Аванс по 44- ФЗ в 2022 году: размер выплат в таблице

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аванс по 44- ФЗ в 2022 году: размер выплат в таблице». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.

Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.

В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК. При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту. Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).

Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).

Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.

Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте. Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам. Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.

Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.

Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.

Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.

Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:

Пример формулировки по частичной предоплате:

Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года. Постановлением Правительства РФ № 1289 от 26 августа 2020 года в пункты 18, 26.4 и 26.8 были внесены поправки, в соответствии с которыми для некоторых групп был увеличен размер предоплаты, а также прописаны условия её предоставления. Изменения начали действовать с начала 2021 года.

Так для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту некоторых объектов авансирование увеличили до 90%, но с условием, что предоплата сопровождается Казначейством.

Новые размеры предоплаты по 44-ФЗ в 2021 году:

Федеральные заказчики
Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. До 100%
В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. До 90%
НИОКР для импортозамещения технической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. До 80%
До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. Обязательный аванс не менее 80%
До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт. До 50%
Региональные и муниципальные заказчики
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. Обязательный аванс не менее 50%

С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.

По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).

Кроме того, нововведения позволили изменять существенное условие об авансировании работ. В своём письме от 19.05.2020 г. № 09-04-05/41434 Минфин разъяснил, в каких случаях это разрешено.

Для изменения условий авансирования необходимо, чтобы одновременно соблюдались следующие условия:

  • новая сумма аванса не должна превышать максимальный предел, который установлен законодательством для данного вида работ;
  • условие об авансировании прописано в тексте контракта;
  • изменения условий авансирования происходит по инициативе исполнителя, корректировки согласованы с заказчиком.

Авансирование контрактов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В Федеральном законе № 223-ФЗ отсутствуют нормы, непосредственно касающиеся авансирования. В связи с этим в качестве нормативной базы заказчикам следует использоваться положения Гражданского кодекса РФ.

Как правило, порядок авансирования излагается заказчиком в Положении о закупках, а также в проекте договора с поставщиком. При проведении торгов по 223-ФЗ заказчиков нередко оценивают исходя из размера предоплаты.

Как и в случае с закупками по 44-ФЗ, размер аванса непосредственно влияет на ОИК. Если поставщик получает авансовый платёж от заказчика, обеспечение исполнения контракта соответствует предоплате и не может быть меньше, чем аванс.

Ограничения по размеру предоплаты законодательством не предусмотрены, однако минимальная сумма аванса должна составлять не менее 30 % от НМЦК (ч. 17 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352).

Выплачивая аванс, заказчик рискует тем, что при нарушении условий контракта может потерять свои деньги. Чтобы обеспечить исполнение контрактных обязательств или вернуть предоплату в случае их неисполнения, заказчик может потребовать от исполнителей банковские гарантии возврата аванса.

В этой ситуации исполнитель (поставщик) должен оформить гарантию в банке. При этом он должен выбрать банк из тех, что были предложены заказчиком в закупочной документации. Если в контракте отсутствуют указания на конкретный банк, он может выбрать любое учреждение, отвечающее требованиям организаторов тендера.

В случае нарушения контрактных условий банк вернёт заказчику полную или частичную сумму аванса из своих средств. Исполнитель, в свою очередь, должен будет вернуть эту сумму банку.

Согласно ч. 4 ст. 368 ГК РФ, в гарантии должны быть указаны:

  • наименования сторон соглашения и поручителя;
  • условие предварительной выплаты;
  • продолжительность действия;
  • сумма аванса;
  • обязательства исполнителя, за которые поручается банк;
  • дата оформления;
  • условия, при которых аванс может быть возвращён.

Напомним, что для документов потребуется квалифицированная электронная подпись. КЭП необходима практически на всех этапах торгов: от регистрации и размещения заявок до оформления закупочной документации и заключения контракта.

Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Преимущества Недостатки
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,

закупить расходные материалы,

привлечь к исполнению желаемого субподрядчика

Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства

Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:

  1. Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
  2. Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч.4.2 ст.7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г., Решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015 г.
  3. Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п.1 ч.13 ст.34 44-ФЗ.

Образцы формулировок в помощь заказчикам:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.

Несомненно, для исполнителя такой контракт будет чрезвычайно выгодным, потому что появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции. Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, а это очень удобно и экономит его бюджет, который можно направить на решение других задач.

С 1 января 2022 года сократятся сроки оплаты исполненного по контрактам

До конца 2020 года имеют силу следующие постановления правительства:

  • от 30.04.2020 № 630, дающее заказчикам право прописывать авансовый платёж в размере до 50 % от НМЦ
  • от 26.08.2020 № 1289, предусматривающее обязанность переводить аванс не менее 80 % от НМЦ в ходе закупок электрического оборудования для пайки, станков токарных и некоторых товаров, указанных в перечне

Имеется распоряжение правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р, утвердившее список товаров, при закупках которых не устанавливается аванс. В него входят:

  • ковровые изделия
  • принадлежности канцелярские
  • моющие средства
  • приёмники телевизионные
  • грузовой автотранспорт и т.п.

Использование аванса по 44-ФЗ в 2020 году для бюджетных учреждений имеет как плюсы, так и минусы, о которых важно знать заказчику при проведении тендера.

Предоплата упрощает для исполнителя предзаказ ТРУ – он расходует полученные средства на закупку расходников, может выбрать наиболее подходящего субподрядчика, а не опираться только на свои финансовые возможности.

Правда, интересующий нас подход повышает вероятность потери договора, точнее говоря, все зависит от размера аванса по 44-ФЗ. Ведь исполнитель, получив 100 % предоплаты, может отказаться от выполнения условий контракта. Оговоримся, что за подобные действия закон предусматривает наложение пени, штрафов, занесение сведений в РНП.

Чтобы использовать данный формат оплаты, покупатель должен прописать в договоре соответствующий порядок расчетов, как того требует ч. 13 ст. 34 закона 44-ФЗ. Нужно установить конкретный размер аванса и срок получения средств исполнителем.

Отсутствие в соглашении условий авансирования приравнивается к административному правонарушению в соответствии с ч. 4.2 ст. 7. 30 КоАП. Ответственный, утвердивший документацию, будет вынужден выплатить штраф в размере 3 000 рублей, если были нарушены нормы закона о госзакупках.

Если в контракте прописан аванс, но он не был выплачен, покупателя ждет более серьезное наказание. На подобные действия распространяется ст. 7.32.5 КоАП: первое нарушение карается штрафом в пределах 30 000–50 000 рублей, за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на 1-2 года.

Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:

  • Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
  • Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
  • Запрос котировок в электронной форме.

В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Включает:
☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Предоплата по госконтрактам в 2021 году: на что обратить внимание

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

Какие произойдут изменения

В настоящее время

С 1.01.2022

Заявка

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Возможность внести изменения в извещение

Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

10 минут

4 минуты

Общее время для проведения торговой сессии

Не ограничено

5 часов с момента начала торгов

✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Профессиональная переподготовка

Специалист в сфере закупок

от 6 843 руб Подробнее

Повышение квалификации по 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг

от 3 281 руб Подробнее

Профессиональная переподготовка

Эксперт в сфере закупок

от 7 031 руб Подробнее

Повышение квалификации по 223-ФЗ

Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ

от 3 656 руб Подробнее

Повышение квалификации

Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

от 4 593 руб Подробнее

Повышение квалификации

Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд

от 4 406 руб Подробнее

С апреля 2021 года стартуют очень значимые изменения в 44-ФЗ в 2021 году, в таблице с комментариями рассмотрим их подробнее:

День начала действия изменения Суть новшества Устанавливающий его нормативный акт
01.04.2021 Весной 2021 года существенные изменения постигнут одну из форм проведения закупок — электронный запрос котировок. Порядок их проведения претерпит следующие изменения:
  1. Отныне максимальная сумма НМЦК для такой формы закупок вырастет и составит 3 млн рублей.
  2. Отменяется ограничение максимального объема закупок в этой форме в 100 млн рублей. Десятипроцентный барьер сохраняется.
  3. Обновится срок подачи заявок, отныне он составляет 4 дня после публикации извещения.
  4. Отменена возможность менять извещение после публикации. Отменить всю закупку заказчик вправе не позднее, чем за 1 час до окончания получения заявок.
  5. Чтобы установить соответствие участника требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, заказчик отныне обязан запрашивать документы, подтверждающие такое соответствие. Удовлетвориться простой декларацией заказчик уже не вправе.
  6. При приеме заявки на участие заказчик не вправе требовать от участника документы, которые, в соответствии с законом, передаются вместе с товаром.
  7. Обязательным стало решение об одобрении крупной сделки. Оно необходимо, если сам будущий контракт или его обеспечение являются крупной сделкой.
  8. Комиссия заказчика готовит только итоговый протокол. В нем следует отразить информацию об увеличении стоимости в связи с преференциями, предоставляемыми учреждениям УИС, организациям инвалидов. Указывают и информацию о несостоявшейся процедуре.
  9. В итоговый протокол вписывают и информацию о результатах рассмотрения заявок: комиссия рассматривает, ранжирует заявки, присваивает им порядковые номера — все это описывается в протоколе.
  10. Не позднее чем через 3 часа после опубликования протокола заказчик направляет проект контракта в ЕИС и на электронную площадку. Проект не обсуждается, не допускается издание протоколов разногласий, у победившего участника есть 1 день на подписание, после чего контракт подписывает заказчик — у него тоже есть только 1 день.
  11. Если подана (допущена) только одна заявка, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком
Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ

Разрешено осуществлять электронные малые закупки до 3 млн рублей в следующем порядке:

1. На электронной площадке потенциальный поставщик публикует предварительное предложение о поставке того или иного товара. В предложении указываются:

  • наименование товара;
  • его параметры;
  • товарный знак — при наличии;
  • страна изготовления;
  • цена за одну единицу поставляемого товара;
  • предполагаемое количество;
  • срок действия предложения;
  • информация об участнике;
  • декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к участникам госзакупок, и документы, подтверждающие такое соответствие;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик тоже публикует извещение, сообщая тем самым о своей потребности. В течение часа с момента публикации извещения заказчика оператор ЭП анализирует имеющиеся предварительные предложения, вычленяет из них пять с минимальной ценой поставки и направляет их заказчику.

2. У заказчика есть один день на рассмотрение полученных предложений и принятие решения в пользу одного из них. По итогам рассмотрения и принятия решения составляется протокол.

3. Контракт заключается по упрощенной процедуре — такой же, как и при котировках в электронной форме.

Федеральный закон от 27.12.2019 №449-ФЗ
и
Федеральный закон от 31.07.2020 №249-ФЗ
Утвердили порядок предоставления банком сведений по гособоронзаказу в Единую информационную систему Указание Банка России №5536-У от 28.08.2020
Изменили порядок присвоения, применения и изменения идентификационных кодов заказчиков Приказ Минфина №344н от 31.12.2020

Заказчик может установить в закупке поэтапное исполнение контракта и его оплату по частям. В таких закупках поставщик будет получать оплату частями после выполнения обязательств по каждому этапу.

В договоре заказчик должен указать период исполнения каждого этапа, размер частичного платежа и дату окончательного расчета по контракту.

Заказчик и поставщик взаимодействуют по такой схеме:

  1. поставщик выполняет обязательства по каждому этапу контракта;
  2. заказчик принимает товар или работы и подписывает документы о приемке, которые подтверждают выполнение обязательств по отдельному этапу;
  3. заказчик перечисляет деньги поставщику в рамках этапа и отправляет сведения об оплате в Единую информационную систему (ЕИС).

После выполнения этапа поставщик может уменьшить размер обеспечения исполнения контракта пропорционально выполненным обязательствам. Если размер обязательств этапа составил 30 %, то и обеспечение будет меньше на 30 %.

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то заказчик не может требовать полную сумму по этой гарантии. Перед тем, как выставить требование банку, он должен рассчитать сумму нового обеспечения с учетом выполненных обязательств по договору.

Если поставщик переводил сумму обеспечения на счет заказчика, то по требованию исполнителя заказчик возвращает ему разницу между первоначальным и уменьшенным обеспечением.

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

  • Письмо Минфина России от 17.02.2020 № 24-03-07/10744 «Об изменении существенных условий контракта»
  • Письмо Минфина России от 30.06.2020 № 24-03-06/56270 «Об изменении существенных условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия»
  • Письмо Минфина России от 30.06.2020 № 24-03-08/56285 «О порядке оплаты госконтракта, заключенного на три года, условиями которого предусмотрен авансовый платеж в размере 10% и выполнение этапов которого осуществляется последовательно»
  • Письма Минфина России от 07.07.2020 № 24-03-08/58758, № 24-03-08/58821 «Об изменении условий исполнения контракта, заключенного для нужд субъекта РФ, в связи с распространением коронавирусной инфекции»
  • Письмо Минфина России от 30.06.2020 № 24-03-08/56538 «О возможности изменения в 2020 г. размера аванса ранее заключенных контрактов в сфере закупок»

Часть заработка за первые полмесяца (аванс) следует рассчитывать, отталкиваясь от времени, фактически отработанного сотрудником за данный период. При этом в 2021 году в аванс по зарплате следует включать не только оклад: полную сумму надо определять с доплатами и надбавками, не меняющимися в зависимости от показателей работы в текущем месяце (письмо Минтруда РФ от 10.08.2017 № 14-1/В-725). Это, в частности, выплаты, компенсирующие ночные выходы, надбавки при совмещении должностей, за профессионализм, стаж работы и прочие подобные доплаты.

Однако некоторые выплаты при расчете аванса не учитываются:

  • Районные коэффициенты и надбавки. В связи с тем, что они начисляются на всю фактически заработанную сумму за полный месяц, определить их за полмесяца не получится. Из-за этого рассчитывать их следует после расчета полной зарплаты (письма Минтруда РФ от 18.04.2017 № 11-4/ООГ-718, Минздравсоцразвития РФ от 25.02.2009 № 22-2-709).
  • Премии и вознаграждения. Показатели, влияющие на размер премии за определенный период, известны только тогда, когда этот период заканчивается. К примеру, квартальная премия выплачивается только по итогам квартала. Поэтому учесть ее при исчислении аванса невозможно.

Авансом называют часть зарплаты за первые полмесяца. В 2021 году аванс по зарплате исчисляют по фактически отработанному времени за этот период с включением доплат и надбавок, которые возможно рассчитать, не дожидаясь завершения месяца. Аванс и окончательный расчет по зарплате не могут выдаваться позднее 15 дней с даты завершения периодов, за которые они исчисляются.

Источники:

  • Трудовой кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ

Закупки и тендеры с авансом по 44-ФЗ

Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ

Ряд поправок, которые вошли в новеллу:

  • изменится количество способов закупок: их станет меньше;
  • будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
  • полностью исчезнет закупочная документация;
  • появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
  • начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
  • обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
  • заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
  • и многое другое.

Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ

  • обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
  • сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.

Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ

  • закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128

  • будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.

В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.

С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).

  1. Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
  2. Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).

Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».

Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:

  1. Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
  2. Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
  3. Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
  4. Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
  5. Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
  6. Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
  7. Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).

Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.

Некоторые документы будут полностью исключены для процедур. Конкурентные электронные закупки будут проводиться без документации. Требования к заявке и правила по ее подготовке войдут в форму извещения о проведении мероприятия.

Для большинства закупок извещение об их проведении станет главным документом, в котором будут даваться все необходимые сведения. На сегодняшний день алгоритм пока такой: в извещении указана только общая информация, а для конкретизации некоторых моментов нужно будет открыть документацию о закупке, которая идет вместе с извещением.

Закупочная документация никуда не исчезнет для закрытых конкурентных мероприятий – конкурсов и аукционов закрытого формата.

Что изменится в госзакупках с 2022

Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.

Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.

А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.

Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.

Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.

Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).

Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!

Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Условия контракта

Размер авансового платежа

Поставка любых товаров или услуг, не включенных в перечень постановления №737-р.

До 30% от суммы контракта

При заключении договора на реализацию опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ, которые ориентированы на импотрозамещение высокотехнологичной продукции.

Аванс может быть в пределах от 30 до 80 % от суммы, предусмотренной к оплате контрактом.

Контракты на оказание услуг связи, подписки на печатные издания, профессиональной переподготовке сотрудников, участие в различных конференциях, проведения государственной экспертизы, по проверки правильности составления сметы для объектов капитального строительства. Договора на оформление авиа- и железнодорожных билетов, аренды сейфов, тушение пожаров.

Сумма аванса может доходить до 100%.

Заключение договоров на строительные работы, услуги по реконструкции, а также капитальному ремонту зданий и сооружений.

Если сумма контракта не превосходит 600 миллионов рублей, то аванс не может превышать 30% от цены. При сумму свыше 600 миллионов рублей сумму аванса может быть увеличена до 70%.

Порядок предоставления и размер авансового платежа в обязательном порядке отражаются в тексте государственного контракта. Соответствующий пункт должен быть внесен в параграф «Порядок оплаты». Стоит помнить, что в договор могут быть включены только те сведения, которые отражались в закупочной документации.

Для выплаты аванса заказчик запрашивает у поставщика авансовую счет-фактуру. На основании полученных документов денежные средства из бюджета перечисляются на счет Казначейства. После этого они переводятся на расчетный счет поставщика. После того как все обязательства поставщиком исполнены, заказчик оплачивает сумму, предусмотренную контрактом, за вычетом авансированной суммы.

Авансовый платеж, как правило, применяется только в особо важных контрактах. Чаще всего заказчики предпочитают оплачивать товары или услуги на условиях отсрочки платежа. Если же государственное учреждение хочет выплатить аванс, необходимо заранее предусмотреть это условие в документации. При этом должны соблюдаться все требования законодательства.

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта (ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Заказчик сам решает, устанавливать в закупке авансирование или нет. Тендеры с авансом удобны для поставщика тем, что часть денег он получит сразу, еще до поставки товара или выполнения работ.

Если госзаказчик решает выплатить аванс, то он должен прописать в тексте договора его размер и установить сроки выплаты. Заказчик нарушит п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, если не укажет эти сведения.

Важно: в закупках с авансом обеспечение исполнения контракта увеличивается до размера аванса.

Наличие или отсутствие аванса и его предельный размер в разных закупках определяет законодательство.

Постановление правительства № 1496 устанавливает предельные значения аванса, который могут выплачивать госзаказчики в зависимости от предмета закупки:

Размер аванса Предмет закупки Примечания
Не более 50 %
  • в любых закупках по усмотрению заказчика, если иное не установлено законом;
  • в закупках по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Предельное значение в 50 % установили временно до конца 2020 года (пп. 5.1, 5.2 постановления №1803).До 11.05.2020 года аванс в таких закупках не мог превышать 30 % от цены контракта.
От 30 % до 80 % закупки на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на замещение импортной продукции. Должны выполняться условия:
  • казначейское сопровождение аванса;
  • заказчик до проведения закупки получил одобрение от Минпромторга, что контракт соответствует целям импортозамещения.
От 30 % до 90 % в закупках с условием о казначейском сопровождении контракта. Исключение – закупки из предыдущего пункта.
до 100 % в таких закупках как:
  • услуги связи;
  • подписка на печатные издания;
  • экспертиза проектной документации;
  • приобретение авиа- и железнодорожных билетов;
  • грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом;
  • путевки на санаторно-курортное лечение и другие из пп «в» п. 18 постановления №1496.
Решение установить полную предоплату по таким закупкам остается за заказчиком.

Есть случаи, когда на аванс можно не рассчитывать:

  • постельное белье;
  • блокноты, записные книжки;
  • стиральные и моющие средства;
  • легковые автомобили;
  • услуги по ремонту компьютеров и др.
  1. Аванс не выплатят участнику, который снизил цену на 25 % и больше от начальной цены договора, даже если в проекте контракта есть сведения об авансировании. Такое условие прописано в п. 13 ст. 37 44-ФЗ.

Заказчик оплатит контракт одной суммой после того, как поставщик полностью исполнит обязательства.

В тексте договора заказчик должен указать, какой документ подтверждает факт выполнения обязательств. Таким документом могут быть:

  • товарная накладная;
  • счет-фактура;
  • акт приемки-передачи выполненных работ и другие.

С даты подписания такого документа устанавливают срок оплаты по договору.

Заказчик прописывает сроки оплаты в тексте контракта. Если он не установит срок, то нарушит ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, в которых прописаны требования к срокам оплаты:

  • не более 30 дней с момента подписания подтверждающих документов;
  • не более 15 рабочих дней в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Отступить от этого правила можно только в рамках государственного оборонного заказа при увеличении цены контракта, если цена на продукцию выросла.

Стороны подписывают дополнительное соглашение, в котором устанавливают отлагательные условия.

Окончательный расчет по оборонному заказу могут продлить не более, чем на 30 календарных дней с даты внесения изменений в госконтракт (постановление правительства № 481).

За нарушение состава документации закупки, сроков и порядка оплаты ответственное должностное лицо госзаказчика накажут штрафом или отстранением от должности.

Наказание должностного лица заказчика Нарушение Ссылка на статью КоАП РФ
Штраф 3 000 рублей Если не укажет в контракте сроки и условия оплаты п. 4.2 ст. 7.30 КоАП
Штраф от 30 000 до 50 000 рублей Если не оплатит контракт вовремя п. 1 ст. 7.32.5 КоАП
Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет Если должностное лицо повторно нарушило сроки оплаты п. 2 ст. 7.32.5 КоАП

Протокол об административном правонарушении по статье 7.32.5 КоАП вправе составлять органы Федеральной антимонопольной службы (ФАС), на что указывает п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП. Рассматривать дела о повторном нарушении сроков оплаты по контракту может только суд.

Заказчик виноват не всегда, когда задерживает оплату. На официальном сайте ФАС разместила письмо № ИА/74989/19 от 28.08.2019, в котором разъяснила, что заказчик не несет ответственность за нарушение сроков и порядка оплаты по контракту, если он не получил на закупку бюджетные средства.

В этом случае Федеральное казначейство может наказать главного распорядителя бюджетных средств, который не довел или не распределил вовремя лимиты бюджетных обязательств заказчику закупки.

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *