НДС на макулатуру с 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС на макулатуру с 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

Сборщикам и переработчикам отходов могут предоставить льготы по НДС

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

  • заявление на льготу по налогу на имущество;
  • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
  • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
  • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

Обязанность по уплате НДС с макулатуры возлагается на покупателя (получателя) — налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ), независимо от того, на каком налоговом режиме он работает: упрощенке, патенте или на ОСНО, но освобожден от НДС по ст. 145 НК РФ.

Налоговыми агентами по макулатуре не признают:

  • посредников — агентов или комиссионеров, которые покупают макулатуру для других компаний или ИП — принципалов или комитентов;
  • покупателей, которые приобрели макулатуру у поставщика, признанного банкротом.

Порядок расчета и уплаты НДС с макулатуры аналогичен порядку расчета налога при работе с сырыми шкурами животных и металлоломом (Письмо Минфина России от 03.12.2018 № 03-07-11/87234). Он зависит от того, является ли поставщик плательщиком НДС или нет. Рассмотрим обе ситуации.

Продавец — плательщик НДС. Покупатели обязаны рассчитать и уплатить НДС, если покупают или получают ее от продавцов — плательщиков НДС. Продавец сообщает о такой обязанности покупателю формально через счет-фактуру, который заполнен по-особому. В этом документе продавец прописывает суммы без учета НДС и ставит пометку «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Пометка ставится в графе 7, а графы 8 (для суммы НДС) и 9 (для стоимости товара с НДС) в счетах-фактурах не заполняют (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@). Это касается любых счетов-фактур: при реализации, получении частичной или полной оплаты, при корректировке сумм.

Правда есть случаи, когда продавец обязан сам рассчитать и уплатить НДС, не перекладывая эту обязанность на покупателя. Это ситуации, когда поставщик:

  • против правил поставил в счете-фактуре пометку «Без НДС» и инспекторы это обнаружили;
  • экспортирует макулатуру;
  • продает макулатуру физлицу — не предпринимателю;
  • недавно «слетел» с упрощенки на ОСНО;
  • недавно утратил право на освобождение от НДС.

Продавец не платит НДС. Такими продавцами становятся физлица без статуса ИП, спецрежимники или поставщики на ОСНО, освобожденные от НДС по ст. 145 НК РФ. В этом случае у покупателя не возникает обязанности налогового агента, а продавец в договоре и первичном документе ставит пометку «Без НДС». Счет-фактуру такой продавец не составляет: от этой обязанности освобождены спецрежимники, «физики» и льготники по ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

Ставка НДС для макулатуры в 2021 году — 20%. Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет налог в сумме 20% от налоговой базы. Делать расчет придется при каждой покупке макулатуры, если поставщик — плательщик НДС. Вы получаете от него счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и на его основании определяете налоговую базу и рассчитываете налог.

НДС с макулатуры налоговые агенты рассчитывают в том же порядке. Дата начисления налога определяется следующим образом:

  • это день, когда поставщик отгрузил макулатуру покупателю — определяется по дате отгрузочного документа;
  • день, когда покупатель перечислил аванс в счет будущей поставки — определяется по дате платежки;
  • в ситуациях перевозки макулатуры сторонними лицами день начисления НДС определяют по дате отгрузочного документа, который продавец составил для перевозчика (письмо Минфина от 10.04.2018 № 03-07-11/23681).

НДС начисляют на эти даты независимо от сроков получения счета-фактуры от продавца. Даже если поставщик пришлет счет-фактуру в следующем квартале, налоговый агент должен выполнить обязанности по НДС в квартале отгрузки (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480, письмо Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162).

Сумму авансового НДС рассчитывают по формуле:

Сумма НДС с аванса = (Сумма аванса + Сумма аванса * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму НДС с отгрузки рассчитывают аналогично:

Сумма НДС с отгрузки = (Стоимость товара + Стоимость товара * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму налога к уплате вычисляют по итогам квартала, когда была отгрузка макулатуры, по формуле:

НДС к уплате = Начисленный НДС — Вычеты по НДС + Восстановленный НДС

Вычеты НДС на макулатуру. Налоговый агент, если он сам плательщик НДС, может принять к вычету сумму НДС с макулатуры (п.3 ст.171 НК РФ). А если покупатель не является плательщиком НДС, сумму налога он включает в себестоимость товара. Вычет возможен на основании счета-фактуры от покупателя.

Восстановленный НДС. Налоговый агент восстанавливает НДС, если приходится возвращать аванс, а также при получении товаров, за которые платил аванс и уже принимал налог к вычету. Возможно частичное восстанавление НДС, если менялась цена или объем макулатуры.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03-07-11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по-особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03-07-14/85348, от 03.12.2018 № 03-07-11/87234).

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03-07-14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

* * *

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по‑особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03‑07‑14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03‑07‑14/85348, от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234).

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

НДС: проблемы и решения, №4, 2019 год

Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.

Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.

Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.

Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.

Основной проблемой для развития рынка утилизации отходов является невозможность организовать эффективный бизнес из-за нехватки сырья ввиду отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей. Стабильные поставки сырья под большим вопросом.

Только сейчас государство наконец-то пришло к пониманию, что эту отрасль надо законодательно и экономически стимулировать за счет повышения объемов вовлечения в хозяйственный оборот. Теперь мы видим конкретные предложения, которые однозначно дадут результат в обозримом будущем. По сути, как уже говорилось выше, переработка это наш единственный вариант решения «мусорной проблемы». Помимо отмены НДС, Российский экологический оператор (РЭО) предложил полностью отменить НДФЛ со сдачи всех видов вторичного сырья для физлиц.

В заключение, хотелось бы отметить, что предпринимаемые правительством меры адекватны масштабу задач. Четкие льготы и преференции призваны сделать переработку более интересной как бизнес. Помимо этого необходимо проводить работу в части планирования эффективной логистики для минимизации издержек, обучать и стимулировать граждан в раздельном сборе своего мусора, продумать иные меры стимулирования бизнеса на запуск новых перерабатывающих производств, возможно компенсируя часть инвестиционных и эксплуатационных расходов. Будет интересно понаблюдать за развитием событий в этой отрасли.

Для сборщиков макулатуры введение НДС может стать сложностью, так как в связи с этим снизится чистая прибыль компаний, занимавшихся заготовкой макулатуры. По оценке членов СРО “Лига переработчиков макулатуры” малые пункты приема макулатуры могут оказаться на грани банкротства, что станет причиной сокращения организаций принимающих макулатуру у населения.

  • Звонок
    • Обработка заказа
    • Уточнение типа макулатуры
    • Уточнение объёма работы
  • Оформление заказа
    • Уточнение места вывоза
    • Назначение удобного времени (круглосуточно)
  • Вывоз
    • Выезд (от 300 кг — бесплатно)
    • Бесплатная погрузка (собственные грузчики)
  • Удобный расчет
    • Оплата наличными
    • Перевод на карту (оплата после взвешивания)

Уплата НДС при реализации макулатуры возложена на покупателей

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

В соответствии с Федеральным законом 424-ФЗ, начиная с 2019 года покупка/продажа макулатуры облагается НДС.
Согласно п. 8, ст 161 НК РФ, облагаемой НДС макулатурой являются:

  • отходы из бумаги или картона, полученные в процессе производственных и потребительских процессов;
  • бумага, картон, документы, типографские изделия, которые вышли из употребления или были забракованы;
  • деловые бумаги, документы и другие изделия из бумаги, срок хранения которых истек.

Исчисление и уплата налога при реализации макулатуры теперь являются обязанностью покупателя, а не продавца. При реализации макулатуры покупатель выступает в качестве налогового агента. При этом необходимость выполнять обязанности налогового агента никак не зависит от режима налогообложения организации или предпринимателя.

В случаях, когда макулатура приобретается не для себя, а для третьих лиц, покупатель (то есть посредник) не признается налоговым агентом. Будет ли сделка с макулатурой облагаться налогом на добавленную стоимость, зависит главным образом от того, является ли продавец плательщиком НДС или нет.

Бумажные отходы: отражаем в учете

  • в договоре в первичных учетных документах делается пометка «Без НДС»;
  • в контракте обязательно указываются, по каким причинам сделка освобождена от налогообложения.

Существуют исключения, когда НДС с макулатуры платит продавец, а не покупатель.
Это происходит в следующих случаях (при условии, что продавец является плательщиком НДС):

  • в договор без какого-либо основания внесена запись об осуществлении сделки без НДС;
  • покупатель – физическое лицо, не зарегистрированное как ИП.

Минфин России внес в Государственную Думу инициативу о реверсивном НДС для макулатуры. Механизм реверсивного налогообложения используется с 2018 года при реализации отходов лома черных и цветных металлов, шкур животных, и ведомство решило унифицировать налогообложение включив в эту систему и макулатуру.

Однако в последние годы отрасль заготовки бумаги живет в другой системе координат, и плательщиками НДС являются 82 крупных завода переработчика, тогда как тысячи мелких поставщиков бумажного сырья не облагаются НДС.

Такая новация позволила отрасли в последние годы обелиться, декриминализироваться и показать рост как собираемости налогов, так и производственных показателей. Реверсивный НДС приведет к тому что «система работы с макулатурой рухнет как карточный домик» – так считает Алексей Сергеев, исполнительный директор СРО Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры». Журнал «Эксперт» поговорил с Алексеем Сергеевым о том, как выглядит отрасль сбора и переработки макулатуры, что такое реверсивный НДС и чем грозит его внедрение.

Правильно собранный налог

Как сейчас платится НДС?

– В отрасли заготовки макулатуры НДС платится «по–Фокински». Это хорошо. Потому что депутат Александр Фокин сделал самое главное, упростив эту систему до безобразия, до гениально простой системы. Когда огромное количество малых предприятий не ведут сложной отчетности, тем более, что часто заготовитель макулатуры – это микропредприятие, из одного человека, без бухгалтерии. Закон им просто сказал: «Ребят, не парьтесь, за вас заплатит вон тот дядя. Вы не платите теперь этот сложный налог, вас освобождают от этой обязанности, а дядя будет за вас платить».

В стране – 82 завода – переработчика макулатуры. Закон говорит: «Вот эти дяди – 82 завода, за всех заплатят НДС». Заготовитель отвез макулатуру на завод, получил свои деньги, без НДС, а НДС за него сразу же заплатил в бюджет Российской Федерации завод. Ответственность за НДС перенесена на завод. После внедрения этой системы в октябре 2016 года российский бюджет стал получать реальные поступления.

Плюсы

Возможность реализовать социальную миссию — защитить окружающую среду.

Государственная поддержка: грантовые конкурсы, отмена НДФЛ на сбор макулатуры, инициативы по отмене НДС на макулатуру и другие.

Относительно свободные бизнес-ниши с низкой конкуренцией.

Высокий технологический потенциал, что позволяет строить стартап за счет инновационных решений (фандоматы, системы трекинга, приложения и тому подобное).

Минусы

Необходимость крупных вложений при низкой инвестиционной привлекательности рынка.

Предубеждение общества — придется ломать стереотипы в пользу переработки и ценности вторсырья.

Недоверие со стороны партнеров из-за непрозрачности рынка (например, многие расчеты выполняются наличными).

Низкая рентабельность рынка по причине колебания спроса и цен.

Организация раздельного сбора мусора

В последние годы компании активно «озеленяют» свои офисы — это часть их стратегий устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Важным этапом является организация раздельного сбора мусора. Для этого необходимо не просто установить контейнеры для сбора вторсырья, но и обучить сотрудников. Новому тренду следуют не только крупные корпорации, интерес есть и со стороны малого и среднего бизнеса, указывает сооснователь экоцентра «Сборка» Сергей Тушев.

Пункт приема вторсырья

Несмотря на то, что в России в рамках мусорной реформы в части регионов был введен раздельный сбор — во дворах были установлены контейнеры отдельно для вторсырья и смешанных отходов, востребованность пунктов приема все равно высокая. «Туда приходят либо те, кто не верит в саму систему контейнеров или видит, что соседи плохо сортируют отходы, из-за чего падает качество вторсырья, либо те, кто хочет сдать редкие фракции», — говорит Сергей Тушев. В таких пунктах принимают только чистое вторсырье, поэтому его рентабельность выше того, что оставляют в городских баках.

Вывоз вторсырья

Для обслуживания крупных объектов по вывозу отходов понадобится собственный парк мусоровозов, аренда или покупка в лизинг. Основная проблема заключается в том, что выгоднее вывозить крупные партии вторсырья (около 300 кг). Большинство магазинов и офисов, не говоря уже об обычных людях, не могут накопить такие объемы. На этом фоне начинают развиваться сервисы экотакси, которые готовы забрать меньший объем за счет новых подходов и оптимизации процессов. Например, бизнес-модель стартапа «Убиратор» не предполагает закупку собственного транспорта для вывоза: сервис объединяет тех, кто может вывезти вторсырье, с теми, кому нужно его вывезти.

Сортировка отходов

Запуск мусоросортировочного комплекса — это уже промышленные объемы, которые исчисляются сотнями тысяч тонн отходов в год. На конвейере мусор разделяют по фракциям, которые пригодны для переработки (стекло, металл, бумага и картон, определенные виды пластика) и непригодны. Затем отобранное для переработки вторсырье прессуется и складывается в накопительные бункеры. Когда собирается большая партия, вторсырье отдают переработчикам.

Переработка и компостирование

Мусороперерабатывающий завод занимается непосредственно утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО). Каждый тип вторсырья перерабатывается с помощью различных технологий, например, дробления или измельчения. Компостирование является отдельным видом переработки только органических отходов. На заводе они перемалываются, высушиваются и брикетируются, превращаясь в удобрение для сельского хозяйства.

Реализация макулатуры не облагается НДС

В отрасль сбора и переработки вторсырья часто приходят работать мотивированные и экосознательные люди, для которых забота об окружающей среде — часть образа жизни. По этой причине кадровые проблемы такому бизнесу удается решать через «ценностное совпадение», уточняет Сергей Тушев из «Сборки».

Здесь довольно развит институт волонтерства и сильна роль комьюнити. Главное — объединить вокруг себя единомышленников, даже если у них нет опыта. «Когда семь лет назад я начинал свой путь в этой сфере, в меня тыкали пальцем и говорили, что я сумасшедший. Сейчас все изменилось. Престиж отрасли растет, все больше квалифицированных кадров приходит на работу», — отмечает Никита Никишкин из сервиса «Убиратор».

Чем активнее развивается рынок, тем сильнее растет спрос на специалистов в области устойчивого развития. Желательно иметь в штате эколога, а в случае с мусороперерабатывающим заводом — это обязательное требование.

Большой и средний объем наиболее востребованных видов вторсырья (ПЭТ, ПНД, картон, алюминий) можно приобрести на мусоросортировочных станциях, производствах, складах, в распределительных центрах и ретейле. Маленькие партии доступны в экоцентрах и у индивидуальных предпринимателей. Если вы привлекаете конечных потребителей, чтобы они сдавали вам вторсырье, то здесь лучше всего работает сарафанное радио, соцсети и локальные СМИ. Для этого необходимо инвестировать в экопросвещение и развивать профильные сообщества.

42035

16791

16057

22422

11116

Фото 10972

Фото 5020

Покупатели определяют НДС при поступлении сырья исходя из расчетной ставки 20/120. В качестве налоговой базы учитывается полученная сумма.

При получении макулатуры налог на добавленную стоимость рассчитывается покупателем самостоятельно. В формуле используется расчетная ставка НДС:

Пример

Организация получила партию бумажных отходов на общую сумму 20 000 рублей от поставщика – плательщика НДС. Необходимо самостоятельно выделить налог и перечислить его в бюджет. Исчисленный НДС равен:

20 000 руб.*20/120 = 3 333,33 рубля.

Переработчики макулатуры выступили против инициативы Минэкономразвития

Некоторое время (с 2021 по 2021 год) действовал период освобождения от НДС при реализации макулатуры. Однако при приобретении бумажных изделий НДС мог быть начислен ранее. В связи с этим у организаций, являющихся продавцами, возникал вопрос – требуется ли восстановить при продаже сырья налог, ранее принятый к возмещению? Однозначного ответа не было.

После того, как вновь стали совершаться продажи макулатуры с НДС, проблема с восстановлением налога исчезла. Продавцы бумажных отходов могут принять НДС к вычету, даже с учетом того, что оплата произведена налоговыми агентами.

Факт продажи и поступления бумажных отходов фиксируется в учете у поставщика и у покупателя. Поставщик отразит операцию следующими записями:

  • Дт 91 – Кт 10 – сырье списано с баланса;
  • Дт 62 – Кт 91 – макулатура отгружена покупателю.

Покупатель поступление бумажных отходов регистрирует проводками:

  • Дт 41 – Кт 60 – поступление макулатуры;
  • Дт 19 – Кт 76 НА – начисление налога на вторсырье (при необходимости).

При покупке сырья у плательщика НДС обязанность по формированию декларации НДС появляется не только у продавца, но и покупателя. При этом не имеет значения, какой режим налогообложения использует последний.

Реализация макулатуры должна быть отражена в разделе 3 декларации, поступление – в разделе 2.

Покупатель вправе учесть сумму начисленного НДС, но только в том случае, если сырье будет использоваться в налогооблагаемой деятельности.

Несмотря на вступившие с начала 2021 года изменения, покупатели вторсырья не всегда могут быть признаны налоговыми агентами. Закон устанавливает следующие случаи, при которых обязанность по начислению НДС остаются за продавцами:

  • сырье отгружается физическим лицам, не имеющим статуса ИП;
  • реализация макулатуры на экспорт;
  • продавец на момент совершения сделки утратил право на освобождение от НДС.

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.

2021 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает.

В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *