Как арендовать нежилое помещение у администрации города в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как арендовать нежилое помещение у администрации города в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если вы арендуете муниципальное помещение, то вправе передавать права аренды другим лицам. Например, в случае банкротства компании, ее переезда и т.д.

Чтобы уступить право аренды, вы должны расторгнуть ранее заключенный договор с администрацией, о чем необходимо заявить в соответствующий орган власти. Вы составляете заявление с указанием причин расторжения договора.

Стоит отметить, что уступка прав аренды допускается только в случае соблюдения арендатором всех условий по договору и отсутствия задолженности по платежам.

Вы можете передать право аренды муниципального помещения другому лицу, но только расторгнув договор с администрацией

Взяв в аренду муниципальное помещение, вы не имеете права передавать его во временное пользование иному лицу напрямую. После расторжения договора администрация обязана устроить новые торги и дождаться поступления нескольких предложений. Объект переходит в дальнейшее владение победителю аукциона.

Таким образом, любой гражданин или юридическое лицо способны получить во временное пользование (а в дальнейшем — в постоянное) свободный объект муниципальной собственности.

Аренда муниципальных помещений

По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:

  • Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
  • Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.

В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.

Расторгнуть соглашение можно при следующих условиях:

  • По соглашению сторон.
  • В том случае, если одна из сторон не выполнила условия соглашения, а вторая сторона понесла вследствие этого убыток.
  • Истек срок аренды.
  • Одна из сторон потребовала досрочного прекращения договоренностей.

Для расторжения нужно оформить договор об окончании аренды. Составляется он по форме, аналогичной соглашению об аренде (основание – статья 452 ГК РФ).

Если аренда регистрировалась, прекращение отношений также должно быть зарегистрировано. Для этого обе стороны подают в Комитет по управлению имуществом заявления о том, что расторжение соглашения было добровольным. Если одна из сторон отказывается подавать заявку, вопрос решается через суд.

Порядок аренды муниципального имущества

Самое частое нарушение собственников коммерческих площадей — это неуплата налогов. Обычно за это устанавливается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, уточнил Денис Зайцев, руководитель налоговой практики юридической фирмы BMS Law Firm. Он пояснил, что также начисляются пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования (хотя это и не мера ответственности, а мера обеспечения надлежащего исполнения обязательства). По прошествии определенного количества времени ставка становится 1/150, что жестче обычного кредитования.

Есть также штраф в размере 40%, который применяется в том случае, если налоговому органу удастся доказать, что лицо умышленно не уплатило налог. «Более того, налоговый орган при достижении определенных финансовых показателей по неуплаченным налогам может передать информацию о выявленных нарушениях в правоохранительные органы. В этом случае будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Наказание по ч. 2 ст. 199 УК РФ — вплоть до лишения свободы на срок до шести лет», — заявил Зайцев.

Санкции могут применить к арендатору, если он не выполняет обязательства перед арендодателем — например, пропускает сроки оплаты или портит имущество. Однако любой договор аренды предполагает наличие страхового депозита, как правило, равного двум−трем арендным платам. Чаще всего в случае нарушения собственник берет из него сумму, которую недополучил от арендатора, при этом последний все равно должен восполнить ее, уточнил директор департамента коммерческой недвижимости агентства Point Estate Роман Амелин. Он подчеркнул, что по окончании договора после подписания акта приема-передача помещения собственник возвращает страховой депозит арендатору — или в полном объеме, или за вычетом штрафов.

В последнее время участили проверки в отношении собственников нежилых помещений, сдающих их в аренду, рассказал Бегунов. Результатом проверок являются штрафы и пени, а также привлечение физического лица к административной и, возможно, к уголовной ответственности. «Череда доначислений по НДС последовала после того, как в июле прошлого года Верховный суд России подтвердил, что гражданин должен уплачивать НДС, если он занимается предпринимательской деятельностью по сдаче собственных нежилых помещений в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, ими являются нацеленность физического лица на получение прибыли, то есть приобретение имущества с целью его последующего использования для извлечения прибыли, а также систематичность получения данного дохода», — уточнил адвокат Tax Compliance. Он пояснил, что разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности физическим лицом.

По общему правилу, налоговый орган начинает выездную налоговую проверку, если компания или физическое лицо стоит в плане. Такой план разрабатывается и утверждается на уровне управлений по региону. «То есть налоговый орган не выбирает рандомно субъекта для проверки, а на момент ее проведения уже имеет информацию о налогоплательщике и подозрения, что было совершено нарушение. Попасть в план можно по разным причинам. Так, есть критерии, которые говорят о том, что налогоплательщик ведет себя подозрительно, совершает сомнительные операции и т. д. Проверка проводится, если набирается достаточный объем подобной информации, в том числе по итогам камеральных налоговых проверок, но поставленные вопросы не разрешаются. Например налогоплательщик не отвечает на запросы и требования налоговых органов», — отметил адвокат BMS Law Firm.

Эпидемия коронавируса и карантин существенно изменят рынок коммерческой аренды недвижимости. «Мы видим процессы, в рамках которых корпорации и небольшие компании отправляют сотрудников на удаленную работу. В дальнейшем перед топ-менеджерами и собственниками встанет вопрос, насколько можно использовать данный опыт в новой реальности. Мы увидим еще более значительное проникновение онлайн-сервисов, онлайн-магазинов, ресторанов, онлайн-обучения, онлайн-кинотеатров. Люди еще больше привыкнут и оценят эти сервисы, что в дальнейшем снизит спрос на сервисы в офлайн-режиме», — прогнозирует Никита Рябинин, управляющий партнер международной консалтинговой компании KRK Group.

Дальнейшее снижение цен на нефть и экономические последствия от COVID-19 серьезно повлияют на экономику нашей страны в целом и курс рубля в частности, считает Рябинин. «Для инвесторов, рассматривающих возможность приобретения объектов недвижимости для последующий сдачи в аренду, я бы посоветовал запастись терпением и отслеживать новые предложения на рынке летом и осенью этого года, принимая во внимания глобальные изменения. Момент ожидания лучше всего пересидеть в валюте (может быть, даже лучше наличные в банковской ячейке). Правило кризиса cash is the king никто не отменял», — резюмировал эксперт.

Гражданское законодательство обеспечивает свободу договора — все дееспособные граждане и юридические лица вправе заключить любой договор (ст. 421 ГК РФ, ст. 29, ст. 30 ГК РФ). Положения ст. 651 ГК РФ, определяющей порядок и правила заключения договора аренды, не содержит дополнительных ограничений и требований к сторонам.

Кроме того, не содержится ограничений, связанных с использованием помещений, и в законодательстве, устанавливающем требования, которым должен соответствовать самозанятый гражданин. Полный перечень таких требований установлен положениями ч. 2 ст. 4 федерального закона «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в соответствии с которыми самозанятый не вправе:

  • иметь наемных работников;
  • применять спецрежим НПД (налог на профессиональный доход) после достижения суммарного годового дохода в размере 2,4 млн руб.;
  • заниматься продажей товаров промышленного производства (т. е. не самостоятельно изготовленных, а приобретенных для перепродажи);
  • продавать подакцизные товары и товары, подлежащие обязательной маркировке;
  • вести предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, поручения или агентских договоров;
  • добывать и продавать полезные ископаемые;
  • доставлять товары с приемом платежей в пользу третьих лиц, за исключением случаев, когда для приема таких платежей используется контрольно-кассовая техника продавца товара;
  • одновременно применять другой налоговый режим.

Приведенный перечень ограничений исчерпывающий — самозанятый гражданин вправе осуществлять в ходе своей профессиональной деятельности другие законные действия.

Соответственно, гражданин, зарегистрированный в качестве плательщика налога на профессиональный доход, может арендовать как жилое, так и нежилое помещение как для личных и для рабочих нужд.

Малый бизнес: аренда госимущества с последующим выкупом

При аренде нежилого помещения самозанятому стоит помнить о том, что расходы, которые он понесет в связи с оплатой такой аренды, не будут учтены при расчете размера налогооблагаемого дохода. Предприниматели, работающие с применением упрощенной системы налогообложения по принципу «доходы минус расходы», знают, что при определении суммы обязательного платежа полученная ими выручка уменьшается на сумму понесенных расходов, а с полученной разницы уплачивается налог в размере 15%.

В отношении самозанятых такой принцип не работает — налог придется платить со всех доходов, вне зависимости от того, какие расходы возникли в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Самозанятый гражданин вправе арендовать помещение для осуществления профессиональной деятельности — закон не содержит запретов в отношении подобных сделок, совершаемых физическими лицами, оказывающими платные услуги, но не имеющими статуса предпринимателя. Ограничения могут возникнуть только в том случае, если к помещению предъявляются определенные требования, соответствие которым проверяется государственными контролирующими органами (например, Роспотребнадзором).

Источники:

  • Гражданский кодекс РФ
  • федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ

ФЗ №422 дает ответ на вопрос, можно ли сдавать квартиру как самозанятый: норма разрешает гражданам сдавать в наем жилой объект с последующей уплатой налога на профессиональный доход (НПД). Заключить контракт допускается как с физлицом, так и с организацией.

Если жилое помещение находится в совместной собственности супругов, сдача квартиры в аренду самозанятыми гражданами допускается: зарегистрироваться как самозанятому достаточно одному из супругов (письмо ФНС №СД-4-3/8121 от 26.04.2019).

При ответе на вопрос, может ли самозанятый сдавать апартаменты, необходимо определить, отвечают ли они требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (постановление правительства №47 от 28.01.2006). Если апартаменты подходят под определение жилого помещения по своим характеристикам, сдача в наем допустима.

Что делать в случае, когда плательщик НПД не является собственником, может ли самозанятый сдавать чужую квартиру от своего имени и платить НПД? Такая сделка имеет место при соблюдении условий:

  • заключение договора с собственником недвижимого имущества и указание в нем на возможность предоставлять квартиру в субаренду;
  • если собственников несколько, договор заключается отдельно с каждым или один с группой лиц на стороне арендодателя (арендодателями будут все собственники квартиры);
  • заключение договора субаренды с непосредственным арендатором.

ВАЖНО! Между физическими лицами заключают договор найма. Если хотя бы одна из сторон юрлицо, то заключают договор аренды.

Пример сделки с несколькими собственниками.

При заключении договора с физлицом налог самозанятых граждан при сдаче квартиры в аренду составит 4%. В этом заключается преимущество НПД перед другими налоговыми режимами — самый низкий налог.

Невысокий процент и при сдаче жилья в аренду самозанятыми гражданами юридическому лицу: ставка вырастает незначительно — до 6% (ст. 10 закона №422-ФЗ от 27.11.2018).

Налог не придется платить с коммунальных платежей за квартиру, если при сдаче недвижимости в аренду самозанятым в договоре прямо указано на то, что возмещение расходов на коммунальные услуги в арендную плату не входит и подлежит оплате арендатором на основании показаний приборов учета.

Допустимы иные формулировки при соблюдении соответствующих условий:

  • плата за коммунальные услуги должна зависеть от их фактического потребления нанимателем;
  • плата фиксируется на основании показаний счетчиков.

Если арендатор платит фиксированную сумму за коммунальные услуги и эта сумма входит в общую стоимость договора, придется заплатить НПД (письмо ФНС №СД-4-3/11446@ от 13.06.2019).

Информация по аренде, безвозмездному пользованию, доверительному управлению имуществом, по иным договорам, предусматривающим передачу прав владения и пользования в отношении государственного и муниципального имущества, размещается в соответствии с требованиями статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Федеральный закон от 04.06.2018 N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»»
Федеральный закон от 27.12.2018 N 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»»

  • Самозанятых станет еще больше

    1,2 тыс. 8

    Принцип Что это означает
    1. Принцип экономической обоснованности Размер арендной платы должен соответствовать доходности земельного участка. Учитывайте категорию земель, к которой отнесен земельный участок, и вид его разрешенного использования
    2. Принцип предсказуемости расчета размера арендной платы ОМСУ должен определить в муниципальных нормативных правовых актах порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен ее пересмотр в одностороннем порядке по требованию арендодателя
    3. Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы Арендную плату нужно определять на основании кадастровой стоимости участка
    4. Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, когда они переоформляют права на земельные участки При переоформлении прав на земельный участок арендная плата не должна превышать сумму земельного налога более чем в два раза
    5. Принцип учета социально значимых видов деятельности и интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога Арендная плата не должна превышать сумму земельного налога
    6. Принцип запрета необоснованных предпочтений Порядок расчета размера арендной платы за муниципальные земельные участки, отнесенные к одной категории земель, одним видам деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться
    7. Принцип учета ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения Размер арендной платы за участок не должен превышать размер земельного налога, взимаемого за такой же участок, приобретенный в собственность

    Что нужно знать о сдаче нежилого помещения в аренду в 2020 году

    Между администрацией города и арендодателем заключается договор аренды. Как правило, он оформляется с победителем торгов. Но бывает исключение, когда распоряжение о передаче имущества в аренду издается главой администрации.

    Договор должен содержать основные разделы, как и любой другой договор аренды. В нем подробно указывается название организаций или физических лиц, заключивших договор. В документе подробно описывается объект, который выступает в качестве предмета договора. Необходимо указать подробный адрес расположения, площадь, этаж и другие характеристики объекта. Если этого не сделать, договор не может считаться действительным.

    Подробно указываются права и обязанности сторон. Особое значение этот раздел приобретает, если в качестве условия аренды указывается необходимость проведения косметического или капитального ремонта.

    Раздел стоимости и условий оплаты должен содержать информацию о точной арендной плате и дате внесения платежей

    Это важно, так как без этих сведений договор считается безвозмездным. А в соответствии с Гражданским кодексом РФ, договор аренды оформляется только на возмездной основе

    Скачать образец договора аренды нежилого помещения у муниципалитета

    Среди плюсов аренды помещений у муниципалитета выделяют:
    1. Возможность скорого начала предпринимательской деятельности.
    2. Как правило, арендная плата невысока. Что позволяет делать больше вложений в собственное дело.
    3. Быстрый подбор помещения при расширении (размещении представительств и филиалов).
    4. При убыточности бизнеса отсутствие недвижимого имущества выступит плюсом. Не придется его распределять между совладельцами.
    5. Конкурентная стоимость.
    6. Выгодное месторасположение с развитой инфраструктурой.
    7. Реальность последующего обретения помещения в собственность.
    8. Отсутствие мошеннических схем при заключении сделки.
    9. Юридическая чистота соглашения.

    В результате выбора аренды именно у местной власти предприниматель фактически ничем не рискует, отпадает опасность в обмане. Также такая аренда экономически целесообразна, поскольку итоговая цена оказывается ниже определенной на рынке.

    Муниципальная аренда помещения осуществляется только в случае, если пройдена точная процедура, включающая несколько этапов:

    1. Заявка на аукцион. Это торги, где могут принимать участие не только индивидуальные предприниматели под видом физических лиц, но и различные компании, учредители. Достаточно подать соответствующей формы заявления. В качестве объектов может выступать только та недвижимость, которая выставлена на аукцион. Об этом объявляется на сайте администрации, посредством средств массовой информации.
    2. Каждый из участников проходит процедуру регистрации, после чего ему отправляется уведомление, когда и куда следует прибыть, чтобы завершить такую процедуру, как аренда муниципальных помещений. Это осуществляется посредством контактного номера телефона, отправки сообщения на электронную почту, другими возможными способами, которые отображены в заявке.
    3. Непосредственное проведение торгов. Исходя из базовой стоимости лота, все участники делают ставки и тем самым повышают сумму по будущему договору. Кто сможет предложить максимальный размер, отправится на заключение сделки с администрацией. Здесь уже предоставляется полный перечень документов, включая квитанцию о совершении платежа.Торги не будут проведены, когда имеется только один претендент на нежилой объект. Именно с ним и заключается сделка.

    Каждый претендент на найм недвижимого имущества производит оплату залога, который является вступительным взносом. Его размер будет зависеть от ситуации и чаще всего составляет 10-15% от первоначальной суммы выставленного помещения.

    Если необходимо внести какие-либо изменения в условия пользования помещением, которое арендуется у муниципальных органов, то об этом необходимо сообщать в письменном виде. В случае изменения банковских реквизитов и юридических адресов, уведомлять об этом нужно незамедлительно. Направляя письменное уведомление, не стоит забывать о сроках и датах. Датой отправления будет считаться почтовый штамп.

    Сделка обязательно регистрируется в государственных органах. Также арендатор должен будет уплатить пошлину. При возникновении спорных вопросов, когда стороны не могут самостоятельно решить конфликт и договориться, его решение переносится в суд. Изменения арендной платы вступают в силу не раньше чем через десять дней после уведомления об этом.

    Информация в данной статье предоставлена для ознакомления.Мы рекомендуем Вам к нашему юристу.

    24.08.2015

    Все имеющиеся государственные торговые и офисные площадки реализуются по тендерному принципу даже в аренду.

    С 2008 года вся аренда государственных помещений, находящихся в муниципальной собственности, проводится с помощью торгов и аукционов. Введена данная мера была для того, чтобы соблюдался закон «О защите конкуренции». Поэтому тем, кто желает открыть офис или магазин, в здании, принадлежащем администрации Москвы, следует подать заявку на участие. Но эта процедура имеет ряд особенностей, без которых не обойтись.

    Может ли самозанятый арендовать помещение для работы?

    арендным платежам

    • численность работников которой не больше 250 человек — для среднего бизнеса и не больше 100 — для малого;
    • годовая выручка которых не больше 400 млн. руб. — для малых предприятий, не больше 1000 млн. руб. — для средний и не больше 60 млн. рублей — для микроорганизаций.

    Выкупная стоимость будет устанавливается местными властями на основании оценки. В любом случае цена будет ниже рыночной в 1,5 раза.

    Внимание:
    сама администрация никогда не предложит вам выкупить помещение. Необходимо письменно обратиться в Комитет

    Отказ можно оспорить в судебном порядке.

    Стоит сказать, что с местной властью лучше дружить. Не стоит забывать, что на муниципалитет работает целый юридический отдел, который в случае конфликта найдет законные основания для того, чтобы вас выселить или отказать в выкупе. Вместе с тем, если вы уверены в своей правоте, то не пожалейте денег на хорошего юриста.

    Аренда недвижимости у администрации позволяет предпринимателям занимать помещения в престижных районах по нормальным ценам. В качестве предупреждения
    хочется сказать, что не стоит в отношениях с администрацией идти против закона. Власти-то выкрутятся, а вот вам придется расхлебывать. Это касается и платы за гарантировано выигранные торги, проще «взятки», и сдачи в аренду аварийных помещений под предлогом выгодного выкупа земельного участка и другие ситуации, которые прямо или косвенно противоречат закону.

    Необходимость взять в аренду нежилое помещение возникает в основном у индивидуальных предпринимателей и прочих юридических лиц, которым эти объекты недвижимости нужны для осуществления своей деятельности. Если съем приватизированных нежилых помещений не вызывает весомых трудностей, то аренда недвижимости у государства или муниципальных органов города отличается рядом нюансов, о которых необходимо знать заранее.

    Согласно с законами относительно защиты конкуренции, которые на сегодняшний день действуют в Российской Федерации, муниципальные органы имеют право сдавать во временное пользование государственные объекты недвижимости. Российским законодательством также определяется ряд исключительных случаев, когда можно торги не проводить:

    Администрация может расторгнуть договор, если допущены нарушения требований законодательства и условий договора. Выделяют следующие типичные основания для расторжения договорных отношений:

    1. Несвоевременная оплата. Если больше 2-х раз подряд допускались просрочки платежей, администрация может расторгнуть договор. В условиях соглашения может быть предусмотрено, что даже единичное нарушение оплаты станет достаточным основанием для расторжения договора.
    2. Неиспользование помещения или использование его не по назначению. Так, договор может быть расторгнут, если вместо офиса арендатор организовал торговое помещение.
    3. Нарушение установленных условий использования имущества. Это может быть капитальный ремонт или перепланировка без согласия администрации.
    4. Отказ от капитального ремонта, если он является обязательным условием договора аренды.

    Бывают ситуации, когда администрация разрывает договор, если планирует использовать помещение для других целей. Одной из типичных причин является использованием помещения для социальных нужд. В этом случае город возмещает убытки арендатору.

    Таким образом, заключение договора аренды на нежилое помещение с городскими властями имеет свои преимущества. Такой объект в среднем обходится дешевле и одновременно может иметь выгодное расположение. Но существуют и риски, связанные с возможностью расторжения соглашения.

    10 февраля 2020

    Комитет имущественных отношений Санкт‑Петербурга (КИО; Комитет) запускает «инициативную приватизацию» для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности Санкт‑Петербурга.

    КИО предложит арендаторам городских помещений выкупить их по преимущественному праву, предусмотренному Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ **.

    Регламент целевой приватизации городских помещений по инициативе Комитета утвержден распоряжением КИО от 04.02.2020 № 13-р.

    «Инициативная приватизация» коснется объектов, по которым сроки договоров аренды истекли и они находятся в режиме неопределенного срока.

    Перечень возможных к выкупу нежилых помещений и зданий (Перечень) будет формироваться по результатам специального мониторинга, который будет организован на постоянной основе.

    В Перечень будут включаться объекты, арендуемые предпринимателями, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не менее двух лет непрерывно на дату формирования Перечня. При этом срок аренды помещений также должен составлять не менее двух лет непрерывно на дату формирования Перечня.

    Еще одним критерием отбора будет являться действующая ставка арендной платы по договору. Так, в 2020 году для включения объекта в Перечень ставка арендной платы по договору аренды не должна будет превышать 2000 рублей за 1 кв.м в год, а начиная с 2021 года – не выше 3000 рублей за 1 кв.м в год.

    При этом не будут подлежать включению в Перечень объекты, предназначенные для социальных видов деятельности и включенные в Фонд социально значимых объектов, утвержденный распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 27.10.2006 № 344-р, а также объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

    Таким образом, выкуп будет инициироваться в отношении неликвидного с точки зрения аренды имущества, которое сейчас не приносит в бюджет крупного дохода, поэтому городу целесообразнее получать налоговые отчисления после продажи таких активов.

    По результатам формирования Перечня арендаторам включенных в него объектов будет предложено приобрести используемую ими недвижимость. Выкупная цена будет рыночной, определенной оценщиком, привлеченным КИО по результатам конкурса. Если предприниматель будет не согласен с предложенной городом ценой, то он сможет оспорить ее в суде. Преимущественное право на приватизацию он при этом не потеряет.

    Однако в случае утраты предпринимателем права преимущественного выкупа арендуемой недвижимости по основаниям, установленным статьей 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ, Комитет сможет принять решение о продаже объекта на торгах. Арендатор, в свою очередь, сохранит свое право аренды, т.к. аукционы будут проводиться с обременением в виде действующего договора аренды.

    (*) Право органа власти инициировать выкуп арендуемого объекта недвижимости предусмотрено 4 статьей Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ. Также приватизация недвижимого имущества субъектами малого и среднего бизнеса может осуществляться в заявительном порядке.

    О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации

    Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду

    Порядок размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края без проведения аукциона

    Проведение открытого аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края

    Информация для инвесторов

    Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Барнаула

    Социальные предприятия и их услуги

    Продажа муниципального имущества на аукционе в электронной форме

    Департамент городского имущества предоставляет здания, помещения, земельные участки и прочие виды имущества в аренду на более выгодных условиях. Все дело в том, что при формировании стоимости аренды органы исполнительной власти используют упрощенную систему расчетов. Законодательные нормы на данный момент не содержат общих правил определения арендных ставок, поэтому частные арендодатели ориентируются в первую очередь на спрос и расценки у конкурентов. Департамент городского имущества при формировании арендных ставок использует другой подход, при котором в первую очередь учитывается актуальная рыночная стоимость самого объекта. Ее определением занимаются оценщики – это высококвалифицированные специалисты, которые проходят специальное обучение, получают аттестацию и получают допуск к работе. ДГИ для оценки имущества как правило пользуется услугами компаний, которые проводят оценку различных видов имущества.

    Для начала следует знать, что существуют определенные правила и ограничения на предоставление объектов городского хозяйства в аренду. В первую очередь это касается земельных участков и жилой недвижимости – заключить договор субаренды на такие объекты согласно действующему законодательству не получится.

    Для проведения торгов Департамент городского имущества создает специальную комиссию, которая рассматривает заявки участников и принимает решение о допуске претендентов. В случае, если участник будет только один, либо никто не будет допущен к торгам (либо будет допущено только одно лицо), то аукцион признается не состоявшимся. Если участников будет несколько (как правило их количество не ограничивается), то принимается решение о проведении торгов. В случае, когда только один участник подает заявку (либо получает допуск к торгам), то с ним может быть заключен договор аренды без проведения процедуры торгов.

    Каждый желающий принять участие может заранее получить исчерпывающую информацию об объекте – вся лотная документация находится в открытом доступе. К ней прилагаются фотографии объекта, выписки из ЕГРН и ЕГРП, поэтажный план и экспликация к нему, отчет об оценке недвижимости.

    На электронной площадке все допущенные участники получают доступ к личному кабинету и закрытой части торгов, где они могут повышать ставку арендного договора. Во время торгов действуют определенные правила – к примеру, участник не может подавать предложение о цене аренды недвижимости, равное или ниже действующего предложения, поднимать ставку можно только в пределах установленного шага. Торги проводятся при помощи технических и программных средств в автоматическом режиме. Каждый новый этап торгов начинается по истечении определенного времени (как правило 10 минут). Если за этот период не последует новых предложений с более высокой ценой, то торги завершаются в автоматическом режиме. Победителем признается тот участник (в случае, если они признаны состоявшимися), который предложит наибольшую сумму арендной платы за объект.

    По окончании торгов победитель или единственный заявитель получает право на заключение договора аренды государственной недвижимости или земельного участка. В большинстве случаев срок такого договора составляет 10 лет, и арендатор получает возможность выкупить данный объект на особых условиях. Но бывают случаи, когда такие условия не предоставляются, поэтому необходимо внимательно изучать лотные документы, поскольку все условия предоставления городского имущества прописаны в них.

    Договор аренды, как и допуск к торгам таят в себе некоторые подводные камни. Несмотря на выгодные ставки Департамент городского имущества предъявляет к претендентам достаточно высокие требования на всех этапах предоставления государственного имущества в аренду. За нарушение условий договора, не предоставление некоторых сведений (или их недостоверность) условиями арендного договора предусмотрены большие штрафные санкции, которые по своим размерам могут равняться сумме годовой арендной платы за использование данного объекта.

    Также не следует забывать о скрытых платежах – помимо коммунальных услуг, платы за аренду земельного участка и отчислений на капитальный ремонт это могут быть и иные суммы. Бывают ситуации, когда ДГИ предоставляет в аренду здание или помещение, у которого подходит срок следующего текущего или даже капитального ремонта. Если по условиям договора расходы на данные мероприятия ложатся на плечи арендатора, то можно столкнуться с большими непредвиденными расходами.

    Аренда помещения у городской администрации имеет следующие преимущества:

    1. возможность быстро начать бизнес;
    2. возможность сократить расходы, освободив средства для развития бизнеса;
    3. быстрый подбор помещения, если компании требуются дополнительные офисы;
    4. если бизнес принесет убытки, можно избежать проблемы с распределением имущества между учредителями при наличии недвижимого имущества;
    5. конкурентоспособная стоимость;
    6. расположение объектов в районах с развитой инфраструктурой;
    7. возможность последующего выкупа арендуемого объекта;
    8. прозрачная схема передачи объекта на правах аренды.

    В результате, аренда нежилого объекта у городских властей дает возможность начать бизнес, получив помещения ниже рыночной стоимости. А если требуется дополнительный офис, это позволит избежать больших затрат на его приобретение или аренду у частной компании.

    Что учесть бизнесу при заключении договора аренды

    Все объекты, имеющиеся в наличии для аренды, находятся на сайте местной администрации. Вы можете ознакомиться со списком и посмотреть условия, по котором они выставлены на торги. Арендовать нежилое помещение можно непосредственно у города. Субаренда у арендатора в данном случае не разрешается.

    Если вам необходимо конкретное помещение, необходимо выяснить, кому оно принадлежит. Если окажется, что оно не сдается и его собственником не является коммерческая компания или частное лицо, необходимо обратиться в местную администрацию. Можно обратиться и на сайт администрации, где находится список всех принадлежащих ей объектов. Если объект уже выставлен на аукцион, вы найдете его на сайте торгов.

    Администрация может расторгнуть договор, если допущены нарушения требований законодательства и условий договора. Выделяют следующие типичные основания для расторжения договорных отношений:

    1. Несвоевременная оплата. Если больше 2-х раз подряд допускались просрочки платежей, администрация может расторгнуть договор. В условиях соглашения может быть предусмотрено, что даже единичное нарушение оплаты станет достаточным основанием для расторжения договора.
    2. Неиспользование помещения или использование его не по назначению. Так, договор может быть расторгнут, если вместо офиса арендатор организовал торговое помещение.
    3. Нарушение установленных условий использования имущества. Это может быть капитальный ремонт или перепланировка без согласия администрации.
    4. Отказ от капитального ремонта, если он является обязательным условием договора аренды.

    Бывают ситуации, когда администрация разрывает договор, если планирует использовать помещение для других целей. Одной из типичных причин является использованием помещения для социальных нужд. В этом случае город возмещает убытки арендатору.

    Таким образом, заключение договора аренды на нежилое помещение с городскими властями имеет свои преимущества. Такой объект в среднем обходится дешевле и одновременно может иметь выгодное расположение. Но существуют и риски, связанные с возможностью расторжения соглашения.

    Написать комментарий

        Отзывы пользователей муниципального имущества носят исключительно положительный характер.

        Среди плюсов аренды помещений у муниципалитета выделяют:
        1. Возможность скорого начала предпринимательской деятельности.
        2. Как правило, арендная плата невысока. Что позволяет делать больше вложений в собственное дело.
        3. Быстрый подбор помещения при расширении (размещении представительств и филиалов).
        4. При убыточности бизнеса отсутствие недвижимого имущества выступит плюсом. Не придется его распределять между совладельцами.
        5. Конкурентная стоимость.
        6. Выгодное месторасположение с развитой инфраструктурой.
        7. Реальность последующего обретения помещения в собственность.
        8. Отсутствие мошеннических схем при заключении сделки.
        9. Юридическая чистота соглашения.

        В результате выбора аренды именно у местной власти предприниматель фактически ничем не рискует, отпадает опасность в обмане. Также такая аренда экономически целесообразна, поскольку итоговая цена оказывается ниже определенной на рынке.

        Порядок предоставления муниципального имущества

        Промеж администрации города и получателем аренды подписывается соглашение аренды. В основном отношения возникают с выигравшим аукцион индивидом. В исключительном порядке глава местной власти издает распоряжение о назначении арендатора.

        Текст документа должен содержать общеобязательные пункты, при отсутствии которых он не будет считаться действительным:
        1. Информация об участниках правоотношений (паспортные данные, название юридического лица, фактический и регистрационный адрес, реквизиты сторон).
        2. Детально описывается объект сдачи, то есть предмет соглашения (метраж, месторасположение, состояние на момент подписания, этаж).
        3. Фиксируются преференции и обязательства. Указывается кто будет производить текущий и капитальный ремонт, предусматривается смета расходов.
        4. Цена и тонкости перечисления платежей – периодичность, форма произведения расчетов. Без информации о конкретной цене и дате оплаты соглашение считается заключенным на безвозмездной основе. Но согласно положениям гражданского законодательства, данный тип договорных отношений основан на возмездной сделке.
        5. Основания ликвидации отношений с разных сторон.
        6. Меры ответственности за просрочку оплаты, порчу имущества.

        Величина итоговой суммы за съем нежилых государственных помещений обязательно фиксируется в документе. Администрации города разрешено потребовать предоставления квитанции о факте осуществления перевода.

        ВАЖНО !!! Оплата коммунальных платежей и коммуникаций производится по основаниям и на условиях соглашений с предоставляющими услуги организациями. Платежи осуществляются на их персональный счет. Если происходит систематическая неуплата по услугам, то муниципальные власти вправе произвести платежи автоматически со счета арендатора.

        А при нарушении сроков оплаты за съем помещения может предусматриваться начисление процентов за каждый день просрочки. Сумма процента не может трансформироваться более раза в год. При постоянном игнорировании сроков может быть к виновнику применен штраф.

        • Семейное право
        • Наследственное право
        • Земельное право
        • Трудовое право
        • Автомобильное право
        • Уголовное право
        • Недвижимость
        • Финансы
        • Налоги
        • Льготы
        • Ипотека

        Какова специфика объектов недвижимости, которые принадлежат местным властям? В соответствии с положениями 215-й статьи ГК РФ то имущество, которое на праве собственности находится во владении городов, сельских поселений и иных административно-территориальных единиц, на уровне которых реализуется местное самоуправление, причисляется к муниципальному типу. Часто соответствующего типа собственность закреплена за отдельными учреждениями. Если это не так, то оно входит в качестве актива в муниципальную казну.

        Предоставление в аренду объектов муниципального нежилого фонда

        Стоит отметить, что для предпринимателей возможно приобретение в пользование имущества не только муниципального, но и государственного типа. Принципиальных различий между процедурой, в рамках которой осуществляется передача в аренду муниципального имущества, и аналогичными действиями при участии государственных органов власти немного, так как все эти процессы регулируются одними и теми же законами.

        Основной правовой акт, определяющий порядок аренды муниципального имущества — ФЗ №135. В соответствии с его положениями собственность, которая не закреплена в форме хозяйственного владения за тем или иным субъектом на уровне местной власти, может сдаваться предпринимателям только на конкурсной основе (или аукционной). Аналогичная процедура должна быть проведена, если имущество принадлежит муниципальному унитарному предприятию. Причем не важно, в хозяйственном оно управлении или же в оперативном. Те же самые правила будут действовать, если собственностью владеет автономное государственное учреждение или же муниципальный орган, но при условии оперативного управления.

        Итак, в ряде случаев аренда муниципального имущества возможна только по факту проведения конкурса. Правила, согласно которым данные процедуры организуются, зафиксированы в одном из Приказов ФАС РФ — ведомства, которое отвечает за корректность взаимодействия власти и бизнеса во многих аспектах. В соответствующем нормативном акте, выпущенном антимонопольной службой, содержится список видов имущества, для аренды которых необходимо проведение торгов. В свою очередь, положения Приказа ФАС России могут дополнять нормативные акты, издаваемые на уровне отдельных муниципалитетов. Как правило, данные документы доступны на веб-сайтах местных органов власти.

        Бывают ситуации, когда проведение конкурсов, о которых идет речь, не обязательно. В каких случаях возможна аренда муниципального имущества без торгов? Данные моменты регулируются 17-й статьей ФЗ №135. Рассмотрим их.

        Первый сценарий, предполагающий, что аренда муниципального имущества возможна без конкурса, может быть реализован в соответствии с положениями 5-й главы ФЗ №135, отражающей возможность установления тех или иных преференций со стороны муниципальных органов власти.

        Второй сценарий предполагает, что конкурс уже был проведен, однако по правилам, содержащимся в положениях ФЗ №44, то есть в рамках муниципального контракта. При этом срок аренды объекта не может быть больше, чем длится соответствующего типа контракт.

        Третий вариант, в рамках которого конкурс не обязателен, — аренда имущества на срок, не превышающий 30 дней в течение полугода. При этом недопустимо заключение договоров между муниципалитетом и одним и тем же контрагентом повторно, после того как контракт в рамках установленного периода будет выполнен.

        Можно также отметить, что конкурс, предмет которого — предоставление в аренду муниципального имущества, может быть не проведен, если подразумевается продление действующих контрактов между предпринимателями и муниципалитетами.

        Конкурс может не проводиться, если права на муниципальное и иное имущество предоставляются фирмам в силу положений международных договоров, подписанных РФ, межправительственных соглашений, а также федеральных законов, которые устанавливают особый порядок пользования собственностью и иных правовых актов: указов Президента, постановлений Правительства или, например, решений судов, которые вступили в силу.

        Конкурсы не проводятся, если муниципалитет передает в безвозмездное пользование культовые здания, сооружения и иные виды собственности религиозным организациям.

        Также необходимости в проведении торгов может не быть, если имущество передается в пользу других органов власти на государственном или муниципальном уровне, а также внебюджетных фондов или, например, Центробанка России.

        Также можно отметить, что рассмотренный нами порядок, в рамках которого имущество муниципалитетов и государственных органов власти передается в аренду, не касается тех сфер, которые регулируются Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, а также законами о недрах.

        Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества. Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д. Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:

        — по факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых — право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;

        — заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.

        В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других — аукционами. Какой термин более корректен?


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *