов – повышение цен.

      Индексация в отличие от окладов и премий не зависит от субъективного мнения работодателя, а зависит от роста цен. Соответственно, она не может быть заменена выплатой премии.

      Однако при определенных обстоятельствах индексация вполне может быть заменена выплатой премии. Такое возможно, если увеличение оклада и выплата премии производятся именно для повышения покупательной способности зарплаты. Данный момент нужно указать в локальной документации компании – именно что выплата премии и повышение оклада применяется в качестве метода индексации зарплаты, а не как стимулирующие и поощрительные выплаты.

      В этом случае суд примет решение, что премия и выплата могут считаться альтернативным вариантом индексации зарплаты. А если не оформить внутреннюю документацию указанным методом, работодателя оштрафуют за нарушение требований по индексации зарплаты.

      Если работодатель не индексирует зарплату, его привлекают к административной ответственности. Санкции назначаются не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективного соглашения, где штраф составляет всего 5 тыс. руб. Штраф будет назначаться по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, и в этом случае ответственность до 70 тыс. руб.

      Минтруд в своем Письме от 26.12.2017 г. № 14-3/В-1135 представил разъяснения, что обязанность индексации зарплаты регламентирована трудовым законодательством, даже если ее механизм устанавливается локальной документацией работодателя.

      По ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ответственность такая:

      • 1 – 5 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
      • 30 – 50 тыс. руб. для юрлиц.

      При повторном нарушении ответственность ужесточается:

      • 10 – 20 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
      • 50 – 70 тыс. руб. для юрлиц.

      Кроме того, для должностных лиц возможна дисквалификация на срок 1 – 3 года.

      В части финансирования расходов на оплату труда работодатели делятся на две группы:

      1. Делающие это за счет собственных средств — они в вопросах повышения зарплат будут ориентироваться на свои внутренние нормативные акты.
      2. Осуществляющие увеличение за счет средств бюджета (федерального, регионального или местного) — для них уровень роста заработка определяется законодательно.

      В число лиц, финансируемых из бюджета, входят:

      • находящиеся на госслужбе (военнослужащие, служащие правоохранительных органов, гражданские госслужащие);
      • получающие зарплату из бюджетных средств (работники сфер образования, медицины, науки, культуры, социальной) — бюджетники.

      Законом «О федеральном бюджете» на 2021 годы уровень инфляции определен равным 3,7%. Именно на эту величину должны вырасти финансируемые из бюджета зарплаты в 2021 году. Однако для бюджетников, упомянутых в указе Президента РФ от 07.05.2012 № 597, повышение осуществляется иными (более высокими) темпами. Поэтому для них рост зарплаты составит 6%.

      Таким образом, индексация заработной платы в 2021 году военнослужащим, служащим правоохранительных органов и гражданским госслужащим, а также бюджетникам, не упоминаемым в указе № 597, будет осуществлена на 3,7%. Упомянутые же в указе № 597 бюджетники в 2021 году индексацию заработной платы получат в размере 6%.

      Действующим законодательством обязательное увеличение зарплат связывается с ростом МРОТ и инфляцией, отражающейся на уровне потребительских цен. Для 2021 года значимыми оказываются оба этих показателя. МРОТ увеличивается до значения 12 792 руб. Инфляция же установлена на уровне 3,7%. На величину инфляции будут повышены зарплаты госслужащих и бюджетников, не упоминаемых в указе Президента РФ № 597. Для бюджетников, упомянутых в указе № 597, повышение составит 6%.

      В отличие от госорганов и бюджетных учреждений, индексация зарплат в которых проводится в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными актами, коммерческие организации вправе самостоятельно определять механизм проведения индексации зарплат.

      В организациях, не получающих бюджетного финансирования, индексация и конкретный порядок ее проведения могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями или любыми другими локальными нормативными актами. Например, положением об индексации зарплат.

      Никаких специальных требований к механизму индексации ТК РФ не предъявляет. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие периодичность индексации, особенности ее проведения на разных предприятиях, а также не указан перечень выплат, подлежащих индексации. Все эти моменты работодателя, которые не получают бюджетного финансирования, определяют самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и результатов деятельности.

      Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату. Момент индексации также никак не регламентирован, что позволяет работодателю провести ее как в начале, так и в середине года.

      Что касается конкретной величины индексации, то она трудовым законодательством также не регламентируется. В ТК РФ нет норм, устанавливающих минимальные значения и рамки, которыми работодатели должны руководствоваться при осуществлении индексации зарплат. Вопрос о том, как повысить зарплаты работников в очередном году, решается самим работодателем.

      При этом законодательство не требует от работодателей повышать зарплаты сотрудников именно на уровень официальной величины инфляции в стране. В ст. 134 ТК РФ инфляция упоминается только в качестве основания для проведения индексации зарплат. При этом указанная норма не содержит условия о том, что при проведении индексации работодатели непременно обязаны руководствоваться официальной инфляцией. Если работодатель проиндексирует зарплаты ниже величины официальной инфляции, то это не будет считаться нарушением (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 № 33-1934/2017).

      Но для того, чтобы со стороны проверяющих Роструда не возникло никаких претензий и свою правоту не пришлось отстаивать в суде, повышать зарплату все же лучше именно на величину официальной инфляции. Разумеется, если у работодателя имеются соответствующие финансовые возможности. Сейчас Минтруд исходит из того, что индексация – это увеличение заработной платы работников именно на уровень инфляции и никак не меньше (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).

      Непроведение индексации зарплат является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности. Причем штрафы будут назначены не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективных соглашений (штраф до 5 000 рублей), а по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (штраф до 70 000 рублей).

      Как пояснил Минтруд в письме от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135, несмотря на то, что индексация регулируется локальными актами, штрафы за неиндексацию зарплат все равно придется платить по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку индексация гарантирована работникам ТК РФ.

      Соответственно, за данное нарушение ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливаются следующие штрафы:

      • от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
      • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.

      Повторное нарушение трудового законодательства в части непроведения индексации зарплат повлечет наложение административных штрафов уже в повышенном размере:

      • от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
      • от 50 000 до 70 000 рублей – для юридических лиц.

      Также за повторное непроведение индексации зарплат должностным лицам организации грозит возможность дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

      В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

      • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
      • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

      Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

      По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

      • школ;
      • детских садов;
      • средних и высших учебных заведений;
      • медицинских учреждений;
      • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
      • научных институтов.

      Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

      Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

      Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

      Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

      Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.

      Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:

      • от 07.05.2012 № 597;
      • от 01.06.2012 № 761;
      • от 28.12.2012 № 1688.

      Повышение является поэтапным. В конце концов:

      • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
      • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.

      К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

      Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов»

      Педагоги детских садов и общего образования

      Педагоги дополнительного образования

      Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

      Преподаватели вузов

      Врачи

      Средний и младший медицинский персонал

      Социальные работники

      Работники культуры

      Научные сотрудники

      Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

      Специалисты по кадрам

      Специалисты по комплексной реабилитации

      Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений

      Социальные психологи

      Юристы

      Бухгалтеры и экономисты

      Инженеры

      Программисты

      Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7%

      Это увеличение номинального размера заработка с учетом инфляционного роста цен потребительской продукции и услуг за какой-то период.

      Она проводится для сохранения и реабилитации покупательной способности граждан

      Индексация оплаты труда может быть:

      • ретроспективная учитывается сложившийся уровень цен за предшествующий период;
      • ожидаемая в этом случае работодатель ориентируется на ожидаемый показатель увеличения стоимости товара.

      Индексация зарплат в 2021 году и на сколько процентов

      К 2018 году зарплата преподавателей школ и колледжей, работников культуры должна сравняться со средней по региону. Выплаты медикам высшей категории, вузовским преподавателям и научным сотрудникам должны превысить средние по региону в 2 раза.

      Индексация зарплаты работникам бюджетной сферы это часть майских указов президента. Однако не все категории бюджетников попали под действие программы в 2017 году. Для наглядности представим эти сведения в таблице:

      Категории, которым произведут индексацию окладов, согласно «майским указам» Категории работников, которые под действие «майских указов» не подпадают

      Педагоги дошкольного образования и общего образования

      Специалисты по комплексной реабилитации

      Преподаватели дополнительного образования

      Специалисты по кадрам

      Педагоги и мастера среднего и начального профессионального образования

      Инженерно-технические и вспомогательные сотрудники, обслуживающие оборудование и здания: электромонтеры, техники, сантехники, уборщики служебных помещений, слесари

      Преподаватели вузов

      Социальные психологи

      Врачи

      Юристы

      Младший и средний мед. персонал

      Экономисты и бухгалтеры

      Соц. работники

      Программисты

      Работники культуры

      Инженеры

      Научные сотрудники

      Педагоги в сиротских приютах

      Граждан, которым зарплату не повысят, довольно много. Поэтому чиновники пообещали повышение дохода бюджетников и индексацию их окладов. Правда, только с 1 января 2018 года. Размер индексации пока неизвестен, ожидается минимальный показатель в 4% (целевой уровень инфляции по результатам 2017 года). Окончательные показатели специалисты Минтруда озвучат позже, после того как сформируют региональный и федеральный бюджет на 2018-2020 годы.

      Работников, заработная плата которых увеличивалась только из возможностей консолидированных бюджетов их отраслей, немало 5,8 млн. человек. При этом сюда входят 1,9 млн., работающих в федеральных учреждениях, и 3,9 млн. в региональных и муниципальных учреждениях.

      Этот показатель рассчитывают с учетом индекса потребительских цен.

      Для этого используется следующая формула:

      И = Д × Iпц : 100,

      где:

      И размер индексации;

      Д сумма заработка;

      Iпц индекс потребительских цен.

      Индекс должен быть более 100%, в этом случае обязательная индексация заработка с 2017 года будет произведена. К примеру, в 2017 году этот показатель повышался до 102,2%.

      В такой ситуации определим, как рассчитать размер повышения оклада при заработной плате 20 тыс. рублей:

      20000*102,2/100=20440 руб.

      Размер прибавки составит 440 руб.

      По всем вопросам, возникшим по проблеме индексации зарплаты, обращайтесь к нашим юристам. Звоните по телефону или пишите прямо на сайте.

      Наши специалисты оценят законность действий вашего работодателя, добьются повышения вашего оклада, при необходимости защитят ваши интересы в трудовой инспекции и в суде. Также юрист проанализирует ваш трудовой договор, найдет в нем не соответствующие закону пункты и оспорит их через суд.

      Сейчас Крым переживает не самые лучшие времена, это в первую очередь отражается на уровне его окладов. Средняя зарплата в Крыму в 2020-2021 году равна 31263 рубля.

      Зарплата бюджетников в Крыму находится на среднем уровне по отношению к остальным регионам России.

      Зарплата медиков

      Заработные платы медицинского персонала в Республике Крым отличаются в зависимости от региона. Так в районах автономной республики фельдшер получает от 15 000 до 18 000 руб., а санитарка около 7 000. Врач может рассчитывать на оклад в 20 000 руб.

      В Крыму, в частности в Севастополе, не хватает врачей.

      Медики высшей категории зарабатывают не меньше 36 700, а фармацевты около 35 000 руб.

      В Севастопольском районе зарплата врачей от 35 000 до 40 000, а младший медицинский персонал получает до 20 000 руб. Оклад медсестры в муниципальных учреждениях колеблется от 13 000 до 30 000 руб. Заработная плата медицинской сестры в стоматологических клиниках от 15 000 до 30 000 руб.

      Акушеры-гинекологи в Крыму получают от 20 000 до 22 000 руб.

      Средняя зарплата учителей в Крыму составляет от 20 000 до 25 000 руб. В остальных регионах России зарплаты у учителей другие.

      Строительная отрасль

      Строитель – это весьма востребованная специальность на Крымском полуострове. Но, к сожалению, не всегда строители за свой труд получают достойную оплату.

      Высокие зарплаты в строительной отрасли получают монтажники. Их оклад равен примерно 72 000 руб. Немного меньше получают инженеры-строители – от 35 000. Оклад сварщика в Крыму от 30 000 до 50 000 руб., а заработная плата отделочника железобетонных изделий от 10 000. Бетонщики получают от 52 000 руб. Оклад облицовщика-плиточника начинается от 12 000 руб.

      Сегодня большая часть строителей трудоустраиваются на постройку инфраструктуры Керченского моста. Оклад работников варьируется от специализации и тщетно скрывается правительством, но судя по отзывам сотрудников, заработная плата строителей на этом объекте не ниже 30 000 рублей.

      Индексация зарплат в коммерческих компаниях в 2021 году

      Размер минимального оклада был утверждается всегда правительством России. Согласно новому постановлению, данный размер зарплаты были обязаны получать все без исключения работники Крымского полуострова, то есть работодатели не имели права выплачивать зарплаты меньше установленной суммы.

      В 2020 году размер минимальной заработной платы был пересмотрен. 1.01. 2021 года был установлен МРОТ (минимальный размер оплаты труда) в Крыму в размере 12130 руб. Согласно нововведённым правилам, с 2021 года минимальный оклад труда должен быть 12130 рублей. На руки человек после выплаты всех необходимых пенсионных и налоговых взносов получает около 10000 руб.

      Получать оклад ниже МРОТ могут только те работники, которые трудоустроены не на полный рабочий день.

      Дополнительно стоит отметить, что МРОТ согласно законодательству не может быть ниже прожиточного минимума. Последний раз он устанавливался в 3 квартале 2020 года и равнялся 9 803 руб. на душу населения. Для трудоспособных граждан прожиточный минимум равен 10 481, для людей, находящихся на пенсионном обеспечении – 8 035, а для несовершеннолетних детей – 10 423 руб.

      Сейчас Крым переживает не самые лучшие времена и это в первую очередь отражается на уровне его окладов. Сегодня почти сравнялись зарплаты в государственных и частных учреждениях. Средняя зарплата в Крыму в 2020-2021 году равна 31263 рубля.

      Согласно прогнозам правительства, средняя заработная плата на Крымском полуострове в 2021 году будет не меньше 32 000 руб., а это одна из причин переехать на ПМЖ в Крым.

      Зарплата бюджетников в Крыму находится на среднем уровне по отношению к остальным регионам России.

      Зарплата медиков

      Заработные платы медицинского персонала в Республике Крым отличаются в зависимости от региона. Так в районах автономной республики фельдшер получает от 15 000 до 18 000 руб., а санитарка около 7 000. Врач может рассчитывать на оклад в 20 000 руб. О зарплате медиков в России – тут.

      В Крыму, в частности в Севастополе, не хватает врачей. Подробнее в следующем видеосюжете.

      Медики высшей категории зарабатывают не меньше 36 700, а фармацевты около 35 000 руб.

      В Севастопольском районе зарплата врачей колеблется от 35 000 до 40 000, а младший медицинский персонал получает до 20 000 руб. Оклад медсестры в муниципальных учреждениях колеблется от 13 000 до 30 000 руб. Заработная плата медицинской сестры в стоматологических клиниках варьируется от 15 000 до 30 000 руб.

      Акушеры-гинекологи на крымской территории получают от 20 000 до 22 000 руб.

      Строитель – это весьма востребованная специальность на Крымском полуострове. Но, к сожалению, не всегда строители за свой труд получают достойную оплату.

      Высокие зарплаты в строительной отрасли получают монтажники. Их оклад равен примерно 72 000 руб. Немного меньше получают инженеры-строители – от 35 000. Оклад сварщика в Крыму колеблется от 30 000 до 50 000 руб., а заработная плата отделочника железобетонных изделий от 10 000. Бетонщики получают от 52 000 руб. Оклад облицовщика-плиточника начинается от 12 000 руб.

      Зарплаты у представителей вышеперечисленных профессий в других регионах РФ:

      Зарплата строителя;

      зарплата сварщика;

      В 2021 году открыто движение по Керченском мосту.

      Сегодня большая часть строителей трудоустраиваются на постройку инфраструктуры Керченского моста. Оклад работников варьируется от специализации и тщетно скрывается правительством, но судя по отзывам сотрудников, заработная плата строителей на этом объекте не ниже 30 000 рублей.

      Сегодня военнослужащие в Крыму получают зарплату на несколько тысяч рублей выше, чем в прошлые годы. Так, например, специалист контрактного отдела получает от 30 000 в месяц, а пограничный военнослужащий от 22 000 до 30 000 руб. Оклад военных в запасе начинается от 25 000 руб. в месяц.

      Водитель, работающий по контракту в Росгвардии, получает не меньше 23 000 руб., а оклад пограничника варьируется от 18 000 до 25 000 руб.

      Охранники, работающие в частных учреждениях, получают не больше 8 000 руб., а специалисты-тепловики по 13 000 руб. Оклад водителя троллейбуса в Крыму равен 9 000 руб, а водители маршрутных такси получают от 10 000 до 15 000 руб.

      Зарплата в полиции колеблется от 35 000 до 40 000 руб., но не так давно министр МВД пообещал, что в ближайшие года заработные платы всем полицейским и сотрудникам Министерства Внутренних Дел будут повышены в 2 раза.

      Многие жители крымского полуострова не работают, а живут за счёт сдачи в аренду недвижимости в Крыму в туристический сезон. Крым пользуется спросом у туристов, поэтому людям удается за 3-4 летних месяца заработать денег для проживания в зимний и осенний период.

      Данных относительно заработков при сдаче недвижимости к сожалению нет, но известно, что люди подобным образом могут зарабатывать до 60 000–90 000 руб. в месяц.

      Сдача недвижимости для многих крымчан – основная статья доходов.

      В августе 2021 года Президент Российской Федерации Путин В.В. поручил Правительству страны в ходе подготовки проекта закона о федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г. в общей сумме расходных статей отобразить бюджетные ассигнования на индексацию денежного довольствия военнослужащих и работников правоохранительных органов в 2022 и 2023 годах выше уровня инфляции.

      Вслед за увеличением прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда вырастут размеры пособий, федеральных и региональных доплат к пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, пояснили в Минтруде.

      Так, прожиточный минимум используется в качестве критерия нуждаемости при назначении социальных выплат, подчеркнули в пресс-службе министерства. Кроме того, от него рассчитываются социальные выплаты для семей с детьми (выплаты беременным женщинам, выплаты на детей до 3 лет, выплаты на детей от 3 до 7 лет, выплаты на детей от 8 до 17 лет), федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям. Размер МРОТ в свою очередь влияет на установление минимального размера больничного, а также ниже него не может быть заработной платы.

      «В соответствии с решением президента прожиточный минимум в целом по стране с 1 января вырастет на 8,6%», — сказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Он уточнил, что прожиточный минимум на душу населения в 2022 году составит 12 654 рублей, для трудоспособного населения — 13 793 рублей, для пенсионеров — 10 882 рублей, для детей — 12 274 рублей. МРОТ будет установлен в размере 13 890 рублей, это на 8,6% больше МРОТ текущего года.

      От размера прожиточного минимума и МРОТ зависят различные социальные выплаты, например доплаты к пенсии (доходы пожилых россиян не могут быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера в регионе), пособия на детей от трех до семи лет, ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка до трех лет.

      Соответственно, если вырастет минимум, то и пособия для малообеспеченных граждан увеличатся. В законопроекте о новой методике МРОТ заложен следующий механизм расчета прожиточных минимумов различных категорий населения: ПМ пенсионера составит 86% от минимума, ПМ детей – 97%, а прожиточный минимум трудоспособного населения – 109%.

      Также на МРОТ ориентируются при оплате больничных листов (с 1 апреля сумма пособия за полный календарный месяц не может быть ниже минимального размера оплаты труда), расчете декретных выплат (если за два года, предшествующих декрету, сотрудница не работала и дохода не имела).

      По расчетам Минтруда, новая методика расчета прожиточного минимума приведет и к росту пенсий, так как создается инструмент, который повысит заинтересованность «обелять» заработную плату. Ведь ее значение теперь напрямую влияет на значение прожиточного минимума.

      Напомним, что расчет прожиточного минимума предлагается вести с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда – с учетом медианной заработной платы. Одновременно закрепляется конституционная гарантия, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

      С 2021 г. предлагается определять его как 44,2% от среднедушевого дохода, что составит 11 653 руб. в абсолютном выражении. Это позволит учитывать при расчете более объективные показатели экономической и социальной стабильности, полагают в правительстве.

      Пересматривать прожиточный минимум планируется ежегодно, а не ежеквартально, как сейчас. Также предлагается прожиточный минимум для трудоспособного населения установить на уровне 109% прожиточного минимума на душу населения, для детей – 97%, а для пенсионеров – 86%.

      Таким образом, с 1 января 2021 г. МРОТ составит 12 792 руб. в месяц, увеличившись по сравнению с действующим показателем (12 130 руб.) на 5,5%. По оценкам кабмина, это затронет 3,9 млн человек.

      Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году

      Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

      1. Увеличить доклад.Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.
      2. Обозначить доплату в отдельном акте.Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

        Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

        Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

      Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!

      Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!

      Изменения в начислении заработной платы работникам предприятий государственной и муниципальной форм собственности происходят трижды в год:

      • 1 апреля;
      • 1 июня;
      • 1 октября.

      В федеральном бюджете заложено повышение зарплат в 2021 г. на 6,8%. В этом году изменения в оплате не достигнут бюджетной сферы. Но, начиная с 01.01.2022, ситуация изменится.

      Работники бюджетной и муниципальной отрасли должны получать одинаковую заработную плату независимо от того, в каком регионе они проживают. Согласно новому законопроекту, правительство должно установить определенные требования к отраслевым системам оплаты труда. Это важно, так как в 2021 г. сложилась следующая картина: за одни и те же обязанности работники, которые проживают в различных регионах, получают разную оплату за свой труд.

      Например, сотрудник средней образовательной школы в Сибири получает за свою работу 35 тыс. руб. А зарплата учителя в столице составляет 125 тыс. руб. При этом часовая нагрузка, уровень образовательного заведения, квалификация педагогов никак не отличается.

      Чтобы узнать, как правильно рассчитать зарплату бюджетникам, нужно понять из чего она состоит. Так, выделяют несколько частей:

      • основной оклад;
      • индивидуальные премии;
      • доплаты за вредные условия труда;
      • оплата сверхурочных, праздничных и выходных дней;
      • надбавка за стаж, ученую степень и звание.

      Внимание!

      Нововведения будут касаться увеличения доли оклада и уменьшения премии.

      По существующим правилам, большая часть выплат приходится на оклад. Профсоюзы считают, что его размер не может быть меньше 80%. Депутаты государственной Думы убеждены, что величина оклада может варьироваться в пределах 50-70%. Разница мнений довольно весомая.

      При этом стоит учесть, что дополнительные выплаты и поощрения к основному окладу региональные власти отменить не смогут. В первую очередь, законодательство не допустит уменьшения размера зарплат, а во-вторую — педагогов и медиков необходимо стимулировать финансово, чтобы они не начали искать иные пути заработка. В любом случае, для увеличения размера оклада деньги будут взяты из госбюджета.

      Приняты во втором чтении законопроекты о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы

      Согласно новым поправкам, которые были приняты к ТК, правительству президент поручил разработать новые требования к установлению уровня оплаты труда в каждой сфере. Первыми, кто получит оплату за свой труд в измененном формате, станут медицинские работники. Ожидается это 01.01.2022 г. После этого изменения по цепочке пройдут и в других отраслях.

      Согласно ст. 134 ТК России, ежегодная индексация положена всем трудящимся. Коммерческая сфера не является исключением из этого правила, поскольку положение Трудового кодекса полностью распространяется и на работу компаний частной формы собственности. Одновременно с этим, есть определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу №33-22702/2017, где было определено, что повышение заработной платы — это гарантия от государства.

      Это значит, что индексировать заработок граждан должны организации, получающие госфинансирование. В случае, когда деятельность компании осуществляется без государственной поддержки, то и выполнять гарантии она не обязана. Следовательно, коммерческая фирма может отказаться от проведения индексации зарплаты, но при условии, что они готовы оспаривать свое решение в рамках судебного разбирательства. Порядок индексации с частными организациями прописывают в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте.

      Ст. 134 Трудового кодекса России гарантирует индексацию зарплаты всему персоналу, исключения никакого нет. Отсутствуют ограничения по должности, профессии, полу, возрасту, стажу, специальности, сроку действия трудового договора и иным условиям. Это значит, что в 2022 г. индексация будет проведена для всех трудоустроенных сотрудников, в том числе:

      • постоянных работников, которые присутствуют на рабочих местах;
      • штатных сотрудников и совместителей;
      • дистанционного персонала;
      • удаленных занятых, которые отсутствуют, например — находятся в декрете или отпуске за свой счет.

      Проиндексировать следует и оплату труда директора, даже при условии, что он единственный учредитель организации. Но это возможно только тогда, когда с ним заключен трудовой договор.

      Если учредитель выполняет обязанности директора на основании гражданско-правового договора, то индексация проведена не будет. В данном случае никакого наказания не грозит.

      Законодательством установлены только общие положения касательно индексации зарплаты сотрудников. Но размер и механизм проведения полностью лежит на плечах работодателя. Верховный суд в п.10 Обзора судебной практики №4 (2017) выделил определенные вопросы относительно индексации, которые должны быть раскрыты в локальных актах работодателя:

      • основание проведения;
      • сроки и периоды;
      • алгоритм определения коэффициента;
      • сколько будет индексация зарплаты в 2022 году;
      • список выплат, которые нужно увеличить.

      В основном, работодатели ориентируются на изменение индекса цен или на уровень инфляции. Это расчетные экономические показатели, определяемые Росстатом. Эти значения официальные и ознакомиться с ними можно на оф.сайте ведомства.

      В связи с пандемией коронавируса и с целью экономии бюджетных денег ежегодная индексация зарплат чиновников в 2021 году не проводилась. Осенью текущего года было принято решение вернуться к практике повышения заработка государственных служащих в 2022 году. То есть увеличение впервые после перерыва проведется уже 1 октября 2022 года на 4 % и продолжится до 2024 года.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *