Бюджетный кодекс РФ 2022 последняя редакция консультант

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетный кодекс РФ 2022 последняя редакция консультант». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007), от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)

Бюджетный кодекс (БК РФ)

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

сбалансированности бюджета;

эффективности использования бюджетных средств; (в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007), от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости); (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов; (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

единства кассы. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет: (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», а также случаев, предусмотренных абзацами девятым, десятым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением движимого имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», а также случаев, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 62 настоящего Кодекса, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

лицензионных сборов — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100 процентов; (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 45-ФЗ (ред. 28.11.2018))

Абзац десятый. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 62-ФЗ)

Бюджетный кодекс Российской Федерации

1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения: (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

1. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

2. Средства резервного фонда Президента Российской Федерации используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

3. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

4. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента Российской Федерации не допускается. (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 01.12.2007))

(с изменениями на 15 июля 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ (Российская газета, N 1-3, 11, 13, 14, от 05, 18-20 января 2000 года);

Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 116-ФЗ (Парламентская газета, N 148, 08.08.2000);

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);

Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ (Российская газета, N 153-154, 10.08.2001);

Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);

Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ (Российская газета, N 97, 31.05.2002) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ);

Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 127, 13.07.2002);

Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ);

Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 135, 10.07.2003));

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 123-ФЗ (Парламентская газета, N 124-125, 10.07.2003);

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 147-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 158-ФЗ (Российская газета, N 252, 16.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 184-ФЗ (Российская газета, N 261, 27.12.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).

Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы применения бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений.

Минфин утвердил новые перечни КБК для применения, начиная с бюджетов на 2022 год

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее — закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

1. Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.

2. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.

3. Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

1. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

1. Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

2. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

1. К бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

абзац утратил силу с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

2. К бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты городских, сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов;

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты городских, сельских поселений от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

абзац утратил силу с 14 августа 2019 г. Изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2020 г. (на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 г.г.) — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

2.1. К бюджетным полномочиям городских округов с внутригородским делением помимо полномочий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских районов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты городских округов с внутригородским делением;

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских районов от отдельных неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты городских округов с внутригородским делением;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением.

Разработали правила казначейского сопровождения на 2022 год

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5 октября 2021 года город Москва

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

  • Часть первая. Общие положения
    • Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации
      • Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
      • Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации
      • Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
      • Статья 4. Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права
      • Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени
      • Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
    • Глава 2. Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
      • Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации
      • Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
      • Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований
  • Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации
    • Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации
      • Глава 3. Бюджетная система Российской Федерации
        • Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
        • Статья 11. Правовая форма бюджетов
        • Статья 12. Финансовый год
        • Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
        • Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
        • Статья 15. Местный бюджет
        • Статья 16. Утратила силу с 1 января 2008 г.
        • Статья 17. Утратила силу с 1 января 2008 г.
      • Глава 4. Бюджетная классификация Российской Федерации
        • Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
        • Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
        • Статья 20. Классификация доходов бюджетов
        • Статья 21. Классификация расходов бюджетов
        • Статья 22. Утратила силу с 1 января 2008 г.
        • Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
        • Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
        • Статья 24. Утратила силу с 1 января 2008 г.
        • Статья 25. Утратила силу с 1 января 2008 г.
        • Статья 26. Утратила силу с 1 января 2008 г.
        • Статья 27. Утратила силу с 1 января 2008 г.

        В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году — снижение до 6,5%, в 2024 году — до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

        Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы — 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы — 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть — $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

        В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП — с 11,6% до 11,4%.

        Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.

        В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.

        Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ

        Правительство представило поправки ко второму чтению федерального бюджета, которые предусматривают перераспределение в 2022 году 641,4 млрд рублей, в 2023 году — 665,2 млрд рублей, в 2024 году — 815,4 млрд рублей, сообщила ранее замминистра финансов РФ Ирина Окладникова на заседании комитета по бюджету. 19 ноября комитет одобрил три поправки президента РФ к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы, обеспечивающие финансами предложения главы государства о повышении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

        Предполагается, что по итогам реализации поправок прожиточный минимум и МРОТ вырастут выше прогнозируемой инфляции. Как пояснил ранее журналистам полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, это составит «порядка 8,6% по одному направлению и более 8% — где-то 8,13% — по другому направлению». Согласно этим расчетам, МРОТ должен увеличиться до 13 тыс. 890 рублей, а прожиточный минимум на душу населения — до 12 тыс. 654 рублей Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 13 тыс. 793 рублей, для пенсионеров — 10 тыс. 882 рублей, для детей — 12 тыс. 274 рублей.

        Поправки «Единой России» ко второму чтению федерального бюджета на 2022-2024 годы предусматривают дополнительное выделение средств на жилье инвалидам, развитие региональной сети автодорог, комплексное развитие сельских территорий и капитальный ремонт вузов. Кроме того, поправки предполагают создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в ряде регионов. В частности, средства на развитие автодорог регионального значения, увеличиваются с 30 млрд до 50 млрд рублей в год, а на субсидии организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности воздушных перевозок дополнительно выделяется по 1,5 млрд рублей в год, указывал ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

        На обеспечение антивирусными лекарствами для ВИЧ-инфицированных, в том числе в сочетании с вирусом гепатита, выделяется дополнительно по 2,3 млрд рублей ежегодно. Субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов увеличиваются на 2022 году на 2,15 млрд рублей, на 2023 году — на 2,07 млрд рублей, в 2024 году — почти на 2,5 млрд рублей Также, согласно поправкам «Единой России», на комплексное развитие сельских территорий в 2022 году будет дополнительно выделено 4,46 млрд рублей.

        Ко второму чтению были увеличены расходы по госпрограммам «Научно-технологическое развитие РФ», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Также были увеличены субсидии на господдержку малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых, уплачивающих налог на профессиональный доход, в 2022 году до 14,8 млрд рублей, в 2023 году до 18,6 млрд рублей. Кроме того, ко второму чтению были распределены 98% средств, заложенные в межбюджетных трансфертах, указал ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

        По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, к принятию во втором чтении были рекомендованы поправки, предусматривающие выделение дополнительных средств на ремонт автодорог регионального и местного значения, субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока, развитие сельских территорий, повышение доступности медпомощи на селе, обеспечение жильем инвалидов, капитальный ремонт студенческих общежитий, строительство спортплощадок, содействие занятости молодежи, устранение цифрового неравенства. «Но главное — индексация социальных расходов выше уровня инфляции», — подчеркнул Вячеслав Володин, напомнив, что президент РФ предложил в следующем году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6%.

        «Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ», — пояснил председатель Государственной думы. По его словам, повышение социальных выплат и зарплат коснется 19 млн граждан России. Вячеслав Володин добавил, что в ближайшее время предстоит принять решение о дополнительной индексации пенсий. Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.

        Скачать Бюджетный Кодекс РФ (.pdf)Скачать Бюджетный Кодекс РФ (word)

        • Часть первая. Общие положения
            • Раздел 0. Общие положения
                • Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации
                  • • Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
                  • • Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации
                  • • Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
                  • • Статья 4. Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права
                  • • Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени
                  • • Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
                • Глава 2. Бюджетные полномочия российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований
                  • • Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации
                  • • Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
                  • • Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований
            • Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации
                • Раздел I. Бюджетное устройство российской федерации

                    Глава 1. Бюджетное законодательство российской федерации

                    • Статья 1 — Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
                    • Статья 2 — Структура бюджетного законодательства Российской Федерации
                    • Статья 3 — Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
                    • Статья 4 — Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права
                    • Статья 5 — Действие закона (решения) о бюджете во времени
                    • Статья 6 — Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

                    Глава 2. Бюджетные полномочия российской федерации, субъектов российской федерации и муниципальных образований

                    • Статья 7 — Бюджетные полномочия Российской Федерации
                    • Статья 8 — Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
                    • Статья 9 — Бюджетные полномочия муниципальных образований

                    Поправки в Бюджетный кодекс РФ прошли второе чтение

                    Раздел V. Участники бюджетного процесса

                    • Глава 18 Полномочия участников бюджетного процесса
                      • Статья 151 Утратила силу
                      • Статья 152 — Участники бюджетного процесса
                      • Статья 153 — Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
                      • Статья 154 — Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
                      • Статья 155 — Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
                      • Статья 156 — Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
                      • Статья 157 — Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля
                      • Статья 158 — Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
                      • Статья 159-160 Утратили силу
                      • Статья 160.1 — Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
                      • Статья 160.2 — Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета
                      • Статья 160.2-1 — Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
                      • Статья 160.3 — Особенности оценки эффективности использования бюджетных средств, установленные федеральными законами
                      • Статья 161 — Особенности правового положения казенных учреждений
                      • Статья 162 — Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
                      • Статья 163 Утратила силу
                    • Глава 19 Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
                      • Статья 164 — Участники бюджетного процесса на федеральном уровне
                      • Статья 165 — Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
                      • Статья 166 — Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации
                      • Статья 166.1 — Бюджетные полномочия Федерального казначейства
                      • Статья 166.2 — Бюджетные полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
                      • Статья 167 — Ответственность Министерства финансов Российской Федерации, министра финансов, Федерального казначейства
                      • Статья 167.1 — Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации
                      • Статья 168 — Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов
                    • Глава 19.1 Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации
                      • Статья 168.1 — Понятие временной финансовой администрации
                      • Статья 168.2 — Основания и порядок введения временной финансовой администрации
                      • Статья 168.3 — Полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации
                      • Статья 168.4 — План восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
                      • Статья 168.5 — Порядок составления и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации
                      • Статья 168.6 — Порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением при введении временной финансовой администрации

                    Глава 28. Общие положения. — утратила силу

                      Глава 29. Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения

                      • Статья 306.1 — Понятие бюджетного нарушения
                      • Статья 306.2 — Бюджетные меры принуждения
                      • Статья 306.3 — Полномочия финансовых органов и Федерального казначейства по применению бюджетных мер принуждения

                      Глава 30. Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение

                      • Статья 306.4 — Нецелевое использование бюджетных средств
                      • Статья 306.5 — Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
                      • Статья 306.6 — Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
                      • Статья 306.7 — Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
                      • Статья 306.8 — Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

                      Проект был принят в 1998 год. Этот законопроект утвердило собрание с месяца июля, после чего он вступил в силу и начал действие в 2000-й год.

                      Многие задают вопросы, что такое БК РФ, что является его компетенцией, и в каком разделе какие можно найти статьи?

                      Бюджетный кодекс – это гарант правильных финансовых отношений, налаженная финансовая система, состояние субъектов правовых отношений и указание на принцип исполнения актов. Актуальный БК содержит не один федеральный закон, который предусматривает целый перечень особенностей. Каждая статья включается до конкретной главы. Книга БК имеет пять разделов.

                      Текст Кодекса сверен с официальным источником и приводится по состоянию на 15 октября 2021 г.
                      Представленное вашему вниманию издание учитывает только изменения, внесенные опубликованными в официальных источниках на дату подписания издания в печать федеральными законами.
                      Текст статей приводится на дату, обозначенную на обложке данной книги (дата актуализации). Если есть изменения, вступающие в силу позднее, то вместе с редакцией нормы, действующей на эту дату, приводится норма в новой редакции и указывается дата, с которой она вступает в силу.
                      Издание содержит путеводитель по актуальной судебной практике Верховного Суда РФ — соответствующие статьи кодекса помечены знаком , после которого приводятся название, реквизиты и пункты необходимого документа.

                      Ноябрь

                      • Январь
                      • Февраль
                      • Март
                      • Апрель
                      • Май
                      • Июнь
                      • Июль
                      • Август
                      • Сентябрь
                      • Октябрь
                      • Ноябрь
                      • Декабрь

                      Часть вторая. Бюджетная система Российской Федерации

                      Бюджетный кодекс Российской федерации (БК РФ) является кодифицированным законом, который определяет правила поведения в бюджетной сфере. Документ был принят и начал действовать в середине 1998 года. В нем написаны правила, которые используются для составления и принятия бюджетов в России. Начиная от городских и областных, заканчивая федеральным.

                      Как и многие остальные кодексы, Бюджетный кодекс Российской Федерации является главным документом в своей отрасли. То есть законы, которые принимаются в России должны соответствовать ему, в противном случае они могут быть отменены в судебном порядке.

                      В самом кодексе можно увидеть определённую структуру. Она состоит из пяти частей, 10 разделов, 30 глав, 307 статей.

                      • В первой части дается определение общих терминов, которые относятся к регулированию бюджета. В также можно узнать, какие отношения регулируют кодекс непосредственно. Первая часть включает в себя 2 главы и 9 статей;
                      • Во второй части рассказывается о бюджетной системе в России. А именно то, каким образом она устроена, какие элементы входят в нее, а какие – нет. Во второй части находится четыре раздела, 16 глав и 141 статья.
                      • В третьей части говорится о бюджетном процессе. В ней рассказывается о правомочиях участников данного процесса. Кроме того, описывается процедура создания проектов бюджета, их рассмотрения в законодательных органах, последующее принятие, а также внесение поправок. В третьей части можно обнаружить шесть разделов, 10 глав и 122 статьи;
                      • В четвертой части перечислены виды правонарушений бюджетного законодательства. А также описаны методы для понуждения исполнения бюджетных правил. В четвертой части расположены три главы и 25 статей;
                      • Пятая часть является последней. В ней лишь говорится о введении бюджетного кодекса в действие;

                      Знание Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо для тех людей, которые работают в бюджетной сфере. А именно составляют, распределяют, исполняют, принимают и управляют бюджетом. Например, депутаты любых парламентов, сотрудники муниципальных или региональных администраций. А также для тех, кто проверяет законность и правильность исполнения бюджета. Например, сотрудники прокуратуры или счетной палаты. Для тех, кто в подобных сферах никаким образом не занят, будет достаточно общих знаний о бюджетном законодательстве.

                      С 2020 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации начали действовать 43 поправки. Они затронули финансовый контроль, права министерства финансов, а также порядок и причины для выплаты денег местным бюджетам.

                      Важное изменение произошло в сфере государственных закупок. Теперь инициатор госконтракта может подписывать договор во время уточнения денежных лимитов для приведения их в соответствие с бюджетом. Ранее делать этого было нельзя.

                      Кроме того, теперь определен момент, когда учреждение считается не выполнившим государственное задание. Это будет учитываться, если оно превысит или наоборот не дотянет до разрешенных отклонений технического задания. Теперь учитываться будут исключительно характеристики, которые обозначают качество и объем работ.

                      На 2020 год были отменены ведомственные перечни госзаданий. Теперь для публикации такого задания нужно использовать общероссийский список госуслуг и работ.

                      Кроме того. теперь по-новому начали перераспределять остатки бюджетных денег, которые оказались не потраченными на конец года. Так, неистраченные средства, предназначавшиеся на перевод для регионального бюджета, будут отправляться в резервный фонд Правительства. Неиспользованные субсидии для юрлиц будут переводится на следующий год с той же целью.

                      Также стал строже контроль за исполнением норм БК РФ. Теперь распределители денег при подписании договоров о выдачи субсидий должны прописывать в этих документах процедуру осуществления финансового контроля. Такие меры в настоящее время нужны теперь не исключительно для проверки деятельности получателя денег, но для контроля за распределителем. Таким образом, контролирующие ведомства должны проверять:

                      • исполнение договора на выдачу субсидий;
                      • документы, которые подписаны для исполнения вышеуказанных соглашений;

                      Теперь под контроль попадут не только физлица и юрлица, но еще и индивидуальные предприниматели, а также выигравшие господряд государственные компании.

                      Поправки затронули не только способы распоряжения субсидиями из федерального бюджета, но еще и межбюджетные трансферты. Появились новые договоры для дотационных областей, краев и республик. Это означает, что данные изменения затронут те субъекты, которые получали большую денежную поддержку от государство – более 40% от их бюджета в течение двух лет за прошедший трехлетний период.

                      Попавшим под этот критерий субъектам предложат заключить новый договор, предусматривающий способы развития и обогащения региона. Сами договоры будет разрабатываться правительство России.

                      Межбюджетные трансферты теперь выделяются по-другому. В регионы они будут поступать в виде денежных переводов с целевым назначением. Денежные суммы будут ограничены.

                      В июне 2020 года были приняты очередные поправки к бюджетному кодексу. Были внесены изменения, которые относятся к исполнению решений суда, предусматривающих обращения взыскания на бюджетные деньги.

                      Кроме того, правительству Российской Федерации дали полномочия направлять остатки денег в Пенсионный фонд России под условие, что последний вернет их до конца года. Это было сделано для исключения временного кассового разрыва.

                      • 1 Структура Бюджетного кодекса
                        • 1.1 Часть I. Общие положения
                        • 1.2 Часть II. Бюджетная система Российской Федерации
                          • 1.2.1 Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации
                          • 1.2.2 Раздел II. Доходы бюджетов
                          • 1.2.3 Раздел III. Расходы бюджетов
                          • 1.2.4 Раздел IV. Сбалансированность бюджетов
                        • 1.3 Часть III. Бюджетный процесс в Российской Федерации
                          • 1.3.1 Раздел V. Участники бюджетного процесса
                          • 1.3.2 Раздел VI. Составление проектов бюджетов
                          • 1.3.3 Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов
                          • 1.3.4 Раздел VIII. Исполнение бюджетов
                          • 1.3.5 Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль
                        • 1.4 Часть IV. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
                        • 1.5 Часть V. Заключительные положения
                      • 2 Ссылки

                      Бюджетный кодекс Российской Федерации состоит из 5 частей, 28 глав (общей сложностью 307 статей):

                      Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации

                      Глава 28. Общие положения

                      Бюджетный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.

                      Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

                      С помощью бюджетного кодекса РФ можно урегулировать следующие отношения:

                      • Отношения, которые возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
                      • Отношения, которые возникают в процессе составления и рассмотрения различных проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов, а так же контроль за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

                      К субъектам бюджетного правоотношения относятся такие участники как:

                      • Страна Россия, субъекты РФ, Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;
                      • органы государственной власти и местного самоуправления;
                      • кредитные организации;
                      • государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;
                      • физические лица

                      За 17 лет, как существует бюджетный кодекс РФ, было принято более 130 законов. В новой редакции решили все изменения объединить в одну редакцию и сделать более удобным в применении. Бюджетный кодекс теперь не будет разделен на части. Он будет, состоят из 9 разделов и 33 главы.

                      В структуре бюджетного кодекса РФ в 2021 году внесено ряд изменений, которые представим в виде таблицы:

                      Наименование раздела Какие внесены изменения в 2021 году
                      Раздел 1 «Общие положения» Часть заменена на раздел и вводится отдельная глава об информационном обеспечении бюджетного процесса
                      Раздел 3 «Расходы бюджета» Создание отдельной главы для публичных обязательств, согласно которым должен формироваться расходов бюджета. Ранее данная глава находилась в 4 разделе.
                      В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» Произведено объединение положений таких как: источники финансирования бюджета, эмиссия и обращение государственных ценных бумаг, управление долгами, формирование Фонда национального благосостояния и Резервного фонда субъекта РФ и управлению ими;
                      Раздел 6 называется «Планирование бюджета» Ранее такого раздела не было, он появился только в 2021 году. Он состоит из пяти глав и в него входят положения о составлении проектов бюджета
                      Раздел 7 «Исполнение бюджета» В данный раздел внесены новые главы такие как : единый казначейский счет, система бюджетных платежей и казначейское обслуживание.
                      В разделе 8 «Об учете и отчетности» В данном разделе внесена глава, которая содержит требования к отчетности, как о государственных, так и о муниципальных финансах.
                      Раздел 9 В данном разделе теперь содержится информация об урегулировании вопроса бюджетного контроля и привлечение к ответственности за бюджетные нарушения

                      Приведем сравнительную таблицу, в которой покажем, как изменилась структура бюджетного кодекса РФ:

                      Структура кодекса в 2021 году Структура кодекса в 2021 году
                      5 частей Части отсутствуют
                      9 разделов 9 разделов
                      30 глав 33 главы
                      307 статей 313 статей

                      В новой редакции бюджетного кодекса РФ запретят использовать такие определения как:

                      • получатель средств из бюджета – необходимо объединить не участников бюджетного процесса, которым выделяются средства из бюджета;
                      • публичное обязательство – произойдет разделение по предоставлению средств отдельно на формирование расходов и отдельное выполнение долговых обязательств;
                      • лимит долгосрочных договорных обязательств – необходим учет обязательств, которые выходят за рамки периода действия бюджета;
                      • казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства — призвано обеспечить концепцию единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.

                      По мимо запрета в использовании некоторых определений, из кодекса будут полностью исключены такие понятия как:

                      • собственный доход;
                      • межбюджетные отношения.

                      Произошла замена в терминологии:

                      Используемый термин в 2021 году Используемый термин в 2021 году
                      Главный распорядитель бюджетных средств Главный распорядитель расходов бюджета
                      Распорядитель бюджетных средств Распорядитель расходов бюджета
                      Получатель бюджетных средств Администратор расходов бюджета
                      Источник финансирования дефицита бюджета Источник финансирования бюджета
                      Кассовое обслуживание Казначейское обслуживание

                      Так как бюджетные и автономные учреждения имеют только отдельные бюджетные права и обязанности и не относятся к участникам бюджетного процесса они активно принимают, участие в функционировании системы государственного и муниципального управления. Поэтому отдельные нормы законодательства, которые непосредственно имеют отношение к деятельности бюджетных и автономных учреждений, включены в состав определенных положений проекта.

                      Вопрос №1 Что представляет собой бюджетный кодекс РФ?

                      Ответ: Бюджетный кодекс РФ устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

                      Вопрос №2 Зачем Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ?

                      Ответ: Минфин решил изменить бюджетный кодекс РФ для того, что бы объединить в одном законопроекте все изменения, которые были за 17 лет. А за это время было принято 130 новых законов. Тем самым новая редакция станет более удобной в применении.

                      Вопрос №3 Какая структура стала в 2021 году бюджетного кодекса РФ?

                      Ответ: Бюджетный кодекс РФ стал на 25% меньше от предыдущей редакции, это утверждают разработчики. БК РФ в новой редакции состоит из 9 разделов, 33 глав и 313 татей.

                      Вопрос №4 Какие определения запрещены в новой редакции бюджетного кодекса РФ?

                      Ответ: В 2021 году в бюджетный кодекс РФ были внесены ряд изменение, которые коснулись и терминологии бюджетного кодекса РФ. И так в новой редакции запретили использовать такие определения как: получатель средств из бюджета, публичное обязательство, лимит долгосрочных договорных обязательств, казначейское обслуживание, единый казначейский счет, казначейский счет, временно свободные средства.

                      Вопрос №5 Какие изменения коснулись раздела доходов и расходов в бюджетном кодексе РФ?

                      Ответ: Минфин предложил новый принцип распределения доходов бюджета, а так же уладить вопрос при зачислении доходов в бюджет таких платежей как: штрафов, неустоек и пеней. Такое решение позволяет: формировать бюджет, в который ожидается поступление платежа, даже в том случае, когда законодательством не предусмотрено его распределение; сокращение количества всех возможных изменений в области доходов; установить единое описание в положениях о доходах и расходах бюджетов.

                    • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
                    • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по капоэйра на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1230001411Я
                    • Приказ Минцифры России от 04.02.2021 N 55 (ред. от 18.11.2021)
                    • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по спортивному туризму на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0840005411Я
                    • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по сквошу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 1390002511Я
                    • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 18.11.2021)
                    • Приказ Росрыболовства от 01.12.2020 N 644 (ред. от 18.11.2021)
                    • Письмо Россельхознадзора от 11.11.2021 N ФС-КС-7/32254 (ред. от 17.11.2021)
                    • Кодекс профессиональной этики аудиторов
                    • Приказ Ростехнадзора от 01.12.2020 N 480 (ред. от 15.11.2021)

                    БК РФ вступил в силу 31 июля 1998 года и теперь этот нормативно — правовой акт регулирует бюджетные правоотношения.

                    К подобного рода правоотношениям можно отнести следующие:

                    • Отношения между субъектами РФ в плане формирования доходов и расходов бюджета (как федерального, так и местных, в т.ч. и города Москвы);
                    • Отношения, возникающие в процессе регулирования государственного и муниципального долга;
                    • Правоотношения субъектов федерации, возникающие в процессе формирования и утверждения проекта государственной сметы, его исполнения и т.д.

                    БК состоит из 5 разделов, каждый из них описывает и дает пояснения к особенностям бюджетных правоотношений.

                    Статья 161, в которой речь идет о правовом положении казенных учреждений была дополнена пунктом 6.1. В нем говорится о том, что казенное учреждение имеет право не принимать решения о расторжении заключенных ранее контрактов и сделок, оплата которых должна происходить в плановом периоде, если к ним будет подписаны дополнительные договора, которые подтверждают будущую оплату.

                    Данный законопроект, в частности, бюджетный кодекс последняя редакция с комментариями, состоит из пяти основных частей:

                    • Содержит общие положения регулирования вопросов по бюджетному распределению. Она определяет акты (законодательные), принимающие участие в процессе определения круга отношений и пр.
                    • Полное описание системы (бюджетной): предусмотренные расходы, доходы и лимиты; устройство и состояние и пр.
                    • Содержит: определение полномочий всех участников, независимо от уровней; подробное полное описание проектирования бюджетов, их распределения, изменения, принятия, долговые обязательства, кредиты, особенности учреждения и пр.
                    • Содержит характеристику и описание различных нарушений, меры, используемые компетентными в данном отношении органами для принуждения исполнений установленных законопроектом правил (нецелевое использование бюджетных средств, например).
                    • Является заключительной частью. Делает бюджетный кодекс последняя редакция с комментариями предельно удобным и логичным для пользования.

                    По этим данным не сложно установить последовательность действий со стороны законодателей и изъять из документа необходимые сведения, понять как они работают и для чего используются. Следует понимать, что распределение бюджета может быть: по городам; регионам и пр. Так, например, с учетом загруженности по городу Москва может быть более значительное выделение госбюджета и совместно с этим некоторые из местного. В то время как, например, в республике Башкорстан, или Узбекистан, государственные выделения могут быть значительно меньшими. Помимо этого существует такое понятие, как резервные фонды, они также могут разделяться на региональные и местные.

                    Для Граждан:

                    • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
                    • Общайтесь с юристами в чате.
                    • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
                    • Получайте полезный контент.

                    Для Юристов:

                    • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
                    • Дополнительный заработок.
                    • Отвечайте на вопросы на форуме.
                    • Ведите собственную страницу.
                    • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.


                    Похожие записи:

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *