Ставки налога на прибыль в 2022 году по регионам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки налога на прибыль в 2022 году по регионам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

  • заявление на льготу по налогу на имущество;
  • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
  • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
  • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

Изменения законодательства на 2022 года: для бухгалтера и директора фирмы на УСН

На 2022 год запланирован запуск пилотного проекта, предусматривающего плавную смену налоговых режимов для организаций общественного питания. Речь идет о слете с упрощенки на ОСНО при превышении предельных ограничений по численности сотрудников и объему выручки.

Компании, которые примут участие в пилотном проекте, получат право не платить НДС, если их объем годовой выручки не превысит 2 миллиарда рублей.

Кроме того, для этих фирм сохранится возможность применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 15% даже в том случае, если численность сотрудников вырастет до 1500 человек. Напомним, в настоящее время порог составляет всего 250 человек.

Власти субъектов РФ вправе снижать налоговые ставки по УСН. Для объекта обложения «доходы» ставку могут понизить до 1 %, а в Крыму и Севастополе – вплоть до нуля.

На объекте «доходы минус расходы» снижать ставку упрощенного налога разрешено до 5 процентов, а в Крыму и Севастополе – до 3%. Например, для объекта «дохода» ставка УСН 2022 года в Москве составляет 10 %, Санкт-Петербурге – 7 %.

Во многих субъектах России действуют налоговые каникулы для ИП на УСН до 2024 года и освобождены от налога вновь зарегистрированные предприниматели, работающие в определенных сферах деятельности. Уточняйте по своему региональному законодательству.

Право на нулевую ставку налога на УСН в 2022 году есть у предпринимателей в производственной, социальной, научной сфере, сфере бытовых услуг населению, а также при сдаче внаем помещения для временного проживания. Доходы от льготного вида предпринимательства должны составлять не менее 70 процентов всех доходов ИП.

Еще в 2020 году официально были установлены нерабочие дни с сохранением зарплаты. И, если всем компаниям сразу разрешили списывать расходы на оплату труда в нерабочие дни при исчислении налоговой базы по прибыли, по УСН компаниям развернулась дискуссия. Которая как обычно упиралась в закрытый перечень статьи 346.16 НК РФ.

В течение 2021 года все прояснилось. Минфин дал необходимые разъяснения в середине 2021 года в письме от 16.06.2021 № 03-11-06/2/47346.

Расходы на зарплату сотрудников за нерабочие дни можно учесть в составе УСН-расходов.

Фиксированные суммы взносов ИП не привязаны к объему его личного дохода. С дохода от предпринимательской деятельности свыше 300 тыс. рублей, дополнительно в бюджет уплачивается 1% от превышения.

Страховые взносы ИП на УСН за самого себя за 2022 год составляют:

  • на пенсионное страхование ИП 34 445 руб. + 1% с доходов, превышающих 300 000 руб.
  • на медицинское страхование ИП 8 766 руб.

ИП на УСН «доходы» может учесть суммы уплаченного страхового взноса за себя и работников в качестве налогового вычета. Размер вычета составляет 100% от налога УСН для ИП без работников, и не более 50% от налога УСН для ИП с наемным персоналом.

С1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:

  • на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
  • на ОПС – в 1,069 раза.

Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.

Предельные базы для уплаты страховых взносов 2021 — 2022 гг.

2021 год

2022 год

Предельная база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на ВНиМ, руб.

966 000 рублей

1 032 000 рублей

Предельная база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, руб.

1 465 000 рублей

1 565 000 рублей

Документ

Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2020 года № 1935

Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951

Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

В соответствии с новой статьей 15.2, которой дополнили закон № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации грозит штраф от 1000 до 5000 руб.

За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному штраф составит 5000 руб.

Отказ представить документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий — 200 руб. за каждый несданный документ.

Передача недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов (не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.);

Региональные власти уменьшают ставки по УСН, сокращают потенциально возможный доход по патенту, вводят пониженные коэффициенты по ЕНВД. Из дополнительных мер: арендные каникулы, льготные кредиты, отмена транспортного налога для организаций и другие — в зависимости от субъекта Федерации.

В большинстве регионов пониженные ставки действуют на весь 2020 год. Это значит, что налог можно пересчитать с 1 января, но могут быть исключения.

Мы изменим ставки по УСН автоматически для тех регионов, где изменения касаются всех без исключения.

Если в вашем регионе налог снижен только для пострадавших, поменять ставку в сервисе нужно самостоятельно. Для этого перейдите в Реквизиты → Система налогообложения → УСН → Ставка налога.

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периода Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
  • уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
  • уплачиваемые ежеквартально
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
  • Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежи Ежемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя дохода В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

  • 06/2020 — по основным средствам;
  • 26/2020 — по капитальным вложениям;
  • 27/2021 — по документообороту;
  • 25/2018 — по аренде.

Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

Какие регионы понизили ставки налогов из‑за коронавируса

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

  • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
  • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.

В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:

1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.

Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.

2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.

— Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.

Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.

— Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.

Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.

По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).

Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.

В связи с глобальной пандемией в 2020 году отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть влияние нефтяной волатильности эффективно абсорбируется вследствие систематического следования «бюджетным правилам»

— вынужденное резкое и масштабное сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса,

это потребовало соразмерного контрциклического импульса.

Налог на прибыль: Минфин поделился планами на 6 лет

Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:

— с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;

— с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.

Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.

По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.

В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:

1. Меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:

— расширение применения патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);

— продление до 2024 года права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП;

— предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов ИП на ПСН;

— расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн рублей) и занятости (со 100 работников для 130).

2. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:

— в целях стимулирования инвестиций в добычу нефти с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр (месторождения сверхвязкий нефти в Татарстане, Приобское, Ванкорский кластер); дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2021-2024 гг. ожидается в размере около 700 млрд рублей, а за период их действия (2021-2028 гг.) может превысить 1,2 трлн рублей.

— в целях стимулирования инвестиций в увеличение глубины переработки нефти введена инвестиционная надбавка для отдельных НПЗ (14 НПЗ), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения; дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия инвестиционной надбавки в 2020-2030 гг. ожидается в размере более 700 млрд рублей.

— в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки с 2022 года введен налоговый вычет по акцизам на сырье (этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности (введённых в 2022-2027 гг.), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения. дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) ожидается в среднем на уровне 20-40 млрд рублей в год.

3. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:

— для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога;

— для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 7,6%.

4. В рамках мер по деофшоризации российской экономики:

— в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми «транзитными юрисдикциями»;

— в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере 5 млн рублей; с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.).

— повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства — международном автоматическом обмене информацией в соответствие с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).

Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ общая ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. При этом предусмотрены ставки, по которым налог распределяется между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

Пункт 1 ст. 284 НК РФ

Положение

Ставка налога до 2017 года

Ставка налога в период 2017 – 2024 годов

Абзац 2

Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет

2%

3%

Абзац 3

Ставка налога, зачисляемого в бюджет субъекта РФ

18%

17%

В случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

Пониженные ставки по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, установленные законами этих субъектов, принятыми до 03.09.2018, подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.

Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

Согласно п. 1.9 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется ставка 0% с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.5 НК РФ.

Названные выше нормы, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464-ФЗ, действуют с 01.01.2015 по 01.01.2020 (если законодатели не внесут соответствующие изменения и не продлят установленный срок).

Нулевая ставка не применяется в отношении налоговой базы, ставки по которой предусмотрены п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ (то есть в отношении доходов в виде дивидендов и доходов от операций с отдельными видами долговых обязательств).

Производители сельскохозяйственной продукции и рыбохозяйственные организации, не перешедшие на уплату ЕСХН и использующие общую систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль. Для этого они должны соблюдать определенные условия.

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ применять ставку налога на прибыль в размере 0% имеют право:

  • сельхозпроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ;

  • рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, установленным пп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ.

При этом нулевая ставка применяется по деятельности, связанной:

  • с реализацией произведенной ими сельхозпродукции;

  • с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельхозпродукции.

На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ. В силу п. 4 ст. 10 этого закона резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Для организаций – резидентов ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ).

Обратите внимание: согласно абз. 6 п. 1 ст. 284 НК РФ для организаций – резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная ставка налога на прибыль (не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ и за ее пределами.

Доходы, полученные резидентом ОЭЗ от иной деятельности, не предусмотренной соответствующим соглашением, а также доходы, полученные за пределами территории ОЭЗ, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

В главе 25 НК РФ методика ведения раздельного учета доходов (расходов) для резидентов ОЭЗ не закреплена. Поэтому налогоплательщики могут вести раздельный учет в любом порядке, отразив его в учетной политике для целей налогообложения.

Для организаций – резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% (п. 1.2 ст. 284 НК РФ). Применять нулевую ставку они вправе до 01.01.2023 (основание – п. 5 ст. 10 Федерального закона от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой в этих зонах, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких ОЭЗ.

Организации, указанные в п. 1.2 ст. 284 НК РФ, вправе применять ставку 0% налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента. Право на применение названной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация утратила этот статус.

Ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет установлена в размере 3% на период 2017 – 2024 годов (абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ).

В соответствии с п. 1.2 ст. 284 НК РФ для организаций – резидентов технико-внедренческой ОЭЗ ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, была установлена в размере 0% (данное положение применялось до 01.01.2018 согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона № 365-ФЗ).

При этом п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ (за исключением организаций, указанных в п. 1.2 названной статьи), подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 2%.

В связи с тем, что с 01.01.2018 положения п. 1.2 ст. 284 НК РФ не распространяются на резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, для них ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, действует в размере 2% (см. Письмо Минфина России от 02.04.2018 № 03-03-20/21391).

Формула расчёта налога стандартная: Налоговая база * Налоговая ставка.

А вот базу по налогу на прибыль определить непросто. Алгоритм такой:

  • рассчитывается прибыль либо убыток от реализации;
  • рассчитывается прибыль или убыток от внереализационных операций;
  • итоговая база по налогу: прибыль (убыток) от реализации + прибыль (убыток) от внереализационных операций — убытки прошлых лет, которые можно перенести на текущий период.

Если прошлые периоды закончены в минус, убытки можно полностью или частично вычесть из налоговой базы.

Основная задача при исчислении налога на прибыль заключается в правильном определении доходов и расходов.

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Важное значение для расчёта налога имеют даты, на которые признаются доходы и расходы. От этого зависит, может ли налогоплательщик учесть их в периоде, за который исчисляется налог на прибыль организаций. Существует два метода определения момента признания доходов и расходов:

  1. Метод начисления. Доходы / расходы принимаются в том периоде, в котором они имели место. При этом неважно, когда фактически средства за них поступили или были на них потрачены.
  2. Кассовый метод. Доходы / расходы признаются на день их фактического поступления или списания.

По умолчанию применяется метод начисления. В этом случае прямые и косвенные расходы учитываются при исчислении налога на прибыль по-разному:

  • прямые расходы делятся между стоимостью незавершённого производства и продукции, которая изготовлена. Уменьшать налоговую базу за счёт прямых расходов можно только по мере того, как готовая продукция будет реализована;
  • косвенные расходы текущего периода списываются полностью, без какого-либо распределения.

При кассовом методе такого деления нет. Но применять его можно лишь организациям, у которых в среднем за четыре предыдущих квартала сумма выручки от реализации не превысила 1 млн рублей за каждый квартал.

Основная, но не единственная, ставка налога на прибыль — 20%. Она распределяется между бюджетами двух уровней. Налог на прибыль 2021 года делится так: 3% — в федеральный, 17% — в региональный бюджеты. После 2024 года распределение изменится. Ниже представлена подробная таблица ставок.

К чему применяется / когда действует ставка

Размер ставки

Основная ставка (действует, если не оговорено иное)

20%, которые делятся таким образом:

  • с 2017 до 2024 год — 17% в региональный бюджет, 3% — в федеральный;
  • до этого периода и после него — 18% в региональный бюджет, 2% — в федеральный.

По решению властей субъекта для отдельных организаций ставка может быть понижена до 12,5% (после 2024 года — до 13,5%)

Прибыль по некоторым ценным бумагам российских компаний

30%

Прибыль от добычи углеводородов на новом морском месторождении

20% полностью в федеральный бюджет

Некоторые доходы иностранных организаций

Доходы от государственных, муниципальных и иных ценных бумаг

15% (по некоторым муниципальным бумагам 9%)

Дивиденды иностранной компании по российским акциям или от участия в компании из РФ

Дивиденды российской организации

13%

Доходы по депозитарным распискам

Отдельные доходы от аренды иностранных организаций

10%

Доходы сельхозпроизводителей, организаций медицинской, образовательной сфер, соцобслуживания и другое. Полный список — в статье 284 НК РФ

0%

Налоговым периодом по данному платежу является календарный год. Организации должны исчислять и уплачивать авансы по налогу на прибыль ежемесячно или раз в квартал.

Налог на прибыль организаций: виды, размер и ставка

Для юридических лиц, которые не имеют права на поквартальную уплату, доступны 2 варианта расчёта ежемесячных платежей:

  • исходя из прибыли за прошлый квартал с доплатой по итогам периода;
  • исходя из фактической прибыли.

По умолчанию будет применяться первый способ. Чтобы исчислять авансовые платежи, исходя из фактической прибыли, нужно не позднее конца года подать в ИФНС уведомление в свободной форме.

Суть первого способа в следующем. В текущем квартале нужно уплатить столько аванса, сколько было начислено за предыдущий. Эта сумма делится на три части и уплачивается в каждом месяце квартала. Когда он закончится, следует рассчитать сумму налога, исходя из того, сколько было получено прибыли, и произвести доплату.

Приведём пример. Пусть начисление налога за IV квартал прошлого года составило 30 000 рублей. В январе, феврале и марте текущего года компания должна была уплатить по 10 000 рублей. При этом за I квартал она заработала 160 000 рублей. Налог к уплате составляет 160 000 х 20% = 32 000 рублей. Однако 30 000 из них уже уплачено, поэтому нужно доплатить только 2 000 рублей.

При способе уплаты, исходя из фактической прибыли, сумма аванса рассчитывается по окончании каждого месяца нарастающим итогом с начала года. То есть в феврале считается и платится налог за январь, в марте — за январь + февраль с учётом уплаченного ранее и так далее.

Например, налогооблагаемый доход организации составил:

  • за январь — 90 000 рублей;
  • за февраль — 150 000 рублей;
  • за март — 120 000 рублей.

По итогам каждого месяца следует уплатить:

  • в феврале за январь: 90 000 * 20% = 18 000 рублей;
  • в марте за январь и февраль: (90 000 + 150 000) * 20% — 18 000 = 30 000 рублей;
  • в апреле — за январь, февраль и март: (90 000 + 150 000 + 120 000) * 20% — (18 000 + 30 000) = 24 000 рублей.

Все, кто платит налог на прибыль организаций, подают в ИФНС декларацию. Периодичность подачи внутри отчётного года зависит от того, как производятся авансовые платежи:

  • если ежемесячно, исходя из фактической прибыли, декларации нужно подавать до 28 числа следующего месяца (12 деклараций в год);
  • если поквартально либо раз в месяц, но по данным за прошлый период, декларации нужно подавать по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев. Последний день представления — 28 числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Годовую декларацию все должны подать до 28 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога на прибыль, исчисленного по итогам года, производится также до этой даты. То есть налог на прибыль 2021 года нужно будет уплатить не позднее 28 марта 2022 года.

Плательщики вправе уменьшить доход на расходы, которые понесли в том же периоде. В НК РФ приведены списки:

  • доходов, которые учитываются в налоговой базе — ст. 249, 250 НК РФ;
  • доходов, которые можно не учитывать (не облагать налогом на прибыль) — ст. 251 НК РФ ;
  • расходов, которые вычитаются из доходов — ст. 252 — 269 НК РФ;
  • расходов, которые нельзя вычитать — ст. 270 НК РФ.

С прибыли организации платят взнос в бюджет — налог на прибыль организаций: процент зависит от нескольких важных факторов.

20% — постоянная величина основной ставки налога на прибыль в РФ для организаций и ИП. Сумму к уплате исчислять просто: величину выручки умножить на 20% или на 0,2.

Не вся сумма налога на прибыль зачисляется в один бюджет: 17% получает региональный, а 3% — федеральный (с 27 ноября 2018 года в силу п. 1 ст. 284 НК РФ). Эта норма действует до 2024 года.

Региональные власти вправе снизить основную налоговую ставку до 13,5% (и даже до 12,5 в 2017–2024 годах). Снижение касается той части, которая пойдёт в бюджет на местном уровне. А если учесть 3%, которые полагаются федеральному бюджету, минимальный процент в регионе — 15,5%.

Для информации: местные власти могут установить процент от 12,5 до 17%. Для некоторых категорий налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ (особой экономической зоны) есть исключение — он не может превышать 13,5%.

Именно так распределяется налог на прибыль в 2020 году: ставка в Санкт-Петербурге, например, налога на прибыль, как и во многих других регионах, снижена до 12,5%, а иногда и до 0%:

  • для организаций — резидентов особой экономической зоны на территории Санкт-Петербурга, — 12,5%;
  • для организаций, состоящих на налоговом учете в СПб, осуществивших в течение года вложения в местное производство в размере 300 000 рублей, — 14,5%;
  • для организаций, вложивших в местное производство в течение года 50 млн. рублей, — 12,5%;
  • для организаций, участвующих в специальном инвестиционном контракте и производящих продукцию по списку, указанному в Законе Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11, вложивших 750 млн рублей, — 0%.

ФНС изменит форму налоговой декларации по налогу на прибыль с 2022 года

Этот налог является одним из основных видов платежей любой организации, если она не применяет специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД и т.д.).

Все правовые принципы, регламентирующие его начисление, сроки уплаты, налоговые льготы, общие определения и т.д. отражены в НК РФ. С особой тщательностью следует изучить этот раздел главным бухгалтерам, которые несут ответственность за правильность начисления налога на прибыль, своевременность и полноту перечисления, а также достоверность составления декларации и ее предоставление в ИФНС.

Поскольку не каждое предприятие применяет общую систему налогообложения, то имеется и перечень организаций, которые не должны уплачивать налог:

  • компании, применяющие особый режим налогообложения — сельхозналог, упрощенная система или вмененный налог;

  • участники проекта «Сколково»;

  • фирмы, которые занимаются игорным бизнесом;

  • предприятия, подпадающие под особые виды деятельности, облагаемые ставкой 0%. В частности, к ним относятся учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования и медицины.

Таким образом, для всех предприятий, уплачивающих налог на прибыль, — это их основной и главный платеж, который они обязаны перечислять в бюджет государства.

Если ваша компания перешла со специального режима на общий, то она лишается права не уплачивать налог и становится плательщиком на общих основаниях.

Не существует единой ставки для начисления и уплаты налога предприятиями. Для ключевой категории налогоплательщиков ставка остается на прежнем уровне — 20%. Но с 2017 по 2020 гг. изменилось соотношение величины сумм в зависимости от уровня бюджета. Налог на прибыль включает платежи в федеральный бюджет по ставке в 3% и в региональный — 17%.

Всем регионам предоставлено право уменьшить ставку для начисления налога до 12,5%, но это можно сделать только до 2020 г.

Законодатели не забыли и об особых категориях налогоплательщиков:

  • организации, занятые в сфере страхования;

  • НПФ;

  • банковские учреждения;

  • участники на рынке ценных бумаг.

Для большинства предприятий налоговая ставка на прибыль составляет 20%.

Налог на прибыль предусматривает перечисление авансовых платежей, поэтому его платят не один раз в год, а с распределением сумм в течение года. Перевод авансовых платежей может происходить различными способами:

  • раз в квартал с ежемесячными платежами;

  • ежеквартально без перечисления ежемесячных платежей;

  • ежемесячная сумма вносится применительно к фактической прибыли.

После завершения года, независимо от того, как предприятие вносит авансы, нужно будет внести окончательный взнос с учетом всех перечисленных платежей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *