План счетов государственного учреждения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов государственного учреждения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Новое в учетной политике на 2022 год

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).

Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.

Формировать проект плана ФХД следует одновременно с проектом бюджета на плановый период. В основе составления проекта лежит кассовый метод. Нужно указать кассовый объём доходов и расходов, включая доходы от коммерческой деятельности и субсидии.

Если у компании есть обособленные подразделения, проект следует составить для головного учреждения и одновременно отдельные планы для обособленных.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 г. № 212н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г.

Регистрационный N 19669

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями (далее — бюджетные учреждения), приказываю:

1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации А. Кудрин

Приложение N 2

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

Вид КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Наименование

Код

Наименование

Изменения в бюджетном учете в 2022 году: смотрите бесплатную онлайн‑конференцию

1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
• «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

• «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

• Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
• Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

• Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

• Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

• Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

• «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.

ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2021. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бухучета в самой значительной части экономических субъектов. Вот актуальная таблица плана счетов бухгалтерского учета на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО.

Счет бухгалтерского учета

Тип (пассивный/активный)

Наименование

Раздел I

01

А

Основные средства

02

П

Амортизация основных средств

03

А

Доходные вложения в материальные ценности

04

П

Нематериальные активы

05

П

Амортизация нематериальных активов

07

А

Оборудование к установке

08

А

Вложения во внеоборотные активы

09

А

Отложенные налоговые активы

Раздел II

10

А

Материалы

11

А

Животные на выращивании и откорме

14

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

15

А

Заготовление и приобретение материальных ценностей

16

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

19

А

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III

20

А

20 счет бухгалтерского учета — это основное производство

21

А

Полуфабрикаты собственного производства

23

А

Вспомогательные производства

25

А

Общепроизводственные расходы

26

А

Общехозяйственные расходы

28

А

Брак в производстве

29

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40

А-П Выпуск продукции (работ, услуг)

41

А

Товары

42

П

Торговая наценка

43

А

Готовая продукция

44

А

Расходы на продажу

45

А

Товары отгруженные

46

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V

50

А

Касса

51

А

Расчетные счета

52

А

Валютные счета

55

А

Специальные счета в банках

57

А

Переводы в пути

58

А

Финансовые вложения

59

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI

60

А-П

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

А-П

Расчеты с покупателями и заказчиками

63

П

Резервы по сомнительным долгам

66

П

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

П

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68

А-П

Расчеты по налогам и сборам

План счетов и инструкция к нему регламентированы Приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н. Его должны использовать хозяйствующие субъекты всех организационно-правовых форм, которые применяют метод двойной записи.

Исключением являются банки и бюджетные учреждения. Предпринимателям также можно не использовать план счетов.

Внимание! Можно отказаться от двойной записи по счетам. Это могут сделать микропредприятия и некоммерческие организации, поскольку им предоставлено право вести упрощенный бухучет и формировать упрощенную отчетность. (п. 6.1 ПБУ 1/2008).

С 1 января 2022 года скорректируются планы счетов бухучета для банков и НФО

ГУП и МУП используют в бухучете план счетов, регламентированный Приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он отличается от стандартного плана счетов для коммерческих субъектов.

В плане счетов для бюджетной сферы счета имеют другую структуру, и использовать их нужно иным образом.

Структура плана счетов

План счетов — это схема, согласно которой производится группировка и регистрация фактов деятельности субъекта.

В нем имеются счета первого порядка — они называются синтетическими. Каждый такой счет имеет свой номер и название. Все счета первого порядка делятся на 3 типа:

  1. активные — увеличиваются по дебету, уменьшаются по кредиту, сальдо только по дебету;
  2. пассивные — увеличиваются по кредиту, уменьшаются по дебету, сальдо только по кредиту;
  3. активно-пассивные — увеличиваются и уменьшаются как по дебету, так и по кредиту, сальдо может быть как по дебету, так и по кредиту.

Кроме счетов первого порядка используются счета второго порядка — они называются субсчетами. Они открываются к конкретному счету первого порядка, и их может быть открыто несколько к одному синтетическому счету.

Из общего плана счетов компания выбирает только те счета и субсчета, с помощью которых она будет отражать факты хозяйственной деятельности. При этом организация вправе открывать дополнительные субсчета, если ей это необходимо для работы. Также субсчета можно переименовать, объединить или исключить.

Когда компания определилась со счетами и субсчетами, она составляет рабочий план счетов. Он закрепляется в учетной политике организации. Если планируется использовать иные счета, в рабочий план счетов можно вносить корректировки, требующие утверждения.

Организация вправе ввести дополнительный синтетический счет, если в плане счетов нет подходящего, но только с разрешения Минфина. Для этого нельзя использовать номера, которые уже используются в основном плане счетов.

Верное использование плана счетов, применяемого компаниями в 2021 году, позволяет не только отразить все операции и факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском и налоговом учете, но также и сформировать достоверную отчетность в контролирующие органы.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Раздел I. Внеоборотные активы

Активный

Основные средства (ОС)

01

По видам ОС

Пассивный

Амортизация ОС

02

Активный

Доходные вложения в материальные ценности

03

По видам материальных ценностей

Активный

Нематериальные активы (НМА)

04

По видам НМА, по расходам на НИОКР и на технологические работы

Пассивный

Амортизация НМА

05

Активный

Оборудование к установке

07

Активный

Вложения во внеоборотные активы

08

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов ОС

4. Приобретение объектов ОС

5. Приобретение НМА

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение НИОКР и технологических работ

Раздел II. Производственные запасы

Активный

Материалы

10

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запчасти

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Стройматериалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и спецодежда на складе

11. Специальная оснастка и спецодежда в эксплуатации

Активный

Животные на выращивании и откорме

11

Активно-пассивный

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

Активный

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

Активно-пассивный

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

Активный

НДС по приобретенным ценностям

19

1. НДС при приобретении ОС

2. НДС по приобретенным НМА

3. НДС по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Активный

Основное производство

20

Активный

Полуфабрикаты собственного производства

21

Активный

Вспомогательные производства

23

Активный

Общепроизводственные расходы

25

Активный

Общехозяйственные расходы

26

Активный

Брак в производстве

28

Активный

Обслуживающие производства и хозяйства

Перейти

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *