Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление инвалидности по умственной отсталости в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Существующее Постановление Правительства РФ №95 от 20.02.2006 г. утверждает порядок признания лица инвалидом. Однако в настоящее время действует Временный порядок этой процедуры, утвержденный в связи с пандемией коронавируса постановлением Правительства РФ №1697 от 16.10.2020 г.
В этом Временном порядке установлено следующее:
- медико-социальная экспертиза (ВТЭК или МСЭ) в целях установления группы инвалидности, установления категории «ребенок-инвалид», установления причин инвалидности, времени ее наступления и срока проводится государственными медицинскими учреждениями в заочном порядке;
- если инвалидность присваивается впервые, медицинская организация указывает в направлении на экспертизу все необходимые данные о состоянии здоровья, степень нарушения функций организма и т.д.;
- решение о присвоении инвалидности впервые принимается на основании данных, содержащихся в направлении;
- установление и продление инвалидности осуществляется без личного визита гражданина и составления письменного заявления;
- инвалидность продлевается на 6 месяцев и устанавливается с даты, до которой была присвоена инвалидность в прошлый раз;
- детям-инвалидам, достигшим в период действия Временного порядка совершеннолетия присваивается группа инвалидности на основании медицинских документов (заключения МСЭ).
Как продлить инвалидность после 1 октября 2021 года? Продление осуществляется автоматически, ничего дополнительно делать не нужно.
Продление инвалидности на 2022 год – как проходить МСЭ?
Уже летом появились новости о том, что осенью последует автоматическое продление инвалидности на 2022 год в связи с коронавирусом, что логично, учитывая продолжающуюся пандемию и низкий процент вакцинации в стране.
Сейчас уже понятно, как будет проходить МСЭ после 1 октября 2021 года. Последние новости – ничего не изменится, продлен заочный или проактивный порядок проведения экспертизы. То есть, личное посещение и предоставление дополнительных материалов не предусмотрено, сейчас все документы направляются государственными органами в рамках межведомственного взаимодействия, пенсия назначается Пенсионным фондом также автоматически. ПФР также направляет медицинским учреждениям список инвалидов, которым необходимо переоформление.
У гражданина сохраняется право контроля за этими действиями и обжалования решений госорганов, вынесенных не в его пользу.
Как уже говорилось, есть Постановление об утверждении Временного порядка признания инвалидом.
Срок действия Временного продлевает до 1 марта 2022 года Постановление Правительства РФ №1580 от 21 сентября 2021 года. До какого числа продлевается действие Временного порядка – пока до 1 марта 2022 года. То есть, до 01.03.2022 г. инвалидность будут присваивать и продлевать (если наступил срок освидетельствования в этот период) автоматически. Заочное продление производится на полгода с дня, до которого была изначально установлена инвалидность. Медицинские организации и Пенсионный фонд уже уведомлены отдельно о продлении.
Таким образом, если срок продления выпадает на период до 01.03.2022 г., обращаться в бюро МСЭ не нужно, все необходимые действия будут совершены автоматически на основании имеющихся данных.
Это вся законодательная база о продлении и проактивном, заочном порядке проведения экспертизы. Не существует закон о продлении инвалидности в упрощенном порядке, отдельный законодательный акт по этому поводу не принят, эти правоотношения регулируются подзаконными актами. Однако и Указ Путина с этой целью не подписывался, указы президента устанавливают обычно единовременные и периодические выплаты, меры соцподдержки и т.д. Порядок действия госорганов утверждается постановлениями Правительства или приказами соответствующих ведомств.
Пока об этом рано говорить, но представители Правительства дали понять, что рассматривается возможность введения заочного порядка назначения и присвоения инвалидности на постоянной основе. Если в медицинских организациях будет введен электронный порядок обмена документами такое новшество станет возможным.
Кроме того, с нового года вступит в силу закон об автоматическом назначении пенсий по инвалидности. Упрощенный, беззаявительный порядок станет применяться постоянно. Соответствующий закон подписан Владимиром Путиным еще в мае (ФЗ-153 от 26.05.2021 г.).
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Для II группы показателем является отклонение от нормы в 70-80%. Человек в состоянии совершать простые действия (в том числе прибегая к спецсредствам или помощи иных лиц). Он работает, несмотря на физические или психические отклонения, но в особых условиях. Среди заболеваний:
- каловый свищ;
- хроническая легочная недостаточность или отсутствие одного легкого;
- необратимое ухудшение зрения;
- цирроз печени;
- психические заболевания;
- дефекты черепа;
- паралич ног.
Скачать полный список заболеваний на инвалидность II группы
Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.
К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:
- рак в начальной стадии;
- отсутствие одного глаза;
- птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
- двусторонняя глухота;
- дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
- дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
- дефекты костей черепа;
- паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
- наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
- установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
- ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
- одна почка или легкое.
Минтруд предложил поменять временный порядок признания инвалидом, действующий во время пандемии. Ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства, с ним ознакомились «Известия».
Если медорганизация уже подтвердила тяжелое состояние и нарушение функций организма, человеку не нужно будет проходить дополнительные обследования, как раньше, следует из документа. Мера коснется тех случаев, когда гражданина впервые направляют на медико-социальную экспертизу (МСЭ; часть процедуры оформления инвалидности).
Как изменится назначение пенсий по инвалидности
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Если в организации есть работники с группой инвалидности, которую продлили автоматически, работодатель должен соблюдать все первоначально установленные требования к организации его труда, предусмотренные программой реабилитации или абилитации, Трудовым кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актами. За нарушение трудовых прав инвалидов предусмотрена административная ответственность по статье 5.42 КоАП РФ. Это касается как приема на работу и увольнения лиц с ограниченными возможностями, так и организации их рабочего места и установления служебных обязанностей.
Используйте бесплатный доступ, чтобы получить ответы на вопросы:
- как оформить инвалидность в 2020 году;
- как получить льготы на коммуналку;
- как бесплатно получить инвалидную коляску или другое оборудование.
Предпринимаемые в России для снижения уровня заболеваемости, коснулись всех слоёв населения. Поскольку наиболее подвержены осложнениям от протекания COVID-19 лица, имеющие проблемы со здоровьем, было разработано упрощённое продление инвалидности в связи с коронавирусом. Минимизация контактов приближает окончание пандемии и ослабляет нагрузку на здравоохранение, сохраняя здоровье людей, особенно находящихся в группе риска из-за наличия хронических болезней.
Во время действия временных мер розовые справки высылаются комиссией МСЭ на домашний адрес заказным письмом. Пенсионный фонд начисляет выплаты без заявления. Фонд социального страхования (ФСС) выдаёт технические средства реабилитации, получив информацию в электронном виде через Федеральный Реестр Инвалидов (ФРИ). Личное обращение не требуется.
�迮郇�邽邽 郈郋 邽郇赲訄郅邽迡郇郋��邽 訄赲�郋邾訄�邽�迮�郕邽 郈�郋迡郅迮赲訄���� 迡郋 1 邾訄��訄 2022 迣郋迡訄
- Пензенцам напомнили, как уберечься от беды на дорогах
- В больницу имени Г. А. Захарьина поступило 8 новых аппаратов ИВЛ
- На площади Ленина приступили к монтажу главной елки города
- Олег Климанов остался главой ЗАТО Заречный
- Крыши ЖК «Парк Рояль» — для семейных пикников, игр и тренировок
- В Пензе ответят на вопрос о вакцинации от COVID-19 пожилых
- Пензенцы вновь пожаловались на работу маршрута № 40
- Пензенец снял на камеру бегающих по Шуисту лисиц
- В области за сутки зарегистрировано почти 300 излечившихся от COVID-19
- Пензенцы могут платить за газ не выходя из дома
Правительство РФ 29 ноября зафиксировало в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» определённые изменения. Например, с текущего года лица с ОВЗ смогут оформлять группу, не подавая документы в МСЭ. То есть потенциальные инвалиды освобождаются от обязанности собирать и отправлять необходимые бумаги. Теперь эти задачи возложены на администрацию медицинских учреждений.
- Нововведения инициированы Министерством труда, глава которого, Максим Топилин, высказался следующим образом:
- «Мы предлагаем упростить получение инвалидами госуслуг, которые сейчас требуют личного предоставления инвалидом ряда документов в соответствующий орган — прежде всего, справки, подтверждающей инвалидность… В случае принятия законопроекта эти документы в бумажном виде предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов».
- Кроме того, представители власти анонсировали следующие изменения:
- — частичное исключение определения «инвалид», вместе с которым теперь будут применять термин, призванный более точно отобразить политику страны по отношению к лицам с ОВЗ;
- — перевод документов, на основе которых дают инвалидность, в цифровой формат;
- — упрощение документа, который является основным при назначении группы инвалидности — имеется в виду форма №088/у-06;
- — внедрение индивидуального списка медицинских обследований по каждому заболеванию во избежание разночтений при оформлении статуса;
- — расширение перечня болезней, на фоне которых можно получить инвалидность бессрочно.
Нововведения наряду с упрощением процесса оформления инвалидности должны повысить доступность госуслуг. Например, больше не требуется проходить очередное освидетельствование или отдавать документы в бюро МСЭ для получения путёвки в санаторий и средств реабилитации.
Напомним, что в 2018 году уже были приняты некоторые законы, призванные упростить жизнь людей с ОВЗ. В частности, начал действовать список ситуаций, позволяющих при обращении в экспертное бюро установить бессрочную инвалидность. Также гражданам РФ дали возможность не дожидаться пересмотра сроков и группы для внесения изменений в программу реабилитации и абилитации.
- Отметим, что принятие и реализация перечисленных инициатив контролируются Президентом страны, который после встречи с представителями помогающих инвалидам организаций, а также с самими инвалидами, поставил перед правительством задачи:
- — развивать центры реабилитации;
- — улучшать системы контроля в МСЭ;
- — повышать занятость людей с ОВЗ.
- В 2019-2021 годах планируется осуществить перевод документов из бумажного формата в электронный.
- Согласно Приказу, соответствующий статус назначается при наличии увечий или травм. Чтобы определить размер выплат и уровень льгот, учитываются прописывающиеся в заключении МСЭ основания:
- — неизлечимые болезни, новообразовании и опухоли (злокачественные/доброкачественные);
- — профзаболевания, развившиеся вследствие работы на вредном производстве;
- — боевые ранения у военнослужащих или участников боевых действий;
- — врождённая инвалидность или с детства;
- — наличие производственной травмы;
- — получение дозы радиации.
- Инвалидность положена нездоровому человеку с ОВЗ, нарушениями в работе внутренних органов и различными дефектами, присутствующими с рождения или как результат травмы. Другими словами, в ходе освидетельствования группу присваивают при:
- — аномалии кровеносной системы, например, когда диагностированы сердечная ишемия, стенокардия, аневризма, нарушения ритма сердца и установлены импланты;
- — болезнях органов системы дыхания, в частности, если есть астма, саркидоз, туберкулёз, либо имела место трансплантация лёгкого;
- — проблемах со стороны пищеварительной системы в виде хронического панкреатита, гепатита, холецистита, дефектов лицевой кости и челюсти;
- — недугах мочеполовой системы, а именно, при заболеваниях половых органов, почечной недостаточности, пиелонефрите, отсутствии почки;
- — трансплантации тканей и органов, агранулоцитозе, гемофилии, ВИЧ, аномалиях соединительных тканей;
- — расстройствах психики, слепоглухоте, утрате слуха, трахеостоме, новообразованиях, онкологии или проблемах со стороны эндокринной системы.
При одной из перечисленных аномалий в зависимости от назначенной группы необходимо периодически подтверждать статус инвалида, проходя переосвидетельствование. К примеру, при 1 группе процедура должна повторяться раз в несколько лет, а при 2 и 3 требуется осуществлять оценку состояния на МСЭ ежегодно. Детям-инвалидам переосвидетельствование назначают по необходимости. Обладателям всех групп следует обращаться в бюро до 1-го числа месяца, установленного в рекомендациях от медспециалиста.
- — тотальная слепота обоих глаз;
- — аномалии ЦНС и психические расстройства;
- — сильная контрактура суставов конечностей;
- — клинически подтверждённый факт наличия злокачественных опухолей;
- — не устранимые полностью и хронические недуги сердечно-сосудистой системы;
- — состояние рук, при котором человек не может обходиться без посторонней помощи, то есть у него отсутствуют пальцы, либо есть только культи;
- — нарушения функций почек или органов дыхания.
- — паралич ног;
- — каловый свищ;
- — цирроз печени;
- — психическое заболевание;
- — необратимый спад зрения;
- — значительные дефекты черепа;
- — состояние на фоне эндопротезирования суставов;
- — резкая контрактура тазобедренных суставов или анкилоз;
- — хроническая лёгочная недостаточность и отсутствие лёгкого.
Как оформить инвалидность после изменений 2021 года
- — стойкая трахеостома;
- — гипофизарный нанизм;
- — двусторонняя глухота;
- — инородные тела в мозге;
- — дефекты нёба и челюсти;
- — умеренная сенсорная афазия;
- — отсутствие пальцев или кисти;
- — деформированная грудная клетка;
- — трансплантация внутренних органов;
- — сахарный диабет и пенкреатэктомия;
- — остеохондродистофия или остеохондродистофия;
- — слепота одного глаза или полное отсутствие зрения.
Рассмотренный перечень представляет собой общий реестр заболеваний, при выявлении которых можно претендовать на инвалидность. Следует понимать, что список недугов более обширный и каждый случай рассматривается отдельно.
- На основе критериев, зарезервированных Министерствами здравоохранения и соцзащиты, группу бессрочно (то есть без необходимости переосвидетельствоваться) могут дать при:
- — недугах, не поддающихся устранению;
- — необратимых анатомических дефектах;
- — злокачественных опухолях любой формы;
- — заболеваниях неврологического характера;
- — достижении инвалидом возраста от 55 лет;
- — полной невозможности видеть или слышать;
- — проблемах со стороны дыхательной системы,
Ко всему сказанному добавим, что согласно Правилам от 29 марта, граждане с ОВЗ, прошедшие освидетельствование, вправе изменить группу или продлить статус. Плюс, прибегнуть к заочной процедуре получения инвалидности теперь можно не только по причине тяжести заболевания, но и с учётом отдалённости жилья обследуемого.
- В 2018 году для получения группы инвалидности требовалось:
- — посетить порядка восьми специалистов и получить от каждого заключение;
- — заверить документы у главврача или у заведующего отделением;
- — отдать медицинскую карту с обходным листом в медико-социальную экспертизу.
После этого специальная комиссия врачей принимала решение в течение 2-4 недель. И даже при успешном оформлении бумаг некоторые неудобства сохранялись.
Например, обладатели 3 и 2 группы фактически вынуждены повторять процесс прохождения врачей и сбора бумаг каждые 12 месяцев, а лица 1 категории — раз в 24 месяца.
Данные проблемы должны частично решиться в 2021 году. То есть, как отмечалось выше, больным не понадобится собирать бумаги и подавать их дальше. А граждане с ДЦП, синдромом Дауна, ДЦП, слепоглухотой, фенилкетонурией, иммунными и наследственными болезнями тяжёлой формы смогут рассчитывать на бессрочную инвалидность.
До 1 октября 2021 года в России действует особый порядок оформления и продления инвалидности, который ввели из-за пандемии.
Согласно временным правилам, инвалидность присваивается или продляется без прохождения комиссии в МСЭ. Потребуются только медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания, дефектов и нарушений функций организма. Эти данные поликлиники и больницы сами передают в МСЭ.
После того, как медучреждение отправит документы ребенка в МСЭ, комиссия бюро примет решение об установлении инвалидности и разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации. В нее входят процедуры и мероприятия, необходимые ребенку (восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение и др.), а также список лекарств и технических средств.
Категория «ребенок-инвалид» в зависимости от вида заболевания устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения совершеннолетия. При продлении инвалидности ее новый срок будет таким же, как и первоначальный.
Информацию о присвоении инвалидности добавляют в федеральный регистр, откуда ее автоматически получит Пенсионный фонд и органы соцзащиты для назначения льгот.
На сегодняшний день неизвестно, будет ли продлен временный порядок оформления инвалидности. Однако правительство рассматривает такую возможность.
Так, в феврале нынешнего года премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что упрощенный порядок оформления инвалидности «востребован людьми». «Он гораздо удобнее, отнимает меньше времени. Пока мы продлеваем его до 1 октября. За это время должны быть созданы все условия, чтобы и после окончания действия временного порядка большинству граждан могли устанавливать или продлевать инвалидность без их личного присутствия», — подчеркнул председатель правительства.
Вопросами дальнейшего действия упрощенного продления и установления инвалидности будет заниматься Министерство труда и социальной защиты РФ.
— В сиротских учреждениях, особенно в ДДИ, 50% — это дети, имеющие родителей. Что надо делать, чтобы эти дети оставались дома?
— В ДДИ действительно живут дети, имеющие родителей, и их там больше половины. Но эта проблема в первую очередь связана с отсутствием необходимых услуг по месту жительства, в том числе в системе образования, для детей с инвалидностью и ОВЗ (ограниченные возможности здоровья.— “Ъ”), родителям просто некуда их девать. Мы по зарубежному опыту знаем — как только в стране принимается правильный закон об общем образовании и дети с инвалидностью идут в школы по месту жительства, приюты начинают пустеть.
— Но ведь еще в 2012 году в России был принят закон об образовании, который дает право детям с инвалидностью учиться в любой школе, которая удобна для семьи.
— Да, закон есть, но по факту школа по месту жительства не готова принимать детей с инвалидностью.
Не готова. Мы в ВОРДИ давно и последовательно призываем региональные власти к включению детей в образовательное пространство по месту жительства. Что-то меняется, но очень медленно. Закон есть, но регионы не выполняют свои расходные обязательства по обеспечению специальных образовательных условий.
— А что это за специальные образовательные условия, которые должен финансировать регион?
— Региональный бюджет финансирует затраты по образованию, социальной защите и здравоохранению граждан, живущих в этом регионе. Специальные условия образования перечисляются в федеральном законе об образовании Российской Федерации, они включают в себя и архитектурную доступность, и создание специального рабочего места для ученика в случае необходимости, а также разработку адаптированных программ, обеспечение тьюторами, дополнительной коррекционной помощью специалистов в освоении учеником тех программ ФГОС, которые существуют для детей с ОВЗ.
Но, когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, где нет специальных образовательных условий, он попадает в класс на 30 человек — без тьютора, без ассистента, без педагогической поддержки, и учитель не понимает, как он может удовлетворить образовательные потребности этого ребенка? Ведь с ним нужно отдельно заниматься, ему нужна дополнительная помощь, в том числе помощь тьютора, которого редко обеспечивает школа, ему надо что-то дополнительно объяснять, ведь у него своя, адаптированная, программа, он не получает внимания, начинает нервничать, все вокруг тоже нервничают — дети, родители, педагоги.
Ребенка сажают на заднюю парту, чтобы не мешал, а через месяц родителям говорят: «Забирайте его на домашнее обучение, учитель не может учить 29 обычных учеников и одного вашего необычного».
По всей стране происходит выдавливание детей с ОВЗ на надомное обучение, при этом они продолжают числиться в общеобразовательных школах, и мы говорим, что у нас есть инклюзия. Но ее на самом деле нет. 40% детей, которые по документам сегодня числятся в инклюзивных школах, на самом деле выведены на надомное обучение. Они могли бы учиться в общеобразовательной школе без каких-то особых проблем, если были бы созданы специальные образовательные условия, в соответствии с законом об образовании и нормативными актами к нему. А на надомном обучении дети не получают тот объем образования, который им полагается: наша система так устроена, что надомникам катастрофически не хватает часов. По нашим подсчетам, 85% учащихся на дому не получают столько часов с педагогами, сколько им положено по закону. Эти дети могли бы выучиться, получить аттестат, состояться во взрослой жизни. Но их выпускают со справкой, потому что им просто не дали возможности полноценно учиться.
Коррекционное образование в школах 1-го и 2-го вида предназначалось для детей-инвалидов по слуху, слабослышащих, частично утративших слух, глухих. 3-го и 4-го вида — для слепых и слабовидящих детей. Коррекционные школы 5-го вида — для детей с нарушениями речи. 6-го вида — для имеющих проблемы в физическом и психическом развитии учеников (ДЦП, спинномозговые или черепно-мозговые травмы). Коррекционные школы 7-го вида занимались обучением детей с задержкой психического развития, имевших потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, но страдавших нарушениями памяти, внимания. В школах 8-го вида обучались дети с умственной отсталостью.
После вступления в силу в 2012 году федерального закона №273 «Об образовании в РФ» понятие коррекционных школ из правового поля исключили — чтобы дать возможность детям с ОВЗ и инвалидностью обучаться в любой школе, но с созданием для них специальных образовательных условий, по адаптированным для них программам, с разработкой индивидуального образовательного маршрута, в котором учитываются возможности и потенциал ребенка. И сейчас школы, где обучаются дети с разными формами инвалидности, называются образовательными организациями, обучающими по адаптированным образовательным программам.
С сентября 2016 года в России вступили в силу федеральные государственные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ). Они имеют нозологическую основу — для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, опорно-двигательных нарушений, расстройств аутистического спектра (РАС), умственной отсталости. Фактически эти ФГОС повторили бывшую систему коррекционных школ по видам нарушений.
— И что же делать?
— В законе написано, что школы имеют право создавать отдельные классы для детей с ОВЗ.
Если мы говорим о детях с инвалидностью, имеющих сохранный интеллект, то они учатся по общеобразовательной программе, которая для них адаптирована с учетом их потребностей и организации специальных образовательных условий. И таким детям, как правило, лучше учиться в общем классе. Но при этом ребенку с ДЦП или опорно-двигательными нарушениями, очевидно, будет некомфортно с его классом на уроке физкультуры, поэтому в то время, когда его класс идет в спортзал, он может заниматься с другим педагогом адаптивной физкультурой.
Дети с интеллектуальными нарушениями могут внутри общеобразовательной школы учиться в коррекционных классах, но при этом ходить на какие-то предметы (физкультуру, рисование) и на общешкольные мероприятия вместе с остальными детьми.
Но для того, чтобы любые дети с особенностями могли обучаться в общеобразовательной школе, нужно создать так называемые ресурсные зоны. Мы еще называем их ресурсными классами. Что это такое? Это место, где ребенок может выдохнуть, дополнительно заниматься со специальными педагогами, имея тьютора, обученного для работы с детьми с ОВЗ.
Эта ресурсная зона может изменить жизнь всей школы, потому что она не только для детей с инвалидностью и ОВЗ, но и для более легких детей, которые, например, быстро утомляются, имеют какие-то проблемы с поведением.
Пенсия по инвалидности будет назначаться автоматически без заявлений
— Значит, пособие для лиц, осуществляющих уход за инвалидами (ЛОУ), нужно повышать?
— Не только повышать, но и в целом менять подход к выплате этого пособия. Сегодня в России пособие в размере 10 тыс. рублей по уходу за ребенком-инвалидом и взрослым инвалидом с детства первой группы получают только родители трудоспособного возраста, но не работающие. Эти люди не могут выйти на работу.
— Минтруд вместе с благотворительным фондом «Старость в радость» развивает пилотные проекты системы долговременного ухода (СДУ), идея которой — дать каждому нуждающемуся в уходе человеку такой уход. Как вам кажется, СДУ поможет семьям, воспитывающим детей с инвалидностью?
— СДУ была задумана в 2018 году, сейчас она внедряется в пилотных регионах, но в основном сейчас ее применяют в отношении людей старше 65 лет. Целевая аудитория в перспективе будет шире, но сейчас только в некоторых регионах (например, в Ульяновске) под СДУ попали и дети с ОВЗ, и молодые взрослые с инвалидностью. То есть многое зависит от региона и его готовности и желания расширять целевую группу.
Идея СДУ отличная: выявляются потребности человека, его нуждаемость в посторонней помощи, и в зависимости от типа нуждаемости он получает сиделку на дому от 4 до 28 часов в неделю, за счет федеральных средств. Понятно, почему СДУ стали развивать — страна стареет, все больше людей преклонного возраста прибывает на государственное обеспечение, и государство решило предоставить им долговременный уход, чтобы они жили дома. Сейчас СДУ только в начале пути, будет несколько этапов постепенного включения регионов в эту программу, а государство должно посчитать и выделить деньги к тому моменту, когда вся страна начнет реализовать СДУ. Предоставление услуг на дому — это прогресс, мы идем в сторону деинституционализации, то есть в том направлении, в каком двигались другие развитые цивилизованные государства.
Минтруд обещает нам, что на следующем этапе развития СДУ в пилотных регионах в эту систему включат детей-инвалидов, и каждому нуждающемуся ребенку государство будет предоставлять сиделку на тех же условиях — то есть максимум на четыре часа в день. И ровно по этой причине правительство отказывается повышать пособие ЛОУ — нам говорят, что СДУ разовьется и решит все наши проблемы. Но мы считаем, что должны быть разные варианты помощи. Есть паллиативные дети, которые живут, держа мать за руку. А если мой ребенок не принимает сиделку? Если я решу остаться ухаживать за ним и откажусь от сиделки? Я по-прежнему буду получать 10 тыс. до его 18-летия, а потом и их лишусь? Почему внешнюю сиделку государство готово оплачивать, а мой труд — нет?
— То есть нужен выбор между сиделкой и выплатами ухаживающим людям?
— Конечно. 4 часа в день — это прекрасно, это позволит родителям выдохнуть. Но на 4 часа в день не так-то просто найти работу. И, если человек не готов оставлять своего близкого, надо дать ему возможность, например, заключить договор с соцзащитой и работать сиделкой у своего родственника, получая за это зарплату.
Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.
Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».
Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.
Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).
Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).
Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.
Интеллектуальная инвалидность – результат генетических заболеваний и множества других факторов, вернее, их совокупности: поведенческих, биомедицинских, социальных, образовательных.
Причины |
Факторы |
|||
биомедицинские |
социальные |
поведенческие |
образовательные |
|
Внутриутробное развитие плода (пренатальные) |
-возраст родителей; |
нищенское существование матери, она подвергалась насилию, плохо питалась, не имела доступ к медуслугам |
родители употребляли алкоголь, табак, наркотики |
родители не подготовлены к появлению ребенка, когнитивно недееспособны |
Рождение ребенка (перинатальные) |
-недоношенность; -родовые травмы |
плохой уход за малышом |
отказ от ребенка |
отсутствие медицинского наблюдения |
Дальнейшая жизнь (постнатальные) |
-плохое воспитание; |
-бедность; |
-домашнее насилие, жесткость к ребенку, егоизоляция; |
-некачественное медобслуживание и поздняя диагностика заболеваний; |
Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:
- легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
- умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;
- тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
- глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.
Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.
Льготы для детей-инвалидов в области образования
Согласно DSM-5 (пятой редакции Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам) интеллектуальная инвалидность относится к расстройствам нейроразвития, характеризуется и определяется такими симптомами:
- Дефицит интеллектуального функционирования. Трудности с абстрактным мышлением, рассуждениями, принятием решений, обучаемостью. Все это должно подтверждаться соответствующими тестами.
- Дефицит адаптивного поведения. Несоответствие принятым культурным и социальным стандартам, невозможность жить самостоятельно, пониженная социальная ответственность, трудности с общением. То есть, индивид не может общаться и обслуживать себя, нуждается в опеке, где бы он ни находился.
- Человеку затрудняется выполнять задания, требующие памяти, внимания, речи, письма, чтения, математических рассуждений, не в состоянии получить практические навыки.
- Проблемы в социальной сфере. Не имеет навыков социализации – общения с людьми, не может подружиться и поддерживать отношения. Не понимает своих чувств и мыслей.
- Проблемы в практической области. Слабая степень обучаемости навыкам, неконтролируемость собственного поведения, не способность ухода за собой, безответственность и т.п.
Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.
Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.
Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.
Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.
У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.
Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.
Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.
Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.
Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.
Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:
- детского психолога и психиатра;
- логопеда;
- невролога;
- дефектолога.
Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.
По статистике, количество лиц, больных олигофренией, в развитых странах составляет примерно 1% от общего количества населения. Это заболевание не нужно путать с приобретенной деменцией. Данная форма слабоумия характеризуется утратой умственных способностей вследствие травмы или наступления преклонного возраста. У таких пациентов изначально был нормальный коэффициент интеллекта, уровень которого начал снижаться по мере развития патологии.
Всего различают четыре степени умственной отсталости. Каждый этап этого состояния характеризуется своими симптомами.
- Легкая.
Предполагает развитие интеллекта на уровне 50-59 баллов. Особенности психики соответствуют возрасту 9-12 лет. Больные способны обслуживать себя в быту самостоятельно, они обучаемы и контактны.
Хорошие условия воспитания, созданные родителями, позволяют таким людям достигать хороших успехов в разных видах деятельности. Из характерных для этой стадии особенностей выделяют отсутствие инициативности, медлительность в действиях и принятии решений. Такой пациент постоянно подражает взрослым, даже если не имеет с ними родственных связей. Опасность состоит в неспособности подавлять половые влечения. Поступки бывают непредсказуемыми, наносящими вред окружающим.
- Умеренная.
Такая степень характерна для людей, показатель интеллекта которых находятся в пределах 35-59 баллов. Психологический возраст пациента остается на уровне 6-9 лет. Пациенты испытывают трудности при освоении нового материала, речь у них односложная, иногда совершенно неразборчивая. Базовые навыки самообслуживания присутствуют, однако умственно отсталые требуют ухода со стороны близких. Они могут общаться посредством слов и коротких предложений, способны выражать основные свои мысли.
- Тяжелая.
Показатели умственной деятельности находятся в пределах 20-34 пунктов. Интеллектуальный потенциал соответствует возрасту 3-6 лет. Пациенты понимают некоторые слова, обращенные к ним. Возможно воспроизведение несложных предложений, часто это просьба об удовлетворении базовых потребностей. Эмоции проявляются на уровне радости и грусти, удовольствия и раздражительности. Другие ощущения и чувства им недоступны.
- Глубокая.
По уровню развития больной не преодолевает планку, присущую ребенку 3 лет. Максимально возможный уровень интеллекта – 20 баллов. Пациент не владеет речью, не может выполнять элементарных бытовых действий, обслуживать себя. Мышление, память, восприятие и другие процессы практически не развиты. Сильная ограниченность в эмоциях делает любое общение с окружающими невозможным. Пациент не способен к продуктивной деятельности.
Среди характерных особенностей этой стадии умственной отсталости выделяют следующие признаки:
- общение производится посредством гримас и простейших жестов;
- пациенты не способны чувствовать душевную боль, они не плачут и не смеются;
- игровая деятельность отсутствует в принципе, если в руки такому ребенку попадает машинка или кукла, они мгновенно ломаются или засовываются в рот;
- плохая координация движений, часто наблюдается хаотичное раскачивание туловища в разные стороны;
- прием пищи осложняется нарушением глотательного рефлекса, пациент не может или не умеет самостоятельно жевать, присутствует нарушение обоняния и вкуса.
Такие больные нуждаются в круглосуточном уходе, поэтому лечение умственной отсталости рекомендуется проводить в условиях стационара.
Терапия этого заболевания преимущественно симптоматическая. Специалист после диагностики подберет подходящий препарат, который может нормализовать состояние больного. Лечение умственной отсталости в Москве проводится психиатрами и психотерапевтами.
Если умственная отсталость развивается на фоне нарушения функционирования щитовидной железы, дополнительными медикаментами являются йодсодержащие препараты и гормоны. При фенилкетонурии важно соблюдать режим питания, избегать опасных для здоровья продуктов.
Назначение ноотропных препаратов, витаминов группы B и аминокислот позволяет улучшить процессы мозговой деятельности. Нарушения в поведении корректируются с помощью нейролептиков и транквилизаторов.
Если у больного наблюдается повышенная активность, нервозность и множественные хаотичные движения, ему показаны седативные препараты. Они помогут успокоиться, нормализуют режим сна и бодрствования. Часто врачи прописывают лекарства на растительной основе, которые не могут нанести вред здоровью или вызвать привыкание.
При заторможенности применяют стимуляторы нервной системы с «мягким» действием. Дозировка всех препаратов зависит от стадии заболевания, индивидуальных особенностей организма.
Работа была проведена в Отделе по изучению проблем подростковой психиатрии (руководитель — профессор, д-р мед. наук Н.А. Мазаева), Научного центра психического здоровья.
Проспективно были прослежены больные 1990—1992 года рождения, попавшие в поле зрения детских, а по достижении 15 лет — подростковых психиатров психоневрологического диспансера (ПНД) № 21 Москвы. Позже пациенты распределились по двум ПНД — № 23 и № 13, на базе которых было осуществлено катамнестическое наблюдение. Исследование включало два этапа: 1) осмотр при первичном обращении в детстве и подростковом возрасте и наблюдение на протяжении несовершеннолетия до 17 лет 11 мес (1993—2007); 2) катамнестическое прослеживание с 18 до 23—25 лет (2008—2015)1 .
Первично взятых под наблюдение детей в ПНД было 1205; среди них мальчиков — 917 (76%), девочек — 288 (24%) (соотношение 3:1). Больных с УО было 202 (16,8%); мальчиков —133, девочек — 69 (соотношение 2:1).
Возраст больных с УО на начало исследования (1993—2007) находился в интервале от 2 лет 2 мес до 15 лет 4 мес (средний— 6,8±3,5 года), к завершению работы (конец 2015 г.) — от 23 до 25 лет (24,5±0,8 года). По причине смены места жительства из исследования выпали 14 человек и 1 больной умер. Таким образом, до завершающего этапа исследования были прослежены 187 пациентов с УО (мужчин — 124, женщин — 63). Длительность катамнеза — от 8 до 22 лет (17,7 ± 3,7 года).
Основной метод исследования — клинико-психопатологический с привлечением данных экспериментально-психологических и инструментальных методов. Диагноз У.О. верифицировался на основании критериев МКБ-10 (основные — снижение когнитивных способностей, задержка речевого развития, недостаточность развития моторных и социальных навыков) с учетом показателей стандартизированных тестов определения коэффициента интеллекта — IQ (тест Векслера, Равена). Больные с легкой УО (F70) демонстрировали показатели IQ в диапазоне 50—69; с умеренной (F71) — 35—49; с тяжелой (F72) — 20—34; с глубокой (F73) — ниже 20.
Для ранжирования больных по уровню социального функционирования в подростковом и взрослом возрасте использовались «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» [12]и «Опросник для оценки социального функционирования и качества жизни психически больных» [13].
Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программного обеспечения Statistica-7. Данные в таблицах и тексте представлены в виде среднего значения (М) ± среднее квадратичное отклонение (σ).
Умственная отсталость (олигофрения) — психическое расстройство, вызванное врожденной задержкой и неполным развитием психики, Проявляется снижением интеллекта, и неполноценным формированием всех психических функций: эмоций, волевой сферы, памяти, внимания и др. и как следствие нарушением взаимодействия с обществом (социальная дезадаптация).
Причины умственной отсталости — органическое поражение головного мозга на ранних этапах развития (во внутриутробном периоде, в первые годы жизни).
К органическому поражению нервной системы приводят следующие факторы:
- Генетические дефекты.
- Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
- Гипоксия и нарушения нормального кровоснабжения мозга.
- Недоношенность и преждевременные роды.
- Патология во время родов.
- Инфекции, затрагивающие мозговую ткань,
- Механические повреждения центральной нервной системы.
- Социальная изоляция («синдром Маугли»), отсутствие нормальных условий для развития психики в грудном возрасте (дефицит питания, общения, обучения, игр и игрушек и др.).
В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:
- Легкая (дебильность)
- Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
- Тяжелая (выраженная имбецильность)
- Глубокая (идиотия).
Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.
Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.
Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.
Методы лечения умственной отсталости:
- Психолого-коррекционная работа.
- Воспитательная и педагогическая работа.
- Психотерапия.
- Психотерапия и психообразование для родителей.
- Физиотерапия.
- Медикаментозное лечение.
- ЛФК, массаж, диетотерапия.
В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.
- Работаем круглосуточно.
- Собственный стационар. Возможность совместного нахождения с родителем во время лечения.
- Опытные и деликатные специалисты. Детский психиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог, реабилитолог.
- Сочетание психологической и медицинской помощи.