Декларация по плате за нвос в 2022 году росприроднадзор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по плате за нвос в 2022 году росприроднадзор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вместе с декларацией теперь нужно сдавать копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

При проверке декларации орган Росприроднадзора может запросить копии документы учета выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов (кроме документов, которые вы ранее уже представляли, и документов бухучета). Сдать их нужно в течение 20 рабочих дней со дня получения запроса.

Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств

Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.

Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

  1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

  2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.

Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.

Сдача отчётности в Росприроднадзор в 2021 году

Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК

ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.

Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.

Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.

За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.

Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.

Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Декларацию о плате за НВОС будем сдавать по новой форме

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Отчёт Срок сдачи
I квартал
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. До 10.01.2021
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года До 10.01.2021
Сведения о выполнении условий пользования недрами До 20.01.2021
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) До 22.01.2021
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) До 22.01.2021
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) До 01.02.2021
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021
Предоставление декларации НВОС До 10.03.2021
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» До 15.03.2021
Отчёт по программе ПЭК До 25.03.2021
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории До 25.03.2021
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством.
II квартал
Декларация о количестве выпущенных товаров До 01.04.2021
Отчёт о выполнении нормативов утилизации До 01.04.2021
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» До 01.04.2021
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2021 г. До 15.04.2021
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.04.2021
Расчёт и оплата экологического сбора До 15.04.2021
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2021 года До 20.04.2021
III квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2021 г. До 15.07.2021
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.07.2021
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2021 года До 20.07.2021
IV квартал
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2021 г. До 15.10.2021
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) До 25.10.2021
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2021 года До 20.10.2021

Если экологическая отчётность не сдана вовремя в Росприроднадзор, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для удобства мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2021 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф от 50 000 до 100 000 руб. КоАП РФ, статья 8.41
Предоставление декларации НВОС
Отчёт по программе ПЭК Штраф от 20 000 руб. до 80 000 руб. КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

\n\n

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

\n\n

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

\n\n

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

\n\n

Минприроды предложило повысить ставки платы за НВОС на 8,5%

\n\n

Отчет № 2-ТП (отходы) относится к формам статистического наблюдения.

\n\n

В общем случае этот отчет представляют организации и ИП, «осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления». Под данное определение подходит большинство компаний, оставляющих после себя какой-либо мусор.

\n\n

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

\n\n

    \n\t
  • более 10 тонн по одному объекту;
  • \n\t

  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
  • \n

\n\n\n

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

\n\n\n

\n\n

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

О новом порядке представления в Росприроднадзор декларации о плате за НВОС

Для расчёта платы понадобятся разработанные организацией нормативы допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов или временные разрешения.

По объектам III категории нормативами считаются количество выбросов (сбросов), указанные в отчёте о результатах ПЭК. Исключение — выбросы и сбросы радиоактивных, высокотоксичных и других опасных веществ.

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

На 2021 год платеж за негативное воздействие на ОС и коэффициенты остались неизменными. Коэффициент равен 1.08, срок внесения авансов также до 20 числа предпоследнего месяца отчетного периода.
Таким образом расчет НВОС за первый квартал 21 года – до 20 апреля этого года; за второй квартал – до 20 июля и за третий до 20 октября. А платеж за текущий год должен быть произведен до 1 марта 2022 года. Декларацию о выплате необходимо предоставить Росприроднадзору.

Подать документы можно двумя способами:

  1. Онлайн, через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
  2. На бумажном носителе с дубликатом в электронном виде в случаях, если плата за год составляет 25 000 рублей или меньше, а также если у плательщика нет возможности подать документы через Интернет.

Приказом Минприроды России № 3 от 09.01.2017 утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, которые имеет организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержатся подробная информация по заполнению и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый «Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год», определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС; декларация о плате за НВОС в 2020 году ими тоже не заполняется.

Чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. В этом документе определены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металлургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больших объемах;
  • другие сферы промышленности.

К объектам II категории, по постановлению № 1029, относятся:

  • обеспечение электроэнергией и природным газом;
  • литейное изготовление чугуна и обработка черных металлов;
  • стекольная промышленность и изготовление керамики;
  • текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность со средней суточной производительностью;
  • эксплуатация ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • некоторые виды химической промышленности;
  • инфраструктура воздушного и железнодорожного транспорта;
  • другие сферы.

К объектам III категории относятся те, что осуществляют хозяйственную и(или) иную деятельность, не указанную в I, II и IV разделах постановления.

IV категория (избавленная от необходимости сдавать отчет) включает в себя деятельность, при которой:

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные частицы).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054. Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Но в другом своем письме от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

По закону, декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2020 год сдается в территориальное отделение уполномоченного органа не позднее 10 марта. В 2020 году 10 марта, законный срок сдачи отчета, приходится на вторник, поэтому никаких переносов или досрочной сдачи нет.

Отчитываться необходимо ежегодно, в периоде, следующем за отчетным. То есть новую форму отчета респонденты впервые использовали для отчетности в 2017 году. Предоставить этот отчет необходимо в электронном виде, заверенном электронной подписью. На бумаге декларацию разрешено сдавать в следующих случаях:

  • при предоставлении данных о вредном влиянии на экологию при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи;
  • при годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 000 рублей;
  • при отсутствии у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к интернету.

Из текста приказа ясно, что форма декларации о плате за НВОС 2020 имеет следующий состав:

  • титульный лист;
  • форма расчета суммарного размера платы, в том числе по видам вредного влияния на экологию;
  • форма расчета размера платы по каждому виду вредного влияния в отношении каждого объекта (источника), оказывающего такое воздействие на экологию, или по всем объектам (источникам) вместе, расположенным в пределах отдельной производственной территории, территориально обособленного подразделения, и каждого элемента, составляющего платежную базу;
  • приложение о расчете платежной базы;
  • реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы;
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджетную систему РФ.

Формулы расчета НВОС в Санкт-Петербурге в 2022 году

Величину ставок, применяемых для расчета в 2021 году платы за НВОС за 2020 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 24.01.2020 № 39).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При заполнении декларации за 2020 год используйте ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,08 (Постановления Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). А ставка платы за НВОС по твердым коммунальным отходам «заморожена» на отметке 95 руб. до конца 2023 года (постановление Правительства от 16.02.2019 № 156).

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2021 году 10 марта — рабочий вторник. Поэтому отчитаться за 2020 год нужно не позднее окончательного срока — 10.03.2021.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

ВНИМАНИЕ! С 15.01.2021 отсутствие интернета не является основанием для сдачи декларации на бумажном носителе.

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Эксперты КонсультантПлюс разъяснили, как правильно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали сумму платежа. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе и бесплатно переходите к расчетному примеру.

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
  • при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Плата НВОС и ее коэффициенты остались прежними на 2021 год. Размер коэффициента составляет 1.08, а применяют его к базовым ставкам 2018 года. Также, без изменений остались:

  • Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
  • Лица, обязанные вносить авансовые платежи, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса;
  • Ставки платы за НВОС в 2021 срок корректировки ее величины – не позднее 1.03 года, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду идет на основе Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 №758.

Плата за НВОС: Сроки внесения платежей до конца 2021 года являются следующим:

  • за полугодие – 20 июля;
  • 9 месяцев – 20 октября;
  • за 2021 год – 1 марта 2022 года.

В 2022 году предлагается установить размер ставок платы за НВОС на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17. Ставка платы по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля” в 2022 году предусматривается на уровне 66,17 рубля за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен с 2021 по 2022 год.

Предлагаемые проектом ставки платы будут применяться за отчетный период по плате 2022 года. Далее можно ознакомиться с Проектом Постановления Правительства РФ “О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”.

Организации и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

Срок подачи декларации

Декларация представляется ежегодно не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Форма декларации включает титульный лист, разделы 1-3.1, расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет и информацию об авансовых платежах. Титульный лист и расчет суммы платы в бюджет являются обязательными для заполнения, а разделы 1-3.1 представляются только в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду.

Раздел заполняется лицами, у которых имеются стационарные объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

При заполнении раздела 1 по каждому стационарному источнику, оказывающему НВОС, отражаются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий, до дня получения КЭР или представления декларации НВОС указывают реквизиты полученных или переоформленных до 1 января 2019 года разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, получившие или переоформившие с 1 января 2019 года разрешения, до получения КЭР указывают реквизиты этих разрешений.

Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

  • наименование или номер и код ОКТМО, на территории которого расположен стационарный источник;
  • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к стационарному источнику;
  • нормативы допустимых выбросов (НДВ), технологические нормативы (ТН), количество загрязняющего вещества, указанное в декларации НВОС или отчете;
  • временно разрешенные выбросы (ВРВ) загрязняющих веществ, установленные в разрешительных документах;
  • фактические выбросы загрязняющего вещества в атмосферный воздух:
    • общее количество;
    • количество в пределах нормативов (НДВ, ТН) либо указанное в декларации НВОС или отчете;
    • количество свыше НДВ (ТН), но не более ВРВ;
    • сверхлимитные выбросы (сверх ВРВ, а при их отсутствии — свыше НДВ, ТН либо количества, указанного в декларации НВОС или отчете;
  • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
  • коэффициент Кнд, равный 1, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН;
  • коэффициент Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, равный 25;
  • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не превышающий установленный НДВ, ТН загрязняющего вещества;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленный в пределах между установленного НДВ, ТН загрязняющего вещества и ВРВ загрязняющих веществ;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах, превышающих ВРВ либо при его отсутствии – НДВ, ТН загрязняющего вещества;
  • сумма платы, исчисленная по каждому загрязняющему веществу.

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа (ПНГ), объем которых не превышает предельно допустимого значения показателя сжигания.

При заполнении раздела 1.1 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
  • объем добычи, сжигания и использования (без учета технологических потерь) ПНГ;
  • технологические потери;
  • уровень использования ПНГ.

Далее по каждому источнику в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ аналогично порядку и условиям заполнения показателей раздела 1.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания ПНГ, объем которых превышает предельно допустимое значение показателя сжигания. Данный раздел заполняется также при отсутствии средств измерений, технических систем и устройств, с помощью которых измеряется объем фактически добытого и сожженного ПНГ.

При заполнении раздела 1.2 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
  • объем добычи, сжигания и использования ПНГ (без учета технологических потерь);
  • технологические потери;
  • уровень использования ПНГ.

Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

  • наименование или номер и код ОКТМО, факельной установки по сжиганию и (или) источника рассеивания ПНГ;
  • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к каждой факельной установке сжигания и (или) источнику по рассеиванию ПНГ;
  • фактический выброс загрязняющего вещества, превышающий объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания. При отсутствии средств измерения указывается фактический выброс, определенный расчетным путем;
  • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества;
  • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
  • дополнительный коэффициент Кнмм к ставке платы для новых морских месторождений углеводородов со степенью выработки на 01.01.2017 более 0,01, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых. При заполнении декларации за 2020 — 2030 гг. коэффициент Кнмм равен 0,25;
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за сверхлимитные выбросы, исчисленная за фактический выброс, превышающий установленные НДВ, ТН, ВРВ, количество выбросов, указанное в декларации НВОС или отчете;
  • показатель покрытия затрат (I), учитываемый при применении дополнительного коэффициента К;
  • показатель (1-I);
  • дополнительный коэффициент К, исчисленный с учетом показателя покрытия затрат (I);
  • сумма платы, исчисленная с учетом показателя покрытия затрат.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.2 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Плата за НВОС 2021

Раздел предназначен для лиц, которые размещают отходы производства.

Операторы (региональные операторы) по обращению с ТКО данный раздел заполняют по не относящимся к ТКО отходам, образовавшимся в собственном производстве.

При заполнении раздела 3 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, отчетности об отходах, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает НВОС).

В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

  • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах;
  • движение отходов, образованных в отчетном периоде:
    • образование;
    • утилизация;
    • обезвреживание;
    • складирование отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев;
    • фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превышает 11 месяцев;
    • передача оператору (региональному оператору) по обращению с ТКО;
  • количество отходов, размещенных или переданных другим лицам для размещения, за отчетный период:
    • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
  • коэффициент Кисп, равный 0 и применяемый для расчета платы за подлежащие накоплению отходы, которые были утилизированы в собственном производстве или переданы на утилизацию в течение 11 месяцев. При расчете платы в отношении иных отходов указывается 1;
  • коэффициент Кл, равный 1, который используется для расчета платы за размещение отходов в пределах лимитов либо количества отходов, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • коэффициент Ксл, который равен 25 и применяется для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • стимулирующие коэффициенты к ставке платы за размещение отходов (Код, Кпо и Кст);
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за размещение отходов:
    • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • общая.

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 3 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел заполняется операторами (региональными операторами) по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов отдельно.

При заполнении раздела 3.1 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

  • наименование объекта размещения отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
  • реквизиты лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

В случае если объект НВОС не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

  • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС;
  • количество образованных отходов в отчетном периоде (без учета отходов, принятых для размещения);
  • количество размещенных отходов в отчетном периоде:
    • всего;
    • принятые для размещения;
    • собственные размещенные в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
    • собственные размещенные сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
  • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
  • коэффициент к ставке Кл для отходов, размещенных в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС), значение которого равно 1;
  • коэффициент к ставке Ксл, равный 25, для отходов, размещенных сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
  • стимулирующий коэффициент к ставке Кпо. Для отходов, образовавшихся на собственном производстве в пределах лимитов на размещение, если объекты такого размещения принадлежат организации или ИП и оборудованы в соответствии с установленными требованиями, этот коэффициент равен 0,3. В остальных случаях он равен 1;
  • стимулирующий коэффициент к ставке Кст;
  • дополнительный коэффициент Кот к ставке. Для объектов и территорий, которые находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами РФ, он равен 2, в остальных случаях — 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за размещение ТКО:
    • всего;
    • принятых отходов;
    • отходов в пределах лимита (количества отходов, указанного в декларации НВОС);
    • сверхлимитных отходов (отходов, превышающих количество, указанное в декларации НВОС).

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 3.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, которая возмещает затраты на компенсацию ущерба и стимулирует снижение и/или поддержание данного ущерба в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.

Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.

Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:

Являются МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.

Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

ВАЖНО: В случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Согласно бюджетной системы РФ денежные средства перечисляемые Росприроднадзору за оплату негативного воздействия в 2016 году распределяются в следующем порядке. 5% в федеральный бюджет, 40% в бюджеты субъектов РФ, 55% в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Исключение составляют города федерального назначения (Санкт-Петербург, Москва, Севастополь): 5% в федеральный бюджет, 95% в городской бюджет.

На момент написания статьи в Модуле можно сформировать следующие документы:

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы);

• отчет об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов (далее — Отчет МСП);

• заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС);

• комплект отчетов по экосбору:

– декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;

– отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров;

– расчет суммы экологического сбора;

• декларация о плате за НВОС (далее — Декларация);

• статистическая отчетность по форме № 2-ТП (рекультивация) (Справка, кстати, об этом умалчивает);

• информация об объектах утилизации и местах сбора отходов;

• заявление о зачете, возврате или сверке сумм экологического сбора.

Технический отчет по обращению с отходами (далее — Техотчет) в Модуле сформировать нельзя, но реквизиты поданного Техотчета необходимо внести в программу для того, чтобы правильно рассчитать плату за НВОС. Это нужно сделать практически всем природопользователям, у которых в 2018 г. был действующий документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит). Но об этом мы еще поговорим.

Одной из самых сложных и коварных форм всего разнообразия отчетности природопользователя является Декларация. Да, в Модуле все настолько взаимосвязано, что, упустив даже одну маленькую деталь, природопользователь (и в конечном итоге — территориальный орган Росприроднадзора) получит на выходе совсем не тот результат, которого он ожидает. В статье подскажем несколько лайфхаков по составлению Декларации в Модуле.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *