Изменения в 115 ФЗ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в 115 ФЗ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Налог на прибыль 30%, физлицам страшно получать деньги на счет, а малому бизнесу предлагают новый режим. Что происходит?

    2,3 тыс. 0

    Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

    1. По вступившим в силу изменениям провести обучение сотрудников на основании внесенных изменений:
      • НФО в течение 3 (трех) рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 16.07.2020 включительно;
      • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) незамедлительно, в течение 1-2 рабочих дней с момента вступления в силу части положений Федерального закона № 208-ФЗ, то есть до 14.07.2020 включительно.
    2. Факт проведенного обучения зафиксировать во внутренних документах (Журнал проведения целевых (внеплановых) инструктажей/журнал проведения дополнительных инструктажей).
    3. При необходимости в установленные сроки внести изменения в Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ по вступившим в силу положениям:
      • НФО в срок до 13.10.2020;
      • иным субъектам Федерального закона № 115-ФЗ (не НФО) в срок до 13.08.2020.

    Для организаций находящихся на Абонентском обслуживании в ООО «Акцепт Групп» по Пакету документов/Правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ – в установленный срок будет подготовлена и направлена обновленная редакция Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

    Компании, отнесенные к низкой степени риска, в принципе не должны заметить на себе никаких изменений от ужесточения «антиотмывочного» законодательства. Напротив, как отмечают авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, административная нагрузка на такие компании в результате законодательных изменений только снизится.

    Так, в отношении нерискованных клиентов банки будут не вправе отказать в осуществлении перевода денежных средств на счет (вклад, депозит), открытый в том же или любом другом банке на территории РФ.

    О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” за исключением поднадзорных Банку России.

    Федеральным законом от 02.07.2021 №355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.

    Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:

    • осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
    • доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).

    В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

    1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?

    В связи с тем, что на момент принятия юридического лица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее – сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией.

    Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

    Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений – применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?

    В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

    Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок.

    Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

    Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.

    3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?

    Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях.

    В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надл��жащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.

    Новые «антиотмывочные» правила: что нужно знать

    Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

    Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

    В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

    Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

    Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

    Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

    • общая численность штата не превышает 5 человек;
    • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

    Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

    Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

    Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

    Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

    Субъектов Федерального закона № 115-ФЗ ждут глобальные изменения в сфере ПОД/ФТ

    В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

    Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

    На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

    В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

    На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

    Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

    В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

    Поправки по охране труда

    На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

    В частности, изменения будут следующие:

    • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
    • запретят работать в опасных условиях;
    • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
    • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
    • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

    Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

    Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

    Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

    О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

    До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

    К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

    На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

    В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

    Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

    При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

    • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
    • зарплата в натуральной форме;
    • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
    • надбавки и доплаты;
    • премии и вознаграждения.

    Если у работодателя среднесписочная численность сотрудников от 25 чел. и больше, а также если юрлицо имеет в уставном капитале долю участия РФ, субъектов РФ или муниципального образования, то с 1 января 2022 года для них регламентировано требование — размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России».

    Эта информация будет содержать сведения о потребностях в сотрудниках, об условиях их привлечения к работе и наличии свободных мест.

    На данный момент Минтруд подготовил проект приказа, предусматривающего формы, по которым нужно будет направлять информацию о потребностях в кадрах.

    Есть ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленная из них – граждане государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Известно, что по состоянию на 1 марта 2020 года на территории РФ их находилось около 2,5 млн человек.

    Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории России опасных инфекционных заболеваний. В том числе коронавируса.

    Отсутствие возможности идентифицировать приезжающих по биометрическим персональным данным значительно затрудняет:

    • исполнение решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
    • о запрете въезда в РФ;
    • обнаружение лиц, находящихся в розыске, причастных к терроризму.

    По факту многие мигранты изменяют своих установочные данные для повторного въезда в РФ с новыми персональными данными.

    Срок прохождения этих процедур – 30 календарных дней с момента въезда иностранца в Россию. Он распространяется на трудовых мигрантов при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов на работу.

    Дактилоскопическую и фотографическую регистрацию нужно пройти 1 раз – при обращении за патентом или при получении разрешения на работу.

    Медосвидетельствование нужно пройти заново в течение 30 календарных дней после окончания срока действия документов с предыдущего медицинского обследования.

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    С 10.01.2021 выявление операций будет ориентировано на специфику осуществляемой деятельности и проводимых операций.

    А как было раньше? Контролю подлежали только операции, которые не обусловлены хозяйственной деятельностью, и в основном это были операции свыше тех же 600 тысяч рублей.

    То есть изменилось только одно: зафиксирована сумма в 600 тысяч и теперь не избранные операции, а по сути все операции можно и нужно контролировать.

    Основным критерием отбора остается по-прежнему странный термин «подозрительные». Господин Аксаков как идейный вдохновитель всех инициатив в финансовой сфере никак не оторвется от этого термина и вкладывает в него все что удобно банкам.

    Под контроль попадут почтовые переводы на сумму более 100 тысяч рублей, лизинговые платежи сверх 600 тысяч рублей. По гособоронзаказу нижний лимит контроля теперь 10 миллионов рублей.

    А как было раньше? Эти операции не подлежали контролю, кроме гособоронзаказа — он был с 50 миллионов рублей.

    А как было раньше? Ранее подлежали контролю только те сделки, по которым зарегистрирован переход права собственности, теперь будут контролировать все.

    При выявлении подозрительных операций банк будет сообщать в РФМ не только о самих таких операциях, но и о других действиях клиента, которые связаны с этими операциями.

    Как это повлияет на нашу жизнь?

    1. Тарифы банков изменятся. И не в меньшую сторону.
    2. Снимать наличные в сумме свыше 600 тысяч рублей за раз будет негуманно по отношению к своему бизнесу (хотя и сейчас такой экстрим могут позволить себе немногие отважные).
    3. В платежах лучше сразу указывать наименование товара, работы, услуги, номер документа и его дату, обосновывающие платеж.

    Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

    Всем провести обязательный внутренний инструктаж

    Организациям и индивидуальным предпринимателям ювелирной отрасли скорректировать правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок не позднее 13.08.2020 в случае наличия измененного текста в правилах.

    Заказать изменения в ПВК

    Ломбардам внести изменения в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ в срок, не позднее 3-х месяцев после даты вступления в силу изменений, в случае наличия в правилах измененного текста.

    С 10 января изменились и отношения в вопросе лизинга. Сейчас все операции свыше 600 тысяч рублей будут контролироваться Росфинмониторингом.

    Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн рублей. Это связано с актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

    В текущем году 115 ФЗ исполняется 20 лет. «Если говорить простым языком, — рассказывает Мария Гайнутдинова, — этот закон направлен против отмывания денежных средств, не зря его еще называют «антипомывочным». Его требования направлены на то, чтобы обязать банки отслеживать финансовые операции, осуществляемые их клиентами».

    Закон обязателен для всех российских банков без исключения, а его неисполнение грозит отзывом лицензии.

    Для выполнения этой задачи в каждом банке работает отдел финансового мониторинга, сотрудники которого при помощи специальных программ контролируют проводимые операции и выявляют нарушителей — компании, которые занимаются номинальной (фиктивной) деятельностью или незаконным обналичиванием денежных средств.

    Если тот или иной субъект кажется службе финмониторинга подозрительным, инициируется механизм внутренней проверки, в ходе которой клиент предоставляет контролерам определенный набор документов по произведенным операциям. Такие проверки являются одной из мер противодействия легализации (отмыванию) доходов.

    Важно! Отказ от предоставления запрошенной информации грозит блокировкой счета. Кроме того, обслуживание счета может быть приостановлено на тот срок, пока идет проверка.

    «Откровенно говоря, у банка могут возникнуть сомнения относительно практически любого перевода», — предупреждает наш эксперт.

    Среди основных причин для блокировки счета можно назвать следующие:

    • частые операции по снятию наличных;
    • крупные входящие переводы;
    • переводы на счета юридических или физических лиц;
    • переводы денежных средств за границу;
    • частые переводы, превышающие 600 000 рублей.

    Таким образом, получается, что практическое любое действие может быть сочтено подозрительным с точки зрения службы финансового мониторинга.

    По словам Марии Гайнутдиновой, также счет может быть заблокирован Федеральной налоговой службой. В данном случае основанием для заморозки может служить:

    • неуплата налогов в срок;
    • нарушения, выявленные в ходе очередной налоговой проверки;
    • неправильное ведение электронного документооборота;
    • несвоевременное предоставление налоговой декларации, если задержка составляет десять и более дней;
    • несвоевременное предоставление отчетов по заработной плате работников организации, а также по страховым взносам

    Помимо перечисленного, счет может быть заблокирован по решению суда.

    Получить такое ограничение рискуют лица, уклоняющиеся от уплаты алиментов, а также должники по кредитам. При этом замораживается не весь счет целиком, а сумма имеющегося долга. Если денег на счете достаточно, то их спишут в счет уплаты задолженности, если нет, тогда держателю дается время на возврат долга. Если он не будет осуществлен, счет могут заблокировать полностью.

    ЦБ предложил новые правила оценки риска обналичивания денег

    Собеседник ФАН рассказывает, как вести себя в случае, если ваш счет заблокировали:

    Первое, что нужно сделать — это уточнить, что именно заблокировано (заблокировать могут весь счет, конкретную сумму или и то, и другое) и по какой причине.

    Второе — нужно подготовить пакет документов, обосновывающих каждую финансовую операцию, которую банк счел подозрительной.

    Далее нужно узнать детали блокировки — сумму, и какой госорган ее произвел.

    Если выяснится, что ограничения наложены по решению суда из-за имеющихся долгов, погасите их.

    Если инициатором блокировки выступает налоговая, то следует сделать все, что требует инспекция: оплатить образовавшиеся задолженности, заполнить и отправить декларацию, устранить нарушения в документообороте, направить для ознакомления подтверждения внесенных взносов.

    Важно! На время блокировки счета некоторые действия с ним могут быть недоступны. Какие именно, зависит от госоргана, который прислал уведомление о блокировке.

    В скором времени начнут действовать новые правила заморозки счетов компаний и индивидуальных предпринимателей. Рассказываем, какими они будут:

    • Последняя редакция 115 ФЗ подразумевает, что период просрочки возрастет с десяти до двадцати дней.
    • Заблокировать счет можно будет только сообщив об этом его держателю. Таким образом у владельца будет две недели на то, чтобы предотвратить блокировку.

    По словам нашего эксперта, такие новшества помогут не допустить внезапной заморозки счетов, связанной со случайными ошибками, допущенными налогоплательщиками. Однако, будут ли поправки работать как следует пока что сказать трудно, поскольку закон не предусматривает ответственности для контролирующих органов за то, что те не отправили вовремя соответствующее уведомление.

    «Я все же советую не надеяться на авось, а правильно вести документацию, в срок предоставлять необходимые отчеты и платить взносы, тогда и проблем не возникнет», — заключает Мария Гайнутдинова.

    Государство получает доходы от налоговых отчислений официально зарегистрированных юридических лиц и частных предпринимателей. Чтобы вывести бизнес из нелегального оборота, необходимы жесткие меры. В 2001 году стал действовать закон 115 ФЗ, направленный на борьбу с сектором экономики, находящимся вне правового поля.

    Кроме борьбы с доходами, полученными незаконным путем, этот правовой акт призван выявлять структуры, финансирующие терроризм. Законодатели поставили знак равенства между этими понятиями. Нелегальные предприятия были объявлены угрозой для финансовой системы государства.

    В первой главе нормативного акта приводятся основные положения. Указывается, что его действие направлено на юридических лиц, граждан России и иностранцев. Под требования 115-ФЗ попадают все учреждения, имеющие право на деятельность с наличными и безналичными денежными средствами.

    Во второй главе описываются меры, которые предпринимают государственные органы для борьбы с незаконным бизнесом и легализацией капиталов.

    • В статье 5 этой главы приводится закрытый список организаций, которые имеют право на работу с денежными средствами.
    • Статья 6 указывает на то, что операции с суммами свыше 600 тысяч рублей подлежат обязательному контролю. Описан перечень мероприятий по фискальным действиям.
    • В статье 7 приведены права и обязанности организаций, работающих с денежными средствами. Указано, что все клиенты должны быть идентифицированы. Приводится список мер по установлению личности граждан и юридического статуса предприятий.

    В третьей главе говорится о методах борьбы с легализацией незаконных капиталов.

    В четвертой главе рассказывается о взаимодействии с международными организациями. Сотрудничество с ними призвано укрепить Россию в мировом правовом поле.

    Пятая глава содержит заключительные положения. В ней также говорится о привлечении к ответственности за действия, которые нарушают требования 115-ФЗ.

    В законодательстве есть определение легализации или отмывания преступных капиталов. Это действия, придающие законный вид распоряжению или владению денежными суммами и прочими активами, полученными преступным путем. Есть перечень конкретных противозаконных действий:

    • торговля наркотиками и оружием;
    • мошенничество в финансовой сфере;
    • создание фирм для обналичивания.

    В 115 ФЗ не указаны конкретные методы отмывания преступных капиталов. Законодатели намеренно этого не сделали. Список этих способов обширен и постоянно пополняется. Основные из них:

    • значительное завышение цен на товары и услуги;
    • перевод денег на счета фирмам, специально созданным для направления средств в законную деятельность;
    • заключение фиктивных сделок для обналичивания;
    • операции по перечислению сумм на счета оффшорных компаний для покупки активов и недвижимости;
    • перечисление денежных средств иностранным компаниям для инвестирования в предприятия на территории РФ.

    Легализация преступных капиталов может проходить по сложным схемам с участием многих фирм и физических лиц.

    Цели легализации

    У людей, получивших доходы от преступной деятельности и пытающихся легализовать эти капиталы, есть цели:

    • необходимость сокрыть источники получения незаконных средств;
    • имитация легальной деятельности;
    • безопасное расходование полученных средств;
    • инвестирование в законный бизнес.

    Банковские службы, ответственные за исполнение требований 115 ФЗ, анализируют каждую подозрительную сделку. В этой работе они используют внутренние распоряжения кредитного учреждения и инструкции ЦБ.

    Законом определены критерии сделок, о которых банки обязаны информировать Росфинмониторинг. Это короткий список:

    1. Если сумма операции выше 600 тысяч рублей. Операции в валюте оцениваются в рублевом эквиваленте.
    2. Сделки с недвижимостью свыше 3 млн.
    3. Перечисления денежных сумм, которые могут попасть под определение подозрительных операций.

    Контролирующая структура банка обязана квалифицировать сделку на основании анализа имеющейся информации и направить в службу мониторинга данные. На эти действия законом отведено три дня.

    Верификация клиентов

    С начала действия закона в 2001 году банки обязывались удостоверять личность любого клиента. У людей, пришедших заплатить за коммунальные услуги, требовали паспорт. Сейчас, с внесением 57 поправок, требования к физическим лицам упростились. Без верификации можно:

    • отправлять переводы не больше 15 тысяч рублей;
    • покупать валюту на сумму до 40 тысяч;
    • приобретать ювелирные изделия за наличные до 40 тысяч, с использованием банковских карт до 100.

    Чтобы открыть расчетный счет, юридическому лицу потребуется предоставить полный пакет документов. Устав, свидетельства о государственной регистрации в ИФНС, паспорт руководителя и главного бухгалтера. Также нужно заполнить анкету клиента.

    Для физических лиц, чтобы выпустить банковскую карту или открыть лицевой счет, понадобится только паспорт.

    Одной из основных обязанностей банков, в соответствии с законом 115 ФЗ, является выявление сделок, имеющих признак подозрительной или фиктивной. По этой причине расчетные счета клиентов блокируются, руководству компании направляется требование для дачи пояснений.

    Служба банковского контроля просит обосновать законность операции. Предоставить копии документов, свидетельствующих о легальности сделки. Это могут быть договоры купли-продажи, акты выполненных работ, накладные. Заполненные формы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию основных средств.

    Центральный банк направляет методические рекомендации для выявления подозрительных сделок. Список обязательных мероприятий постоянно обновляется. ЦБ своими письмами установил перечень операций, которые подлежат особому контролю.

    Некоторые из них:

    1. Компания перечисляет сотрудникам заработную плату из расчета не больше одного МРОТ.
    2. Не перечисляются взносы во внебюджетные фонды с начисленной заработной платы, но оплачивается НДФЛ.
    3. На расчетном счете постоянно отсутствует остаток, но проходят большие суммы средств.
    4. Клиент перечисляет деньги поставщикам таких товаров или услуг, которые не могут относиться к деятельности, указанной при открытии расчетного счета.
    5. Не отслеживается связь между поступлением средств и их расходом.
    6. При анкетировании клиент заявил о значительно меньших оборотах по сравнению с реальными.
    7. Со счета ведутся платежи, не относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности клиента.
    8. На расчетный счет поступают деньги от покупателей с НДС, а оплачиваются поставщикам без выделения этого налога.

    Отдел банковского контроля анализирует операции и относит некоторые из них к категории подозрительных по следующим признакам:

    1. С расчетного счета снимается более 30% поступивших денежных средств.
    2. Юридическое лицо создано менее 2 лет назад.
    3. Клиент платит минимальные суммы налогов, которые не сопоставимы с оборотами по расчетному счету.
    4. Операции имеют признаки транзита.
    5. На расчетный счет от одного и того же контрагента регулярно поступает большое количество платежей, не превышающих 600 тысяч рублей по каждой операции.

    Наиболее рискованные операции, по мнению ЦБ:

    1. На расчетный счет поступают деньги и снимаются в этот же день.
    2. Денежные средства постоянно снимаются в суммах, максимально близких к лимиту в 600 тысяч рублей.
    3. Клиент имеет большое количество корпоративных банковских карт, на которые постоянно перечисляются средства.

    Это не полный перечень. Контрольная служба банка может отнести к разряду подозрительных другие операции по расчетному счету клиента.

    Законом предписывается учреждению, которое имеет лицензию на проведение банковских операций, зарегистрироваться на сайте службы по финансовому мониторингу. Для организации создается личный кабинет.

    Связь с контролирующей организацией осуществляется через электронный документооборот. Банки в личном кабинете направляют сведения о подозрительных операциях и отчеты о выполнении предписаний по блокировке счетов.

    Росфинмониторинг направляет через личный кабинет списки лиц, заподозренных в финансировании терроризма и ведении другой противозаконной деятельности. Банки обязаны ознакомится с перечнем и неукоснительно выполнять предписания по блокировке счетов.

    С 24 августа 2021 г. Федеральный закон №115-ФЗ действует в новой редакции

    Причины блокировки счета по ФЗ-115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов в 2019 году не поменялись, собственно, в самом законе они не перечислены. У кредитной организации есть определенная свобода, да и весь перечень сомнительных транзакций предусмотреть достаточно трудно. Причиной «заморозки» средств может стать:

    • запутанный характер сделки;
    • несоответствие платежей виду деятельности;
    • резкое увеличение оборотов и т. д.

    Следует, к тому же, применять термины, указанные в законе.

    Блокировка счета кредитной организацией как такового, то есть вообще всех возможных операций по нему, возможна только в том случае, если владелец внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

    Они внесены законом от 18.03.2019 г. №33-ФЗ. Установлен порядок обращения с остатками денежных средств лица, использующего электронное средство платежа. Теперь остатки могут быть как перечислены на счета других лиц, в том числе в целях исполнения ранее возникших обязательств, так и переведены на другой счет этого лица или выданы ему в кассе (в случае использования в отношении него упрощенной процедуры идентификации).

    У лиц, оказывающих бухгалтерские и юридические услуги, а также нотариусов и адвокатов, появились новые обязанности: идентификация клиентов, а также замораживание средств при указанных в законе обстоятельствах и т. д. При этом отдельно установлено, что принятие подобных мер не является основанием для привлечения к гражданско-правовой ответственности.

    В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:

    • фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
    • фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.

    Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:

    • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
    • Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
    • Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.

    Банкиры самостоятельно решают, какая сделка имеет признаки сомнительности, а какая нет. Может быть так, что 10 однородных сделок проведено, а 11 заблокировали. Если при совершении перевода или платежа с помощью Клиент – банка, последний перестаёт работать, то нужно сразу же обращаться в банк. Ответ будет довольно «предсказуем» – отказано по нормам Закона № 115-ФЗ. Выход – менять кредитное учреждение!

    Закон № ФЗ 115 о противодействии легализации отмыванию доходов был принят 07. 08. 2001 года. В него постоянно вносятся изменения, соответствующие реалиям современной жизни. Состоит он из 5 глав, в каждой говорится о конкретных вещах. В частности:

    • Глава 1. Здесь даны общие положения данного закона. Своё действие закон распространяет на граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, а также на организации, которые в ходе своей деятельности имеют отношения с денежными средствами;
    • В главе 2 говорится о мерах, которые предпринимает государство для того чтобы сократить оборот легализации тех доходов, которые были получены преступным путём.

    В законе ФЗ 115 ст. 5 «О легализации» приведен исчерпывающий перечень организаций, которые имеют право, на территории России, осуществлять операции с денежными средствами.

    В ст. 6 115 – ФЗ сказано, что в России существует операции, проводимые с денежными средствами, подлежащие обязательному контролю со стороны государства. Главное условие для применения контролирующих мер, это превышение суммы по одной сделки отметки в 600 тысяч рублей. В этой статье подробно расписан перечень операций, контролируемых государством при таких условиях.

    Банковским клиентам расскажут об отмывании

    В прошлом и текущем году, Закон редактировался несколько раз. В 2018 году кратко:

    • в список организаций, которые могут, на законных основаниях, проводить операции с денежными средствами, были внесены негосударственные пенсионные фонды. Но, делать это они могут только в рамках своей основной деятельности;
    • было введено новое понятие «финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения»;
    • была введена новая ст. 7. 5, в которой прописаны меры, применяемые для противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения;
    • была введена ст. 10. 2, в которой говорится о международном сотрудничестве в данной сфере;
    • в ст. 7 была внесена обязанность банков заключать договоры банковского вклада только при предъявлении документов, подтверждающих открытие вклада на предъявителя;
    • в иные статьи также были внесены изменения, соответствующие сложившейся ситуации в стране.

    В августе 2001 года, с цель борьбы с теневой экономикой, был принят федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

    Уровень экономики в начале 2000-х годов достиг такого уровня, когда возникла необходимость в применении ряда мер для предотвращения получения нелегальных доходов, попыток их легализовать (вложив их в легальный экономический сектор) или профинансировать теневой бизнес. Разработка и внедрение законодательного механизма, который препятствует возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма должно служить охране интересов граждан (законных) и государства в целом.

    Давайте рассмотрим необходимый минимум условий использования карты, который поможет не попасть под внимание службы безопасности банка и предотвратит возможную блокировку карты (счета) согласно ФЗ №115.

    1. Не обналичивайте деньги! Старайтесь, как можно чаще, прибегать к безналичному расчету за товары и услуги, тем более, что сейчас в 98% случаев можно рассчитать пластиком. В любом банке могут сказать, что карта не является средством для снятия наличных (как бы странно это не звучало).

      Риск попасть под «прицел» службы безопасности банка появляется в тот момент, когда сумма обналиченных денег превышает 30% от поступивших за последнюю неделю. Это не является правилом, уточнить этот порог можно в своем банке.

    2. Не рекомендуется переводить средства между различными банками.

      Они очень не любят наблюдать за тем, как деньги утекают к конкурентам, тем более если это происходит часто.

    3. Единовременные операции по переводу между физическими лицами суммы, превышающей 600 тыс. рублей обязательно попадают под внимание ФНС.
    4. «Веерные рассылки» также запрещены.

      Пример: вы получаете определенную сумму и начинаете производить множество операций по переводу маленьких сумм на карты физ. лиц.

    5. Транзитные операции (переброска поступивших денег на другие счета), особенно те, которые производятся постоянно — залог того, что обслуживание карты, в скором времени, будет приостановлено или заблокировано.

      Для банка, такие операции — явный признак отмывания денег.

    6. Не передавайте Ваши карты третьим лицам (даже близким родственникам и друзьям). Они могут быть использованы для обналичивания денежных средств или совершение транзитных операций.
    1. Получите карту максимального статуса (чем выше статус, тем лучше и лояльнее банк к клиенту).
    2. Производите расчеты только по безналичной оплате.
    3. Совершайте денежные переводы только внутри одного банка.
    4. Позаботьтесь о сохранении всех документов, подтверждающих легальное поступление денежных средств на карту (зарплатный квиток, договор, накладные, счета и т.д.).
    5. Как бы ни смешно это было, но повысить лояльность банка к физическому лицу поможет наличие открытого в этом банке кредита или кредитной карты.
    6. По возможности используйте электронные платежные системы, например, Perfect Money или Advanced Cash.
    7. В случае, если у банка возникли вопросы к Вам, обязательно идите на контакт. В случае игнорирования с Вашей стороны, может сработать правило – молчит, значит виновен.

    Список негативных последствий в этом случае очень большой:

    • Расторжение договора с банком. Деньги, находящиеся на ваших счетах забрать можно, но открыть новый счет, вклад или взять кредит в этом банке не получится в течение 5 лет;
    • Невозможность предпринимателя вести хозяйственную деятельность (закупка товара, оплата счетов, выплата заработной платы и т. д.);
    • Потеря бизнес партнеров и многое другое.

    Для разблокировки карты и счетов необходимо:

    1. Предоставить документы, подтверждающие законность получения денежных средств.
    2. Если таковые отсутствуют, то можно придумать причину, подтвердить которую заведомо невозможно. Например, покупка/продажа криптовалют. Однако практика прошлого года показала, что это работает не во всех банках. Так, Сбербанк не примет никаких объяснений, если они не подтверждены документально. Альфа-банк и Тинькофф готов в подобных случаях пойти навстречу своим клиентам, но лишь раз. Вторая подобная ситуация неминуемо приведет к блокировке.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *