Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выемка до возбуждения уголовного дела». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Более того — ст. 226.5 УПК РФ позволяет при производстве дознания в сокращенной форме в значительной степени ограничиться теми сведениями, которые были установлены в ходе проверки сообщения о преступлении .
Однако, и в данном случае есть исключения. Так, согласно ст.231 УПК РК, в случаях, когда принятие решения о возбуждении уголовного дела невозможно без проведения выемки, она может быть произведена до возбуждения уголовного дела с соблюдением требований статьи 232 УПК РК (данные требования будут рассмотрены ниже).
И нарушение данного порядка является основанием для обращения с жалобами на действия уполномоченных органов производивших изъятие.
Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела
При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия.
Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства.
Предварительное следствие — это целенаправленный процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. предварительное следствие является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Следователь должен вынести постановление о производстве обыска и проводить его с соблюдением требований, предъявляемых к производству обыска. Кроме выемки в жилище, необходимо судебное решение и для выемки документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.
Выемка до возбуждения уголовного дела УПК РФ
Согласие дипломатического представителя испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Казахстан. При производстве осмотра обязательно присутствие прокурора и представителя Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
Другое дело, что данное доказательство подлежит оценке в совокупности с иными доказательствами, в том числе с показаниями, данными свидетелями, явившимися в суд. М. Махмутов предлагает с целью выхода из этой ситуации наделить лицо, от которого истребуется объяснение, процессуальным статусом свидетеля .
Например, В. С. Шадрин в отношении постоянных законодательных корректировок «порядка проведения проверки сообщения о преступлении» справедливо отмечает: «… к сожалению, даже не очень глубокий анализ модернизированной проверки сообщения о преступлении дает основания констатировать, что указанные условия обеспечения законности соблюдены далеко не в достаточной мере.
Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов.
Когда реальное решение по выявленному преступлению принимается в «серой зоне» доследственной проверки, критичным становится надзор за работой правоохранительных органов на этой стадии. В настоящее время закон (п. 2 ч. 3 ст. 226.5 УПК РФ) позволяет не допрашивать в качестве свидетелей лиц, у которых были получены объяснения, но соответствующая норма, как было упомянуто выше, относится к производству дознания в сокращенной форме.
Сейчас стоит вспомнить о нашей рабочей гипотезе: реальная работа правоохранителей проходит на стадии до возбуждения уголовного дела. Тогда первый пик на графике отражает очевидные преступления с установленным лицом (например, кража, снятая на камеру), по которым на основании рапорта сразу принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Изъятие документов до возбуждения уголовного дела
При этом закон не требует получения разрешения судьи. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. Протокол выемки составляется с соблюдением тех же правил, что и протокол обыска.
Что касается производства очных ставок, то в зависимости от объема и качества информации следователи проводят эти следственные действия как на первоначальном, так и на последующем этапах расследования.
Представляется, что только при соблюдении этих правил сведения, содержащиеся в объяснении, могут быть признаны допустимыми доказательствами .
В ситуациях, когда оперативно-розыскные мероприятия не проводились до возбуждения уголовных дел производство следственных действий начинается обычно с проведением следственного осмотра и выемки документов, обысков на рабочих местах, квартирах и подсобных помещениях подозреваемых, допросов подозреваемых и свидетелей.
Получение объяснений в ходе доследственной проверки совершенно обоснованно закреплено в УПК РФ. Вместе с тем это процессуальное действие должно производиться с соблюдением требований ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ.
Если дело касается непосредственно места происшествия, то процесс включает также закрепление и анализ обнаруженных объектов с точки зрения наличия или отсутствия доказательств.
Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.
Выполняемые действия в процессе следствия, в том числе и до возбуждения уголовного дела, в какой-то мере влияют на права человека. Следовательно, для их проведения следует иметь основания.
Отдельным положением в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель выделяет предписание относительно возможности должностного лица, которое проверяет сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Калиновский К.Б. Выемка до возбуждения уголовного дела нарушает конституционный принцип соразмерности ограничения прав граждан // Уголовный процесс. 2016. № 3.
Сроки рассмотрения заявлений о возбуждении уголовного дела
Данная норма, как полагала заявительница, является неконституционной, так как в силу своей неопределенности позволяла производить выемку предметов и документов в порядке статей 182 и 183 УПК РФ до принятия решения о возбуждении уголовного дела и использовать полученные таким образом предметы и документы в качестве доказательств.
Изъятие и выемка подлинных документов производится в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
На рисунке ниже показано количество дней, прошедших с момента регистрации сообщения о происшествии до принятия решения по нему. Статья 144 УПК РФ дает 3, 10 или 30 суток на это решение.
При проверке сообщений, содержащих сведения о признаках присвоения в соответствии с ч.1 ст.144 УПК РФ следователь вправе потребовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать для этого специалистов.
Порядок изъятия документов в ходе административного и уголовного производства
Если до возбуждения уголовного дела производилась оперативно-розыскная проверка, то следователь может максимально использовать фактор внезапности (неожиданности) и начать расследование с высокой эффективностью и целеустремленностью.
При проведении осмотра должны соблюдаться определенные требования, прописанные в законодательстве. В первую очередь – это присутствие понятых. В противном случае, в специально оговоренных случаях, производиться точная фиксация проводимых следственных действий до возбуждения уголовного дела (фото и видео).
Если обыск или выемка производились в организации, то копия протокола вручается под расписку ее представителям.
Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ внесены существенные изменения в УПК РФ. В соответствии с этими изменениями не только значительно расширились возможности дознавателей, органов дознания, следователей, руководителей следственных органов по проверке сообщений о преступлениях.
Поисково-разведывательный характер первоначального этапа расследования хищений предопределил важнейшее, а иногда и решающее значение оперативно-розыскной деятельности, особенно в процессе разрешения острых проблемных ситуаций.
Выполняемые действия в процессе следствия, в том числе и до возбуждения уголовного дела, в какой-то мере влияют на права человека. Следовательно, для их проведения следует иметь основания. Главное, соблюдать законодательство и имеющиеся предписания. Есть следственные действия, проводимые до возбуждения уголовного дела в обязательном порядке, а некоторые из них – на усмотрение должностного лица.
В УПК РФ в разделе VII «Возбуждение уголовного дела» в главах 19 и 20 закреплены основные положения стадии возбуждения уголовного дела с указанием конкретных субъектов, а также применяемых ими методов и средств.
Выделяют следующие задачи, которые способен решить осмотр места происшествия:
- Поднятие вопроса о приобщении обнаруженных предметов в качестве вещдоков по делу.
- Обнаружение и изъятие преступных следов.
- Проверка всех возможных источников доказательств по делу.
- При осмотре выясняется последовательность действий преступника, ход развития событий. Вся обстановка тщательно исследуется.
- Полученная информация в последующем используется при выдвижении версий по следствию.
Порядок возбуждения уголовных дел при легализации
Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки.
Соответственно, законом закреплено общее правило о недопустимости проведения следственных действий в ходе предварительной проверки сообщений о преступлениях.
Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
Сегодня перечень следственных и иных процессуальных действий сформулирован в ст. 144 УПК РФ исчерпывающим образом.
Данное мероприятие следует проводить с особой тщательностью, находя все предметы, имеющие отношение к произошедшему событию.
В теории оперативно-розыскной деятельности к интрузивным оперативно-розыскным мероприятиям относят визуальное (физическое) и электронное наблюдение, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, а также негласное обследование (проникновение) в жилые помещения[39].