Льготы участникам ликвидации на ЧАЭС в 2022 году в Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы участникам ликвидации на ЧАЭС в 2022 году в Москве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

Инвалидность Ежемесячный размер*
1 группа 23 845,45
2 группа 11 922,73
3 группа 5 961,36

* — может изменяться из-за индексации

Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:

  • Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
  • Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
  • Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
  • НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.

Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.

Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

К списку социальных льгот относятся:

  • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
  • покупка медикаментов по льготным рецептам;
  • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
  • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
  • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
  • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.

Статус чернобыльца подтверждает удостоверение. Оформить его можно в органах соцзащиты по месту проживания, обратившись туда с заявлением и предоставив следующую папку с бумагами:

  • паспорт;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справку, что на момент аварии чернобылец имел регистрацию в соответствующем населенном пункте;
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение участия в ликвидации;
  • бумаги, подтверждающие родство с чернобыльцем, пр.

В каждом конкретном случае – список документов может варьироваться, поэтому если есть возможность – лучше уточнить этот момент в соцзащите.

Подать документы на удостоверение чернобыльца можно несколькими способами:

  • совершив визит в соцзащиту;
  • лично в МФЦ;
  • онлайн через сайт госуслуги.

На оформление документа уходит до 10 дней.

  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • «Горячие линии»
  • Приемная Губернатора Курской области
  • Противодействие коррупции
  • Электронные услуги
  • Общественные советы
  • Реализация национальных проектов в Курской области
  • Инвестиционный потенциал
  • Обеспечение доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков
  • Персональные данные.Дети
  • Информация для застройщиков
  • Карта газификации Курской области
  • О внесении изменения в пункт 2 части 2 статьи 91 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области»
  • На какую помощь могут рассчитывать реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от политических репрессий
  • О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.05.2020 № 492-па «О сроках предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Курской области, в период эпидемии коронавируса»
  • Обращение врио губернатора Курской области Р.В. Старовойта к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
  • 26 апреля отмечалась 32-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
  • Обращение губернатора к жителям Курской области
  • Обращение губернатора А.Н. Михайлова к годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.

Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.

Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.

При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.

Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.

  • Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
  • Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».

Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:

  • участники и инвалиды ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
  • лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
  • получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
  • получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.

Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).

  • По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
  • При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).

Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:

Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?

Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:

  1. Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
  2. Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
  3. Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
  4. Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
  5. Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
  6. Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.

Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.

Где оформить документ и куда обращаться за его получением?

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:

  • Афганистан.
  • Таджикистан.
  • Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
  • Сирия.

ЕДВ чернобыльцам и проживающим в чернобыльской зоне

Для оформления ежемесячной выплаты чернобыльцам, проживающим в чернобыльской зоне и другим категориям получателей нужно подготовить комплект необходимых документов. С документами нужно обращаться в территориальное отделение ПФР или в МФЦ.

  • Если гражданин проживает в стационарном учреждении соц. обслуживания, обращаться нужно в ПФР по месту нахождения учреждения.
  • Если выплаты оформляются несовершеннолетнему или недееспособному лицу, документы подают по месту жительства получателя либо его родителя, попечителя, опекуна. При этом, если родители ребенка живут раздельно, документы нужно подавать по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок.
  • Ребенок старше 14 лет может обратиться за назначением самостоятельно.

Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.

Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последний раз измененный законодателем в апреле 2020 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.

Основной целью названного акта является социальная поддержка граждан, которые пострадали от неблагоприятных факторов, возникших после чернобыльской катастрофы.

Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:

  1. Право на возмещение вреда здоровью.
  2. Право на возмещение вреда имуществу.
  3. Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
  4. Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
  5. Право на социальную поддержку.

Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.

Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).

Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.

Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:

  1. Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
  2. Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
  3. Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
    Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы.
  4. Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Общие выплаты для пострадавших

К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:

  • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
    • до момента восстановления их трудоспособности;
    • до момента установления инвалидности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
  • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
  • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
    • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
    • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
    • 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

  • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
  • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
  • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
  • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
  • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.

Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
    • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
    • домашнего имущества, зараженного радиацией;
    • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
    • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
    • нетрудоспособным лицам;
    • многодетным семьям;
    • одиноким матерям;
    • одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.

Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

  • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
  • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
  • социальная или страховая пенсия.

Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

Категории Сумма, рублей
— инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
— дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
— инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
— ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
2 590,24
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
— ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
— эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
— дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
— получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
— получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
— получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
— направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
— эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
2 073,51
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
— дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
1 295,13
— дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
— получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
— дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
649,23
— проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
— проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
518,37

Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

  • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
  • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
  • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

Льготы пострадавшим в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф

Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

  • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
  • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
  • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
  • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
  • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
  • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
  • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
  • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
  • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

  • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Ежегодные компенсации включают такие виды:

  • компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
  • компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
  • компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.

Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.

Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

Люди, которые предотвратили губительное воздействие радиационных отходов на окружающую среду и распространение опасных веществ на большие территории, заслужили определенные льготы. В перечень привилегий участникам ликвидации аварий входят следующие выплаты и льготы:

Льгота, выплата Комментарий
ЕДВ (ежемесячная денежная выплата) Представляет собой фиксированную сумму, в которую входит стоимость социального пакета услуг (льготные лекарства, путевки в санаторий, протезирование, проездной). Выплата будет индексироваться ежегодно, если получатель отказался (частично или полностью) от социальных услуг.
Обслуживание без очередей в аптечных пунктах, медицинских центрах и поликлиниках На внеочередное обслуживание можно претендовать и в любых кассах и магазинах.
Преимущественное право на сохранение рабочего места при проведении на предприятии штатно-организационных мероприятий (при этом не учитывается длительность трудового стажа) Если компания подлежит полной ликвидации, или ее реорганизуют, ликвидатор аварии имеет право на первоочередное трудоустройство.
Зачисление ребенка ликвидатора аварии в детский сад по месту жительства без ожидания очередей А также предоставление бесплатных путевок в детские оздоровительные и лечебные учреждения, компенсация оплаты питания в упомянутых учреждениях.
Предоставление участков земли под ИЖС А также право внеочередного вступления в кооперативы некоммерческого характера — жилищные, гаражные, дачные и т.п.
Преимущественное право зачисления в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, в пансионаты для ветеранов Соответственно, для пожилых льготников, инвалидов и ветеранов.
Уменьшение на половину стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также оплаты занимаемой жилой площади при проживании льготника в квартире государственного или муниципального фонда Скидка предоставляется при оплате отопления, водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, канализации, вывоза мусора, твердого топлива с учетом доставки (при отсутствии в частном доме центрального отопления).
Предоставление квартиры по договору социального найма Если ликвидатор аварии состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Компенсация на покупку продуктов питания Выплачивается ежемесячно
Ежемесячная компенсация, положенная в качестве возмещения вреда здоровью Выплачивается в случае, если ликвидатор аварии на «Маяке» или ЧАЭС стал нетрудоспособным, но инвалидная группа не была ему присвоена.
Предоставление дополнительного отпуска с сохранением средней заработной платы в любое время года Продолжительность — не более 2 недель

Претендовать на получение льгот, установленных Правительством в качестве компенсации за утраченное здоровье, могут следующие категории лиц:

Получатели льгот Комментарий
Граждане, которые участвовали в период с 1957 по 1958 год в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на ПО «Маяк». Также люди, кто в период с 1949 по 1956 год реабилитировал территории вдоль реки Теча, в которую были сброшены радиационных отходы, и проводил защитные мероприятия по предотвращению распространения загрязнений.
Медицинский персонал (младший, средний), а также врачи и сотрудники медицинских учреждений, пострадавшие от облучения при оказании помощи жертвам радиации с 26.04 по 30.06 1986 года Кроме медицинских работников, которые по характеру своей проф. деятельности постоянно работают с какими бы то ни было источниками радиационных излучений.
Военнослужащие и военнообязанные граждане, трудившиеся на объекте «Укрытие» в период с 1988 по 1990 год Включая призванных на военные сборы
Рядовые органов внутренних дел и начальствующий состав ОВД, проходившие службу в зоне отчуждения В период с 1986 по 1987 год
Военнослужащие и военнообязанные, которые были призваны на сборы или по долгу службы привлеченные к участию в мероприятиях по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения Сюда включаются также представители летно-подъемного и инженерно-технического состава авиации (вне зависимости от рода выполняемых работ и дислокации).
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986-1987 гг.) в зоне отчуждения, участники мероприятий по эвакуации людей, с/х животных, ценностей В том числе командированные и временно направленные в зону отчуждения лица.

Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.

Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.

Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.

Комментарий: Командированные и временно направленные на работу в зону отчуждения люди также имеют право на получение указанных льгот.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *