Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «115 ФЗ последняя редакция в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Новые правила для блокировки от ЦБ: больше всех пострадают фрилансеры и самозанятые
18,0 тыс. 1
Изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ
- По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений:
- НФО в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 16.07.2020 включительно;
- иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) незамедлительно, в течение 1-2 рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 14.07.2020 включительно.
- Факт проведенного обучения зафиксировать во внутренних документах (Журнал проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнал проведения дополнительных инструктажей).
- При необходимости в установленные сроки внести изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ по вступившим в силу положениям:
- НФО в срок до 13.10.2020;
- иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в срок до 13.08.2020.
Для организаций находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ – в установленный срок будет подготовлена и направлена обновленная редакция Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию); (в ред. Федерального закона от 07.04.2020 N 116-ФЗ)
операторы инвестиционных платформ; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ)
страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании, а также иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации (далее — иностранные страховые организации); (в ред. Федеральных законов от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2021 N 343-ФЗ)
организации федеральной почтовой связи; (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения; (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
организаторы азартных игр; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 46-ФЗ)
управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)
операторы по приему платежей; (в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ)
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; (в ред. Федерального закона от 28.11.2007 N 275-ФЗ)
кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; (в ред. Федеральных законов от 17.07.2009 N 163-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
микрофинансовые организации; (в ред. Федерального закона от 05.07.2010 N 153-ФЗ)
общества взаимного страхования; (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать
Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничают с компетентными органами иностранных государств на стадиях сбора информации, предварительного расследования, судебного разбирательства и исполнения судебных решений. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
Уполномоченный орган и иные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предоставляют соответствующую информацию компетентным органам иностранных государств по их запросам или по собственной инициативе в порядке и на основаниях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности. (в ред. Федеральных законов от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
Передача компетентным органам иностранного государства информации, связанной с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, осуществляется в том случае, если она не наносит ущерба интересам национальной безопасности Российской Федерации и может позволить компетентным органам этого государства начать расследование или сформулировать запрос.
Информация, связанная с выявлением, изъятием и конфискацией доходов, полученных преступным путем, предоставляется по запросу компетентного органа иностранного государства при условии, что она не будет использована без предварительного согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, предоставивших ее, в целях, не указанных в запросе.
Органы государственной власти Российской Федерации направляют в компетентные органы иностранных государств запросы о предоставлении необходимой информации и дают ответы на запросы, сделанные указанными компетентными органами, в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направившие запрос, обеспечивают конфиденциальность предоставленной информации и используют ее только в целях, указанных в запросе. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
Органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие деятельность, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исполняют в пределах своей компетенции запросы компетентных органов иностранных государств о конфискации доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, а также о производстве отдельных процессуальных действий по делам о выявлении доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, наложении ареста на имущество, об изъятии имущества, в том числе проводят экспертизы, допросы подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, обыски, выемки, передают вещественные доказательства, налагают арест на имущество, осуществляют вручение и пересылку документов. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
Расходы, связанные с исполнением указанных запросов, возмещаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами признаются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) в отношении лиц, имеющих доходы, полученные преступным путем.
В Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации признаются и исполняются вынесенные судами иностранных государств и вступившие в законную силу приговоры (решения) о конфискации находящихся на территории Российской Федерации доходов, полученных преступным путем, или эквивалентного им имущества.
Конфискованные доходы, полученные преступным путем, или эквивалентное им имущество могут быть переданы полностью или частично иностранному государству, судом которого вынесено решение о конфискации, на основании соответствующего международного договора Российской Федерации.
Решение о выдаче иностранному государству лиц, совершивших преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, принимается на основании обязательств Российской Федерации, вытекающих из международного договора Российской Федерации. В том же порядке принимается решение о транзитной перевозке указанных лиц по территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
В случае, если у Российской Федерации нет соответствующего договора с иностранным государством, которое запрашивает выдачу, указанные лица могут быть выданы за преступления, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, при условии соблюдения принципа взаимности. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)
Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6, 7, 7.2, 7.3 и 7.5 настоящего Федерального закона, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 23.04.2018 N 90-ФЗ)
В случае ненадлежащего исполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга, целевых правил внутреннего контроля головная кредитная организация банковской группы или головная организация банковского холдинга, которые являются организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании предписания Центрального банка Российской Федерации, соответствующего контрольного (надзорного) органа либо уполномоченного органа в случае отсутствия контрольного (надзорного) органа принимает решение о запрете для организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и допустила ненадлежащее исполнение целевых правил внутреннего контроля, на обмен информацией и документами и их использование в соответствии с пунктом 1.5-4 статьи 7 настоящего Федерального закона. Указанный запрет устанавливается сроком на один год. (в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 32-ФЗ, от 11.06.2021 N 165-ФЗ)
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ)
Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении адвокатов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном кодексом профессиональной этики адвоката. Применение мер дисциплинарной ответственности в отношении нотариусов за нарушение настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 165-ФЗ)
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Субъектов Федерального закона № 115-ФЗ ждут глобальные изменения в сфере ПОД/ФТ
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
- расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
- сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
- рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.
Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.
Изменения в валютном законодательстве в 2021 — 2022 годах
- Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.
- Отсутствие налоговых платежей. Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.
- Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка. Маловато будет.
- Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.
- Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.
- Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.
- Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.
- Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.
Росфинмониторинг (Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ) был создан в ноябре 2001 года. Через два месяца после принятия 115 ФЗ. Это не совпадение. Одна из основных задач Росфинмониторинга, главного подразделения финансовой разведки страны — реализация 115-го закона.
Эта структура имеет полномочия на запрос практически любой информации по движению денежных средств на счетах предпринимателей и организаций.
В 2021 году введены новые правила, по которым банки отчитываются перед Росфинмониторингом.
Отныне обязательному контролю подлежат:
- Любые операции со счетом юрлица, по которым снимается или зачисляется наличка. Причем неважно, какой деятельностью это лицо занимается;
- Операции иностранных структур без образования юрлица. Но только на протяжении 90 дней с момента регистрации. Если же три месяца никаких операций не совершалось, под контроль попадает первое перечисление, которое будет проведено;
- Выплаты причитающихся вознаграждений физическим лицам, которым повезло выиграть в лотерею;
- Операции с жилыми и нежилыми помещениями, которые не влекут смену собственника. Этот пункт будет работать при фигурирующих суммах, превышающих 3 миллиона рублей;
- Любые платежи по лизинговым договорам, превышающие 600 тысяч;
- Почтовые переводы. Здесь установлена контрольная планка в 100 тысяч рублей;
- Возврат предоплаты за связь, при условии непригодившегося остатка в размере 100 тысяч.
Еще одно нововведение. С 2021 года структуры, работающие с денежными средствами или другим имуществом своих клиентов, не обязаны отчитываться по всем без исключениям операциям, фигурирующим в ФЗ-115. Росфинмониторинг интересуют только платежи, относящиеся к виду деятельности вышеназванных организаций.
Есть конкретные признаки неблагонадежности клиента, которые у банка могут вызвать подозрение в нарушении ФЗ-115:
- со счета часто снимается нал,
- больше трети недельного оборота выводится наличными,
- с момента регистрации юрлица прошло менее 24 месяцев,
- вывод наличных приурочен к началу или концу банковского дня,
- контрагенты, со счетов которых поступают средства, считаются банкирами неблагонадежными,
- поступления и суммы вывода в наличку оказываются немного меньше, чем 600000 рублей.
Банк может заинтересоваться практически любой информацией о вашей фирме. Вплоть до справки о деловой репутации из другого банка, в котором вы обслуживаетесь. В списке запрашиваемых документов наверняка будут платежные поручения об уплате налогов, договоры купли-продажи со всеми сопутствующими документами (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, допсоглашения и т.д.), штатное расписание с документами об уплате НДФЛ, информационная записка с подробным обоснованием экономической целесообразности проводимых по счету операций. На самом деле, что угодно может оказаться в этом списке.
Татьяна Секерина, индивидуальный предприниматель в концертно-развлекательной сфере, поделилась своим опытом:
«Как это обычно бывает, карту заблокировали в выходной. В субботу. Никаких уведомлений не приходило, просто столкнулась с тем, что моя карта физлица не работает. Позвонила в Сбербанк спросить, что у меня с картой. И вот тогда узнала о блокировке ипэшного счета и карты, а заодно и о существовании 115-ФЗ. Банк сказал, что я должна «подтвердить движение денег». У них были вопросы не по конкретному переводу, а по всем операциям больше определенной суммы за последнее время. К счастью, я всегда храню договоры, акты, чеки. Хотя по закону ИП не обязан сохранять первичную документацию. Налоговая этим не интересуется.
Я никуда не ходила, бумагу не носила. Все документы прикрепляла в электронном виде в личном кабинете. Написала подробное объяснение по каждой сумме. По карте физлица, разумеется, сложно что-то подтвердить документами, поэтому я сопровождала комментариями «Вернула долг», «Перевела деньги на покупку шубы для мамы». В результате через несколько дней все разблокировали. Но это была довольно неприятная неделя. Во-первых, само название закона про терроризм звучит жутковато. Во-вторых, неизвестность. Ты же не знаешь, что будет дальше. Никто ничего не комментирует. Может, завтра разблокируют, а может будешь сидеть в подвале на табуретке и лампой будут в лицо светить, вопросы задавать. Зато теперь я знаю, для каких случаев храню отчетные документы и всем знакомым тоже советую ничего не выбрасывать, чтобы не попасть под 115-ФЗ»
- У организации есть история. Фирма должна периодически продавать, покупать, производить что-нибудь. Какие-то следы жизнедеятельности бизнеса должны быть заметны.
- В штате есть несколько работников. Да, есть бизнесы, не предполагающие нескольких сотрудников, но наличие штата банком считается атрибутом функционирующего не на бумаге, а по факту бизнеса.
- У организации помимо налогов есть расходы на оплату арендуемых площадей, телефона, интернета, тепла-электричества, скрепок и степлеров в конце концов!
- Часто бывает, что фирма имеет счета сразу в нескольких банках. В таком случае хорошо бы платить по статьям, перечисленным в предыдущем пункте со всех счетов. Это ведь не очень сложно, зато сразу всем банкам будет видно, что организация работает.
- Немного наличных денег нужно иногда снимать. Ведь в реальной жизни без расходов наличными средствами бизнес обойтись не может. А значит нужно показать, что ваша структура действительно живая. Только не переусердствуйте! Пусть вывод нала не превышает тридцати процентов.
- Пусть счет будет активным. Хорошо, когда совершается много операций. И важно, чтобы контрагентов тоже было много. Хотя бы несколько. Уж точно не один.
- Нужно помнить о своих ОКВЭД. Не соответствующие заявленным видам деятельности операции возбуждают контролирующие органы. Важно своевременно уведомлять банк о каждом изменении в ЕГРЮЛ.
- Не оставляйте без ответов вопросы банкиров. Причем, делать это надо быстро. Утром вопрос — вечером ответ. Сегодня запрос — завтра письмо. Банк должен видеть, что вы не прячетесь.
- Проверка контрагентов — обязательная процедура. Вы можете идеально выполнять восемь предыдущих правил, но один подозрительный контрагент способен поставит под удар вашу организацию.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ
Закон позволяет банку выполнить следующие действия:
- Потребовать предоставления документов о конкретных операциях.
- Запросить информацию о происхождении денег. Поинтересоваться личностями партнеров по бизнесу, контрагентами.
- Произвольно установить срок предоставления документов. Этот срок законодательно не оговорен, так что каждый банк устанавливает его на свой вкус.
- Прислать своих сотрудников на предприятие, в офис, другое место ведения вашего бизнеса.
- Вызвать клиента для устного разъяснения.
- Повысить степень риска клиента. Это довольно неприятная штука, не блокирующая, но усложняющая работу со счетом.
У разных банков могут быть разные алгоритмы действий и разные списки запрашиваемых документов. Здесь мы говорим о том, что может сделать банк, а не о том, что он точно сделает.
Статья 5 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» рассказывает об условиях временного пребывания иностранцев в России. В статье говорится, сколько времени могут находиться в стране иностранцы, прибывшие по визе и без визы, на каких условиях можно проживать в РФ, в каких случаях можно увеличить срок нахождения в стране и в каких ситуациях эти сроки, наоборот, сокращаются. В статье также рассказывается, на какой период в Россию могут приехать студенты и высококвалифицированные специалисты.
Три следующие Статьи посвящены правилам нахождения на территории России. В Статьях 10 и 10.1 перечислены все способы установления личности иностранца, перечислены документы, которые можно для этого использовать.
Статья 11 рассказывает о правилах передвижения по стране. Статья 12 отвечает на вопрос об избирательных правах иностранца.
О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” за исключением поднадзорных Банку России.
Федеральным законом от 02.07.2021 №355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.
Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:
- осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
- доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).
В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
(далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности? В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее – сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией.
Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений – применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию? В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок.
Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.
3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях? Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях.
В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Новые требования связаны с разработкой правил внутренного контроля для следующих операций с денежными средствами или иным имуществом, которые осуществляют указанные лица:
- сделки с недвижимостью;
- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
- привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
- создание юрлиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юрлиц и иностранных структур без образования юрлица.
Всех, кто пользуется рассчётно-кассовым обслуживанием в банковской организации. Всех, кто использует расчётный счёт для предпринимательской деятельности, для подработки, для переводов денежных средств или для личных расчётов.
Пользуются РКО как фирмы, так и физлица, которые работают даже без мысли о нарушении какого-либо закона. Могут ли они попасть под подозрения о нарушении ФЗ-115? Могут. В том случае, если неправильно оформят документацию, если допустят ошибку в платёжном поручении, если забудут сообщить банку об изменении их данных да, и по другим причинам.
Если банковская организация, предоставляющая обслуживание по р/с решит, что с вашим счётом что-то не так, а решить она может в любой момент, то вам грозит блокировка счёта.
И зачастую, при попытке добиться ответа на вопрос «из-за чего заблокирован счёт?» предприниматель получает малопонятную отмашку: «по ФЗ-115».
Виноват ли банк, в том, что в России ФЗ-115 используется так агрессивно. По большей части – нет. И это важно понимать, когда начинаешь искать варианты решения проблемы.
Конкретный банк действует согласно указаниям Росфинмониторинга Центробанка и просто пытается обезопасить сам себя. Потому что ФЗ-115 распространяется и на него. Подробнее об этом — чуть ниже. А пока – другие важные вопросы.
Центробанк выпустил специальное пособие, которое содержит советы по ФЗ-115. В нём содержится информация о том, какие меры нужно принимать, чтобы вас не заблокировали по этому закону и чтобы не вызывать у банковской организации никаких подозрений. Также там можно найти инструкцию для тех, кто уже подвергся блокировке.
- Не принимать участие в обнальных схемах.
- Работать только согласно своим кодам ОКВЭД. А если вы приняли решение изменить их – сразу сообщите в свой банк.
- Сведения из ЕГРЮЛ должны быть исключительно достоверными.
- В платёжном поручении нужно указывать конкретное, полное и честное назначение платежа, а не ограничиваться стандартными фразами.
- Нужно всегда иметь документы, которыми можно обосновать совершённую операцию по р/с.
- Совершать налоговые платежи нужно открыто и со своего основного расчётного счёта, не используя странные и запутанные схемы.
- Всегда и сразу предоставлять документы банку, в случае, если он что-то у вас запросил.
- Даже если часть документов не удаётся предоставить сразу, лучше прислать их спустя время, чем вообще не прислать. Если этот метод не поможет решить проблему, можно обратиться в Центробанк.
Если вам нужно больше информации, ознакомьтесь со статьями: «Блокировка расчётного счёта банком» и «Что делать, если счёт заблокировали по ФЗ-115».
Проблема с блокировками стала массовой и актуальной для всех сравнительно недавно. Более того, многие бизнесмены стали жаловаться на то, что их счёт был заблокирован несмотря на то, что они обслуживались в этом банке не один год.
Нет дыма без огня. И причина такого резкого изменения поведения кроется в том, что на банки «насели» сверху. И сделал это Центробанк, начав массовую чистку и отзыв лицензий. Началось это ещё в 2013 году, когда сменилось управление Центробанком. С тех пор более 200 банковских организаций выведено из игры лишением лицензий. И на этом «чистка» не будет остановлена.
Что интересно, по заявлениям Эльвиры Набиуллиной, которая и является управляющим, все банки, которые лишились права деятельности, попались именно по ФЗ-115 – то есть были заподозрены в финансировании теневого сектора экономики.
Зная это, перестаёшь удивляться тому, что происходит с блокировками счёта. Банку теперь легче потерять хорошего клиента, лишь бы только не стать объектом внимания регулятора, который может одним решением закрыть банк целиком и навсегда.
А то, что страдает в первую очередь сектор малого предпринимательства – особо никого и не волнует. Поэтому единственный доступный совет – работайте так, чтобы ваша деятельность не вызывала вопросов.
Как не попасть под 115-ФЗ. Под прицелом каждый
- Кого касается ФЗ-115?
- Можно ли платить налоги, если вам заблокировали расчётный счёт?
- Можно ли вывести деньги со счёта, если его заблокировали по ФЗ-115?
- Можно ли закрыть счёт, когда он заблокирован по ФЗ-115?
- Советы по ФЗ-115 от Центробанка
- Как не попасть под ФЗ-115
- Почему банки стали массово блокировать счета по ФЗ-115?
Бизнес по франшизе
- Детские франшизы
- Недорогие франшизы
- Франшизы общепита
- Франшизы торговли
- Франшизы услуг
- IT Франшизы
Компании, отнесенные к низкой степени риска, в принципе не должны заметить на себе никаких изменений от ужесточения «антиотмывочного» законодательства. Напротив, как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, административная нагрузка на такие компании в результате законодательных изменений только снизится.
Так, в отношении нерискованных клиентов банки будут не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств на счет (вклад, депозит), открытый в том же или любом другом банке на территории РФ.
Если компании присвоят высокий уровень риска и ее счета будут «заморожены», то она сможет оспорить соответствующее решение в межведомственной комиссии при ЦБ РФ или в суде, предоставив документы и пояснения, опровергающие законность действия банка. Причем в суд можно будет обратиться только после обращения в межведомственную комиссию Центробанка.
Компания сможет оспорить свой статус высокорискованной и, соответственно, отказ в осуществлении операций по ее счету в течение 6 месяцев после присвоения ей данного статуса (будущая ст. 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
По итогам оспаривания комиссия/суд примут либо решение о снижении уровня рискованности клиента, либо об оставлении данного решения без изменения.
Во втором случае в отношении высокорискованной компании, чьи банковские счета были «заморожены», начнут процедуру принудительного (административного) исключения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. После ликвидации компании все имеющиеся на ее счетах денежные средства (за вычетом тех, что ушли на ликвидацию) вернут собственникам бизнеса (учредителям).
Кстати, в первоначальной версии законопроекта такие средства предлагалось изымать в пользу государства, однако доработанные ко второму чтению поправки предлагают отказаться от такой меры, как от чрезмерно радикальной.
Ожидается, что поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ вступят в законную силу уже с 1 июля 2022 года.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
С 24 августа 2021 г. Федеральный закон №115-ФЗ действует в новой редакции
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
Статья 1
«выплата физическому или юридическому лицу страхового возмещения или получение от физического или юридического лица страховой премии по видам страхования, указанным в подпунктах 1 – 3 пункта 1 статьи 329 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;»;
Разъяснения о применении новых норм ФЗ 115 от 22.09.2021
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.»;
В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:
- фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
- фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.
Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:
- Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
- Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
- Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.
Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!
Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:
- Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
- В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.
В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.
В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.
Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.
Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.
Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.
- Абзац 2 пункта 2 статьи 6 изложен в новой редакции. В частности дополнено, что порядок определения и доведения до сведения перечня лиц, причастных к терроризму и экстремизму устанавливается Правительством Российской Федерации в том числе и для других юридических лиц, а также физических лиц. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
- Пункт 1 статьи 7.5 изложен в новой редакции. Установлено, что порядок формирования уполномоченным органом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и его доведения до сведения других юридических лиц, а также физических лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. Ранее, например, для лиц, указанных в ст. 7.1 закона не было определено каким органом такой порядок устанавливается.
- Важные изменения для организаций и предпринимателей розничной торговли ювелирными изделиями. С 13.07.2020 года вступили в силу поправки в п. 1.4-2 статьи 7, согласно которым идентификация клиента физического лица, его представителя, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца может не проводится при покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки на сумму не превышающую 200 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 200 000 рублей (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Всем провести обязательный внутренний инструктаж
Организациям и индивидуальным предпринимателям ювелирной отрасли скорректировать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 13.08.2020 в случае наличия измененного текста в правилах.
Заказать изменения в ПВК
Ломбардам внести изменения в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок, не позднее 3-х месяцев после даты вступления в силу изменений, в случае наличия в правилах измененного текста.
В текущем году 115 ФЗ исполняется 20 лет. «Если говорить простым языком, — рассказывает Мария Гайнутдинова, — этот закон направлен против отмывания денежных средств, не зря его еще называют «антипомывочным». Его требования направлены на то, чтобы обязать банки отслеживать финансовые операции, осуществляемые их клиентами».
Закон обязателен для всех российских банков без исключения, а его неисполнение грозит отзывом лицензии.
Для выполнения этой задачи в каждом банке работает отдел финансового мониторинга, сотрудники которого при помощи специальных программ контролируют проводимые операции и выявляют нарушителей — компании, которые занимаются номинальной (фиктивной) деятельностью или незаконным обналичиванием денежных средств.
Если тот или иной субъект кажется службе финмониторинга подозрительным, инициируется механизм внутренней проверки, в ходе которой клиент предоставляет контролерам определенный набор документов по произведенным операциям. Такие проверки являются одной из мер противодействия легализации (отмыванию) доходов.
Важно! Отказ от предоставления запрошенной информации грозит блокировкой счета. Кроме того, обслуживание счета может быть приостановлено на тот срок, пока идет проверка.
«Откровенно говоря, у банка могут возникнуть сомнения относительно практически любого перевода», — предупреждает наш эксперт.
Среди основных причин для блокировки счета можно назвать следующие:
• частые операции по снятию наличных;
• крупные входящие переводы;
• переводы на счета юридических или физических лиц;
• переводы денежных средств за границу;
• частые переводы, превышающие 600 000 рублей.Таким образом, получается, что практическое любое действие может быть сочтено подозрительным с точки зрения службы финансового мониторинга.
По словам Марии Гайнутдиновой, также счет может быть заблокирован Федеральной налоговой службой. В данном случае основанием для заморозки может служить:
• неуплата налогов в срок;
• нарушения, выявленные в ходе очередной налоговой проверки;
• неправильное ведение электронного документооборота;
• несвоевременное предоставление налоговой декларации, если задержка составляет десять и более дней;
• несвоевременное предоставление отчетов по заработной плате работников организации, а также по страховым взносамПомимо перечисленного, счет может быть заблокирован по решению суда.
Получить такое ограничение рискуют лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, а также должники по кредитам. При этом замораживается не весь счет целиком, а сумма имеющегося долга. Если денег на счете достаточно, то их спишут в счет уплаты задолженности, если нет, тогда держателю дается время на возврат долга. Если он не будет осуществлен, счет могут заблокировать полностью.
Похожие записи:
- По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений: