Социальное сиротство в 2022 году: что это, его причины в России, проблемы вторичного сиротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальное сиротство в 2022 году: что это, его причины в России, проблемы вторичного сиротства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Помочь сиротам при живых родителях

«Научные междисциплинарные исследования»

Кошетова Мария Денисовна Koshetova Maria Denisovna

Студентка Student,

Лубянкин Никита Романович Lubiankin Nikita Romanovich

Студент Student.

Научный руководитель: Кондрашова Марина Андреевна, Kondrashova Marina Andreevna

ст. преподаватель кафедры гражданского права senior teacher department of civil law Межрегиональный юридический институт, ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Interregional Law Institute FSBEI of higher education

«Saratov State Law Academy»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В РОССИИ

THE MAIN PROBLEMS OF SECONDARY ORPHANHOOD IN RUSSIA

Аннотация: В данной статье рассматривается наиболее болезненное проявление социального сиротства-вторичное сиротство. Данная проблема обусловлена тем, что в настоящее время все чаще происходят случаи повторного возврата детей в детские дома, что разрушает психику ребенка и его представление о семейных и моральных ценностях. Также, в статье рассматриваются различные причины появления вторичного сиротства и пути их решения. Авторы ссылаются на конкретные примеры по данной проблематике. В данной статье рассматривается возможность установления ответственности за отказ от приемного ребенка, что по мнению авторов, возможно, решило бы проблему вторичного сиротства.

Annotation: This article examines the most painful manifestation of social orphanhood-secondary orphanhood. This problem is caused by the fact that at present there are more and more cases of repeated return of children to orphanages, which destroys the child’s psyche and his idea of family and moral values. Also, the article discusses various causes of secondary orphanhood and ways to solve them. The authors refer to specific examples on this issue. This article considers the possibility of establishing responsibility for the rejection of a foster child, which, according to the authors, could possibly solve the problem of secondary orphanhood.

Ключевые слова: вторичное сиротство, дети-сироты, профилактика, замещающие родители.

УДК 347.61/.64

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Key words: secondary orphanhood, orphaned children, prevention, substitute parents.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — это особенный круг несовершеннолетних, которые нуждаются в особом внимании у государства. Как известно, именно путем хорошего семейного воспитания создаются наилучшие условия для развития личности. Поэтому обеспечить детей-сирот достойными семьями является приоритетным направлением, как международными источниками права, так и российским законодательством. Однако, нельзя обойти такую проблему в современном обществе как вторичное сиротство. Конечно, невозможно заранее удостовериться в том, что приемные семьи справятся с детьми, смогут понять и обеспечить их потребности. Тем не менее, задачей государства, социальных служб, а также правозащитных организаций должно быть снижение риска возврата детей. Вторичное сиротство глубоко травмирует детей, они разочаровываются в институте семьи, а также у них возникают проблемы с привязанностью и доверию к людям.

Необходимо, в первую очередь, обратить внимание на такой термин как «вторичное сиротство», который не закреплен законодательно, соответственно нет точного определения данного понятия. Так, например, Боенкина Е.А. и Рудин И.В. отмечают, что вторичное сиротство-это отказ опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей, усыновителей от приемных детей [0, С.180]. Осипова И.И. указывает, что под вторичным сиротством понимается отказ от раннее усыновленных, взятых на воспитание или находящихся под опекой детей, влекущих нравственную и психическую деградацию ребенка [0, С.138]. Следует сказать, что вторичное сиротство становится настоящим ударом, как для усыновителей, так и для детей. Первые утрачивают веру в свои способности воспитать ребенка, которого они хотели, вторые теряют надежду на настоящую семью и им снова приходится возвращаться в детский дом.

Эльвира Гарифулина, кандидат социологических наук, руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко

Ключевые проблемы предотвращения социального сиротства — системные. Так, не хватает чётко прописанных алгоритмов работы и общего целеполагания. В учреждениях разных ведомств оно разное. Проблема чрезмерной отчётности специалистов сферы защиты детства, за которой руки не доходят до взаимодействия с ребёнком и его семьёй. И ни для кого не секрет, что кадровый потенциал сферы — проблемный момент. Специалистов работает много, но всё равно их не хватает. Мы все понимаем, что нереальна качественная работа, когда два человека должны и участвовать в судах, и «следить за недвижимостью» детей, и вести семьи в СОП, и «определять» детей в детское учреждение, и заниматься приёмными семьями, и много чего ещё делать. Есть контрольные функции, а есть помогающие. И даже контрольные должны работать на помощь, сообщая помогающим организациям о случае, который требует их внимания. Социальные профессии, наверное, никогда не станут суперпрестижными и очень денежными, но как минимум люди не должны демотивироваться в этой сфере и выгорать. А в ситуации без чётких общих межведомственных алгоритмов и целей люди буквально зажаты между молотом и наковальней, когда как ни сделай — всё будет плохо. Случается даже, что помочь семье — значит нарваться на проблемы на рабочем месте. Это не только создаёт текучку, у людей нарушается профессиональный функционал. Необходимость общей системы — не пустые слова, всё это отражается на конкретном специалисте сферы защиты детства.

Из системных вещей — необходима инфраструктура. Мы говорим о том, что кризисной семье нужен куратор (координатор) случая, но также необходимы сопутствующие службы и учреждения на территории рядом с семьёй. Чтобы у куратора были ресурсы, которые он может подключить для оказания помощи.

Доказательная база также должна копиться общая. Чтобы мы могли собирать информацию: что работает, а что нет. Чтобы каждый специалист не собирал по новой одни и те же данные о семье, а мог получить их.

Есть то, в чём мы согласны с представителями Минпросвещения и органов опеки и попечительства, которые говорят: «К нам семья попадает уже на позднем кризисном сроке. Должны быть те, кто до нас работает с семьёй, не давая ей попасть в кризисную ситуацию, из которой уже не найти выхода». Это элементы системы помощи семье, которые пока не до конца сонастроены на потребности семьи. Здесь важна своевременность сигнала о неблагополучии. Понимаем, что о сопровождении семьи много споров, но также очевидно, что без разнопланового длительного сопровождения семьи с активным вовлечением самих её членов невозможно решить проблему сиротства. Иначе мы будем просто гасить симптомы, не работая с причинами.

Из малораспространённых пока, но необходимых видов поддержки: периодическая помощь (няня, психолог, «гостевая семья» или стационар на время командировки, пребывания в больнице одинокого родителя и так далее); услуги ранней помощи, когда только появляется малыш; приют для ребёнка вместе с мамой. Сопровождаемое проживание, в том числе для семей с детьми с ОВЗ, молодых взрослых с особенностями развития (в том числе множественными). Мобильные бригады — тоже выход из положения там, где мы не можем постоянно держать узких специалистов. Вообще необходимо шире посмотреть на набор услуг и переходить от него к по-настоящему индивидуально-ориентированному на потребности и ресурсы семьи, своевременному, доступному, качественному сопровождению, а не контролю. Нужно помнить, что сопровождение семьи — непрерывное, длительное, разноплановое, с активным вовлечением самой семьи совместное действо. Далеко не всегда актуален классический вариант вроде продуктовых наборов или небольшого пособия. Семейное консультирование, подготовка самих родителей: часто они хотят воспитывать ребёнка, но просто не умеют взаимодействовать со своими детьми без применения насильственных методов воспитания.

Эффект будет, когда мы начнём работать с семьёй не после заявления и предоставленной справки, а проактивно. Перейдём на безбарьерную форму поддержки. Создадим с семьёй взаимное доверие. Перестанем быть «страшилкой», чтобы окружение семьи тоже не боялось вовремя подать сигнал о неблагополучии. Семья часто не готова принять помощь, потому что у неё нет перед глазами позитивных примеров и соответствующего собственного хорошего опыта. Но если мы не включим семью, не будем видеть её потребности, не услышим людей, то ни один инструмент не сработает, семья не присвоит план помощи себе, она не захочет его выполнять. Принцип клиентоориентированности и доверия в социальной сфере предельно важен, даже с такими семьями, которые мы называем условно неблагополучными.

И здесь — одна из самых глубоких проблем. Часто мы мало работаем с семьями, которые выпадают из нашего личного контекста. Есть ситуации, когда вещи, связанные с национальностью, с зависимостью, вызывают реакцию «быстрее отобрать ребёнка» или вообще «закрыть глаза». Но ребёнок — всегда ребёнок, неважно, он из семьи мигранта, или из цыганской семьи, или из пьющей, или из семьи, где родители с интеллектуальными нарушениями. Это должно стать горизонтом наращивания своих компетенций и специалистами, и лицами, принимающими решения. Наверное, идеальная ситуация, когда существует ведомство, которое курирует вопросы ребёнка и семьи и которое может активно взаимодействовать со всеми другими, подключать их. Но пока этого нет — мы можем создавать то, что в наших силах, там, где работаем сами.

А вот другой кейс — благополучная семья с двумя детьми-погодками. Старший мальчик дома вел себя нормально, а когда приходил в школу, проявлял агрессию — ругался с учителями, дрался с одноклассниками. В родительских чатах писали: переводите его в другую школу. Ему было лишь 9 лет, а он уже был на карандаше комиссии по делам несовершеннолетних. И здесь большим плюсом было то, что родители хотели помочь — просто не знали, как. Дело было не в классе, а в домашней обстановке. И это могло поставить в тупик неопытного педагога: ведь дома всего было в достатке, родители проводили с детьми много времени.

Оказалось, что мальчик «закусывался» с младшим братом. Пытался, как отец, быть жестким, грубым, переносил эту модель в класс — туда, где мог это делать, проявлять там доминацию. Мы прописали семье режим, работали с родителями и проводили семейные консультации, смотрели, как они взаимодействуют вчетвером, давали рекомендации детям и взрослым. Поработали мы и со школьным психологом, и с классным руководителем.

Мальчика рекомендовали показать узкопрофильным специалистам, которые при диагностике увидели, что он демонстрирует агрессивность, не свойственную детям в его возрасте. Он был неусидчивым, было слишком много энергии, хотя он занимался спортом. Ребенку назначили лечение, которое сдерживает его агрессивность (витамины, травяные успокаивающие лекарства).

Комплексная работа в течение года дала результаты. Мальчики в школе обозначают себя хорошо, успокоился родительский комитет.

И тут самое главное — что мы помогли родителям разобраться в их родительских компетенциях. Просто часто решения, которые они принимали в качестве наказания — забрать телефон, отключить интернет — вызывали еще большую агрессию. Дома дети вели себя нормально, но «догоняли» в другом месте. Иногда мы видели, что и эти родители сами вели себя, как дети. Когда мы с ними это разбирали, отец сам говорил: «На самом деле, веду себя как пацан».

Любая НКО, подобная нашей, очень нуждается в помощи. И не только в финансовой. Большое благо я вижу во взаимодействии некоммерческих организаций с властями. Государство проводит большую работу на ниве искоренения социального сиротства, но этого может быть недостаточно в связи с нехваткой ресурсов, которые позволили бы решить проблему в комплексе.

Сложность заключается в том, что родители часто не хотят идти на контакт с государственными структурами — боятся штрафов, опеки и тому подобного, а с НКО работать соглашаются.

Но бывает и так, что для асоциальных семей НКО становится лишь инструментом для выкачивания денег: «Погасите нам долг в 64 тысячи за квартиру, и у нас все будет хорошо». Но ведь не будет…

На моей памяти случай, когда долг за квартиру составлял 30 тысяч рублей, за детсад — около 7 тысяч. Маленькие дети не ходили в садик по полгода из-за долга. Наша организация обращалась в садик, руководство шло навстречу и брало детей в группы. Госструктура даже была готова аннулировать этот долг. Но родители продолжали вести аморальный образ жизни, игнорировать и нас, и садик, и администрацию, и дети все равно сидели дома — в довольно плачевных условиях…

В большинстве случаев, когда усугубляется ситуация, мы идем до конца и пытаемся вытянуть семью. Но бывает, что помочь не можем. И тогда родителей все-таки лишают родительских прав — сиротство становится не просто социальным, но и фактическим. Однако, в любом случае, взаимодействие с официальными органами и государственными структурами помогает снять множество проблем.

Пример такого сотрудничества — включение пьющих родителей в программы реабилитации. Есть, например, государственная программа, поддерживаемая президентом республики — «Точка трезвости». В сложных случаях, без взаимодействия НКО и власти, сложно добиться существенных результатов. По федеральным законам НКО имеет право работать с семьей только по заявлению родителей. Если тут есть соглашение со школой, можно провести общую работу, например, с классом.

А если родители не согласны? Тогда можно действовать только через официальные органы. Но мы видим недостаток работы государственных структур в том, что зачастую они реагируют слишком медленно. Если, например, в семье происходит насилие, долго ждать ни в коем случае нельзя. Но государство не имеет права влезать в частную жизнь. Эти механизмы, с одной стороны, правильные, а с другой стороны, противоречат законам безопасности личности в семье. И если их внимательно доработать, то многие вопросы смогут решаться гораздо быстрее.

Еще существенный недостаток: детям, достигшим совершеннолетия, уделяется меньше внимания по сопровождению — особенно со стороны государства. Как только за 18 перешагнул — «ты стал взрослый, флаг тебе в руки, барабан на шею и до свиданья! Хочешь — танцуй, хочешь — песенку пой!». И профилактика сиротства тоже предполагает работу с детьми до 18 лет. Единственная лазейка — если в семье несовершеннолетний ребенок, и НКО начало с ним работать, она вправе продолжать помогать ему и по достижении им совершеннолетия.

Работу программы профилактики социального сиротства в республике инициировала компания ИКЕА. Среди других ключевых партнеров — ŠKODA, Газпромбанк, P&G. Тем не менее, основа нашей деятельности — это частные пожертвования. Жертвователь может оформить подписку или сделать разовое пожертвование.

У нас работает команда фандрайзеров, которая имеет связь с каждым жертвователем. Каждый человек может обратиться напрямую в нашу программу — приехать в офис, ознакомиться с программой, работой, специалистами. Он может пообщаться с теми, кому мы помогаем (если, к примеру, приехал в офис во время консультации). То есть наши жертвователи видят каждый рубль, пущенный в дело. Никакой наличности никто не собирает. У сотрудников белая зарплата. Все это свидетельствует о прозрачности организации.

Но, к сожалению, бывают случаи, когда посторонние люди собирают средства, прикрываясь известным благотворительным брендом. На такие случаи мы реагируем, выезжаем на место, проверяем. У нашей программы есть соглашение с правительством, и работа фандрайзеров осуществляется с письменным уведомлением на имя премьер-министра. Так что это всегда можно проследить. Если человек интересуется информацией, он может зайти на сайт, страницы в соцсетях, связаться с руководителями коллективов и проектов. Наша команда фандрайзеров даже создала несколько роликов, в которых сказано, как распознать мошенников и лжефандрайзеров.

В государственном учреждении ребенок будет одет, умыт, накормлен, но никогда не получит тот важный опыт, который он получает дома — опыт жизни в семье, ответственности за близких, опыт распоряжения деньгами. Спонсоры и жертвователи часто жалеют воспитанников детских домов и стараются одарить их тем, что кажется им доступным — материальными благами, но, получив в подарок очередной телефон или планшет, подросток-сирота не научится ценить эти вещи, зарабатывать своим трудом, нести ответственность за свои слова и дела и, главное, что он нуждается совсем не в этом. Лучшей помощью было бы общение, возможность бывать в семье хотя бы на гостевом режиме или, по крайней мере, переписываться с близким взрослым, куратором, иметь возможность обсудить свои проблемы, выбрать профессию, получить образование.

После выхода из детского дома бывший ребенок зачастую совершенно не приспособлен к жизни, где почти все решали за него, а подарки сыпались как из рога изобилия, не заменяя душевное тепло. Подросток не привык думать о последствиях и, оказавшись на руках с ребенком, просто не знает, что с ним делать. При должной поддержке, курировании, психологической помощи молодые родители могут справиться. И службы, способные оказать эту поддержку, могли бы решить проблему. Хотя ее первопричина по-прежнему остается актуальной.

Социальными сиротами часто становятся дети родителей, которые не могут обеспечить ребенка, так как сами социально не защищены. Речь идет о трудовых мигрантах, но не только о них. Оказавшись в трудном положении одинокой матери, не имея возможности вернуться домой так, чтобы не получить осуждение родственников и не попасть в социальную изоляцию, матери решаются отдать своих детей. Одиночество, незнание языка, законов, традиций, плохие условия труда приводят к тому, что ребенок оказывается в базе данных детей сирот.

Поместить ребенка временно по заявлению родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, можно и сейчас. Этого можно было бы избежать, если бы семье предоставили помощь, именно этим занимаются кризисные центры для женщин с детьми, но спрос, к сожалению, превышает предложение.

«А может, зря? В детдоме ему будет лучше»: феномен вторичного сиротства

Пережила вторичное сиротство

В первую приемную семью я попала в три года: родственники забрали меня к себе после смерти матери. Изначально все было хорошо, я росла с их родными детьми, моими ровесниками. Казалось, что родители любят и ценят нас всех одинаково. Но когда я подросла, стала ощущать, что они относятся ко мне предвзято, не покидало чувство, что я перестала быть для них близким человеком. Появилось разделение между мной и родными детьми. Возможно, в семье возникла ревность ко мне, или была другая причина. В итоге пришлось уйти к крестному, но вскоре родители узнали, куда я исчезла, и сильно обиделись. Они даже не попытались со мной поговорить, тут же увезли от крестного в детский дом и оформили отказ. На тот момент мне было двенадцать лет.

Я мечтала попасть в семью, но категорически не хотела возвращаться в прежнюю. После негативного опыта я тщательнее присматривалась к людям и долгое время не соглашалась на предложения об опеке.

Было трудно довериться, однако в сердце жила надежда. В пятнадцать лет я совершенно случайно попала во вторую приемную семью. Поверила людям на каком‑то интуитивном уровне, хотя после отказа сделать это было сложно. Когда у нас были гостевые встречи, я чувствовала себя как дома. Сейчас они стали для меня по-настоящему родными. Отношения в семье на начальных этапах складывались непросто, но я решила полностью избавиться от вредных привычек, научиться вежливо разговаривать с окружающими, потому что дорожила новой семьей. В итоге мы пришли к полному взаимопониманию.

«Медуза», я с тобой

Илья Шевелев

Сиротами считаются несовершеннолетние, лишенные семьи, которым требуется государственная помощь. Причиной утраты родительской опеки может быть смерть родителей (прямые сироты) либо уклонение ими от выполнения своих обязанностей.

Социальные сироты – дети безнадзорные, чьи биологические родители живы, но не занимаются их воспитанием по различным причинам:

  • из-за лишения прав (вследствие алкоголизма, наркомании, наличия психических заболеваний, жестокого обращения и т.д.);
  • при отказе от детей;
  • в случае длительного нахождения на лечении;
  • при лишении свободы, отбывании наказания;
  • если их местонахождение не определено (безвестно отсутствующие).

Родители могут сохранять свои юридические права, однако группа детей, оставшихся без попечения родителей из-за лишения или ограничения тех в родительских правах, является наиболее многочисленной. По статистике лишение родительских прав чаще всего происходит по причине тяжелого алкоголизма родителей. Нередко также поводом становится жестокое обращение или вовлечение детей в противоправные действия.

Дети могут остаться без родительской опеки временно или постоянно, фактически или юридически. Исходя из причин, по которым это произошло, социальные сироты делятся на следующие группы:

  • имеющие родителей, лишенных и ограниченных в правах;
  • безнадзорные;
  • «отказники»;
  • «подкидыши»;
  • воспитывающиеся вдали от родителей(например, помещенные в учреждения для инвалидов).

Первая группа составляет основной контингент специальных детских учреждений интернатного типа: приютов, детских домов, домов ребенка.

Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Состоящие на государственном учете сироты имеют право на получение пособий, жилья и другие виды материальной и имущественной помощи. Контроль за соблюдением интересов детей, а также защита личных и имущественных прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства.

При оценке детского психологического неблагополучия в числе существенных факторов, влияющих на тяжесть последствий социального сиротства, обязательно учитываются возраст детей при попадании в учреждение, а также время, проведенное в нем. Психологические проблемы изъятых детей, «отказников» или скрытых сирот имеют как общие черты, так и различия. Говоря об общих, следует рассматривать различные депривации и нарушения привязанности.

Депривация – неудовлетворение потребностей, происходящее вследствие отсутствия источников для их удовлетворения, которое позже приводит к пагубным последствиям для психики. Главной неудовлетворенной потребностью становится потребность в связи с матерью – материнская депривация. Кроме этого наблюдаются следующие виды деприваций:

  • сенсорная – при недостаточной зрительной, слуховой, осязательной, другой стимуляции;
  • двигательная, связанная с резким ограничением движения и нередко вызывающая компенсаторную активность (например, синдром раскачивания);
  • социальную, имеющую особенно тяжелые последствия для детей младшего возраста.

Помимо депривации важную роль играет привязанность – эмоциональная связь между ребенком и взрослыми, нарушения которой мешают нормальному психическому развитию. Депривация и нарушения привязанности так или иначе затрагивают всех социальных сирот: как находящихся вне семьи с рождения, так и изъятых позже из неблагополучных условий.

Моменты лишения родителей родительских прав и изъятия из семьи, пусть даже самой неблагополучной, переживаются детьми очень остро – с болью утраты, страхами, обидой, неуверенностью, иногда агрессивным отрицанием. Такая психологическая травма оставляет глубокий след, затрагивая все стороны жизни.

Помещение в учреждение или приемную семью воспринимается окончательным разрывом с родными, поэтому период адаптации сопровождается неуравновешенностью, эмоциональной противоречивостью. После острой психотравмы или на фоне хронически неблагоприятной ситуации возможно развитие депрессивных состояний, «синдрома сиротства», характеризующегося нарушениями навыков общения, речи, тонкой моторики.

В младшем школьном возрасте к проявлениям расстройств реактивной привязанности добавляется неразборчивость в общении. Дети не разделяют своих и посторонних, «плохих» и «хороших», поэтому с легкостью общаются даже с социально неблагополучными лицами. В этот период к социальной дизадаптации добавляется школьная, выражающаяся нарушениями обучения и поведения.Из-за отсутствия семейных связей возникают сложности с самоидентификацией. Здесь изъятые дети находятся в более выигрышной позиции по отношению к «отказникам», поскольку обладают воспоминаниями о кровных родственниках.

Для подростков важную роль начинает играть средовой фактор, что способствует развитию девиантного поведения. Они интеллектуально пассивны, у них крайне слабо выражена потребность в познании нового, доминируют сиюминутные желания, а перспектива ограничена ближайшим будущим. Наблюдаются нарушения в межличностных отношениях, нередко отсутствует интерес к окружающим, отмечается неумение сопереживать. В этом возрасте подростками из детских домов особо болезненно воспринимается их отличие от «семейных» детей.

Формат семейного воспитания необходим всем детям. У детей, воспитанных в учреждениях, преобладает зависимое, реактивное поведение — вместо инициативного и свободного поведения ребенка, выросшего в семье. Вместо творческого мышления развивается шаблонное, вместо навыков самостоятельного решения проблем — иждивенчество и обида.

Родители, которые решили взять в семью ребенка, должны понимать, что они не одни и в любой сложной ситуации им помогут. Особенно важно поддерживать семьи, которые готовы взять ребенка с особенностями здоровья. И речь не только о материальной поддержке: должны быть доступны медицинские и образовательные учреждения, обеспечена помощь педагогов и психологов. Например, на труднодоступных территориях, можно организовать мобильные бригады помощи приемным родителям.

С 2012 года опекуны должны пройти обучение в школах приемных родителей (ШПР). Там помогают подготовиться к серьезному шагу и убедиться в своем решении. Благодаря ШПР больше детей попадают в семьи. Так с 2014 по 2019 год количество детей, нуждающихся в устройстве в семьи, уменьшилось почти в два раза: с 87 до 47 тыс. человек.

3 октября Вредные привычки, причины и их последствия

16 апреля СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, чьи дети биологически уже старшеклассники, а психологически еще подростки.

3 марта Способы эффективного общения с подростками

29 января Семья и подросток

18 ноября 2020 Переходный возраст. Чем помочь подростку в поисках смысла жизни и себя.

18 ноября 2020 6 родительских привычек, которые нарушают эмоциональный контакт с ребёнком.

16 ноября 2020 7 способов разрушить самооценку ребенка и даже не заметить этого.

  1. Обработка персональных данных Фондом осуществляется в соответствии со следующими принципами:
  2. Законность и справедливая основа обработки персональных данных. Фонд принимает все необходимые меры по выполнению требований законодательства, не обрабатывает персональные данные в случаях, когда это не допускается законодательством и не требуется для достижения определенных Фондом целей, не использует персональные данные во вред субъектам таких данных.
  3. Ограничение обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Целями обработки персональных данных являются:
    1. осуществления Фондом деятельности, предусмотренной Уставом;
    2. при совершении пожертвования на сайте Фонда — реализация уставных целей Фонда, в том числе путем осуществления благотворительной деятельности; получение Фондом пожертвований в денежной и натуральной форме, в том числе заключение и исполнение договоров пожертвования; выполнение требований федерального законодательства по раскрытию информации о деятельности благотворительной организации, размещение информации о деятельности Фонда в общедоступных источниках, в том числе на Сайте;
    3. в случаях использования сервисов Фонда — предоставление информации о функциях того или иного сервиса, направление уведомлений, материалов, предложений, связь с Субъектом персональных данных;
    4. при совершении покупок (товаров/услуг) — своевременное оформление заказа, доставка заказа, консультации по заказу;
    5. в случаях создания в личном кабинете — обеспечения участия в программах проектах, конкурсах Фонда, в том числе для подачи заявки, проведения экспертной оценки заявки и принятия решений, проведения исследований, оказания помощи в участии в мероприятиях; создание мероприятий; осуществления законных интересов Фонда, в том числе для проверки контрагента (в т. ч. по международным и национальным перечням террористов), проведения оценки благотворительных программ, информирования общественности о деятельности Фонда и проведения мероприятий внутреннего контроля, составления отчетности, осуществления уставной деятельности Фонда; исполнения возложенных на Фонд законом обязанностей, например, в случае предоставления информации уполномоченным государственным органам;
    6. для проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных персональных данных.
    1. Обработка Персональных данных Фондом допускается в следующих случаях:
      1. При наличии согласия Субъекта на обработку его Персональных данных. Согласие дается путем активации чекбокса «Согласен с условиями политики конфиденциальности».
      2. При передаче Персональных данных Субъекта персональных данных на Сайте. При передаче данных Субъекта персональных данных третьим лицом, третье лицо гарантирует, что предварительно получило от Субъекта персональных данных согласие на передачу данных Фонду.
      3. Персональные данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с законодательством РФ; Обработка персональных данных необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством на Фонд функций, полномочий и обязанностей.
      4. Для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных и исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
      5. Обработка персональных данных Фондом необходима для осуществления прав и законных интересов Фонда и/или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъектов персональных данных.
    2. Фонд не раскрывает третьим лицам и не распространяет Персональные данные без согласия Субъекта, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
    3. Фонд не обрабатывает Специальные категории персональных данных, Биометрические персональные данные.
    4. Фонд не осуществляет Трансграничную передачу Персональных данных Субъектов. Трансграничная передача Персональных данных на территории иностранных государств, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме Субъекта персональных данных на Трансграничную передачу его Персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является Субъект персональных данных.
      Фонд до начала осуществления трансграничной передачи Персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу Персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов Персональных данных.
  4. В России в 2022 году появится дорожная карта по профилактике сиротства

    1. Обработка Фондом Персональных данных осуществляется в течение срока необходимого для достижения целей обработки Персональных данных. После достижения целей обработки персональных данных Фонд прекратит обработку и уничтожит персональные данные (а также обеспечит прекращение обработки и их уничтожение привлеченными к обработке третьими лицами) в течение 30 (тридцати) дней, за исключением случаев, когда законодательство требует это сделать в более короткий срок.
    2. В случае направления Субъектом персональных данных отзыва согласия на обработку персональных данных, Фонд прекращает обработку персональных данных, а также обеспечивает прекращение обработки и их уничтожение привлеченными к обработке третьими лицами (в случаях, когда согласие является единственным законным основанием для обработки Персональных данных).
    1. Сайт (сервисы) Фонда могут содержать ссылки на сайты и приложения третьих лиц (например, социальные сети «Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «Ютуб», «Вк»), в то же время сторонние сайты и приложения также могут отсылать к сайту (сервисам) Фонда. Фонд не имеет отношения и не несет ответственности за обработку Персональных данных Субъекта персональных данных на таких сторонних сайтах и приложениях, а также за политики и практики, применяемые их владельцами, администраторами и другими лицами, в отношении обработки персональных данных пользователей сторонних сайтов.

    • Журнал Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (часть 1)
    • Дата публикации 02.04.2015
    • Раздел Социологические науки
    • УДК 316.424 – 053.81
    1
    • Авторы
    • Резюме
    • Файлы
    • Ключевые слова
    • Литература

    Как уже говорилось, в настоящее время Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

    Особую категорию составляют беспризорные дети. Рассмотрим статистические исследования, проведенные в 1995-1999 годах в городе Самара.

    В этот период из дома убежали 56,6% от всех, доставленных в приемники-распределители. Причем бегут дети разных возрастов. Наименьшие показатели – 6 лет, 58% – 9-14 лет, 31,1% – 6-8 лет, 10,3% – 15-17 лет.

    По полу: мальчики – 78,6%, девочки – 21,4%. Большинство беспризорных – жители городов (почти 80%), сельские жители составляют около 20%[28] .

    Официальная статистика свидетельствует, что в 1999 году по России насчитывалось 658,2 тысячи детей, в 2000 году – 662,2 тысячи, в 2001 году – 682,2 тысячи, в 2002 году – 700 тысяч[29] .

    В приведенной ниже таблице представлены данные о проблеме социального сиротства по регионам России на 2003 год. Из данных видно, что самые низкие показатели выявлены в Чеченской и Ингушской республиках, так как родственные связи в этих регионах достаточно высоко ценятся, присутствует уважение к старшим, родители не бросают своих детей. А самые высокие показатели – в Таймырском и Ненецком автономных округах. Но, к сожалению, официальная статистика часто расходится с практикой.

    Таб. 1 Ситуация с сиротством в России по регионам за 2003 год по данным 103-рик 07.12.2004

    Место

    Регион

    Выявлено

    Учреждения

    Показатель

    Пережила вторичное сиротство

    В первую приемную семью я попала в три года: родственники забрали меня к себе после смерти матери. Изначально все было хорошо, я росла с их родными детьми, моими ровесниками. Казалось, что родители любят и ценят нас всех одинаково. Но когда я подросла, стала ощущать, что они относятся ко мне предвзято, не покидало чувство, что я перестала быть для них близким человеком. Появилось разделение между мной и родными детьми. Возможно, в семье возникла ревность ко мне, или была другая причина. В итоге пришлось уйти к крестному, но вскоре родители узнали, куда я исчезла, и сильно обиделись. Они даже не попытались со мной поговорить, тут же увезли от крестного в детский дом и оформили отказ. На тот момент мне было двенадцать лет.

    Я мечтала попасть в семью, но категорически не хотела возвращаться в прежнюю. После негативного опыта я тщательнее присматривалась к людям и долгое время не соглашалась на предложения об опеке.

    Было трудно довериться, однако в сердце жила надежда. В пятнадцать лет я совершенно случайно попала во вторую приемную семью. Поверила людям на каком‑то интуитивном уровне, хотя после отказа сделать это было сложно. Когда у нас были гостевые встречи, я чувствовала себя как дома. Сейчас они стали для меня по-настоящему родными. Отношения в семье на начальных этапах складывались непросто, но я решила полностью избавиться от вредных привычек, научиться вежливо разговаривать с окружающими, потому что дорожила новой семьей. В итоге мы пришли к полному взаимопониманию.

    В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

    В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

    Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

    Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

    • Причины возникновения социального сиротства

      Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в контексте правоустанавливающих документов, источники и причины его возникновения. Тенденция к увеличению и распространению социального сиротства как явления.

      курсовая работа [45,1 K], добавлен 19.12.2011

    • Отношение населения к проблеме социального сиротства

      Сиротство как социальное явление российского общества. Понятие «социальное сиротство», его виды и причины появления. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Социальное сиротство в Югорске, статистические данные.

      курсовая работа [164,6 K], добавлен 16.02.2010

    • Социальное сиротство в России

      Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной социально-политической практике. Особенности социального сиротства в России на современном этапе. Охрана прав социального сиротства в Российской Федерации, оценка ее эффективности.

      курсовая работа [52,1 K], добавлен 25.01.2011

    • Проблема социального сиротства

      Понятие и причины социального сиротства, непосредственные источники его происхождения. Демографические проблемы семьи, социологический анализ мотивов отказа родителей от воспитания детей. Характеристика женщин, принявших решение об отказе от материнства.

      курсовая работа [132,0 K], добавлен 30.12.2012

    • Профилактика социального сиротства в учреждениях социальной защиты населения

      Социальное сиротство как социальная проблема. Социальное сиротство: понятие и причины в современном обществе. Кризис семьи. Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным сиротством. Модели жизнеустройства детей социальных сирот.

      дипломная работа [114,3 K], добавлен 06.11.2008

    • Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи, детей и молодежи

      Определение понятия социального сиротства, причины и условия, его провоцирующие. Категории детей, относящихся к социальным сиротам. Уровни, формы, методы профилактики социального сиротства. Проблемы профилактики социального сиротства и пути преодоления.

      курсовая работа [280,7 K], добавлен 05.03.2015

    • Социальная проблема сиротства в Республике Беларусь

      Программа социологического исследования по изучению проблемы социального сиротства в Республике Беларусь и влияние социальных, экономических и демографических факторов. Анализ формирования моральных стереотипов и анкетирование по проблеме сиротства.

      практическая работа [29,0 K], добавлен 05.12.2010

    В Старокорсунском детском доме оказывается социально-психологическая помощь.

    Социальная работа в группе ведется по следующим направлениям:

    • Организация комитетов по медицине, психологии и образованию;

    При участии специалистов из детского дома составьте дальнейшие планы

    • Работающий с детьми;
    • Оформление пенсий;
    • Взыскание алиментов с родителей ребенка,»забракованного», согласно принятому решению;
    • Суд;
    • Решение вопросов, связанных с обеспечением сохранности жилой площади;
    • Определение статуса ребенка;
    • Организация посещения детей родственниками и другими взрослыми;

    Возможность последующих посещений семьи ребенком под присмотром:

    • Специалист
    • Воспитательная работа

    Воспитательная деятельность дошкольной группы осуществляется по следующим направлениям:

    • Моделирование, применение;
    • Сделайте поделки из натуральных материалов, оригами;
    • Подвижные игры(Ветер-ветер, догони меня, найди мой веселый звенящий шарик, подбрось и поймай, где он спрятан и т. д);

    Домашние работы(поддержание порядка в группе:

    • Наблюдение за природой (различение деревьев, овощей, фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);
    • Работа на природе(уборка участка от опавших листьев, копание песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручной работы, уход за комнатными растениями и др.);
    • Воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания ребенка к внешнему виду, использование зубной щетки, индивидуальных расчески, носовых платков и др.);
    • научитесь одеваться и раздеваться в определенном порядке);
    • Нравственное воспитание.

    Дети также могут посещать занятия по хореографии и гимнастике. Работа инструктора по плаванию или футболу или учителя речи с дошкольником.

    В ходе практики невозможно проводить полноценную работу, в том числе индивидуальную работу с детьми в дошкольных группах (16 детей под контролем двух педагогов), что отрицательно сказывается на эффективности образовательного процесса, формировании открытого позитивного общения между педагогом и ребенком из-за загруженности воспитателя. Однако администрация детского дома активно работает над этим вопросом, который будет решен в ближайшее время.

    Психологическая работа с детьми в дошкольной группе.

    В штате учреждения был психолог, и эта должность была освобождена на время прохождения стажировки. Также руководство детского дома привлекает к детям Краснодара специалистов Центра поддержки семьи, которые проводят занятия с дошкольниками два раза в неделю.

    В работе с дошкольниками были использованы следующие методы:

    1. Подвижные игры для развития координации движений;
    2. Упражнения на выражение эмоций(чтение различных сказок, последующее обсуждение эмоций, переживаемых положительными и отрицательными персонажами и событиями, различных эмоций, изображенных на них);
    3. Поскольку движения пальцев тесно связаны с речевой функцией, они направлены на коррекцию речевых нарушений, общей двигательной дисфункции, а также отклонений в развитии движений пальцев,
    4. Техника игры с песочной терапией.

    Эффективность выбранного метода основана на спонтанности личности ребенка в песочной игре, песок используется для занятий по развитию, обучению, коррекции и лечению, так как игра на песке является одной из форм естественной активности ребенка. Игра в песок положительно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, а это делает ее отличным инструментом для развития и саморазвития ребенка. Песок создает приятное ощущение в пальцах и руках. В процессе лечения используют текстиллогистик чувствительности и мелкой моторики, упражнения для развития упражнений на развитие, для восстановления утраченных тактильных ощущений, для улучшения развития фонематического слуха, для улучшения качества речи.

    Занятия проходили в течение 40 минут, а группа состояла из 3-4 человек. Во время первоначальной диагностики возникла необходимость переизбрать группу и отправить часть детей в индивидуальные классы.

    Показания к индивидуальной игровой терапии включают в себя:

    1. Социальные потребности и коммуникация-сотрудничество с другими детьми;
    2. Невозможно сконцентрироваться на задаче, трудно ее выполнить;
    3. Детская ревность к братьям, принимающая форму
    4. Острые эмоциональные переживания;
    5. Ускорение полового развития.

    Для диагностики и оценки эффективности игровой терапии использовалась методика»психологический портрет ребенка, участвующего в сеансе игровой терапии». Оценка проводилась по следующим причинам

    Критерий:

    Интерес к ситуации игры, включая рейтинги:

    • Деятельность в момент назначения роли;
    • Соблюдение правил игры (действие по правилам игры) характеризует способность ребенка запоминать и соблюдать правила игры;
    • Склонность к импровизации, умение самостоятельно организовать игру;

    Страх характеризуется следующими действиями ребенка:

    • Наличие страха;
    • Истерики, отказ играть;
    • Ребенок прячется;
    • Побег;
    • Попросите о помощи.

    Испытайте свой успех в игре, включая баллы:

    • Будьте счастливы (хороши), готовы стать еще лучше, когда добьетесь положительного результата. Этот критерий указывает на то, что ребенок мотивирован на достижение положительного результата и указывает на возможность положительного воздействия на него во время игры;
    • Внешне безразлич��ый(проявляющий противоположную тенденцию;
    • Преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;

    Испытайте неудачу в игре

    Профессиональные семьи и профилактика: как победить сиротство в России

    Наличие различных форм размещения детей, раннее выявление детских проблем, как с детьми, так и с их семьями, социальная защита детей в их родных семьях.

    Семейный кодекс Российской Федерации возлагает на них все вопросы, которые организуют жизнь ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе защиту семейных прав, опеку и попечительство.

    К сожалению, в большинстве случаев права ребенка на жизнь и воспитание в семье не рассматриваются в реберном пространстве. Основной упор делается не на создание необходимой для этого инфраструктуры, а на форму и методы изъятия ребенка из неблагополучной семьи и помещения его под опеку или в детский дом. но и это еще не все. Если ребенок утрачивает право иметь семью, он автоматически лишается возможности осуществлять другие права в той мере, в какой это необходимо для наилучшего развития. Необходимо кардинально изменить национальную социальную политику в интересах ребенка по принципиально новым причинам.

    Ребенок, оставшийся без должного родительского контроля, становится опасным для жизни в семье, и такой ребенок, чье поведение характеризуется проступками или тяжкими преступлениями, должен быть в поле зрения социального работника (службы) еще несколько лет назад.

    Органы государственной опеки и попечительства должны иметь возможность индивидуальной профилактической работы со стороны семьи при первом проявлении проблемы. Деятельность органов опеки и попечительства зависит от необходимости определения, исходя из собственных представлений о благополучии семьи, уместно ли и правомерно ли вмешательство в жизнь семьи.

    В сложившейся ситуации обеспечить права детей возможно, в том числе, всеми организациями, осуществляющими деятельность, направленную на социальную работу и поддержку детей, важное место в этой системе занимают учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальном возвращении (социальные приюты, центры социальной помощи несовершеннолетним, центры для родителей).

    Повышение эффективности социальной адаптации достигается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительный опыт работы в семейном детском доме заключается в том, что воспитанник живет с родителями и обучается в обычной городской школе вместе с ребенком, у которого есть своя семья. Они также общаются друг с другом, независимо от того, что они дети детского дома. Участвуйте во всех мероприятиях, проводимых в школе. Они участвуют в школьных и городских спортивных мероприятиях и являются членами спортивного отдела. Они посещают концертные залы, театры, музеи, выставки и экскурсии. Они посещают рабочие кружки вне детских домов, повышают уровень общения воспитанников с внешним миром, усиливают общение со сверстниками и взрослыми, а вся деятельность детского дома воспитанниками приводит к социально-благотворному эффекту адаптации детей-сирот и сирот, не находящихся на попечении родителей.

    Но этой деятельности недостаточно для полноценной реализации социальной адаптации детей-сирот. Детям не хватает ежедневного общения за пределами детского дома. Я думаю, что если нормальная, полноценная семья сможет взять детей из детского дома на некоторое время (по выходным), то дети-сироты будут обладать навыками семейного общения, чтобы дети-сироты заботились, чувствовали тепло своих родителей, познавали»мир»семьи и чувствовали себя полноценными людьми.

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

    1.1. Сиротство, как социальное явление: виды и причины появления

    1.2 Социальные проблемы детей-сирот в современном российском обществе

    ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ

    2.1 Социальные факторы и реформы, обуславливающие влияние на положение детей-сирот

    2.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства 81 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 124 ПРИЛОЖЕНИЯ

    Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи. Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.

    Глава 18 СК РФ определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот. Главы 19-21 СК РФ определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.

    Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688, который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.

    Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве». Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации.

    Несмотря на отсутствие нормативного регулирования, правовая доктрина, международные нормы и научная литература позволяют разделить сиротство на несколько категорий в зависимости от оснований его возникновения. Ученые, как правило, делят сиротство на биологическое и социальное. Поскольку данные проблемы кардинально отличаются и имеют совершенно разный характер и причины, рассмотрим их по отдельности.

    Теперь разберемся, что такое социальное сиротство. Согласно научной литературе, это социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях. Это возможно в случаях, когда родители:

    • лишены судом родительских прав;
    • отказались от своего ребенка после его рождения (так называемые отказники);
    • признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
    • не участвуют в воспитании детей длительное время без уважительных причин и так далее.

    В числе социальных сирот следует также выделять скрытых, «домашних» сирот. Такая форма сиротства признается научной литературой в случаях, когда несовершеннолетние формально не лишены родительской заботы, однако не получают ее в результате равнодушия и отсутствия интереса к жизни ребенка у родителей, проживающих вместе с ребенком. Это становится причиной беспризорности, семейных конфликтов и асоциального поведения.

    Социальное сиротство в России имеет более существенные масштабы, чем биологическое – оно охватывает минимум 85% всех детей, лишенных семейной заботы. Появление данной проблемы обусловлено падением нравственности в обществе, распространением алкоголизма и наркомании, отсутствием реальной государственной поддержки и профилактики появления проблемных семей и так далее. В связи с этим именно социальное сиротство является одной из приоритетных проблем, с которыми государство планирует бороться в первую очередь.

    Одним из наиболее тревожных явлений, связанных с судьбой детей, оставшихся без родительской опеки, является вторичное сиротство. Под ним следует понимать отказ от ранее усыновленных или взятых под опеку или попечительство детей их теперь уже приемными родителями. Такой отказ становится причиной нравственной и психической деградации несовершеннолетнего, во второй раз брошенного пусть и приемными, но родителями.

    Основаниями для вторичного сиротства могут стать:

    • низкая психолого-педагогическая готовность замещающих родителей;
    • противоречия между интересами ребенка и приемных родителей;
    • отсутствие невербального контакта и взаимной симпатии;
    • проявление генетических или иных болезней, ранее отсутствующих у ребенка;
    • корыстные побуждения для усыновления или установления опеки и так далее.

    Главной причиной данного явления считается слабая профилактика вторичного сиротства со стороны государства. Представляется, что для решения данной проблемы должна быть повышена эффективность работы государственных институтов подбора, подготовки, контроля и сопровождения приемных семей.

    В свете существующей проблемы сиротства в России государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки. Наиболее эффективным инструментом в данном случае считается профилактика социального сиротства органами опеки и попечительства. Она включает в себя психологическую, педагогическую, социальную, правовую, медицинскую, образовательную и иную помощь семьям, имеющим и не имеющим факторов риска неблагополучия.

    Предоставлением данной помощи занимаются специалисты органов опеки, а также иные специалисты социальных служб – психологи, педагоги, юристы и врачи. Применяемые ими технологии профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства зависят от степени существующих рисков и аудитории, для которой предназначена профилактика. Среди них следует различать:

    • Технологию первичной профилактики. Речь идет о работе с семьями, не имеющими потенциальных рисков неблагополучия. Такие технологии могут включать медицинские мероприятия, направленные на рождение здоровых детей, медико-социальную помощь беременным, проведение общественных и спортивных мероприятий для поддержки семей, мероприятия, направленные на формирование ответственного родительства, ценностей семейной жизни и так далее.
    • Технологию раннего вмешательства. Речь идет о ранней поддержке семей, живущих в условиях социального риска – малообеспеченность, безработица, насилие по отношению к ребенку, и так далее. Работа предусматривает более плотное сотрудничество и тесный контакт социальных работников с семьями, находящимися в группе риска. Она может включать в себя семейное индивидуальное консультирование, домашнее посещение, работу с врачами и педагогами, привлечение сторонних специалистов, проведение образовательных и воспитательных тренингов, профилактических бесед и иных мероприятий.
    • Альтернативное семейное устройство. Если указанные мероприятия не дали положительного результата, а дети не получают полноценной поддержки, органы опеки обязаны поднять вопрос об изъятии ребенка и передаче его в специальное учреждение или приемную семью.

    По результатам своей работы каждая из организаций формирует отчет по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Информация, указанная в такой отчетности, позволяет определить позитивные стороны профилактической работы и учесть эффективность применяемых методик в будущем.

    Согласно положениям ст. 123 СК РФ, отечественное законодательство предусматривает 4 возможные формы семейного устройства детей, лишенных родительской заботы: усыновление, опека и попечительство, патронат и приемная семья. Если возможность такого устройства отсутствует, ребенок передается на воспитание в организацию для детей-сирот. Проблемы и пути их решения, связанные с выявлением таких детей, а также устройством несовершеннолетних в семьи, находят органы опеки. Для полноценного понимания вопроса рассмотрим формы устройства подробнее.

    Каждый из читателей этой монографии не раз за последние годы сталкивался на улице с грязными, оборванными и голодными детьми, которые просят еду или деньги. Каждый задавал себе при этом вопрос, как могло такое случиться, ведь сейчас не война. И, наверняка, многие мучились от собственной беспомощности, от стыда, что у них на глазах пропадает маленький человек, а они, взрослые люди, идут мимо: подаянием проблему не решишь, к себе домой не заберешь. Каждый, у кого есть гражданская позиция, не может не испытывать также чувства возмущения (как наша страна до такого докатилась?) и не может не задать себе вечный российский вопрос — «Что делать?».

    Все эти чувства не раз испытывали и авторы этой книги. С начала 90-х гг. судьба каждого из четырех авторов этой книги сложилась так, что им пришлось близко столкнуться проблемой социального сиротства. В предисловии мы решили коротко описать этот опыт, чтобы читателю была понятна личная траектория движения к этой проблеме каждого из авторов, а также история сотрудничества, которая свела их вместе.

    Основная часть научных трудов В. К. Зарецкого посвящена психологии творчества. Однако прилагать свои оригинальные разработки по психологии творческого мышления В.К. Зарецкий решил в работе не с одаренными детьми, не в особых условиях гимназий и лицеев, а с детьми, имеющими серьезные проблемы в обучении, которым педагоги нередко приклеивают ярлык «необучаемые». Не секрет, что многие из них происходят из неблагополучных семей и образуют группу риска по социальному сиротству. Работа с этими детьми всегда приводила к семье, из которой они вышли, ставила массу вопросов социального и экономического порядка. С начала 90-х гг. В.К. Зарецкий вместе с коллегами из НИИ педагогических инноваций РАО начал активно заниматься социальным проектированием. Он работает с некоммерческими организациями (НКО) родителей детей-инвалидов и детей с различными нарушениями развития и обучаемости. Опираясь на свои разработки в области психологии творчества, он предпринимает попытку принципиальной перестройки организационно-деятельностной игры как метода социального проектирования. Уже тогда стало очевидным, что государственная политика в отношении детей с особенностями развития не создает условий для их проживания в семье и интеграции в общество. Фактически государство программирует сиротство детей со всякого рода отклонениями. Многолетняя работа В.К. Зарецкого как организатора летних школ для детей с проблемами в обучении в Нытвенском районе Пермской области (1995-2001) была направлена на то, чтобы доказать, что необучамых детей нет, и вся проблема состоит в создании условий для нормального развития любому ребенку. В ходе этой работы В.К.Зарецким была начата разработка и реализация стратегии системных региональных изменений в решении проблемы обучения детей с особенностями развития. Позднее эта стратегия была предложена В.К. Зарецким в качестве основы для разработки стратегии решения проблемы сиротства в рамках программы «Помощь детям-сиротам России», в которую он был приглашен М.О. Дубровской в качестве консультанта по региональной политике программы.

    М.О. Дубровская — социальный психолог, специалист по организации социальной и психологической работы с детьми и семьями, в период с 1991 по 1998 г. последовательно создала и руководила тремя московскими «Телефонами доверия» для детей и подростков, оказывала методическую и организационную поддержку соответствующим службам в регионах. В 1992 г. организовала первую в стране линию «Телефона доверия» для детей, пострадавших от жестокого обращения и насилия. Имеет большой опыт проведения образовательных семинаров. В 1999 г. была приглашена в Программу «Помощь детям-сиротам в России» (финансируется Агентством США по международному развитию) в качестве специалиста по развитию этой Программы. М.О. Дубровская столкнулась с необходимостью разработки подхода к решению проблемы сиротства, стратегии социального проектирования в этой области, так как, несмотря на масштабность проблемы, в России фактически отсутствовал сколько-нибудь систематический опыт ее успешного решения. Поскольку М.О. Дубровская была знакома с методом В.К. Зарецкого, она решила пригласить его для совместной разработки и реализации стратегии противостояния неблагоприятным тенденциям в области социального сиротства в России. За этим последовал интенсивный год совместной работы с большим количеством проектных семинаров в целом ряде регионов России. Такие семинары несомненно способствовали тому, что проблема сиротства в этих регионах сдвинулась с «мертвой точки» — прежде всего был осмыслен ее масштаб и коренные источники, кроме того, в ее решение оказались вовлеченными социальные структуры, общественные организации и специалисты, ранее находившиеся в стороне и никак себя с проблемой сиротства не идентифицировавшие. В данной монографии предпринята попытка осмысления опыта этой работы, так как он несомненно является полезным для дальнейшего решения проблемы сиротства в России.

    22.11.2021 12:11:00

    День психолога празднуется в России 22 ноября

    17.11.2021

    125 лет со дня рождения Льва Семёновича Выготского

    11.11.2021

    Неделя родительской компетентности будет проходить в Москве

    Медицинская модель инвалидности

    Медицинская модель рассматривает инвалида как проблему. Инвалиды должны сами адаптироваться в мире, насколько это возможно. Если это невозможно, тогда их нужно отправить в какое-нибудь специальное заведение или организовывать дома специальные условия для их жизни. Акцент делается на зависимости, а сам подход основан на стереотипах, по которым инвалидность вызывает жалость, страх и желание опекать.

    На вопрос “Что делает человека инвалидом?” человек, смотрящий на мир через медицинскую модель, ответит:

    * “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут ходить” * “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут слышать” * “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут видеть” * “Люди являются инвалидами из-за того, что не могут говорить” И в соответствии с этим формируются следующие шаблоны восприятия: o Инвалиды всегда больны. o Инвалиды не попадают под определение нормы и поэтому: + инвалиды не могут работать; + инвалиды не могут посещать обычных школ; + инвалиды не должны иметь детей; + инвалиды являются иждивенцами и обузой. Медицинская модель определяет людей с точки зрения того, что они не могут делать. Именно поэтому общество организовывало специальные учреждения, принимало определенные законы и строило свою политику таким образом, чтобы изолировать людей с инвалидностью от большей части жизни общества.

    Социальная модель инвалидности Социальная модель была разработана в качестве попытки представить парадигму, которая будет альтернативой доминирующему медицинскому восприятию инвалидности. Поэтому она в основном была направлена на преодоление тех барьеров, которые изолируют людей с инвалидностью и не позволяют им стать полноправными членами своих сообществ.

    Согласно этой модели, положение инвалидов и дискриминация, которую они испытывают, искусственно созданы обществом, и это не имеет отношения к их нарушениям.

    Социальная модель обеспечивала и продолжает обеспечивать ведущие философские принципы, на которых был основан Британский Совет Организации Инвалидов. Несмотря на то, что модель существенно развилась с того времени, основные идеи, изложенные в Фундаментальных Принципах Инвалидности (1976), остались в центре модели: “С нашей точки зрения именно общество делает инвалидами людей с физическими нарушениями. Инвалидность — это то, что было прибавлено к нашим нарушениям путем излишней изоляции и исключения нас из полноценного участия в общественной жизни. Таким образом, люди с инвалидностью являются угнетаемой частью общества. Чтобы это осознать, необходимо понять различия между физическими нарушениями и социальной ситуацией, называемой “Инвалидность”, людей с подобными нарушениями. Тем самым мы определяем нарушение как отсутствующую частично или полностью конечность, орган или функцию тела, а инвалидность — как частичное или полное ограничение деятельности, вызванное организацией современного общества, которое полностью или практически полностью не считается с людьми с физическими нарушениями и тем самым исключает их из участия в полноценной деятельности общества. Следовательно, физическая инвалидность является отдельной формой общественного угнетения”.

    Понимание инвалидности с этой стороны помогает инвалидам приобрести ту силу, которая позволяет бороться с барьерами, будь то физические, институциональные, юридические или коммуникативные барьеры, не позволяющие им полноценно участвовать в жизни общества.

    Таким образом, на тот же самый вопрос, заданный ранее, “Что делает человека инвалидом?”, человек, который рассматривает проблему в свете социальной модели, ответит:


    • Журнал Фундаментальные исследования. – 2007. – № 1 – С. 97-100
    • Раздел Исторические науки
    • Страницы 97–100

    Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи. Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.

    Глава 18 СК РФ определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот. Главы 19-21 СК РФ определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.

    Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688, который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.

    Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве». Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *