Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок производственного экологического контроля образец в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.
Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.
До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.
Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.
Нулевую декларацию предоставлять не нужно.
Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:
-
Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.
-
Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.
По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.
Не позднее 1 февраля 2022 года.
Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.
Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.
Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году
Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.
Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.
За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.
Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.
Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2021 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 22.01.2021 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2021 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2021 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2021 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2021 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2021 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2021 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2021 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2021 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. | До 15.04.2021 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2021 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2021 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года | До 20.04.2021 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. | До 15.07.2021 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2021 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года | До 20.07.2021 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. | До 15.10.2021 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2021 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года | До 20.10.2021 |
Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.41 |
Предоставление декларации НВОС | ||
Отчёт по программе ПЭК | Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. | КоАП РФ, статья 8.5 |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.
1. Настоящие Правила разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 185 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее — Кодекс) и в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяет порядок разработки программы производственного экологического контроля I и II категорий, ведения учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля.
2. Основные понятия и определения, используемые в Правилах:
1) оператор объекта — физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду;
2) программа производственного экологического контроля – руководящий документ для проведения производственного экологического контроля и производственного мониторинга окружающей среды, который представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по определению фактического состояния окружающей среды в результате деятельности предприятия.
Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Операторы объектов I и II категорий осуществляют производственный экологический контроль в соответствии со статьей 182 Кодекса.
4. Производственный экологический контроль осуществляется согласно требованиям настоящих правил и программы производственного экологического контроля, разработанный операторами объектов I и II категорий.
5. Программа производственного экологического контроля утверждается руководителем предприятия.
6. Программа производственного экологического контроля содержит следующую информацию:
1) обязательный перечень количественных и качественных показателей эмиссий загрязняющих веществ и иных параметров (отходы производства и потребления), отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;
2) периодичность и продолжительность производственного мониторинга, частоту осуществления измерений;
3) сведения об используемых инструментальных и расчетных методах проведения производственного мониторинга;
4) необходимое количество точек отбора проб для параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга (по компонентам мониторинга окружающей среды) и места проведения измерений;
5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;
6) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан, включая внутренние инструменты реагирования на их несоблюдение;
7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;
8) протокол действий в нештатных ситуациях;
9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение производственного экологического контроля;
10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля (информация о планах природоохранных мероприятий и/или программе повышения экологической эффективности).
7. Производственный мониторинг является элементом производственного экологического контроля, а также программы повышения экологической эффективности. В рамках осуществления производственного мониторинга выполняются операционный мониторинг, мониторинг эмиссий в окружающую среду и мониторинг воздействия.
Производственный экологический контроль (ПЭК) 2021
8. Программа содержит обязательные структурные элементы в соответствии с осуществляемой производственной деятельностью в следующем порядке:
1) титульный лист, который содержит информацию о наименовании объекта, кем и когда утверждена программа;
2) общие сведения о предприятии представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
3) информация по отходам производства и потребления представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
4) общие сведения об источниках выбросов представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
5) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется инструментальными измерениями, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
6) сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ, на которых мониторинг осуществляется расчетным методом, представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
7) при наличии на предприятии в собственности полигона твердых бытовых отходов проводится газовый мониторинг для каждой секции полигона с целью получения объективных данных с установленной периодичностью за количеством и качеством газовых эмиссий и их изменением на полигоне твердых бытовых отходов. Сведения о газовом мониторинге представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
8) сведения по сбросу сточных вод представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
9) мониторинг воздействия осуществляется для определения состояния окружающей среды в зонах воздействия. План-график наблюдений за состоянием атмосферного воздуха представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
10) график мониторинга воздействия на водные объекты представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил. Для мониторинга подземных вод указывается источник воздействия, количество наблюдательных скважин, расположение, перечень контролируемых веществ, периодичность и методы анализа, наличие контрольных скважин.
Мониторинг воздействия после аварийных эмиссий в окружающую среду продолжается до получения показателя предельно-допустимых концентрации на границе зоны воздействия. В случае наличия сброса сточных вод в водный объект, программа ведения регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранных зон, предусматривает осуществление наблюдений за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов). Периодичность отбора и анализа проб поверхностных вод в фоновом и контрольном створах водного объекта совмещается со сроками наблюдений за сточными водами для объектов;
11) мониторинг уровня загрязнения почв осуществляется в зоне воздействия производства и представляется по форме согласно приложению 1 настоящих Правил;
Мониторинг биоразнообразия проводится по всей контрактной территории с целью предотвращения риска их уничтожения и невозможности воспроизводства. Информация о состоянии природных ареалов и идентификации биологического разнообразия (животный и растительный мир), проведҰнных в рамках оценки воздействия на окружающую среду объектов I и II категории;
12) план-график внутренних проверок и процедуру устранения нарушений экологического законодательства, составленный по форме согласно приложению 1 настоящих Правил.
9. Оператор объекта принимает меры по регулярной внутренней проверке соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан и сопоставлению результатов производственного экологического контроля с условиями экологического и иных разрешений.
Внутренние проверки проводятся специалистами, в функции которого входят вопросы охраны окружающей среды и осуществление производственного экологического контроля, а также службами охраны окружающей среды, на которых возложена ответственность за организацию и проведение производственного экологического контроля. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком внутренних проверок и процедур устранения нарушений экологического законодательства Республики Казахстан.
10. Операторы объекта, проводящий операции по недропользованию в казахстанской части Каспийского моря, проводят ежегодный производственный мониторинг окружающей среды (по климатическим сезонам) по всей контрактной территории, за исключением мониторинга в зимний период на акватории моря, покрытой льдами, с целью предотвращения негативного воздействия на морскую среду.
11. Проведение производственного экологического мониторинга воздействия (далее — ПЭМ) осуществляется оператором с начала производственной деятельности по выполнению производственных операций (строительство, эксплуатация береговых объектов, трубопроводов, судоходных каналов), а при освоении нефтегазовых месторождений по всей контрактной территории, начиная со стадии планирования, осуществления производственной деятельности и ликвидации объектов.
12. Производственный экологический мониторинг в казахстанском секторе Каспийского моря осуществляется на станциях, которые создаются с учетом проводимых и планируемых видов работ (нефтяных операций).
13. Схемы расположения станций ПЭМ: круговая, крестообразная, ромбовидная. Схемы и количество станций зависят от воздействия и определяются при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду. Предусматривается обязательное размещение станций ПЭМ на расстоянии пятьсот метров от точки сброса сточных вод, определяющих контрольный створ.
Для площадного объекта – схема и количество станций зависит от воздействия и определяется при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду или в Программе производственного экологического мониторинга.
При ведении ПЭМ на станциях в качестве контрольных точек выбираются не менее трех станций, расположенных на достаточном удалении вне зоны воздействия.
14. На линейных объектах (трубопроводы) станции ПЭМ размещают на перпендикулярных профилях через десять километров по трем станциям ПЭМ, расположенных в центре и в пятьсот метров вправо и влево от трассы. При строительстве линейных объектов расположение станций определяется при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду.
15. При возникновении аварийного загрязнения окружающей среды оператор не позднее двух календарных дней со дня возникновения аварийного загрязнения начинает осуществлять ПЭМ его последствий, результаты ПЭМ передает в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.
ПЭМ последствий аварийного загрязнения окружающей среды включает оперативные наблюдения за всеми параметрами окружающей среды, которые подверглись воздействию в результате аварии. Размещение точек отбора проб определяется непосредственно после установления характера и масштабов аварии на основе результатов обследования территории и источников аварийных выбросов/сбросов и указывается в утвержденной Программе.
ПЭМ последствий аварийного загрязнения проводится оператором до достижения стандартных показателей по всем параметрам окружающей среды.
16. Проведение ПЭМ ликвидированной скважины и скважины в консервации (точечный объект) осуществляется оператором по отдельной Программе, в которой устанавливаются: периодичность, объемы, параметры, методы, частота и точки наблюдений.
ПЭМ ликвидированной скважины и скважины в консервации проводиться: ежегодно, путем проведения отбора проб воды и донных отложений (включая участок вблизи устья скважин). Ведется подводная видеосъемка и картирование состояния участка в районе скважины.
17. Оператор объекта ведет внутренний учет, формирует и представляет периодические отчеты по результатам производственного экологического контроля в электронной форме в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды с подписанием электронной цифровой подписью первого руководителя оператора объекта.
18. Прием и анализ представленных отчетов по результатам производственного экологического контроля осуществляется территориальными подразделениями уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
19. Структура отчета о выполнении программы производственного экологического контроля состоит из пояснительной записки и формы, предназначенной для сбора административных данных согласно приложению 2 настоящих Правил.
В случае отсутствия требуемой информации при заполнении формы отчетной информации указывается «- » (прочерк) в соответствующей ячейке и/или таблице.
20. Виды деятельности, по которым требуется информация для расчетного метода производственного контроля выбросов в атмосферный воздух, представляются согласно приложению 3 настоящих Правил.
21. Сведения по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 4 настоящих Правил.
22. Сведения по сбросам загрязняющих веществ со сточными водами, по которым представляется информация к Регистру выбросов и переносов загрязнителей осуществляется по веществам согласно приложению 5 настоящих Правил.
23. Отчет о выполнении программы производственного экологического контроля предоставляются ежеквартально до первого числа второго месяца за отчҰтным кварталом в информационную систему уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
Отчеты по результатам ПЭМ проводимого в казахстанской части Каспийского моря представляются ежегодно до первого числа третьего месяца следующего за отчҰтным периодом в информационную систему уполномоченного органа.
24. К периодическим отчетам производственного экологического контроля прилагаются акты или протокола отбора проб, протокола результатов испытаний производственного экологического мониторинга.
Приложение 1 к Правилам разработки программы производственного экологического контроля объектов I и II категорий, ведения внутреннего учета, формирования и представления периодических отчетов по результатам производственного экологического контроля |
|
Форма |
Наименование производственного объекта |
Месторасположение по коду КАТО (Классификатор административно-территориальных объектов) |
Месторасположение, координаты |
Бизнес идентификационный номер (далее — БИН) |
Вид деятельности по общему классификатору видов экономической деятельности (далее- ОКЭД) |
Краткая характеристика производственного процесса |
Реквизиты |
Категория и проектная мощность предприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Экологическая отчетность 2021
Наименование площадки |
Проектная мощность производства |
Источники выброса |
местоположение (географические координаты) |
Наименование загрязняющих веществ согласно проекта |
Периодичность инструментальных замеров |
|
наименование |
номер |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
- приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
- национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
- приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
- общие сведения о компании и принципы организации производственного экологического контроля на предприятии;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферу и характере таких выбросов;
- информация о выполнении инвентаризации источников вредных сбросов в окружающую среду и характере таких сбросов;
- данные о выполнении инвентаризации отходов, получаемых в ходе технологического процесса, и порядке их размещения;
- информация об уполномоченных лицах и органах, которые отвечают за осуществление плановых мер в компании;
- сведения об испытательных лабораториях, которые привлекаются к выполнению оценки вредоносного действия предприятия на окружающую среду. такие лаборатории могут входить в состав организации или привлекаться к выполнению требуемых по договору. При этом во всех ситуациях они должны в установленном порядке пройти процедуру аккредитации согласно правилам действующего законодательства;
- сведения о применяемых правилах выполнения оценки экологического воздействия компании, порядке отбора образцов и проб анализируемых веществ и методиках выполнения необходимых измерений.
Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.
Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:
- актуальные нормативы в области природоохранного законодательства;
- параметры производственной, хозяйственной и иной деятельности компании;
- типы вредоносного действия, оказываемого компанией на текущее состояние окружающей среды, и масштабы такого влияния;
- список уже выполненных операций, целью которых было обеспечение благоприятного состояния экологии в месте работы компании;
- список запланированных мер, нацеленных на сохранение и поддержание благоприятного состояния экологии;
- действующие разрешенные параметры вредоносного действия организации на окружающую среду;
- итоги выполненных действий, осуществленных в рамках системы производственного экологического контроля в предыдущие годы работы компании;
- полученные организацией предписания, направленные государственными органами, выполняющими контроль и надзор в анализируемой сфере.
При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.
Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.
Программа производственного экологического контроля -2021
Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:
- инспекционный контроль, то есть текущая проверка параметров производственной активности компании с точки зрения ее воздействия на окружающую среду. Операции в рамках такого контроля могут выполняться в плановом и внеплановом порядке. Внеплановые проверки организуются в случае получения соответствующих предписаний от контролирующих органов или руководства компании, выявлении сбоев в работе организации или превышении допустимых параметров вредоносного действия на экологию, а также появления неблагоприятных природных или метеорологических условий;
- инструментальный эколого-аналитический контроль на производстве (ПЭАК). Основной целью такой проверки становится контроль уровня вредных выбросов, реализуемых в рамках технологического цикла компании. В большинстве случае она выполняется посредством эксплуатации автоматизированных инструментов, которые используются по утвержденному плану-графику. Однако ПЭАК может входить в состав инспекционного контроля на предприятии;
- экологический мониторинг на производстве (ПЭМ). Основной задачей такого мониторинга становится контроль за состоянием текущих параметров окружающей среды, которые подвергаются вредоносному влиянию в результате производственной активности комании. Правила выполнения этого вида контроля устанавливаются согласно нормативам национального стандарта РФ ГОСТ Р 56059-2014.
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.
Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.
Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:
- положение о ПЭК;
- планы-графики организации и выполнения ПЭАК;
- программа выполнения ПЭМ;
- должностные инструкции для сотрудников, занятых в выполнении мер, утвержденных программой ПЭК.
Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:
- все предприятия I категории, а также компании II и III категорий, за которыми предусматривается федеральный экологический надзор, подают отчетную документацию в территориальное подразделение Росприроднадзора по месту работы компании;
- остальные компании II и III категорий подают отчетность в орган исполнительной власти региона, на который согласно законодательству субъекта РФ возложены обязанности по выполнению государственного экологического надзора.
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.
Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:
- рядовые работники организаций штрафуются на сумму 1-2 тысячи рублей, однако в отдельных ситуациях штраф может быть заменен предупреждением;
- должностные лица, в обязанности которых входит составление отчетной документации или контроль за организацией этой работы, штрафуются на сумму 2-5 тысяч рублей;
- юридические лица, допустившие нарушение правил составления документации, связанной с вредоносным действием предприятия на окружающую среду, штрафуются на сумму 20-100 тысяч рублей.
При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:
- для рядовых работников организаций – штраф в размере 500-1000 рублей;
- для должностных лиц, уполномоченных следить за достоверностью представляемых сведений, — 3-6 тысяч рублей;
- для организаций – 20-80 тысяч рублей.
Десятилетие прошло с тех пор, как была введена отчетность по обращению с отходами для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно и называлась “Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Однако сейчас ее наименование и круг лиц, обязанных подавать такую отчетность, изменились коренным образом.
Посмотрим требования закона:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) “Об отходах производства и потребления”
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
[…]
2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и сроки, которые определены законодательством в области охраны окружающей среды.
6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
7. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
[…]
До 1 января 2019 г. в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. Теперь разделение предприятий на субъекты малого и среднего бизнеса в плане отчетности отменено. Критериями необходимости ее подачи теперь является категория объекта негативного воздействия.
Один из ответов на запрос природопользователей в Минприроды Московской области в 2019 году пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчетность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма.
Объекты I и II категорий отчитываются в установленном для них порядке (если есть ПНООЛР – сдают технический отчет), объекты IV категории не сдают отчетность по отходам. Такую отчетность теперь должны сдавать только объекты III категории.
При этом форма отчетности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, сдают аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.
До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками.
В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение в данное время разрабатываются юридическими лицами или ИП, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий.
Для I категории нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения (п. 3 ст. 18 Закона N 89-ФЗ, ст. 31.1 Закона N 7-ФЗ).
Разрешительная документация, полученная для объектов I и II категорий до 1 января 2019 года, действует до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ).
Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешительных документов.
Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2021 подавать не нужно.
Сейчас НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов.
Административный регламент Росприроднадзора, утв. Приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 N 437:
96. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления Заявителем технического отчета по обращению с отходами (далее – технический отчет), разработанного в соответствии с Методическими указаниями.
Технический отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если этого не будет сделано, плату придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Соответственно, так как НООЛР сейчас могут иметь только объекты I и II категорий, то и технический отчет нужно сдавать им.
Внимание! Если категория объекта не определена, разработки НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
Отчетность для водопользователей, которые сбрасывают вредные загрязняющие вещества в водные объекты. В форму 2-ТП (водхоз) внесены изменения Приказом Росстата от 12 марта 2020 г. № 118 “О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утвержденную приказом Росстата от 27 декабря 2019 г. № 815”. Изменения начинают действовать с момента отчетности за 2020 год. Крайний срок подачи отчета 2-ТП (водхоз) в территориальные органы Росводресурсов – 22 января 2021 года!
По форме этой отчётности в 2020 году вышел очередной приказ Росстата от 21.07.2020 N 399 (ред. от 06.08.2020) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС “Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие природоохранную деятельность.
Согласно приказу:
- Респонденты, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют сведения по юридическому лицу (юридическому лицу, имеющему обособленные подразделения), индивидуальному предпринимателю при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год.
- Если в отчетном году у обособленного подразделения юридического лица объем текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения составил менее 100 тысяч рублей, то первичные статистические данные (далее – данные) предоставляются в установленном порядке при условии, что указанные затраты для юридического лица с учетом его обособленных подразделений, расположенных с ним в одном субъекте Российской Федерации, превышали 100 тысяч рублей.
Отчетность по-прежнему подается в Росстат при наличии наблюдаемого события до 25 января года, следующего за отчетным.
В рамках экологической отчетности 2021 данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.
Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:
- содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
- статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).
То есть, отдельно подавать указанный вид отчётности нет необходимости.
Экосбор является обязательным условием для выполнения экологических нормативов по утилизации. Уплата экосбора производится до 1 апреля. Отчет предоставляется до 15 апреля. В первую очередь, экологический сбор дает возможность производителям законно утилизировать упаковку и иные материалы.
Инвентаризация выбросов
Согласно статье 32 Приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352 на каждом предприятии должен быть отчет об инвентаризации источников выбросов (как самостоятельный документ). По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к Приказу № 352.
Программа производственного экологического контроля (ПЭК)
При расчете рассеивания на границе промплощадки в направлении ближайшей жилой застройки принимается контрольная точка.
В план-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДК м.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
По результатам расчета рассеивания, без учета фоновых концентраций в План-графике контроля источников выбросов учитываются источники, выброс от которых превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих вещества на границе предприятия в сторону наиболее близко расположенного жилья.
План график контроля стационарных источников выбросов разрабатывается согласно Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При организации контроля за соблюдением нормативов выбросов определяются категории источников выбросов в разрезе каждого вредного вещества, т. е. категория устанавливается для сочетания «источник — вредное (загрязняющее) вещество» для каждого k-го источника и каждого выбрасываемого им j-го вредного вещества.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 — если у вашего предприятия произошли изменения в технологии производства, в результате чего изменились выбросы и сбросы загрязняющих веществ (качественные характеристики), образование отходов (появились или не образуются отходы производства и потребления), а также если объемы выбросов и сбросов изменилось более чем на 10 % , то необходима корректировка программы производственного экологического контроля.
Также установлен срок проведения корректировки программы ПЭК — это 60 дней с даты произошедших изменений.
С 1-го января 2019-го года ПЭК является обязательным документом для предприятий, которые имеют 1-3 категорию негативного воздействия.
Индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие хозяйственную или другую деятельность на объектах 1-3 категории НВОС, должны разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля, непосредственно осуществлять его согласно действующим нормативам и требованиям, документировать и хранить все данные, которые получены в результате осуществления ПЭК.
По каждому объекту отдельно разрабатывается программа, учитывая категорию, используемые технологии и особенности производственного процесса, а также фактор негативного влияния на окружающую среду.
На территориях и производственных площадках объектов ПЭК могут находиться:
- все источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарного и передвижного типа;
- очистительные системы для отходящих газов;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в частности в водные объекты, на рельеф, в подземные горизонты, в канализационные системы и водоотводящие сети;
- очистительные системы для отработанных вод;
- системы оборотного и повторного водоснабжения;
- источники образования производственных отходов;
- объекты по размещению и утилизации отходов, в частности площадки временного хранения и стационарные полигоны;
- складские помещения для размещения сырья, реагентов и прочих материалов;
- объекты окружающей среды, которые находятся на территории промышленной площади или территории, на которой осуществляется природопользование, санитарно-защитных зонах;
- природные ресурсы;
- природные среды, которые загрязнены химическими веществами по вине природопользователя.
Организации и предприятия, а также индивидуальные предприниматели должны ежегодно составлять отчет об организации и результатах проведения ПЭК. Документ предоставляется в двух экземплярах, содержит в себе данные по объемам загрязнений, методиках и измерительных операциях.
Срок предоставления отчетности – 25-ое марта года, следующего за отчетным.
Документ подается в территориальные органы контроля по надзору в сфере природопользования. Предприятия, расположенные на территории Москвы и Московской области, сдают свои отчеты, как правило, в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу или в другие надзорные организации, в зависимости от территориального подчинения.
Вступила в силу Программа ПЭК по новому приказу Минприроду №74
Программа разрабатывается на основе таких данных:
- общие сведения о компании/учреждении/организации – карточка предприятия, копия свидетельства о постановке на учет объектов негативного воздействия;
- сведения о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, которые имеют аккредитацию по законам РФ;
- данные по выбросам: план-график контроля на СЗЗ и на источниках, протоколы КХА промышленных выбросов на источниках, протоколы КХА промышленных выбросов на СЗЗ;
- данные по сбросам, если имеются таковые: копия письма о результатах учета забора водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, копия письма о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод выше и ниже мест сброса, копия письма о результатах наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами, паспорт очистных сооружений, план-график проведения проверок очистных сооружений;
- данные по отходам – только для объектов размещения отходов: копия письма о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Компания ЭкоЦентрПроект предлагает свои профильные услуги по разработке программы ПЭК и выполнении всех необходимых для предприятия процедур, для своевременного сбора данных, анализа и составление отчетности по ПЭК.
- Отчет по программе ПЭК
- Постановка на государственный учет объекта НВОС
- Разработка программы производственного контроля за выполнением санитарных норм и правил
Все работы выполняются «под ключ», полностью отсутствуют скрытые затраты «на непредвиденные расходы» дополнительные согласования, инфляцию, изменение прейскуранта экспертных организаций и т.д.
Высокое качество предоставляемых услуг – все работы выполняются в соответствии с действующими стандартами, методиками, используется только лицензионное программное обеспечение для проектирования.
- Экологические проекты, которые нужно продлевать
- Экологическая проверка организации: что следует знать руководителю перед встречей с инспектором Росприроднадзора?
- Нормативы ПДВ как вид экологического норматива
- Выполняем оформление проекта ПДВ по рекомендациям
- Таблица-подсказка по видам экологической документации и экологические штрафы
Производственный экологический контроль (ПЭК)
Производственный экологический контроль на предприятии должен проводиться на всех объектах, отнесенных к I, II и III категориям негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В соответствии со ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды», на указанных предприятиях разрабатывается и утверждается программа производственного экологического контроля. ПЭК утверждает руководитель предприятия, после чего на объекте осуществляется производственный экологический контроль. Результаты ПЭК документируются и хранятся на предприятии.
Для каждого из объектов экологического контроля разрабатывается отдельная программа, в которой учитывается:
- категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
- применяемые на объекте технологии (желательно, чтобы это были наилучшие доступные технологии, НДТ, параметры которых указываются в соответствующих справочниках)
- оказываемое негативное воздествие на окружающую среду
Иначе говоря, если предприятие располагает несколькими производственными площадками, ПЭК должна разрабатываться отдельно для каждой из них.
Для объектов, относящихся к I категории НВОС, в соответствии с ч. 3.1 ст. ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено требование по внесению в ПЭК программы создания системы автоматического контроля, либо сведениях о ней, если она уже эксплуатируется на предприятии. Так как предприятия I категории НВОС, в большинстве случаев, не располагают такой программой, на ее разработку отведено не более четырех лет с момента получения (или пересмотра) комплексного экологического заключения (КЭР).
Согласно приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74, ПЭК должна содержать следующие разделы:
- общие положения: реквизиты организации (наименование, адрес, ИНН/ОГРН, наименование, категорию и адрес местонахождения объекта), наименование организации, в которую направляется отчет и информацию об ответственном за подготовку отчета;
- сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источники (в соответствии с актуальной программой допустимых выбросов)
- сведения об инвентаризации объектов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (в соответствии с действующими нормативами допустимых сбросов)
- сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (сведения об образующихся в результате хозяйственной деятельности отходах и объектах их размещения в соответствии с государственным реестром размещения отходов)
- сведения о должностных лицах предприятия, ответственных за осуществление ПЭК
- сведения об испытательных лабораториях (центрах), привлекаемых для осуществления ПЭК, аккредитованных в соответствии с требованиями Национальной системы аккредитации
- сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Пример программы производственного экологического контроля приводить не имеет смысла, так как все его позиции строго регламентированы Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Форма содержится в приказе, и заполнить ее, имея в наличии ПДВ, НДС, ПНООЛР и другие требуемые сведения не составляет труда.
Кроме того, информация, содержащаяся в указанных природоохранных документах, в большинстве случаев может классифицироваться как содержащая коммерческую тайну, поэтому лучший пример программы производственного экологического контроля — это утвержденая форма отчета о его проведении.
Отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля оформляется в порядке, определенном в Приложении 2 к Приказу Минприроды России от 28.02.2018 N 74.
Природопользователи направляют отчет до 25 марта года, следующего за отчетным (т.е., отчет по ПЭК за 2019 год должен быть направлен до 25 марта 2020 года).
Предприятия I категории направляют отчет в территориальный орган Росприроднадзора. В случае, если предприятия II и III категорий подлежат федеральному государственному экологическому надзору, они также направляют отчет в территориальный орган.
Предприятия II и III категорий, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, направляют отчет в органы исполнительной власти субъекта федерации по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у природопользователя, а второй направляется в соответствующий орган экологического надзора, вместе с его цифровой копией. Копия, предоставленная на цифровом носителе, должна быть указана в описи вложения, и направляется с уведомлением о вручении.
Также отчет может быть направлен в виде электронного документа, но в этом случае от природопользователя потребуется подписать его усиленной квалифицированной цифровой подписью.
Корректировать документацию необходимо в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Если организация причислена к одной из категорий ОНВОС, это значит, что до 25 марта каждого года необходимо сдавать в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
При разработке и проведении программы ПЭК используются следующие данные:
- из проекта предельно-допустимых выбросов (ПДВ) предприятия;
- из проекта о нормативах образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
- из проекта допустимых сбросов и общих требований по ним.
Осуществление производственного экологического контроля и программа ПЭК очень важны в работе предприятия, которое негативно влияет на окружающую сферу. Наша компания готова в короткий период предоставить услуги и обеспечить не только сопровождение, но и лабораторный контроль. Окружающая среда будет качественно изучена и промониторирована, а также будет создан и вовремя сдан грамотный отчет с результатами ПЭК.
Мы ведем необходимые журналы, составляем статистическую отчетность, декларации об оплате за негативные воздействия, подаем сведения в сводный кадастр, подготавливаем отчет ПЭК и разрабатываем полную отчетность по образованию, использованию, обезвреживанию и размещению отходов. При необходимости создаем и курируем личный кабинет пользователя.
В арсенале есть все необходимые образцы документации и журналов.
Разрабатываем в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 28.02.2018 № 74, включая разработку нового план-графика
Мы используем продукты фирмы «Интеграл» — российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды
Программа производственного экологического контроля утверждается только уполномоченным сотрудником организации и действует бессрочно.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида, объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду более чем на 10%, предприятие, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, должно скорректировать Программу в течении 60 дней со дня изменений.
Сроки разработки в среднем могут составить от 14 до 30 дней, но ориентироваться также необходимо и на объем запланированной работы, который может зависеть от масштабов предприятия.