Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кадастровый учет и регистрация прав на объект незавершенного строительства онс в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Обычно на кадастровый учет ставятся уже готовые объекты недвижимости. в том числе здания, жилые и нежилые помещения, машино-места. У них подтверждаются признаки изолированности и обособленности, полная готовность к эксплуатации. Незавершенный объект тоже можно поставить на учет. Основными критериями, подтверждающими возможность прохождения учета. являются:
- соответствие общим требованиям для объектов недвижимости (прежде всего, это неразрывная связь с землей);
- наличие разрешения на строительство здания (оно выдается после того, как проект прошел экспертизу);
- определенная степень готовности объекта. т.е. у здания должны быть основные конструкции и элементы.
Росреестр не выезжает на объект, чтобы убедиться в его существовании, наличии определенных характеристик. Для подтверждения перечисленных фактов используются только документы. Заявителю нужно представить документы на участок, разрешение на строительство. технический план на ОНС.
Очевидно, что для постановки на учет ОНС, он должен фактически существовать на участке. Следовательно, до прохождения процедур в Росреестр нужно:
- получить права на участок, чтобы вид разрешенного землепользования допускал строительство;
- оформить проект на здания, пройти с ним экспертизу;
- на основании положительного заключения экспертизы необходимо получить разрешение на строительство через органы госстройнадзора;
- строго по проекту нужно выполнить строительные работы, возвести основные конструкции, элементы и узлы здания.
Если здание полностью завершено, для постановки его на учет требовалось бы получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Этот документ тоже выдает Госстройнадзор. Так как ОНС не готов к эксплуатации, его нужно ставить на учет по техническому плану. О том, как пройти все обязательные процедуры, читайте ниже.
Основанием для государственного учета недвижимости и ОНС является заявление. Его подает владелец участка, застройщик или другое уполномоченное лицо. Согласно ст. 40 Закона № 218-ФЗ, к заявлению об учете ОНС нужно приложить:
- действующее разрешение на строительство;
- правоподтверждающий документ на участок (выписка ЕГРН, договор аренды, свидетельство о праве и т.д.);
- технический план на ОНС.
Исходный проект на здание и экспертное заключение Росреестру не нужны. Подразумевается, что разрешение на строительство будет выдано при наличии указанных документов, их соответствии законодательству.
Прежде чем заключать договор на изготовление технического плана, можно провести обследования на ОНС, чтобы убедиться в соответствии определенной степени готовности. Для этого можно привлечь экспертов в строительстве и недвижимости, инженеров, техников, сметчиков. Если объект заведомо не соответствует обязательным признакам или на участке есть только котлован, обращаться за техническим планом не имеет смысла.
Кадастровый инженер является единственным специалистом, который может подготовить документы для Росреестра. Полномочия специалиста подтверждаются квалификационным аттестатом, внесением информации в базу данных Росреестра.
Работы на объектах инженер выполняет на основании договора. Также ему потребуются сведения из ЕГРН, основные документы и данные на незавершенный объект. Точный перечень документов и сведений будет определен при заключении договора.
После постановки ОНС на учет можно продолжить его строительство. Так как это влечет изменения параметров объекта, соответствующие корректировки нужно внести и в ЕГРН. С этой целью заказчик:
- после завершения строительных работ обращается в Госстройнадзор, получает разрешение на ввод в эксплуатацию;
- на достроенное здание оформляется технический план;
- документы сдаются в Росреестр, где на учет поставят возведенное строение;
- сведения об ОНС будут аннулированы в ЕГРН, так как там появится информация о достроенном объекте.
В целом, процедура постановки на учет достроенного объекта не сильно отличается от ОНС. Для подготовки техплана инженер выезжает на место, проводит обмеры и координирование, заполняет документы. По итогам учета заявитель получает выписку ЕГРН.
Согласовать сроки и стоимость работ можно с нашими специалистами по телефону.
№ п/п | Услуга, документ | Стоимость |
1 | Обследование объекта незавершенного строительства | от 13 000 руб. |
2 | Подготовка документов для постановки ОНС на кадастровый учет | от 25 000 руб. |
3 | Оформление технического плана на ОНС | от 15 000 руб. |
4 | Сопровождение кадастрового учета и регистрации ОНС | от 17 000 руб. |
5 | Разработка проектов на завершение строительства ОНС | от 35 000 руб. |
Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.
Признание права собственности на недострой требует прохождение соответствующей процедуры. Она выглядит следующим образом:
- Получение строительного паспорта или градостроительных условий в отделе архитектуры и градостроительства.
- Проведение технического надзора (документы) и генподряда (необходим не во всех случаях).
- Разработка проекта и авторского надзора (не для всех случаев).
- Регистрация уведомления о начале строительных работ (для объектов СС1 класса ответственности) или получение разрешения на строительство (для объектов СС2 и СС3 класса ответственности).
- Проведение техинвентаризации и составление техпаспорта.
- Признание права собственности на объект незавершенного строительства, т.е. регистрация права собственности с получением выписки из реестра.
Этапы получения документации не имеют отличий для других регионов Украины. Если Вам требуется больше конкретной информации о данной процедуре, обращайтесь в DOZVIL и записывайтесь на бесплатную консультацию, мы разберем Ваше дело.
Начать процедуру получения документов на недострой можно только после сбора всех документов от собственника. Существует два пакета документов, которые используются для разных вариантов регистрации.Если у собственника есть все документы и необходимо только зарегистрировать незавершенное строительство, нужно подготовить:
- паспорт и идентификационный код для собственника или уставные документы для юридического лица;
- документ на землю;
- зарегистрированное уведомление о начале строительных работ или разрешение на строительство;
- технический паспорт со справкой о проценте готовности объекта.
Если собственник не имеет документов и оформление строительства нужно проводить с нуля, тогда понадобится:
- паспорт и идентификационный код собственника или уставные документы для юридического лица;
- правоустанавливающий документ на землю;
- схематический план расположения недостроя в вольной форме с указанием расстояний от границ участка (схема нужна для проведения анализа).
Начать процедуру получения документации на недостроенный объект можно только в том случае, если уже получено право собственности на него. Существует две процедуры дооформления.1. Если достройка объекта происходит согласно разрешительной документации, необходимо выполнить такие действия:
- получить техпаспорт;
- оформить ввод в эксплуатацию (зарегистрировать декларацию на объект о готовности к эксплуатации или получить сертификат);
- оплатить паевой взнос (если это необходимо);
- зарегистрировать собственность как законченный объект строительства.
2. Если существуют отклонения от изначальной разрешительной документации, в большинстве случаев оформление незавершенного строительства придется начинать сначала. Чтобы точно понимать конкретную ситуацию и найти идеальный способ действия, необходимо провести ее анализ.
Во время получения документов на незавершенное строительство можно столкнуться с отсутствием возможности оформить право собственности на недострой, особенно если изначально собственник не получал разрешительные документы на начало строительства. Какие могут возникнуть проблемы:Запрет на застройку конкретного участка, если существуют условия и ограничения, ограничивающие строительство. Бывают ситуации, когда отсутствует генеральный план территории. Это значительное ограничение, ведь без генплана невозможно получить строительный паспорт и градостроительные условия и ограничения.Нарушение строительных норм конкретного региона (уменьшение отступов от границ участка, увеличение допустимой высотности и т.д.).Каждая ситуация требует консультации и анализа. Юристы DOZVIL рассмотрят Вашу проблему детально на бесплатной консультации. Запись возможна по телефону или на сайте компании. Будем рады помочь!
Споры с объектами незавершенного строительства
Цена на регистрацию права собственности недостроя определяется в индивидуальном порядке и зависит от множества факторов. Стоимость регистрации в DOZVIL при наличии документов – от 5000 гривен, срок получения документов – от 5 дней. При отсутствии документов стоимость оформления под ключ – от 26 500 гривен, срок – от 1.5 месяца.
Стремясь продать недострой, следует осознавать, что любой договор купли-продажи можно составить при условии наличия у заявителя документации на земельный надел и недострой. Если на недостроенное имущество нет никаких документов, тогда собственник может продать только земельный участок и строительные материалы на нем.
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:
- если существенно изменили характеристики (например, увеличили площадь) здания или сооружения на земельном участке в собственности;
- если снесли расположенное на таком участке здание, права на которое ранее не были зарегистрированы в ЕГРН.
Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:
- был создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН либо был образован (например, путем деления участка земли);
- был снесен, при этом раньше права на него были зарегистрированы в ЕГРН.
Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.
— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.
Эту деятельность осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (или Росреестр). Осуществление кадастрового учета необходимо для оформления права собственности на объект недвижимости, а также последующего распоряжения таким объектом (например, продажа или сдача в аренду).
- Технический план – документ, который предоставляется для кадастрового учета зданий, сооружений или объектов незавершённого строительства (всех объектов капитального строительства). Для подготовки технического плана, как правило, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Межевой план – основной документ для кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, который содержит сведения об образуемом земельном участке, а также составляется в случае изменения границе или площади земельного участка. Как правило, такой план состоит из графической и текстовой части.
Кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется бесплатно.
Государственная пошлина может взыматься только при одновременной регистрации прав на недвижимое имущество (например, право собственности на построенный дом) и составляет 2 тыс. рублей для физических лиц.
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Правовой режим ОНС до его госрегистрации
С 2021 года закон более чётко регламентирует отказ органа регистрации исправлять техническую ошибку: он должен направить уведомление об этом. Срок — не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления об исправлении ошибки.
Такое уведомление можно обжаловать через суд.
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.
В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.
Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.
С 30.04.2021 лимит максимальной площади машино-места отменили. А вот требование о минимальной площади оставили.
Эта поправка связана с многочисленными обращениями строительных компаний, а также многообразием транспортных средств, в отношении которых не установлены какие-либо размеры и габариты. В частности, сельскохозяйственная техника, транспортные и технические средства для инвалидов и т. д.).
Таким образом, в ЕГРН сведения о машино-месте указывают на основании техплана, подготовленного в соответствии с проектной документацией здания, сооружения.
СИТУАЦИЯ |
РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА |
Когда не нужен нотариус | При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).
Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд. |
Регистрация изменения долей | Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
|
Регистрация продажи доли третьему лицу | Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.
Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки. |
До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.
Так, к заявлению нужно приложить:
- выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
- документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).
Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.
Есть ли собственник у незарегистрированного ОНС
У юридических лиц объекты незавершенного строительства не облагаются налогом на имущество.
У физических лиц незавершенное строительство может облагаться налогом, если в регионе его местонахождения налоговая база по налогу исчисляется с кадастровой стоимости, оно находится в собственности физического лица и известна его кадастровая стоимость.
Федеральным законом от 30.12.2020 №518-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», которыми установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты, в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так, до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся различным органами, в том числе БТИ.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах недвижимости учитывались в Едином государственном реестре прав и Государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах, содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Вместе с тем, в ЕГРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществлялся в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус «ранее учтённых объектов недвижимости». Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Нововведениями предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления проводят мероприятия по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, и мероприятия по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.
После проведения указанных мероприятий уполномоченные органы подготавливают проект решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
В случае, если ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, является здание, сооружение или объект незавершенного строительства, прекратившие свое существование, уполномоченный орган обязан обратиться в орган регистрации прав с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости.
Лицо, выявленное в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, либо иное заинтересованное лицо вправе представить в письменной форме или в форме электронного документа возражения с приложением обосновывающих такие возражения документов, свидетельствующих о том, что такое лицо не является правообладателем указанного объекта недвижимости.
Если в уполномоченный орган представлены возражения относительно сведений о правообладателе, решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости не принимается.
При этом уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости указанному правообладателю.
В случае, если в течение 45 дней со дня получения проекта решения указанным лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в уполномоченный орган не поступили возражения, то принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу с 29.06.2021.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ
«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)
«Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661
«О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)
«Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1961
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1962
«О внесении изменения в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
Для начала выясним, какое имущество относится к недвижимости. В соответствии со статьей 181 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Проще говоря, это земля и сооружения на ней построенные: предприятие как целостный имущественный комплекс, жилые дома, квартиры, жилые и нежилые помещения и т.д. Отдельно стоит выделить объекты незавершенного строительства – они тоже могут быть предметом сделки, например, купли-продажи. К недвижимости также относятся такие объекты, как морские суда и космические корабли, но нас в разрезе данной статьи они интересовать не будут.
К движимому имуществу относятся объекты, которые можно свободно перемещать в пространстве.
Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует обратиться к субъекту государственной регистрации (Центр предоставления административных услуг – ЦНАП) или к нотариусу с заявлением.
Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества. Исключение: в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты.
К заявлению прилагаются документы, перечень которых зависит от того, какое право регистрируется и документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.
Документы, необходимые для регистрации права собственности на отдельный объект недвижимости (жилое помещение, квартиру):
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код налогоплательщика, копия
- В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав
- В случае приобретения лицом беспроцентных облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность, является договор купли-продажи облигаций и документ, согласно которому осуществилось закрепление
- В случае участия лица в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования
- Документ, подтверждающий приобретение в собственность лицом закрепленного за лицом объекта инвестирования, предусмотренный законодательством (инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав, справка из кооператива о членстве и уплате взноса в полном объеме и т.п.)
- Технический паспорт на объект недвижимого имущества.
Для регистрации права собственности на новострой:
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код + копия
- договор о совместной деятельности или договор простого товарищества
- письменное заявление совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества
- документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (доверенность)
- сведения о кадастровом номере
- справка (выписка) из Реестра адресов о присвоении почтового адреса
- технический паспорт на объект недвижимого имущества
- документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Для регистрации права собственности на новосформированный земельный участок:
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код налогоплательщика, копия
- решение суда, вступившее в законную силу
- государственный акт
- свидетельство о праве собственности
- свидетельство о праве на наследство
- договор дарения
- договор купли-продажи
- правоустанавливающий документ на земельный участок
- документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица
- выписка из Государственного земельного кадастра
- решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству
Для государственной регистрации реконструированного объекта:
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код налогоплательщика, копия
- Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, реконструкция которого осуществлялась в результате совместной деятельности)
- Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность)
- технический паспорт
- Декларация или сертификат готовности объекта к эксплуатации
- Документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества до его реконструкции (кроме случаев, когда право собственности на такой объект уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).
Для регистрации права собственности по решению суда:
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код налогоплательщика, копия
- Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
- решение суда
- технический паспорт
Для регистрации права собственности в связи с передачей в собственность юридического лица в качестве взноса:
- Паспорт гражданина Украины, копия
- Идентификационный код налогоплательщика, копия
- Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
- согласие супруги
- Письменное согласие всех совладельцев
- Решение органа или лица, уполномоченного учредительными документами юридического лица или законом
- Акт приема-передачи имущества или другой документ, подтверждающий факт передачи такого имущества (протокол, решение общего собрания, решения суда)
- Документ, удостоверяющий прав�� собственности лица на имущество, передаваемое в собственность юридического лица (кроме случая, когда право собственности на такое имущество уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).
Государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.
По желанию заявителя регистрация может быть проведена быстрее, в срок от двух часов до двух рабочих дней, но размер платы за услуги по регистрации при этом будет значительно выше.
Государственная регистрация обременений, ипотек прав проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации заявления.
Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия.
Споры о разделе ОНС между супругами
В результате регистрации права на недвижимое имущество заявитель получить: решение государственного регистратора; выписку из Государственного реестра прав о проведенной государственной регистрации прав в электронной или в бумажной форме.
Выписка из Государственного реестра прав о проведенной государственной регистрации прав по желанию заявителя предоставляется в бумажной форме. Такое извлечение в бумажной форме предоставляется с проставлением подписи и печати государственного регистратора. При этом, документы составленные в электронной и бумажной форме имеют одинаковую юридическую силу.
Автор: Екатерина Гутгарц
Для проведения госрегистрации права собственности на объект незавершенного строительства заявитель подает:
— документ, подтверждающий возникновение, изменение, переход и прекращение вещных прав на земельный участок под таким объектом (за исключением случая, когда вещное право на земельный участок уже зарегистрировано в Государственном реестре прав);
— документ, предоставляющий право на выполнение строительных работ (разрешение на строительство);
— технический паспорт на объект незавершенного строительства;
— документ, подтверждающий присвоение объекту незавершенного строительства отдельного почтового адреса.В Минюсте отметили, что необходимо предоставить копию документа, подтверждающего факт уведомления в случае, если в соответствии с законодательством ДНР право на выполнение строительных работ возникает с момента уведомления уполномоченных органов.
Также в пресс-службе сообщили, что во время проведения госрегистрации права собственности на новый объект недвижимого имущества, право собственности на который было зарегистрировано как на объект незавершенного строительства, госрегистратор вносит изменения в уже открытый на такой объект раздел в Госреестре прав и регистрационное дело.
- Последние
- Популярные
- Учет и отчетность
- Налогообложение
- Упрощенная система
- Труд и социальная защита
- Госрегулирование
- Право и ответственность
- Финансы и банки
- Общество и жизнь
- «Дебет-Кредит»
Право собственности на недострой можно зарегистрировать одновременно с кадастровым учетом объекта. Перечень документов, которые необходимы для кадастрового учета объекта незавершенного строительства, регламентирован статьями 14 и 40 Федерального закона № 218-ФЗ. Исходя из анализа указанных норм, кадастровый учет будет проводиться на основании следующих документов:
Регистрация незавершенного объекта, впрочем, как и любого иного вида недвижимости, — дело весьма хлопотное. Но провести эту операцию от начала до конца несложно, если знать какие действия нужно предпринять и что за документы понадобятся.
Стоит обратить внимание, что незавершенный объект – категория недвижимого имущества весьма специфичная, поэтому перечень бумаг для его оформления гораздо шире.
Итак, приведем список документов, который понадобиться для регистрации и внесения сведений в Единый Государственный Реестр Прав:
- описание объекта, его проектная документация (если такого документа не будет, регистрация будет отклонена);
- разрешение на строительство (обычно выдают муниципальные органы власти);
- документы, доказывающие право на земельный участок (важно правильно их оформить, в противном случае здание может расцениваться, как самовольная постройка – ст. 222 Градостроительного Кодекса РФ);
- техпаспорт из БТИ;
- смета, свидетельствующая о денежных затратах на строительство объекта;
- кадастровый план земельной территории;
- документы, подтверждающие, что возведение здания приостановлено (об отсутствии договора подряда, акт консервации);
- документы, подтверждающие, что в деле нет интересов третьих лиц;
- квитанция, выданная после уплаты государственной пошлины;
- заявление о намерении зарегистрировать объект.
Собрав бумаги, следует тщательно их пересмотреть и убедиться в том, что они в подобающем виде. Регистрирующий орган вправе не принять документы от заявителя, если они будут оформлены вразрез со стандартами: например, если есть нестыковки в договоре на землю или в проектной документации.
Проверенный пакет документов может отнести в местный филиал Росреестра лично заявитель или его доверенное лицо, предъявившее соответствующее подтверждение.
После того как регистрирующий орган выдаст документы, закрепляющие право владения недостроем, незавершенный объект может стать предметом заключения сделок.
Право совершать операции по незавершенке в строительстве признается в случаях, когда соблюдены следующие условия:
- По объекту не должно быть действующего подрядного договора.
- Застройщик возводит объект для собственных нужд, а не для третьих лиц.
- У владельца есть все необходимые документы, разрешающие его строительство.
- Хозяин постройки имеет свидетельство о праве собственности.
Типовая форма технического плана на объекты капитального строительства, а также порядок ее заполнения, зафиксированы в Приказе № 953 (). На нашем сайте вы можете технического плана ОНС с учетом изменений в законодательстве.
Сложности в учете ОНС
Регистрация незавершенного строительства может завершится отказом. При оформлении технического плана и проведении кадастрового учета ОНС могут возникать следующие наиболее распространенные проблемы:
- определение степени готовности объекта носит оценочный характер, поскольку зависит не только от нормативных показателей удельного веса конструктивных элементов, но и иных показателей – тип возводимого объекта, материалы для строительства отдельных элементов или целого объекта, сметы запланированных работ и т.д.;
- если при оформлении технического плана инженер установил отклонение от проектной документации, он обязан отразить этот факт в разделе «Заключение…»;
- если кадастровые работы в отношении земли были проведены с нарушением нормативных актов, при оформлении технического плана может устанавливаться выход ОНС за пределы границ участка;
- если кадастровый учет проводится в отношении ОНС, возведенного задолго до 2013 года, может возникнуть проблема с отсутствием проектной документации и истечением срока разрешения на строительство.
С 2021 года года многие застройщики столкнулись с необходимости получения справки о процентности готовности своего незавершенного строительства в случае, если готовность уже больше 30%, то застройщик может не использовать эскроу счета и начать привлекать средства дольщиков. Соответствующее постановление № 480 было подписано 22 апреля 2021 года.
]Смарт Вэй[/anchor] успешно подготавливает и выдает такие справки. По одному из наших телефонов можно узнать подробности и стоимость таких работ.
Дачная амнистия, по сути, завершилась досрочно 1 марта 2021 года, когда закончился переходный период для новых правил, которые ввели поправки в Градостроительный кодекс от 4 августа 2021 года. Правда, в Госдуму уже внесли законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года.
«Ни у Росреестра, ни у Кадастровой палаты таких данных нет. Информация о том, сколько не зарегистрированных индивидуальных домов и дач, должна быть у органов местного самоуправления.
Потому что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения только о поставленных на кадастровый учет объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них. С 2006 года по упрощенной процедуре зарегистрировано порядка 13 миллионов прав собственности».
Похожие записи:
-