Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2020-2021 годов, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Субъекты сделок

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

ст. 275.2 НК РФ

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

Ст. 105.1 НК РФ;

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

Информация о контролируемых сделках

В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2020 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 26.07.2019 № ММВ-7-13/380@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Организация в 2011 году заключила процентный договор займа с нерезидентом (взаимозависимое лицо) сроком на 10 лет. В 2017 году период контракта был пересмотрен, и сумма займа была возвращена. Руководство фирмы волнует вопрос, обязана ли она подавать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам закона. НК РФ контролируемыми сделками признает операции между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Налогоплательщики обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, при этом свое сообщение они должны подать не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (п. 1 и 2 ст. 105.16 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации договор займа заключен в 2011 году. Следует отметить, что в общем порядке сделки по предоставлению займа, заключенные до 1 января 2012 года, но доходы (расходы) по которым признаются после этой даты, не признаются контролируемыми. Однако здесь важно то, что это правило работает только тогда, когда условия договора не менялись.

Обратите внимание

Контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей.

Если условия контракта были изменены после 1 января 2012 года, то сделки будут признаваться контролируемыми на общих основаниях по критериям статьи 105.14 НК РФ (ч. 5.1 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», далее – Закон № 227-ФЗ).

Согласно позиции Минфина со ссылками на нормы ГК РФ, под изменением условий сделки по предоставлению займа следует понимать изменение существенных условий операции, совершенное в той же форме, что и сделка, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев оборота не вытекает иное. К таким условиям, резюмирует Минфин, можно отнести условия о размере процентов, начисляемых на сумму займа, и сроке возврата суммы займа (письмо от 10 марта 2017 г. № 03-12-11/1/13720). Согласны с мнением Минфина и высшие арбитры (Определение Верховного суда РФ от 17 января 2018 г. № 310-КГ17-13413 по делу № А08-114/2017).

Поэтому в рассматриваемом случае российская организация обязана подать уведомление о контролируемой сделке за 2017 год не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, то есть не позднее 20 мая 2018 года.

В ноябре 2016 года российская компания, работающая на ОСНО, заключила договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной организации – резидента Республики Маврикий, цена договора – 90 млн рублей (в том числе НДС). В декабре был получен аванс от иностранца. Услуги по контракту были оказаны в феврале 2017 года, подписан акт выполненных работ и перечислен остаток средств. У организации возникли вопросы: признается ли данная сделка контролируемой? Обязана ли была фирма подавать уведомление о контролируемых сделках за 2016 год?

Попробуем разобраться.

Сразу стоит отметить, что компании обязаны уведомлять контролеров о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

При этом контролируемыми внешнеторговыми сделками, как в рассматриваемой ситуации, в частности, являются операции с резидентами государств и территорий, включенных в специальный перечень, утвержденный Минфином (офшорные зоны), если сумма доходов по сделке превышает 60 млн рублей (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ, письмо ФНС России от 31 марта 2017 г. № СД-4-3/6011@). В соответствии с Приказом Минфина от 13 ноября 2007 года № 108н свободной экономической территорией, в частности, признается и Республика Маврикий, с резидентом которой заключен договор российской компанией.

Для того чтобы сделка была признана контролируемой, сумма доходов по ней за календарный год определяется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105,14 НК РФ, письмо Минфина России от 5 мая 2017 г. № 03-12-11/1/28272). При этом в составе доходов учитываются поступления на счет фирмы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ (ст. 248 НК РФ). А доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, при этом не учитываются.

В частности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) компаниями, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Исходя из условий рассматриваемой ситуации российской организацией в 2016 году заключен договор на оказание ею услуг в адрес не взаимозависимой иностранной компании – резидента Республики Маврикий, цена сделки составляет 90 млн рублей (в том числе НДС). Однако услуги в 2016 году не были оказаны, а был только получен аванс от иностранца, который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитывается в составе выручки российской организации за 2016 год. Другими словами, учитывая вышеизложенное, суммовой критерий в 60 млн рублей для признания сделки контролируемой не соблюден (подп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ), данная операция за 2016 год не может быть признана контролируемой, соответственно, уведомление в налоговую инспекцию за 2016 год компания подавать не обязана.

(в ред. Приказов ФНС РФ от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@, от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@)

В соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2018, N 1 (ч. 1), ст. 50), а также подпунктом 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 40, ст. 5847) приказываю:

1. Утвердить:

форму уведомления о контролируемых сделках согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

формат представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

Абзац пятый. — Утратил силу. (в ред. Приказа ФНС РФ от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@)

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 27 июля 2012 г. N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2012 г., регистрационный номер 25323).

3. Установить, что по форме, форматам и в порядке, которые утверждены настоящим приказом, уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении сделок, совершенных в календарном году, обязанность уведомления о которых наступила после вступления в силу настоящего приказа.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, и правильностью исчисления налогов и сборов по итогам проведения налоговых проверок.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. МИШУСТИН

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее — файл обмена) передачи в электронной форме сведений с данными уведомления о контролируемых сделках в налоговые органы.

2. Номер версии настоящего формата 5.04, часть DXXXI. (в ред. Приказа ФНС РФ от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@)

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_T_A_K_OGGGGMMDD_N, где:

R_T — префикс, принимающий значение UT_UVKNRSD

A_K — идентификатор получателя информации, где: A — идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K — идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена . Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа);

Передача файла от отправителя к конечному получателю (K) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором A. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов A и K совпадают.

O — идентификатор отправителя информации, имеет вид:

для организаций — девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) и код причины постановки на учет (далее — КПП) организации (обособленного подразделения);

для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей).

GGGG — год формирования передаваемого файла, MM — месяц, DD — день;

N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла — xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего схему файла обмена

Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

UT_UVKNRSD_1_531_00_05_04_xx, где хх — номер версии схемы. (в ред. Приказа ФНС РФ от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@)

Расширение имени файла — xsd.

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом и размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.26 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента ;

В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «/». Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: «С» — сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), «П» — простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, «А» — простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: T — символьная строка; N — числовое значение (целое или дробное).

Формат символьной строки указывается в виде T(n-k) или T(=k), где: n — минимальное количество знаков, k — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель, символ «=» означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид T(0-k). В случае, если максимальное количество знаков не ограничено, формат имеет вид T(n-).

Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

3. Уведомление включает в себя титульный лист, Разделы: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

Титульный лист содержит общие сведения о налогоплательщике.

Раздел 2 заполняют налогоплательщики в отношении контролируемых сделок с организациями.

Раздел 3 заполняют налогоплательщики в отношении контролируемых сделок с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

6.1. В Разделе 1А указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то Раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

В Разделе 1А указываются сведения по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в случае, если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

6.2. В поле 1 «Порядковый номер сделки по уведомлению» указывается порядковый номер сделки согласно Уведомлению.

6.3. В поле 2 «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» указывается одно из цифровых значений:

«0» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной непосредственно налогоплательщиком;

«1» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

6.4. В поле 3.1 «Взаимозависимость» указывается одно из цифровых значений:

«0» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок), совершена с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми для целей раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

«1» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок), совершена с участием лиц, признанных взаимозависимыми по одному или нескольким основаниям, изложенным в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

«2» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок) совершена с участием лиц, самостоятельно признавших себя взаимозависимыми (пункт 6 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации);

«3» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок) совершена с участием лиц, признанных взаимозависимыми по решению суда (пункт 7 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, если в Разделе 1А указываются сведения в отношении сделки (группы однородных сделок), совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), взаимозависимость определяется между налогоплательщиком и лицом, с которым комиссионер (агент) совершил сделку от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика. Поле не обязательно для заполнения.

6.5. В поле 3.2 «Основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 Кодекса» указывается соответствующая цифра по каждому коду основания отнесения сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)) к контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку:

«0» — нет;

«1» — да.

6.6. В поле 3.3 «Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентствавсех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Кодекса» указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)) к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку:

«0» — нет;

«1» — да.

7.1. В Разделе 1Б указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)). В Разделе 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иными объектами гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в Разделе 1А. Если сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) не представляется возможным заполнить на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц.

7.2. В поле 1.1 «Порядковый номер сделки (из Раздела 1А)» указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать полю 1 «Порядковый номер сделки по уведомлению» Раздела 1А.

7.3. В поле 1.2 «Тип предмета сделки» указывается код типа предмета сделки:

«1» — товар;

«2» — результаты работ, оказание услуг;

«3» — иной объект гражданских прав.

В поле 1.2 Раздела 1Б указывается код «3», если предметом исполнения сделки является материальное или нематериальное благо, которое не относится к товарам, результатам работ или оказанным услугам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, но относится к объектам гражданских прав на основании статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом контролируемой сделки, совершенной с участием комиссионера (агента) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 1.2 указывается код типа предмета сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.4. В поле 2.1 «Наименование предмета сделки» отражается наименование предмета исполнения сделки согласно первичным документам (наименование товара, результатов работ, оказанных услуг, иного объекта гражданских прав).

В случае, если предметом исполнения сделки является выполнение комплексных работ (оказание услуг), то есть требующих совершения нескольких операций, каждая из которых в отдельности согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации может признаваться работой (услугой), в поле 2.1 указываются результаты работ (оказанные услуги), непосредственно указанные в качестве предмета исполнения сделки.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 2.1 указывается наименование предмета сделки, совершенной с участием комиссионера (агента) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.5. В поле 2.2.1 «Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)» при совершении внешнеторговых сделок указывается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 2.2.1 указывается код предмета сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.6. В поле 2.2.2 «Код предмета сделки (код по ОКПД2)» при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми, указывается код вида товара в соответствии Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Написать комментарий

      • Cтатьи
      • Лучшее
      • Автоматизация учета
      • Аудит
      • Бухучет
      • Консалтинг
      • Оценка
      • Управление персоналом
      • Юриспруденция

      Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним. Согласно Статья 105.14. Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:
      1. Сделки с российским взаимозависимым лицом, если сумма доходов за год по этим сделкам превышает 1 млрд. руб. (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
      2. Сделки со взаимозависимым лицом на УСН, по которым годовая сумма доходов превышает 60 млн. руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
      3. Сделки со взаимозависимым лицом — плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по ним больше 100 млн. руб. (пп. 3 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
      4. Сделки с оффшорными компаниями, по которым годовая сумма доходов больше 60 млн руб. (пп. 3 п. 1, п. 7 ст. 105.14 НК РФ).
      5. Сделки со взаимозависимым лицом — иностранной организацией, в т.ч. оффшорной компанией, или нерезидентом РФ независимо от доходов (Письма Минфина от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, от 17.04.2014 № 03-01-18/17551 (п. 1)).
      6. Сделки по импорту и экспорту нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом за год превышает 60 млн руб. (пп. 2 п. 1, п. п. 5 — 7 ст. 105.14 НК РФ, Письма Минфина от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 27.01.2015 № 03-01-18/2657).
      Сделки, по которым обе стороны применяют спецрежимы, не контролируются (пп. 3, 4 п. 2, п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
      Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

      Цель введения понятия «контролируемые сделки» — контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
      К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки. Таким образом исключается возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие).
      Пример:
      Фирма «Астра» производит товары, себестоимость которых равна 1000 рублей. Рыночная цена продукта – 2000 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (2000 — 1000) = 1000 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
      Для снижения налоговой нагрузки Фирма «Астра» может реализовать подконтрольной структуре «Прима» в оффшорном государстве товар по 1001 рублю, которая в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
      Критерии контролируемых сделок разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. Теперь В соответствии с НК РФ за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – 2000 рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 1000 руб., а не 1 руб., задекларированный «хитрым» налогоплательщиком. Таким образом государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
      Для целей налогообложения сделки признаются контролируемыми, если соответствуют следующим критериям:

      № п/п

      Контролируемые сделки

      Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

      Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

      1

      Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

      При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

      1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает определенный размер;

      1 млрд рублей.

      2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

      60 млн рублей

      3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

      100 млн. руб.

      13.08.2021 Итоги семинара «Средний заработок. Пособия за счет ФСС. Расчеты с подотчетными лицами»

      18.06.2021 Итоги семинара » НДС-2021. «

      Революция в бухгалтерии: от документа до банковского кабинета

      Участники контролируемых сделок.

      Срок подачи уведомления

      Уведомление подается не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

      Какие разделы заполнять

      Форма уведомления включает титульный лист, разделы 1А, 1Б, 2 и 3. Титульный лист, разделы 1А и 1Б являются обязательными для заполнения, а разделы 2-3 представляются в зависимости от того, с какими контрагентами совершались контролируемые сделки.

      Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.

      Если в рамках одного договора совершаются различные неоднородные сделки, то по каждой такой сделке заполняется отдельный раздел 1А.

      Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

      В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

      Если сделка совершена комиссионером, то в соответствующем поле проставляется отметка.

      Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

      • в поле «Взаимозависимость» выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
      • в полях 121-124 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
      • в полях 131-138 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

      Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-138 не допускается.

      В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

      • в поле «Группа однородных сделок» проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
        Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается;
      • из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
      • в поле «Признак определения цены…» делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
      • в поле «Комментарии» отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
      • в поле «Код определения цены сделки» выбирается соответствующий код, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
      • если в поле «Код определения цены сделки» выбран код, то указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
      • в поле «Код методов ценообразования» выбирается код того метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
      • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в поле «Код методов ценообразования» указан код «06»), то отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
      • в полях 251-259 проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
      • в поле «Количество участников сделки» отражается общее число участников контролируемой сделки;
      • в поле «Комментарии» отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

      В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…» указываются следующие сведения:

      • сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
        Сумма дохода указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
      • сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
      • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
        Сумма расходов указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
      • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

      При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.

      Раздел 1Б заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая заполняется отдельный раздел 1Б.

      Чтобы сформировать раздел 1Б, необходимо перейти в раздел «Предметы сделки» главного меню и выбрать соответствующий предмет: товар, услуга (работа) или прочее.

      Чтобы заполнить сведения в разделе 1Б, необходимо кликнуть по строке «Добавить…» и в открывшемся окне ввести данные:

      • название предмета сделки согласно первичным документам.
      • из справочника выбирается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

      Данное поле заполняется только при совершении внешнеторговых сделок.

      • код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

      Поле заполняется только при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.

      Коды видов товара заполняются только в случае, если предметом сделки является товар.

      Из классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) выбирается код вида деятельности, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность в результате сделки.

      Данное поле не заполняется, если предметом сделки является товар.

      В поле «Другой участник сделки» указываются порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, и сведения об этом участнике сделки (наименование, ИНН и КПП и др.).

      Сведения о контрагенте, отраженные в поле «Другой участник сделки», должны соответствовать сведениям, указанным в разделе 2 (если участник сделки – организация) или разделе 3 (если участник сделки – физическое лицо).

      В соответствующих полях указываются номер и дата договора, которым оформлена сделка.

      Из классификатора стран мира выбирается код страны происхождения предмета сделки.

      Поле не заполняется, если предметом сделки являются работы или услуги.

      Далее указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте, из которого начинается транспортировка товара для исполнения контролируемой сделки.

      Сведения заполняются в случае, если предметом сделки являются товары.

      В отдельных полях указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте совершения сделки.

      Затем отражается код условия поставки, который должен соответствовать условиям договора.

      Поле «Код условия поставки» заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

      Из классификатора ОКЕИ выбирается код единицы измерения предмета сделки.

      В следующих полях отражаются:

      • количество предметов сделки;
      • цена за единицу предмета сделки, указанная в первичных документах;
      • код валюты, в которой определена цена сделки;
      • годовая процентная ставка в случае, если предметом сделки являются долговые обязательства;
      • итоговая стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами;
      • дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

      Фиксированный налог КИК в 2021 и 2022: кому, зачем и как воспользоваться?

      Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями. Раздел 2 заполняется также в отношении сведений об организации — комиссионере, если в поле «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» раздела 1А стоит отметка.

      Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники — организации» главного меню, а для добавления новой организации необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные.

      Если сведения заполняются в отношении комиссионера, то в соответствующем поле проставляется отметка.

      Далее выбирается признак организации: российская или иностранная.

      Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

      Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

      Раздел 3 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в т.ч. предпринимателями, адвокатами, нотариусами. Раздел 3 заполняется также в отношении сведений о физическом лице — комиссионере в случае, если в поле «Сведения заполняются в отношении комиссионера» имеется отметка.

      Чтобы сформировать раздел 3, необходимо перейти в раздел «Участники – физические лица» главного меню, а для добавления нового физического лица необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные:

      • код вида деятельности физического лица, который выбирается из перечня;
      • ИНН физического лица, в т.ч. ИП и ФИО.

      В случае, если физическое лицо не имеет ИНН либо является нерезидентом РФ, то дополнительно в отношении этого лица указываются следующие данные: дата и место рождения, наличие гражданства, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания в РФ.

      Перейдем к практической части и рассмотрим, как заполнить уведомление с помощью «1С:Бухгалтерии 8».

      Во вкладке «Отчеты» есть графа «Контролируемые сделки», в ней два пункта: «Помощник подготовки уведомления» и, собственно, само «Уведомление о контролируемых сделках».

      Открыв помощник, мы сразу разбираемся с наличием взаимозависимости. Для этого кликаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала свершения сделок. Это будет начало года, если на 31.12. ваш годовой оборот с поставщиком/покупателем превысил 1 млрд; или дата, отличная от 01.01, – указывается в том случае, если работать с поставщиком/покупателем вы начали не с начала года. Например, вы подписали договор и поставили товар 05.04.2017, значит, датой начала свершения сделок будет именно этот день.

      Далее выбираем тип взаимозависимости или же показываем, что ее нет. Сразу ниже этого пункта находятся критерии, характеризующие деятельность нашего контрагента: выбираем те, которые относятся к нашему поставщику/покупателю. Все заполнили – «Записать и закрыть». Во вкладке появятся данные о вашем деловом партнере.

      Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» () Авторы: Ю.М. Лермонтов Издание: 2016 год

      Комментируемая статья посвящена подаче уведомления и представлению информации о контролируемых сделках.

      Статья 105.16 НК РФ содержит основные положения об уведомлении о контролируемых сделках.

      Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ.

      В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 НК РФ, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

      В свою очередь, о направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

      Исходя из совокупности норм НК РФ уведомление иной (иных) стороны (сторон) сделки о направлении извещения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не предусмотрено.

      В письме от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 Минфин России указал следующее.

      Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

      В письме ФНС России от 25.12.2015 N ЕД-4-13/22850@ обращено внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона N 227-ФЗ от 18.07.2011 решение о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, установленном главой 14.5 НК РФ, принимается с учетом следующих особенностей:

      в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 году, указанное решение может быть принято не позднее 30 июня 2014 года;

      в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2013 году, указанное решение может быть принято не позднее 31 декабря 2015 года.

      Начиная с 1 января 2016 года извещения о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ в 2012 и 2013 годах, в ФНС России не направляются.

      В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (приложение N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, Порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и Порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме») (далее — Порядок) уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

      В соответствии с пунктом 4.1 Порядка в разд. 1А уведомления о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

      Таким образом, налогоплательщиком представляется одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 НК РФ.

      Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, установлена статьей 129.4 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

      Исходя из изложенного положения статьи 129.4 НК РФ применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

      При этом необходимо учитывать следующее.

      Сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

      • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

      • Бюджетный кодекс РФ

      • Водный кодекс Российской Федерации РФ

      • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

      • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

      • ГК РФ

      • Гражданский кодекс часть 1

      • Гражданский кодекс часть 2

      • Гражданский кодекс часть 3

      • Гражданский кодекс часть 4

      • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

      • Земельный кодекс РФ

      • Кодекс административного судопроизводства РФ

      • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

      • Кодекс об административных правонарушениях РФ

      • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

      • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

      • НК РФ

      • Налоговый кодекс часть 1

      • Налоговый кодекс часть 2

      • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

      • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

      • Трудовой кодекс РФ

      • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

      • Уголовный кодекс РФ

      Контролируемые сделки

      • ФЗ об исполнительном производстве

      • Закон о коллекторах

      • Закон о национальной гвардии

      • О правилах дорожного движения

      • О защите конкуренции

      • О лицензировании

      • О прокуратуре

      • Об ООО

      • О несостоятельности (банкротстве)

      • О персональных данных

      • О контрактной системе

      • О воинской обязанности и военной службе

      • О банках и банковской деятельности

      • О государственном оборонном заказе

      • Закон о полиции

      • Закон о страховых пенсиях

      • Закон о пожарной безопасности

      • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

      • Закон об образовании в Российской Федерации

      • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

      • Закон о защите прав потребителей

      • Закон о противодействии коррупции

      • Закон о рекламе

      • Закон об охране окружающей среды

      • Закон о бухгалтерском учете

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

        • Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)

        Все документы >>>

        • Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)

        • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

          (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

        • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

          «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

        Все документы >>>

        • Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

        • Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»

        • Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

          «Об инновационном центре «Сколково»

        Все документы >>>

        • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.06.2002

          «О бюджетной политике в 2003 году»

        • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1198

          «О приостановлении действия пунктов 1, 4 и 7 Постановления администрации Воронежской области от 30 июня 1999 г. N 626 «О целевом использовании пшеницы и ржи урожая 1999 года»

        • Указ Президента РФ от 28.06.2000 N 1200

          «О приостановлении действия пунктов 2, 5, 6 и 9 Постановления администрации Воронежской области от 20 июля 1999 г. N 723 «О формировании областного продовольственного фонда зерна»

        Все документы >>>

        Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

        • стороны которых являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков
          (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
        • стороны которых являются лицами, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
          • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
          • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
          • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
          • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
          • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 – 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
        • сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр – до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
        • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
        • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”;
        • сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
        • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;
        • сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
        Код Наименование
        121 Сделка между взаимозависимыми лицами
        122 Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        123 Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        124 Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        131 Стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 – 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (подпункт 1 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        132 Одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        133 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы (подпункт 3 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        134 Одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (подпункт 4 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        135 Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
        1) одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации;
        2) любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
        136 Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково” , либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом “Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” , применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 8 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        137 Хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)
        138 Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (подпункт 10 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации)

        Контролируемая сделка выявляется на основании наличия определенных условий и критериев.

        Что является контролируемой сделкой на основании п. 1 ст. 105.14 НК:

        • операции в области внешней торговли, которые осуществляются между участниками единой торговой группы.
        • контракты, выполнение которых предусматривает привлечение посредников, даже при условии, что такие субъекты не являются взаимозависимыми между собой. По факту, посредник не выполняет каких-то обязательств перед лицами. Он просто является связующим звеном, ответственным за документооборот. Он ничем не рискует. Его функция – помочь всем сторонам отношений.
        • взаимоотношения между сторонами, одна из которых территориально находится в государстве – участнике списка, утвержденного Министерством финансов РФ.

        Это официальные основания, дающие возможность относить сделку к данному виду. Но также Налоговый Кодекс предоставляет возможность по решению суда конкретную операцию признавать сомнительной и подлежащей дополнительной проверке.

        Дополнительная проверка будет проведена даже при условии, что она не будет отвечать указанным пунктам.

        Но это те обстоятельства, которые касаются именно операций международного уровня. По сделкам, заключенным на территории РФ, ситуация другая. И о критериях, которые позволяют определить данный факт, далее.

        Контролируемая сделка – это определенная операция, которая соответствуют ряду условий и критериев, утвержденных на уровне законодательства.

        Конечно, налогоплательщик самостоятельно должен знать такие сведения. И если он понимает, что является участником таких взаимоотношений, вовремя подать уведомление.

        Некоторые организации полагают, что только одна сторона контракта подает документ. Но это не так. Обязанность есть у всех участников. И только небольшое количество субъектов от такой обязанности освобождены.

        С одной стороны, штраф за несвоевременно поданное или неправильно поданное уведомление всего 5000 рублей. И для крупных налогоплательщиков — это несущественная сумма. Но суть контроля не в том, чтобы выписать штраф за неподачу уведомления.

        Задача ИФНС – это выявить такие сделки, определить законность и точность. Особое внимание уделяется вопросу ценообразования. Если обнаружат занижение цены, то обязательно доначислят налог на прибыль. А это не только недоимка, но и штраф до 40% от ее размера.

        Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

        • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
        • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
        • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

        Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

        Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

        Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

        Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

        • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
        • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

        В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

        • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
        • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

        Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

        Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

        Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

        Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

        • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
        • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
        • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

        Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

        1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

        2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

        • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
        • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
        • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
        • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
        • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

        3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

        4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

        5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

        6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

        7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

        Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

        Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

        При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

        Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

        Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

        Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

        В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

        С 2020 года изменится форма уведомления о контролируемых сделках

        В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

        За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

        Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

        Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

        [1] Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

        Федеральная налоговая служба России напомнила всем налооплательщикам об обязанности направить уведомления о контролируемых сделках. Эту отчетность нужно в 2019 году направлять по новой форме. Вместе с формой утвержден и новый формат, а также порядок заполнения уведомления. Срок направления уведомления — не позднее 20 мая 2019 года. Направить документ необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации ИП или организации. Сделать это можно на бумаге или в электронном виде. Главное — учесть изменения и не опоздать.

        О контролируемых сделках за 2018 год налогоплательщики обязаны уведомить органы ФНС по форме, утвержденной в приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Форма утверждена год назад, но используется впервые. На старых бланках налоговики уведомления принимать не будут.

        При этом, если в сданной форме обнаружены неточности или ошибки, необходимо направить в ФНС уточненное уведомление. Оно заполняется в той же форме, что и первоначальный вариант. Если направить уточненку в орган ФНС до того, как организации станет известно, что инспекция установила неполноту отражения сведений, штраф ей не назначат.

        ФНС России в письме № ЕД-3-13/7636@ от 25.10.2018 напомнила налогоплательщикам, что с 1 января 2019 действует новая редакция статьи 105.14 Налогового кодекса РФ в отношении контролируемых сделок вне зависимости от даты заключения соответствующего договора. В частности, по таким сделкам установлен минимальный порог для признания их контролируемыми:

        Контролируемые сделки через посредников и/или сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут контролироваться, если доходы по ним за год превышают 60 млн рублей.

        Это необходимо учитывать при заполнении уведомлений, но только в следующем году. В отношении сделок, совершенных в 2018 году, действуют старые критерии, то есть без минимального порога. При этом налоговые органы практически не обращают пристального внимания на сделки между взаимозависимыми лицами с доходом менее 60 млн рублей за отчетный период. Поэтому проверка по таким сделкам маловероятна. Однако за ошибки в уведомлении все равно могут наказать.

        Если юрлицо или ИП нарушит срок представления уведомления о контролируемых сделках, то есть направит в ИФНС уведомление позднее 20 мая 2019 года, его могут привлечь к ответственности по статье 129.4 НК РФ и назначат штраф в размере 5 000 рублей. Аналогичный штраф ожидает налогоплательщика, который направил налоговикам документ, содержащий недостоверные или неполные сведения.

        Тех же налогоплательщиков, которые проигнорируют требование о направлении уведомления о контролируемых сделках, ожидает выездная проверка. Специалисты ФНС напоминают, что это прямо предусмотрено налоговым законодательством. При этом если сумма доходов (расходов) по незаявленным контролируемым сделкам является существенной, то это может послужить риск-фактором при проведении предпроверочного анализа для принятия решения о проведении внеплановой проверки.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *