Изменения в 44- ФЗ с 1 июля 2022 года в одной таблице

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в 44- ФЗ с 1 июля 2022 года в одной таблице». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Все изменения в 44-ФЗ на 2021 и 2022 годы: таблицы по месяцам

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.

Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.

Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.

После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.

В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Госзакупки 2022: 8 изменений, к которым нужно подготовиться поставщикам

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

ВАЖНО!

Конкретного определения, как часто изменяется 44-ФЗ, нет. Законодатели корректируют положения Федеральной контрактной системы, как только действующая нормативная база становится неактуальной. Следующее масштабное изменение состоится уже скоро — с 1 января 2022-го. 01.01.2022 вступят в силу поправки из 360-ФЗ от 02.07.2021, которые полностью реформируют ФКС и оптимизируют процесс закупок как для заказчиков, так и для поставщиков.

Когда изменения вступят в силу Что изменится Нормативно- правовой акт
01.01.2022

Понятия и принципы работы Федеральной контрактной системы:

  1. Операторы ЭП теперь участники контрактной системы.
  2. В определениях появились заказчики, которые работают за рубежом.
  3. Включили понятие контракта на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан.
  4. Добавили понятие отдельного этапа исполнения контракта.
  5. Изменили понятие «банковская гарантия»: определение утратило значение по ГК РФ. Ч. 2 ст. 3 44-ФЗ больше не действует.
360-ФЗ от 02.07.2021

Наполнение ЕИС, порядок разработки региональных информационных систем:

  1. Из ЕИС убрали библиотеку типовых контрактов.
  2. Систему наполняют документами, обязательными к размещению по 44-ФЗ и 223-ФЗ и обязательными к формированию.
  3. Для закупок не требуется согласие на обработку персональных данных.
  4. Нельзя разрабатывать региональные информационные системы, которые не интегрированы с единой.

Электронный документооборот, сроки хранения документов закупки:

  1. Документы следует хранить минимум 6 лет.
  2. Иностранные участники подписывают документы заказа ЭП, которые выпустили по правилам иностранного государства или международных стандартов и признали в России.
  3. У всех документов, размещаемых в ЕИС и на площадках, появляется единая форма. Правительство разрабатывает и утверждает требования к документам.
  4. У информации из ЕИС — приоритет по сравнению с другими сведениями участника, если они не совпадают с ЕИС.
  5. Документы доступны для ознакомления через 1 час после их размещения.
  6. При изменении извещения оператор площадки сообщает об этом всем, кто подал заявки или отправил запросы на разъяснения.
  7. Оператор обеспечивает конфиденциальность всем участникам заказа. Исключение — малые закупки в электронной форме по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
  8. Исключили чч. 5–12 ст. 24.2 44-ФЗ о порядке регистрации и перерегистрации в едином реестре участника закупки.

Работа со специальным счетом, судебные издержки:

  1. Нельзя накладывать взыскание на заблокированные средства на спецсчете (как пример — исполнительный лист).
  2. Судебные издержки больше не регулируются нормами 44-ФЗ.

Правила изменения ФКС:

  1. Все федеральные законы, которые изменяют порядок планирования, определения поставщиков, контроль закупок, их мониторинг и аудит, вступают в силу не раньше 1 января очередного календарного года. Если же изменения принимают после 1 октября, то они вступают в силу через один календарный год.

Порядок общественного обсуждения:

  1. Общественное обсуждение проводят для закупок от 2 млрд руб.
  2. Правительство и местные власти вправе снижать ценовой порог.
  3. Среди исключений — закрытые закупки и федеральные закупки по гособоронзаказу.
  4. Порядок проведения общественного обсуждения теперь закреплен ФКС, а не постановлением правительства.
  5. Предложения и замечания с нецензурной речью не выкладывают в ЕИС.

Порядок предоставления преференций для организаций уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов:

  1. Заказчики приобретают товары у УИС и организаций инвалидов, как и у другого участника рынка.
  2. Если товар есть в правительственном перечне, то его закупают отдельно и ни с чем не смешивают. В таких случаях заказчики предоставляют преимущества УИС и организациям инвалидов.

Способы закупок:

  1. Сократили количество способов закупок. Заказчики используют:
  • конкурсы (открытый конкурс в электронной форме);
  • закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
  • аукционы (открытый электронный аукцион);
  • закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
  • электронные запросы котировок;
  • электронные малые закупки у единственного поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.

По особым правилам вступают в силу положения об одностороннем отказе. Текст 44-ФЗ обновляют с 01.01.2022, но порядок одностороннего отказа от контракта по результатам электронной процедуры вступит в силу с 01.07.2022 (ч. 12.1 44-ФЗ). До 1 июля 2022 г. все решения об одностороннем отказе принимаются и направляются поставщику по правилам, которые действуют для бумажных процедур, а в ЕИС размещаются по правилам, которые действуют для информационной системы. Если заказчик не получил подтверждения о вручении заказного письма поставщику или же появилась информация об отсутствии поставщика по адресу отправки, то датой уведомления является день после 15 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС.

С 01.07.2022 поставщики тоже смогут в одностороннем порядке отказаться от контракта через ЕИС. До этого момента все действия совершаются по правилам бумажных процедур (ч. 20.2 ст. 95 44-ФЗ).

Еще одно нововведение июля 2022-го: стороны вправе использовать электронный документооборот при применении мер ответственности. Они отправляют электронные уведомления и обмениваются юридически значимыми документами в электронном виде.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

С 01.07.2023 стороны начнут заключать в ЕИС соглашения об изменении, расторжении контракта по итогам электронных процедур. Исключение — закупки, по которым информацию нельзя публиковать в ЕИС. Для заказов у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ региональные нормативы больше не определяют исключительную компетенцию такого поставщика.

Мы собрали в таблицу февральские изменения в госзакупках в 2021 году с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Когда изменение вступило в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
02.02.2021

Установили, что в закупках продукции судостроительной промышленности (за исключением продукции в рамках гособоронзаказа) порядок определения НМЦК определит Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.

Мы собрали в таблицу изменения в тендерах в 2021 году (с 01.04.2021) с комментариями и ссылками на нормативные акты.

Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативный акт
01.04.2021 Серьезно изменился порядок госзакупок в форме запроса котировок в электронной форме. Вот какие правила утвердили законодатели:
  1. Предельное значение НМЦК — 3 млн рублей. А совокупный лимит для этих процедур в 100 млн рублей перестанет действовать.
  2. Новый период приема заявок — 4 рабочих дня после публикации извещения.
  3. Исправить извещение не получится, а отменить получится за 1 час до окончания приема предложений.
  4. Придется представлять документы, которые подтвердят соответствие требованиям к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ.
  5. Запретили требовать документы, которые передаются вместе с продукцией.
  6. Придется предоставлять решение или протокол об одобрении крупной сделки, если заключение госконтракта или обеспечение выполнения обязательств по нему считается крупной сделкой.
  7. Комиссия госзаказчика оформляет один протокол о подведении итогов, в котором приводит сведения об увеличении стоимости контракта из-за предоставленных преференций учреждениям уголовно-исправительной системы, инвалидным организациям. В нем же указывают и информацию о том, что запрос не состоялся.
  8. Проект контракта в ЕИС и на электронную площадку направляют в течение 3 часов после публикации итогового протокола. У победителя и госзаказчика будет по 1 рабочему дню для его подписания. Протокол разногласий не допускается. Срок заключения контракта — минимум 2 рабочих дня.

Если в электронном запросе котировок подана или допущена только одна заявка, то заказчики не продлевают процедуру, а сразу подписывают госконтракт с единственным поставщиком.

Федеральный закон № 449-ФЗ от 27.12.2019
Разрешили проводить малые закупки в электронной форме до 3 млн рублей. Вот новый алгоритм для таких заказов:
  1. Поставщики формируют и размещают на электронных площадках первоначальное предложение о поставке.
  2. Операторы электронных площадок проводят предварительный отбор 5 предложений с наименьшей ценой единицы товара. Это происходит в течение 1 часа. Если двух предварительных предложений участников нет, то оператор направит уведомление в ЕИС, а заказчики не получат ценовую информацию от других поставщиков.
  3. Заказчик рассматривает предложения и принимает решение в течение 1 рабочего дня. Ответственный сотрудник подводит итоги в протоколе и публикует его на электронной платформе. В протоколе приводят обоснованное решение по каждому предложению.
  4. Госконтракт по итогам заключат упрощенно — по новым правилам, которые предусмотрены для заключения контракта по результатам электронного запроса котировок. С 01.10.2021 планируют ввести функционал взаимосвязи малых закупок в электронной форме и ЕИС.

Федеральный закон № 249-ФЗ от 31.07.2020

Утвердили порядок, состав и формат предоставления, отправления уполномоченным банком информации и документов в ЕИС гособоронзаказа. Указание Банка России № 5536-У от 28.08.2020
Изменили п. 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ о закупках у единственного поставщика работ по изготовлению акцизных марок для маркировки.

Федеральный закон № 436-ФЗ от 22.12.2020

Никаких изменений в 44-ФЗ с 11 июня 2021 г. не принимали, а вот в другие июньские дни законодатели скорректировали ряд нормативов.

Когда изменения вступили в силу Что изменилось Нормативно-правовой акт
09.06.2021

Дополнили список товаров, работ и услуг, которые поставляют учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Среди таких товаров:

  • 01.11.1 — пшеница;
  • 02.10.11 — саженцы деревьев и кустарников;
  • 08.12.12.160 — песчано-гравийные смеси;
  • 42.11.10.130 — дорожные ограждения.

А некоторые товары из перечня исключили:

  • 25.40.12.700 — служебное оружие;
  • 27.40.21.110 — электрические переносные светильники, работающие от батарей сухих элементов и аккумуляторов.
Постановление Правительства № 821 от 28.05.2021
18.06.2021 Правительство утвердило перечень ведомственных заказчиков и подведомственных учреждений, которые обязаны проводить электронное актирование и прописывать условие об электроприемке в госконтрактах. Всего таких ведомственных заказчиков 63. Среди них — Минфин, Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, ФАС. Распоряжение Правительства РФ № 1659-р от 18.06.2021

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

Какие произойдут изменения

В настоящее время

С 1.01.2022

Заявка

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Возможность внести изменения в извещение

Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

10 минут

4 минуты

Общее время для проведения торговой сессии

Не ограничено

5 часов с момента начала торгов

✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Обновления положений закона № 539-ФЗ относятся к участникам электронных открытых конкурсов, аукционов и запросов предложений, в бумажных запросах котировок.

С 1 июля изменяются правила включения в РНП

Начиная со второго полугодия 2021 года в Реестр будут внесены исключительно те участники-юридические лица, которые самостоятельно или с аффилированными лицами владеют более, чем четвертью акций.

Сведения об участнике закупки, а также об исполнителе по контракту, должны быть исключены из РНП по прошествии двух лет с даты включения данных сведений в реестр.

С 1 января увеличение доли госзакупок у СМП и СОНКО и сокращение сроков произведения оплаты по всем контрактам

В третьем чтении был принят проект, согласно которому произошло увеличение обязательной доли закупок до 1/4 совокупного годового объёма закупок, взамен утверждённых в настоящий момент 1/6. Одновременно произойдёт сокращение сроков проведения оплаты по контрактам. В том случае, когда закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок:

  • не должен превышать 10 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • не должен превышать 15 рабочих дней — при других закупках.

С 1 января 2023 года предельные сроки снова сократят и тогда они уже будут составлять:

  • до 7 рабочих дней — при закупке у СМП и СОНКО;
  • до 10 рабочих дней — при остальных закупках.

Отсчёт срока будет, как и раньше, вестись с даты подписания заказчиком документа о приёмке.

Что изменится в госзакупках с 2022

Отличия будут уже на стадии разработки документов для размещения закупки. Как таковая, документация будет составляться в исключительных случаях, для всех закупок в форме электронного аукциона нужно разработать и разместить извещение по единой форме. Теперь описание объекта закупки, обоснование НМЦК и проект контракта размещаются сразу в извещении.

Сроки размещения извещения не изменились — не менее 15 дней, а для НМЦК — не более 300 млн. руб. (в случае закупки в сфере строительства не более 2 млрд руб.) — 7 дней.

Внести изменения по инициативе заказчика можно будет не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания подачи заявок. По электронному аукциону он продлевается таким образом, чтобы со следующего дня срок подачи заявок составил не менее 7 дней, а при НМЦК не более 300 млн (не более 2 млрд руб. для закупок по капстроительству) — 3 дней.

Извещение об отмене закупки будет формироваться через ЕИС и подписываться усиленной ЭЦП. Считать закупку отмененной можно будет с момента размещения извещения. Площадка в течение часа должна будет возвращать заявки и уведомлять участников об отмене закупки.

Заказчик также должен будет установить требование об обеспечении заявок при НМЦК свыше 1 млн рублей. Помимо банковской можно будет предоставить любую из указанных в законе независимых гарантий либо обеспечить заявку денежными средствами. Деньги блокируются на специальном счете участника закупки, как это происходит и сейчас, но процедура блокировки счета и обязанности банков, электронной площадки, участников закупки подробно регламентированы. Размер обеспечения будет составлять при НМЦК не более 20 млн руб. — от ½% до 1% НМЦК и при НМЦК более 20 млн руб. — от ½% до 5% НМЦК.

При проведении электронного аукциона заявка, как это происходит и сейчас, будет поступать на электронную площадку. Если участник уже аккредитован на площадке, то большинство документов и сведений ему подавать не нужно — они уже есть у оператора ЭП.

Оператор ЭП может отклонить заявку. Основания по большей части прежние, но к ним добавилась возможность отклонения заявки:

  • при получении оператором ЭП информации об отсутствии необходимого количества денежных средств на специальном счете;

  • отсутствия данных о независимой гарантии в специальном реестре, несоответствия идентификационных кодов в гарантии и извещении и недостаточности суммы гарантии.

Более подробно расписана в новой редакции закона и процедура отзыва заявки — это можно сделать в любом случае до окончания срока подачи заявок. С момента размещения итогового протокола и до момента размещения проекта контракта для открытых электронных процедур отозвать заявку могут все участники, кроме первых трех. Заявку можно считать отозванной уже с момента подписания ее ЭЦП участника закупки, информацию об этом оператор ЭП направляет заказчику в течение часа.

Подавать ценовые предложения смогут участники, ранее подавшие заявки. Снижать текущее минимальное ценовое предложение при подаче своего можно будет на величину от 0,5% до 5% от НМЦК контракта либо от начальной суммы цен ТРУ. Также регламентированы правила подачи ценового предложения — оно не должно быть равно 0, быть выше или равно предыдущему, оно не должно быть меньше, чем текущее предложение, сниженное на предельную величину «шага аукциона». Неправильно поданные ценовые предложения отклоняются оператором ЭП автоматически. Установлено время обработки ценовых предложений — не более 4 минут. Каждый раз время обработки увеличивается для каждого последующего поданного предложения. Общее время сессии не может превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Оператор ЭП указывает сведения о поданных ценовых предложениях без информации об участниках. Если участник ценовое предложение не подает, то его минимальным ценовым предложением будет считаться НМЦК.

Сохранилась в новой редакции и возможность переторжки — подать ценовое предложение с меньшей ценой и увеличить свои шансы на победу можно не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений. Цена не должна быть ниже минимального ценового предложения, поданного во время сессии.

Так же, как в настоящей редакции, если цена контракта снижается до половины процента НМЦК, то процедура проводится уже на право заключения контракта.

Оператор электронной площадки в течение часа с момента окончания подачи ценовых предложений присваивает номера заявкам в порядке возрастания цены (или суммы цен ТРУ) контракта согласно указанным в предложениях участников и формирует протокол подачи ценовых предложений, размещает его в ЕИС и на ЭП.

Участник, принявший участие в закупке, сможет не позднее даты заключения контракта запросить разъяснения по порядку проведения процедуры подачи ценовых предложений. Ответ ему должны предоставить через ЭП в течение 2-х рабочих дней.

Заявки должны быть рассмотрены членами закупочной комиссии не позднее 2-х рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика согласно извещению.

Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям извещения и, исходя из данных протокола подачи ценовых предложений, присваивает тем заявкам, которые не были отклонены, порядковые номера в порядке возрастания ценового предложения.

Протокол подведения итогов определения поставщика формируется с помощью средств электронной площадки и подписывается усиленными ЭЦП членов закупочной комиссии.

После определения победителя у заказчика есть по 2 рабочих дня на размещение проекта контракта и подписание контракта, подписанного победителем. Поставщику (исполнителю) на подписание дается 5 рабочих дней.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Повышение квалификации

Особенности осуществления закупок в сфере строительства по 44-ФЗ

от 4 593 руб Подробнее

Памятка: все изменения в госзакупках по 44-ФЗ в 2021 году

С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:

День начала действия изменения Суть новшества Устанавливающий его нормативный акт
01.04.2021 Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
  1. Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
  2. Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
  3. Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
  4. Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
  5. Чтобы установить соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик отныне обязан запрашивать документы, подтверждающие такое соответствие. Удовлетвориться простой декларацией заказчик уже не вправе.
  6. При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
  7. Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
  8. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
  9. В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
  10. Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
  11. Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ

Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:

1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.

3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.

Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ
и
Федеральный закон от 31.07.2020 №249-ФЗ
Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020
Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков Приказ Минфина №344н от 31.12.2020

С июля 2021-го, планируя покупку недвижимости, услуг по разработке проектной документации, инженерным изысканиям или работ по строительству, реконструкции или сносу объектов, заказчики обязаны в плане-графике указывать специальный код в графе КБК. Эти изменения вводятся Постановлением Правительства РФ №1799 от 07.11.2020.

Это новшество не коснется текста самого 44-ФЗ, с последними изменениями на 2021 год, он в июле этого года останется неизменным.

☎ Связаться с нами!

С 1 июля 2021 г. исключается одно из требований к участнику закупки

Начиная с этой даты у участников электронных аукционов, электронных запросов предложений, открытых конкурсов и бумажных запросов котировок нельзя требовать предоставить в составе заявки ИНН учредителей.

(Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ)

Одновременно напомним, что с 5 июля 2021 года появится возможность обжаловать электронную закупочную процедуру через ЕИС

Начиная с этой даты, направить жалобу в ФАС и ее территориальные органы можно будет как на заказчика или его комиссию, так и на оператора электронной площадки.

Удачных Вам закупок !

Основные изменения в правилах участия в закупках 2021 – 2022 годах

  • Все регионы России
  • Дистанционная форма обучения
  • Доступ 24/7
  • Удостоверение или Диплом установленного образца
  • Доставка по Почте России бесплатно
  • Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО

В обновленной редакции 44-ФЗ успешно решены следующие задачи:

  • — обеспечено однообразие в толковании и применении положений закона;
  • — исключено дублирование и избыточное регулирование;
  • — выбрана оптимальная структура документа;
  • — установлены единые требования к процедурам определения поставщика, что будет способствовать их дальнейшей автоматизации.

В статьи закона 44-ФЗ включены положения, регулирующие функционирование контрактной системы, но содержащиеся ранее в других нормативных документах. Это дает возможность сократить существенное количество подзаконных актов.

В ч.2 ст.1 44-ФЗ добавлен п.12, содержащий положение о том, что закон не применяется к отношениям, связанным с оплатой судебных издержек, предусмотренных кодексами:

  • — Арбитражным процессуальным;
  • — Гражданским процессуальным;
  • — Административного судопроизводства;
  • — Уголовно-процессуальным.

Изменена формулировка ч.5 ст.4 44-ФЗ, теперь она содержит положение о том, что согласие субъекта на обработку его персональных данных, содержащихся в документах и информации, представляемых в целях, определенных законом о контрактной системе, не требуется.

Определен обязательный 6-летний срок хранения для документов и информации, формируемых заказчиком (за исключением размещенных в ЕИС и на ЭТП), а также полученных им при определении НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком (ч.15 ст.4).

Из названия ст.5 закона 44-ФЗ исключено слово «электронного». Уточнены правила подписания документов гражданами иностранных государств. Они могут использовать ЭЦП, изготовленные в соответствии с нормами, установленными в их государстве, или с международными стандартами, признанными в РФ. Правительство РФ утвердит единые формы документов, размещаемых в ЕИС, и порядок их публикации. Информация, размещенная в ЕИС, должна храниться не менее 6 лет органами исполнительной власти, определенными в соответствии с ч.6 ст.4 44-ФЗ.

В действующей редакции ст.20 44-ФЗ утверждается, что общественное обсуждение проводится в случаях, определенных Правительством РФ. После принятия поправок нужно будет проводить обсуждение всех закупок с НМЦК от 2 млрд. руб. и выше за исключением осуществляемых:

  • — с применением закрытых способов;
  • — в рамках гособоронзаказа для обеспечения федеральных нужд.

Участвовать в обсуждении имеют право любые юридические или физические лица. Они могут размещать в ЕИС (после регистрации) предложения и замечания, на которые заказчик должен предоставить мотивированные ответы в течение 2 рабочих дней.

В ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрены следующие конкурентные способы проведения закупок:

  • — конкурсы, в том числе открытые электронные, закрытые и закрытые электронные;
  • — аукционы, в том числе открытые электронные, закрытые и закрытые электронные;
  • — электронный запрос котировок.

Из прежнего перечня исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.

В новой редакции ст.31 закона 44-ФЗ указано, что участник закупок не только не должен быть офшорной компанией (это требование существует в настоящее время), но и не может иметь такие компании в составе учредителей или членов корпоративного юрлица. Из числа участников исключаются акционерные общества, в которых офшорным компаниям принадлежат более 10% голосующих акций.

С вступлением в силу поправок к закону 44-ФЗ при размере НМЦК, превышающем 20 млн. руб., заказчик должен будет устанавливать дополнительное требование к участникам закупки. Подать заявку сможет хозяйствующий субъект, уже имеющий опыт исполнения госконтракта или договора, заключенного в рамках 223-ФЗ, на сумму не менее 20% от НМЦК. Если по исполненному контракту или договору предъявлялись пени, штрафы или неустойки, они должны быть оплачены.

Были утверждены мероприятия электронного формата. В частности, нужно перенести все закупки на площадки в интернете. Требование вступает в юридическую силу 1 июля 18-го года. С 19-го года закупщики должны закупать товар только через интернет.

То есть теперь все запросы котировок должны быть электронными. Проведение мероприятий в традиционной форме возможно лишь при некоторых обстоятельствах:

  • Покупки в других государствах.
  • Запросы котировок для скорой помощи.
  • Отбор лиц для проведения гуманитарной помощи.
  • Мероприятия закрытого типа.

Закупки переносятся на площадки, которые выбирает Правительство. Пока площадки Правительством не выбраны, мероприятия осуществляются на рабочих площадках.

Теперь нельзя направлять заявки через ЕИС. Теперь нужно учитывать базовое требование по закупке в электронном формате – применение усиленной электронной подписи. Она должна быть квалифицированной. Подпись нужно получать в центрах, получивших аккредитацию от Минкомсвязи. До завершения 18-го года подпись предоставляется Казначейством.

Операторы площадок имеют право просить оплаты за проведение аукциона. Это право появилось только в 2018 году. Порядок и объем платы устанавливается Правительством.

В ФЗ №44 больше нет положения о том, что заказчик должен назначать открытый конкурс в любых обстоятельствах помимо исключений. То есть теперь не обязательно назначать мероприятие открытого формата.

Рассмотрим изменения, касающиеся конкурсной заявки:

  • Все участники обязаны прописывать адрес. До 2018 года такая обязанность была только у ЮЛ.
  • Участник мероприятия должен направить все бумаги, подразумевающиеся актами по нацрежиму.
  • Если лицо не направило бумаги, заявка будет считаться предложением с зарубежной продукцией.
  • Место происхождения продукции прописывается только тогда, когда в извещении есть ограничения по допуску зарубежной продукции.
  • Каждый том сопровождается описью.

Новые особенности рассмотрения бумаг:

  • Заявка отклоняется, если нет обеспечения.
  • Бумага отклоняется, если этот отказ предполагается в рамках нацрежима.

Рассмотрим пример. К заявке не были приложены бумаги, подтверждающие преимущества для субъектов УИС. В этом случае заявку отклонять запрещено.

Изменения затронули и протоколы. В частности, устранено требование: к протоколу больше не нужно прилагать предложение о размере закупок, стоимости единицы, названии места происхождения продукции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *