2022 г положен ли дополнительный отпуск лицам которые ранее проживали в чернобольской зоне с льготным статусом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2022 г положен ли дополнительный отпуск лицам которые ранее проживали в чернобольской зоне с льготным статусом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для большего понимания приведем пример расчета:

Кузьменко Анна Игоревна является пострадавшей в Чернобыле, что подтверждено соответствующем удостоверением. На своём предприятии гражданка трудится с 1 августа 2016 года. Заработная плата в месяц составляет 30 000 рублей.

Кузьменко А.И. имеет право использовать добавочный отпуск, продолжительность в 2 недели. Она выбрала период использования отдыха: с 01.10.17 г. по 14.10.17 г.

Расчет отпускных производится так:

  • Зарплата за 10 месяцев Кузьменко А. И. составляет 300 000 рублей.
  • Среднее количество дней в месяце равно 29,4.
  • За 10 месяцев среднее количество дней составляет 294 (10*29,4).
  • Средняя оплата труда в день равна 300 000: 294. Итого: 1020,4.
  • Для того чтобы рассчитать точную сумму отпускных, среднюю оплату труда в день умножаем на 14. Итого: 14*1020,4 = 14 285, 6.

Основной отпуск, составляющий 28 дней, может быть разделён на части (14 и 14 дней). Добавочный на части не разделяется.

Продление отпуска на время больничного

Если гражданин во время отпуска заболел, он имеет право на его продление при предоставлении больничного листа.

Добавочный отпуск не продлевается на праздничные дни.

Компенсация при увольнении

При увольнении неиспользованные дни отдыха не компенсируются денежной выплатой.

Дополнительный отпуск при совместительстве

Работая по совместительству, гражданин имеет право использовать свой добавочный отдых.

  • «Горячие линии»
  • Приемная Губернатора Курской области
  • Противодействие коррупции
  • Электронные услуги
  • Общественные советы
  • Реализация национальных проектов в Курской области
  • Инвестиционный потенциал
  • Обеспечение доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков
  • Персональные данные.Дети
  • Информация для застройщиков
  • Карта газификации Курской области
  • О внесении изменения в пункт 2 части 2 статьи 91 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области»
  • На какую помощь могут рассчитывать реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от политических репрессий
  • О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.05.2020 № 492-па «О сроках предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Курской области, в период эпидемии коронавируса»
  • Обращение врио губернатора Курской области Р.В. Старовойта к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
  • 26 апреля отмечалась 32-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
  • Обращение губернатора к жителям Курской области
  • Обращение губернатора А.Н. Михайлова к годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  • Сведения о районе
  • Карта закрепления территорий
  • График приёма
  • Встречи с населением
  • Выездной приём граждан
  • Руководство района
  • Новости
  • События/объявления
  • График проведения публичных слушаний

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

В конце 2015 года принят Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее – Закон № 388-ФЗ), отдельные положения которого действуют с 01.07.2016. Новшества касаются мер социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К подобным мерам относятся различного рода компенсации и пособия. Часть из них предоставляют органы соцзащиты, а часть – работодатели (в отношении работающих граждан). Проведем обзор наиболее важных поправок, касающихся работодателей.

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):

  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;

Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

Условно все категории граждан, которые были подвержены воздействию радиоактивного излучения, делят на 4 категории.

Лицам, входящим в 1, 2 категорию, дополнительный отпуск обязаны оплатить из расчета среднего заработка. Предоставляется такой отдых по желанию сотрудника – когда ему удобно.

Двум другим категориям чернобыльцев дополнительное время для отдыха должны представить по письменному заявлению, но за свой счет.

Право на получение отпуска для чернобыльцев в России не зависит от общего страхового стажа и непрерывной работы у данного работодателя. Причем, если во время такого оплачиваемого дополнительного отдыха работник заболеет, отпуск должны продлить или перенести на другой период.

При прекращении трудовых отношений по собственному желанию, сотрудник может подать письменное обращение с просьбой предоставить ему чернобыльский отпуск с последующим увольнением. Этот срок будет зачтен в двухнедельный период обязательной отработки, после уведомления руководителя о принятом решении прекратить работу.

Компенсация за неиспользованные дни оплачиваемого чернобыльского дополнительного отдыха, гарантированного законом лицам, пострадавшим при ликвидации аварии или ее последствий, выплачивается при увольнении вместе с расчетными в последний день выполнения трудовых обязанностей.

Поскольку отпуск дается для восстановления здоровья, так же как и дополнительные дни отдыха, положенные за вредные условия труда, не могут быть замены во время продолжения трудовых отношений эквивалентной денежной компенсацией.

Отпуск должен быть оформлен документально письменным распоряжением работодателя с указанием его начала и окончания. С приказом, под роспись, обязаны ознакомить работника, имеющего право на данную льготу.

Основанием предоставления дополнительного отдыха чернобыльцу служит письменное от него заявление.

Примечание. При составлении графика очередности предоставления очередного ежегодного отпуска, категории лиц, пострадавших от последствий ЧАЭС, которых относят к 1, 2 категории, могут приурочить дополнительные дни отдыха к основному отпуску.

Если работнику положены оплачиваемые дни чернобыльского отпуска, выплаты производят, как того требует закон – за 3 дня до начала отдыха.

Отпускные чернобылец получает через кассу предприятия, или деньги перечисляют на его расчетный счет кредитной организации. Но, оплата льгот чернобыльцев происходит из федерального бюджета.

Для возмещения затрат оплаты отпускных лицам, имеющим право на дополнительный оплачиваемый отдых, в органы социальной защиты населения по месту регистрации юридического лица, работодатель направляет:

  • бухгалтерскую справку с расчетом суммы выплаченных отпускных;
  • заверенную должным образом копию приказа о предоставлении дополнительных дней чернобыльского отпуска, с уточнением его продолжительности и ссылкой на нормы закона;
  • копии документов, подтверждающих право человека на льготный отпуск;
  • реквизиты для перечисления денежных средств на счет организации.

Если говорить о том, кто оплачивает чернобыльский отпуск работающим, в конечном итоге делаем вывод – государство берет эти расходы на себя.

Специальных бланков для заполнения письменного обращения с просьбой предоставления дополнительного отпуска льготникам не существует. Документ составляют произвольно, можно написать разборчивым почерком от руки или распечатать средствами современной оргтехники, обязательно удостоверив подписью заявителя.

Обычно образцы подобного рода обращений имеются в кадровой службе.

Кому положен чернобыльский отпуск?

Один из главных вопросов о дополнительном отпуске чернобыльцам — кому положен? Полагается для лиц из первой и второй категорий. При этом он относится к мерам социальной поддержки жертв чернобыльской катастрофы, так указано в ст. 14 ФЗ № 1244-1. Согласно п. 5 ст. 14, дополнительный отдых составляет 14 дней.

Закон указывает на обязанность предоставить ежегодный оплачиваемый отдых в удобное время. Прямых указаний на дополнительный срок предоставления нет. Но так как речь идет об особой категории людей, имеет смысл идти навстречу и предоставлять его в указанное самим работником время.

Правом воспользоваться льготами согласно чернобыльскому законодательству имеют следующие категории граждан:

  1. К числу людей, получивших лучевую болезнь в результате аварии на ЧАЭС, относятся:
      ликвидаторы, которые устраняли последствия взрыва на станции;
  2. обычные люди.
  3. Люди, ставшие инвалидами в результате облучения при ликвидации аварии:
      военнообязанные;
  4. военнослужащие;
  5. сотрудники ОВД;
  6. пожарники;
  7. гражданские лица;
  8. доноры костного мозга для облучившихся больных.
  9. Добровольно выехавшие граждане из зоны отселения;
  10. Лица, занимавшиеся вывозом людей и материальных ценностей из зоны аварии:
      военнослужащие;
  11. медики.
  12. Люди, проживавшие в зоне отселения;
  13. Дети эвакуированных граждан, которые на момент аварии были еще эмбрионами.

Согласно законодательству, все указанные граждане подразделяются на категории, о которых речь пойдет дальше.

Принято различать следующие категории людей, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:

1 категория. В нее входят:

  • больные лучевой болезнью;
  • инвалиды из числа ликвидаторов аварии;
  • пострадавшие от взрыва, которым зафиксировано причинную связь увечий от аварии на ЧАЭС.

2 категория включает в себя ликвидаторов, работавших в зоне отчуждение в следующие периоды:

  • с 26 апреля по 1 июля 1986 года независимо от срока работы;
  • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом стаж работы должен составлять не менее 5 календарных дней;
  • работавшие в зоне отчуждения на протяжении 1987 года, при этом стаж работы в этих условиях должен составлять не менее 14 календарных дней;
  • лица, проживавшие на территории заражения с момента аварии.

3 категория состоит из работавших в зоне отчуждения в следующие периоды:

  • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом период должен составлять 1–5 календарные дни;
  • на протяжении 1987 года стаж должен составлять от 1 до 14 дней;
  • в период с 1988 по 1990 год стаж работы в зоне отчуждения должен составлять не менее 30 календарных дней;
  • люди, проработавшие не менее 14 календарных дней в 1986 году на пунктах дезактивации и санитарной обработки.

В зависимости от того, какая категория присвоена пострадавшему в результате взрыва на ЧАЭС, соответственно, назначается дополнительный отдых разной длительности.

Особенности предоставления льготного отпуска для чернобыльцев 1 и 2 категорий заключаются в следующих важных моментах:

  • во время отдыха сохраняется заработная плата;
  • продолжительность может составлять от 7 до 14 дней;
  • льготой можно воспользоваться в удобное время.

Дополнительный отдых для ликвидаторов ЧАЭС 3 и 4 категорий имеет следующие особенности:

  • длительность может составить до 14 календарных дней;
  • заработная плата не сохраняется, иначе говоря, это положенный отпуск за свой счет.

Однако работник, которому положен данный вид отпуска, должен знать следующие особенности его предоставления:

  • неиспользованный отпуск не переносится на следующий год;
  • не разрешается разделять отдых в период временной нетрудоспособности;
  • в случае работы по совместительству существует возможность получить положенный отпуск;
  • если сотрудник сменил в календарном году место работы, то будет невозможно оформить суммарное количество дней отдыха;
  • отпуск не продлевается на количество припавших праздничных дней;
  • получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск можно только в случае увольнения.

Руководители компаний, нанимающие на работу чернобыльцев, обязаны предоставлять им льготы и преференции, назначаемые на государственном уровне. Поэтому они не могут отказать в оформлении дополнительного отпуска, если гражданин желает по разным причинам отдохнуть.

Если директор фирмы без уважительных оснований отказывает в предоставлении или оплате данного периода, то ему грозит административная ответственность. Она заключается в следующих видах наказания:

  • штраф в размере от 50 тыс. руб. для всего предприятия;
  • для должностных лиц санкция составляет 5000;
  • при вторичном отказе размер увеличивается до 70 тыс. руб. для фирмы.

Поэтому работодатели должны ответственно подходить к предоставлению льгот работникам, причисляющимся к уязвимым категориям населения. Они обязаны не только оформлять отпуск по желанию специалиста, но и своевременно оплачивать его из своих средств, запрашивая компенсацию из ФСС.

Люди, обладающие официальным статусом чернобыльцев, имеют право оформлять по месту трудоустройства дополнительный отпуск. Его длительность зависит от назначенной категории. Работодатель не имеет права отказывать в предоставлении данного периода, а иначе ему придется уплачивать крупные штрафы.

Правила поведения пользователей на сайте

Чтобы правильно оформить дополнительный отдых для лиц, пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС, необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Оформление заявления на отпуск имеет следующие особенности:
      составляется в письменной форме;
  2. оформляется на имя руководителя организации;
  3. указывается основание получения данного вида отдыха.
  4. Предоставление подтверждающих документов. К поданному заявлению на отдых в обязательном порядке должны быть приложены заверенные копии следующих документов:
      паспорт, в котором имеется официальная запись, подтверждающая регистрацию в зоне отчуждения на момент аварии на ЧАЭС;
  5. удостоверение, которое подтверждает, что человек действительно является пострадавшим или ликвидатором аварии, и имеет право на получение социальной помощи;
  6. медицинские справки, подтверждающие наличие инвалидности или заболевания, причиненного радиационным облучением.
  7. Оформление приказа. На основании поданного работником заявления, руководителем организации создается приказ по установленной форме Т-6.

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.

Дополнительный отпуск чернобыльцам

Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.

Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.

При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.

Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.

  • компенсация до прежней зарплаты, если гражданин по состоянию здоровья был переведен. Такие компенсации платятся либо до назначения инвалидности, либо до возвращения трудоспособности;
  • компенсация по нетрудоспособности. Суммы составляют 100% от средней зарплаты гражданина;
  • денежное возмещение ежемесячно чернобыльцам с детьми до 14 лет. Сумма составляет 300 рублей;
  • компенсации ежемесячного характера инвалидам за нанесенный ущерб здоровью.

Многих волнует вопрос: какие льготы распространяются на пенсионеров-чернобыльцев? Данной категории граждан позволяется досрочно выходить на пенсию. Минимальным страховым стажем является 5-летний период. Инвалидам позволено выходить на пенсию на 10 лет раньше установленного срока. Другим льготникам, не имеющим инвалидности, позволено выходить на пенсию на 5 лет раньше установленного срока.

[3]

  1. постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений;
  2. предоставление вне очереди мест:
    • в дошкольных образовательных учреждениях;
    • в домах для престарелых;
  3. выделение оздоровительных путевок и другое.

Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

[2]

Правила предоставления дополнительного отпуска чернобыльцам в 2020 году

  1. вдовам чернобыльцев. Помимо всего прочего, им компенсируют 50% расходов на оплату ЖКХ -услуг и горючего;
  2. нетрудоспособным родственникам, бывшим иждивенцам умершего ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС :
    • единоразовые платежи в связи с потерей кормильца;
    • ежемесячные пособия,
    • ежегодная компенсация детям,
    • на погребение,
  3. детям дошкольного и школьного возраста на питание,
  4. детям школьного/дошкольного возраста на питание в спецучреждениях лечебного, санаторного типа,
  5. единоразовые платежи ввиду переезда,
  6. на оздоровление.

В 2020 году чернобыльцам ТК РФ предоставляет льготы на отпуск. Во-первых, человек, являющийся потерпевшим по итогам аварии на ЧАЭС и обладающий официальным статусом, располагает правом самостоятельно определять дату своего очередного планового отпуска, оплачиваемого работодателем. Во-вторых, гарантируется возможность получить еще и дополнительный отпуск, общая длительность которого – 14 дней за 12 месяцев. Если человек родился в интервале после 26 апреля 1986 года и до 1 апреля 1987 года, то он может также претендовать на дополнительные 7 или 14 дней отпуска.

Если гражданин не относится к ликвидаторам, но жил и работал в зоне, имеющей радиационное загрязнение, то каждый год трудового стажа ему засчитывается в двойном размере (в том числе и прожитый год для безработных). Всего можно таким образом «приплюсовать» к трудовому стажу 3 года.

Государственное пособие по старости назначается лицам, пострадавшим в результате катастроф и аварий техногенного и радиационного характера. При этом пострадавшие от событий на ЧАЭС могут получить данную выплату лишь при условии, что продолжительность их трудового стажа составляет не менее пяти лет.

  1. Ликвидаторы, получившие инвалидность и потерявшие трудоспособность.
  2. Граждане, присутствовавшие на пораженной территории после аварии определенное количество дней: с момента ЧС до 1.07 1986 — без установления периода, с 1.07 до 31.12.1986 — не менее пяти дней. Для находившихся в зоне облучения — не менее 14 дней, в том числе и гражданские.
  3. Ликвидаторы последствий, жители территорий добровольного переселения, граждане, находившиеся в зоне более 1 месяца с 1988 по 1990 годы.
  4. Постоянно проживающие в зоне радиологического контроля, более 4 лет.

Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом

Организация не оплачивает дополнительные отпуска чернобыльцев. Расходы на доп отдых покрываются из федерального бюджета. Это прямая обязанность государства. Выплаты производятся через собесы по месту жительства сотрудника (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 136).

Чтобы работник смог воспользоваться своим правом на оплачиваемый отпуск, ему нужно выдать справку о его среднем заработке. Ориентируясь на указанную там информацию орган соцзащиты населения оплатит чернобыльцу отпуск.

Отметим, что право на льготы подтверждаются специальным удостоверением. Если оно не соответствует установленному образцу или есть еще какие-то другие проблемы с документом, надо обратить на это внимание работника, чтобы в дальнейшем избежать споров с органами контроля.

В отличие от основного ежегодного отпуска, доп отпуск чернобыльцам оплачивает государство. На работодателе лежит обязанность сначала проверить наличие права на льготу, а затем оформить дни отдыха: принять от работника заявление, издать приказ, выдать справку о средней заработной плате для получения отпускных в органах соцзащиты, в период отдыха вести табель учета рабочего времени. Тем органом, кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам, является орган социальной защиты населения по месту жительства работника.

Организация не оплачивает дополнительные отпуска чернобыльцев. Расходы на доп отдых покрываются из федерального бюджета. Это прямая обязанность государства. Выплаты производятся через собесы по месту жительства сотрудника (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 136).

Работники, которые оказались подвержены воздействию радиации в ходе аварии на Чернобыльской АЭС (чернобыльцы) имеют право на дополнительные отпуска. К данной категории относятся лица, которые постоянно проживают или работают:

Сотрудник живет на постоянной основе в чернобыльской зоне, а работает за ее пределами. Полагается ли ему отпуск за проживание в чернобыльской зоне? Или право на дополнительный отдых имеют только сотрудники, работающие в данной местности? Какова продолжительность отпуска чернобыльцев? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Работодатель отказывает прописывать в трудовом договоре право на дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 21 дней.
п. 2 части второй ст. 20 Закона 1244-1:
Гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, предоставляется:
2) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере доплаты, установленной пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы):
с 26 апреля 1986 года — 21 календарный день;
со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней;

Какие еще льготы мне положены?
— внеконкурсное поступление в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем. Стипендия указанным лицам устанавливается в повышенных на 50 процентов размерах;
— выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения;
— дородовой отпуск женщинам продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения. Беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере 50 рублей одновременно с пособием по беременности и родам;
— ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет. При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 процентов заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
— ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет:
детям первого года жизни — 230 рублей;
детям второго и третьего года жизни — 200 рублей;
— ежемесячная компенсация в размере 180 рублей на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с трехлетнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям;
— ежемесячная компенсация в размере 70 рублей на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса;
— выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа.
— ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания:
с 26 апреля 1986 года — в размере 60 рублей;
со 2 декабря 1995 года — в размере 40 рублей.
Детям, находившимся на территории зоны в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года, устанавливается ежемесячная денежная компенсация в размере 60 рублей;
— ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в зоне без учета дополнительного отпуска, предоставляемого за работу с вредными условиями труда, с выплатой единовременной компенсации на оздоровление в размере доплаты, установленной пунктом 3 настоящей части, в зависимости от времени проживания (работы):
с 26 апреля 1986 года — 21 календарный день;
со 2 декабря 1995 года — 7 календарных дней;
— ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы:
с 26 апреля 1986 года — в размере 400 рублей;
со 2 декабря 1995 года — в размере 200 рублей;
— ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания:
с 26 апреля 1986 года — в размере 555 рублей 96 копеек;
со 2 декабря 1995 года — в размере 185 рублей 32 копеек.
Выплата в повышенном на 100 процентов размере стипендий аспирантам, учащимся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории зоны. Выплата дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным в размере 200 рублей.

— работникам представительств Российской Федерации за границей — не менее трех календарных дней. Условием предоставления такого отпуска является работа в определенных странах (Постановление Правительства РФ от 21.04.2010 N 258). Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска этих работников зависит от страны, в которой они работают (приложение к Приказу МИД России от 08.08.2011 N 14299);

​​Льготы чернобыльцам в 2021 году

На законодательном уровне его регулирование осуществляется при помощи отдельного нормативно-правового акта, а именно Закона РФ N1244-1 «О социальной защите людей, которые пострадали от радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС».

• получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с чернобыльской катастрофо й п. 1 ч. 1 ст. 13, п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.91 № 1244-1 (далее — Закон № 1244-1); приложение № 1 к Приказу МЧС № 728, Минздравсоцразвития № 832, Минфина № 166н от 08.12.2006 (далее — Приказ от 08.12.2006) ;

  • неиспользованный отпуск не переносится на следующий год;
  • не разрешается разделять отдых в период временной нетрудоспособности;
  • в случае работы по совместительству существует возможность получить положенный отпуск;
  • если сотрудник сменил в календарном году место работы, то будет невозможно оформить суммарное количество дней отдыха;
  • отпуск не продлевается на количество припавших праздничных дней;
  • получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск можно только в случае увольнения.

Болеть во время отпуска особенно обидно. Но законодательство предусматривает продление ежегодного оплачиваемого отпуска на дни болезни. Поэтому идти к врачу за больничным листом, находясь в отпуске, имеет смысл.

  1. Если в течение года сотрудник еще не уходил в основной отпуск, то просить о предоставлении дополнительного «чернобыльского» он не вправе (см., например, решение Химкинского городского суда МО от 06.02.2017 по делу 2-8392/2016).
  2. Дополнительный период отдыха разрешается продлить или перенести, если во время него работник болел.
  3. Замена неиспользованного отдыха денежной компенсацией для ликвидаторов аварии не предусмотрена, поскольку это мера социальной поддержки (см. письмо Минтруда от 26.03.2014 № 13-7/В-234).
  4. Льгота всегда предоставляется за календарный год. Если в течение года работник не обратился за ней, то на следующий год воспользоваться оставшимися днями уже не получится.

В отличие от основного ежегодного отпуска, доп отпуск чернобыльцам оплачивает государство. На работодателе лежит обязанность сначала проверить наличие права на льготу, а затем оформить дни отдыха: принять от работника заявление, издать приказ, выдать справку о средней заработной плате для получения отпускных в органах соцзащиты, в период отдыха вести табель учета рабочего времени. Тем органом, кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам, является орган социальной защиты населения по месту жительства работника.

Оплата отпускных для пострадавших в Чернобыле производится из средств бюджета РФ. Об этом сказано в ст. 5 ФЗ № 1244 — 1 «О социальной защите граждан».

Скачать для просмотра и печати:

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 30.10.2017) О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *