Сколько присяжных заседателей должно быть в суде РФ в 2022 г. какое количество должно быть в списке кандидатов согласно закону

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько присяжных заседателей должно быть в суде РФ в 2022 г. какое количество должно быть в списке кандидатов согласно закону». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Количество присяжных заседателей в суде составляются методом случайного отбора. Минимум за 7 дней до подготовительного слушанья выбранным гражданам направляют приглашения. Если число откликнувшихся людей меньше необходимого, то проводится повторная выборка. То есть коллегия будет формироваться до тех пор, пока не наберется нужное количество заседателей.

На подготовительном слушанье происходит составление основного списка кандидатов. В данном процессе принимают участие председательствующий судья, адвокат и прокурор. Участники вправе отклонить по одному из претендентов, не обосновывая свой выбор. После утверждения основного реестра члены коллегии приносят присягу.

В России расширяется компетенция суда присяжных

Когда присяжные заседатели входят в состав суд, они автоматически получают статус неприкосновенности. Однако уголовное судопроизводство, это не одно слушание по делу – как правило, рассмотрение затягивается на несколько месяцев, но нередко занимает и годы. Между заседаниями устанавливают перерыв от 2 недель до 3 мес. В этот период судьи из народа продолжают работать по основному месту трудоустройства и ведут обычную жизнь.

Присяга о неразглашенииЕщё на первом заседании граждане дали присягу, поэтому им запрещено разглашать сведения об обстоятельствах по уголовному делу. Ограничение касается не только посторонних лиц, но и членов их семьей. Кроме того, представители коллеги не вправе собирать информацию вне слушания либо высказывать свое мнение за пределами совещательной комнаты. Если становится известным о нарушении присяги, то вынесенный вердикт могут аннулировать. В остальных действиях присяжные не ограничены и имеют полную свободу.

Вместе с тем члены коллегии являются простыми людьми, у которых есть свои слабости, страха и мечты. Поэтому не существует гарантии, что их не подкупят во время судопроизводства или за пределами совещательной комнаты. Кроме финансового вознаграждения, на гражданина могут давить морально или физически. В таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы для получения защиты.

По информации на 2020 г. включению в реестр присяжных заседателей подлежит свыше 5 млн. человек. Сведения из судебного департамента подтверждают, что порядка 16 субъектов Российской Федерации запросили дополнительное финансирование на формирование списков. ВС РФ дал разъяснение, что для каждого органа будут составляться отдельные перечни кандидатов. Состав для верховного ведомства – 14 претендентов и минимум 12 для районных и гарнизонных органов исполнительной власти. В этот количество включены основные и запасные реестры.

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась. В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

Позднее, после передачи 20 составов преступлений, включая дела о взятках, преступлениях против правосудия (неуважение к суду, незаконное привлечение или освобождение от уголовной ответственности), преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности, от областных судов в районные, они также вышли из компетенции присяжных. В итоге если до 2010 года суды присяжных рассматривали в год более 500 уголовных дел, то последние три года — чуть более 200 дел ежегодно.

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс. Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс. залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс. работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.

С учетом сокращения коллегии присяжных для обвинительного вердикта в районном суде (с коллегией из шести присяжных) нужно не менее трех голосов присяжных, проголосовавших за виновность подсудимого.

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тыс. подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых.

После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы.

За последние 10 лет (2008–2017) суды присяжных рассмотрели 4139 уголовных дел. По их вердиктам 7680 человек (83%) были осуждены, 1544 (16%) — оправданы.

На формирование списков кандидатов в присяжные на 2018 год из бюджета регионам были выделены субвенции в 517 млн рублей. Как сообщили ТАСС в судебном департаменте при Верховном суде РФ, необходимое число кандидатов в присяжные для работы в областных и районных судах региональным властям представляют председатели высших региональных судов. Если численность населения в муниципальных районах недостаточна, регионы вправе создать судебный округ из нескольких муниципальных образований с единым списком кандидатов для нескольких судов.

По данным судебного департамента, по информации, поступившей из регионов, включению в списки кандидатов в присяжные в 2018 году подлежат 5 млн 937,6 тыс. человек. 16 регионов попросили дополнительное финансирование на составление списков. Как ранее разъяснил Верховный суд, для формирования коллегии присяжных в областном суде подлежат вызову в суд не менее 14 кандидатов, в районном и гарнизонном суде — не менее 12 кандидатов.

Присяжными могут быть граждане, постоянно проживающие в этом районе, в возрасте старше 25 лет, не имеющие непогашенную судимость, не признанные недееспособными, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. К работе присяжными не допускаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, либо имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела. Гражданин вправе отказаться быть присяжным в возрасте старше 65 лет, либо по состоянию здоровья, либо если он является госслужащим, военнослужащим или священнослужителем. В течение пяти лет после увольнения со службы могут отказаться выступать присяжными судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, сотрудники ФСБ, ФСО, СВР, МВД, ФСИН и таможни. Кандидатов в присяжные могут вызывать в суд один раз в год.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Кроме того, присяжному возмещаются расходы на проезд в суд и обратно и проживание в гостинице.

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей для рассмотрения конкретного уголовного дела регламентирован в ст. 326-328 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ). Формирование коллегии присяжных происходит в судебном заседании, а именно в подготовительной его части. При этом председательствующий сначала проверят явку участников как стороны обвинения, так и стороны защиты и проводит подготовительную часть в порядке, регламентированном гл. 36 УПК РФ.

Количество кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 14 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде.

Формирование коллегии присяжных заседателей проводится с обязательным участием подсудимого, его представителя (если такой имеется) и защитника, государственного обвинителя и потерпевшего. При этом если потерпевший не желает участвовать в отборе коллегии присяжных, то должен в письменном виде изложить свою позицию, доверив отбор кандидатов государственному обвинителю. В этом случае формирование коллегии присяжных может быть проведено без участия потерпевшего.

После этого сторонам (каждому участнику) вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание. В списках не допускается указание их домашнего адреса. Указанные списки кандидатов в присяжные заседатели, согласно ст. 326 УПК РФ, формируются до судебного заседания путем случайной выборки из общего и запасного списков.

В соответствии с ч. 4 ст. 327 УПК РФ сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели. После вручения сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели судья должен разъяснить им не только права, предусмотренные ч. 5 ст. 327 УПК РФ, но и юридические последствия неиспользования таких прав.

Затем отбор коллегии присяжных проводится в режиме закрытого судебного заседания, и в зал приглашаются явившиеся кандидаты в присяжные заседатели.

Согласно ч. 2 ст. 328 УПК РФ председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово. Затем судья кратко сообщает, какое дело подлежит рассмотрению, называет предполагаемую продолжительность судебного разбирательства, разъясняет задачи, стоящие перед присяжными, и обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и предоставлять необходимую информацию, так как сокрытие определенной информации, например о наличии судимости у кандидата в присяжные, влечет в дальнейшем отмену приговора, постановленного на основе вердикта коллегии присяжных заседателей.

Кандидат в присяжные заседатели вправе без публичного заявления сообщить о себе информацию лично председательствующему, который обязан указанную информацию без оглашения вслух довести до участников процесса, которые вправе использовать полученные сведения в обоснование мотивированного или немотивированного отводов.

После произнесения вступительного слова председательствующий опрашивает кандидатов в присяжные заседатели о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела, и выслушивает самоотводы кандидатов. При этом вопросы, задаваемые председательствующим, должны быть ориентированы на выявление оснований, по которым лица в обязательном, предусмотренном в законе, порядке не допускаются к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Далее председательствующий предоставляет сторонам возможность задать каждому из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении уголовного дела. Задавать иные вопросы не допускается. Они подлежат отклонению председательствующим.

Первой проводит опрос кандидатов в присяжные заседатели сторона защиты. Если сторону представляют несколько участников, очередность их участия в опросе, проводимом стороной, устанавливается по договоренности между ними.

В случае установления несовпадения данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, составленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с паспортными данными кандидата в присяжные заседатели он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей.

После обсуждения каждого кандидата в присяжные заседатели в последовательности, определенной списком, председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них отводы в связи с обстоятельствами, препятствующими участию конкретного лица в качестве присяжного заседателя, в рассмотрении уголовного дела.

Стороны передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их.

В силу ч. 11 ст. 328 УПК РФ председательствующий принимает решение по заявленным отводам без удаления в совещательную комнату и доводит свое решение по мотивированным отводам и самоотводам до сведений сторон, как правило, до прокурора и адвоката, которые в своих списках отмечают оставшихся кандидатов в присяжные заседатели.

С 01.06.2018 года по закону количество оставшихся в результате разрешения самоотводов и мотивированных отводов кандидатов в присяжные заседатели должно быть не менее 12 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 10 в районном суде, гарнизонном военном суде.

С 1 июня 2018 года в соответствии с введёнными в УПК РФ ФЗ № 190 изменениями действует суд с участием присяжных заседателей на федеральные суды районного, городского звена. Это уголовные дела в отношении лиц, обвиняемых в совершении умышленного убийства и в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего.

Во-первых, с участием присяжных заседателей рассматриваются категории уголовных дел, которые относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Во-вторых, исключительное право выбора суда с участием присяжных заседателей принадлежит только обвиняемому, сторона потерпевших не может возразить против такой формы судопроизводства.

Состав коллегии присяжных заседателей в районных, городских судах состоит из 6 присяжных и еще нескольких запасных присяжных заседателей. Их количество обычно зависит от сложности, продолжительности рассмотрения конкретного уголовного дела (в Верховном суде коллегия состоит из 8 присяжных, раньше было 12).

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин РФ, достигший 25 летнего возраста к моменту составления списка присяжных заседателей вправе и даже обязан быть присяжным заседателем. Список же присяжных заседателей составляется на основании имеющихся на местах списках избирателей сроком на 4 года, данный список утверждается, высшим органом власти. Из утверждённого списка суды вызывают в качестве кандидатов в присяжные заседатели путём случайной выборки.

Для составления списка присяжных заседателей по распоряжению главы республики от 30 марта 2018 года были образованы 6 округов:

  • в первый округ входят вся северная группа районов, плюс г. Якутск и МО городской округ Жатай;
  • во второй округ входят Кобяйкий, Горный, Намский, Хангалаский улусы;
  • в третий округ составляют Ленек, Мирный, Оленек, Анабарский улусы;
  • в четвертый округ составляет вся Вилюйская группа улусов;
  • пятый округ состоит из заречных улусов;
  • шестой округ состоит Алдан и Нерюнгри.

Все проездные расходы, расходы, связанные с проживанием, полностью возмещаются, оплачивается суточные. За присяжным заседателем сохраняется его рабочее место, руководители предприятий, организаций и учреждений обязаны отпустить работника по вызову суда. В период исполнения обязанностей присяжного заседателя за гражданином сохраняется его заработная плата по месту его работы по усмотрению работодателя. Если работодатель не сохраняет заработную плату работника по месту работы, то з/плата компенсируется из расчёта 1/2 оклада судьи того суда, где рассматривается уголовное дело.

Граждане, включённые в список присяжных заседателей, обязаны явиться по вызову в суд. В случае неявки без уважительных причин, будучи своевременно и надлежаще извещённым, на такого гражданина судом м.б. наложено денежное взыскание в размере до 2500 рублей.

Присяжными заседателями не могут быть:

  • лица не достигшие 25 лет к моменту составления списка;
  • судимые, если судимость в установленном законом порядке не погашена и не снята;
  • лица, по решению суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лица, состоящие на учете в наркологическом, психоневрологическом диспансере по поводу лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, либо состоящие на учет в связи с хроническим психическим заболеванием;

Кроме того, на основании личного заявления могут быть освобождены от исполнения полномочий присяжного заседателя лица:

  • не владеющие языком судопроизводства;
  • по состоянию здоровья не могут принять участие в суде, если это подтверждается медицинскими документами;
  • лица, достигшие 65 лет и выше, если они сами отказываются от исполнения обязанностей присяжного заседателя;
  • лица, занимающие государственные, выборные должности, в том числе депутаты всех уровней;
  • военнослужащие, судьи, прокуроры следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные пристава, частные детективы, сотрудники полиции, ФСБ, внешней разведки, таможни, уголовно-исполнительной системы;
  • священнослужители.

Надо отметить, что присяжный заседатель принимает участие 1 раз в календарном году, т.е. с января по декабрь.

Закон также допускает освобождение от исполнения обязанностей присяжного заседателя:

— женщин, имеющих детей до 3 лет;

  • если среди вызванных кандидатов окажутся лица, состоящие в родстве, хорошие знакомые с кем-либо из участников судебного процесса, либо лица владеющие конкретной информацией по данному уголовному делу;
  • кандидаты в присяжные заседатели, отвлечение которых от основной их работы, негативно влияет обществу либо интересам государства (летчики, диспетчера, врачи скорой помощи и т.д.)

Кандидаты вызываются в суд на рассмотрение конкретного уголовного дела из списка присяжных заседателей. Их количество определяется исходя из сложности, продолжительности рассматриваемого дела. Но закон требует, чтобы их количество не было менее 12 в районных, городских судах. Как правило, в суд вызывается большее количество кандидатов с тем, чтобы стороны имели право выбора честной и объективной коллегии.

(в ред. Федеральных законов от 31.03.2005 N 26-ФЗ, от 22.12.2008 N 265-ФЗ, от 25.11.2009 N 271-ФЗ, от 27.12.2009 N 350-ФЗ, от 29.12.2010 N 433-ФЗ, от 23.06.2016 N 209-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
31 июля 2004 года

Одобрен
Советом Федерации
8 августа 2004 года

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах (далее — суды). (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 209-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Порядок отбора присяжных заседателей

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели

НЕ могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Пленум ВС разъяснил, как будут составлять списки присяжных

От исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены:

  • лица старше 60 лет;
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;
  • лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
  • лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;
  • иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Окончательное формирование коллегии присяжных осуществляется в соответствии с положениями статьи 328 УПК РФ.


В соответствии со статьей 7 Федерального закона №113-ФЗ от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д_1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е_1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е_2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е_1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 N 32

    «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)

    «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N 17

    «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

Верховный суд разъяснил, как отбирать присяжных для районных судов

  • Федеральный закон от 18.04.2018 N 72-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части избрания и применения мер пресечения в виде запрета определенных действий, залога и домашнего ареста»

  • Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «Об исполнительном производстве»

  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018)

    «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 229-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

    «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 170-ФЗ

    «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 22 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 29.07.2018 N 228-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018)

    «О средствах массовой информации»

  • Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2018)

    «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 27.06.2018 N 157-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 19.07.2018 N 205-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 46 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

РГ + Россия 24: Присяжные заседатели пришли в районные суды Закон расширил применение судов присяжных

Принят Государственной Думой 7 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года

Статья 1

1. Работа. Разумеется, по закону работодатель обязан вас отпустить на все время процесса. По месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы. Уволить присяжного заседателя или перевести его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде запрещено статьей 11 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». Однако на практике — сами понимаете. Если процесс длится три дня — начальство поскрипит зубами и отпустит. А если три месяца? Или год? А ведь такие случаи по особо тяжким уголовным преступлениям — не редкость.

Если работника больше некем заменить, руководитель предприятия может обратиться в суд с заявлением об освобождении этого работника от почетной обязанности присяжного. Как правило, суды в таких случаях идут навстречу.

Конечно, за откровенное нарушение закона работодателю грозит штраф, а в случае увольнения суд однозначно восстановит вас на работе. Но штраф этот — от 500 до 1000 рублей (Статья 17.5. КоАП РФ). А как комфортно вам будет работаться на старом месте после восстановления по суду — можно заранее представить. Кроме того, всем хорошо известны способы «уйти человека по собственному желанию».

2. . Законом предусмотрено вознаграждение за исполнение этой обязанности за счет средств федерального бюджета присяжному выплачивается «компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период». Кроме того, присяжным компенсируют стоимость дороги до суда и обратно. Это выгодно тем, у кого совсем маленькая зарплата: должностной оклад судьи в Москве — чуть больше 20000, соответственно, если ваша зарплата меньше 10000, то за дни, проведенные в суде, вы получите больше, чем на работе. А вот если вы получаете львиную долю зарплаты в конверте, или в виде премии — вы окажетесь в большом минусе. Который никто не компенсирует.

3. Безопасность. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные законами РФ. Уголовный кодекс предусматривает особую ответственность за посягательство на присяжных. Для охраны присяжных могут быть приняты такие же меры, как и для защиты судей. В теории. На практике в нашей стране механизм не отработан. Так что, вынеся обвинительный вердикт суровому дяде с не менее суровыми родственниками, вы можете стать объектом их мести. Конечно, это случается не каждый день, но по крайней мере один прецедент гибели присяжного заседателя существует. Женщину, входившую в составе коллегии, вынесшей обвинительный приговор членам некой преступной группировки, вскоре сбила машина, скрывшаяся с места преступления.

4. Моральный аспект. Вы готовы решать судьбу человека? Вы сможете сделать это беспристрастно? Вы уверены, что, вынося решение, будете опираться исключительно на доказательства, исследованные на судебном заседании, а не на субъективное восприятие преступника или потерпевшего? В качестве примера для размышления можно привести исследование психологов, согласно которому красивым людям выносится на 10-15% больше оправдательных вердиктов, чем физически непривлекательным. Быть присяжным — очень большая ответственность. Наверное, каждый, оказавшийся в коллегии присяжных, хоть раз да задумался: а что чувствовали люди, вынесшие обвинительный вердикт, когда спустя лет пять всплывали новые факты и выяснялось, что преступление совершил совсем не тот человек, который с их помощью сел в тюрьму. Видимо, именно поэтому суды присяжных выносят ощутимо больше оправдательных приговоров, чем обычные суды.

Секретарь или помощник судьи после назначения даты заседания будет определять претендентов в присяжные для рассмотрения конкретного уголовного дела. Установление личностей для общего и запасного реестра также осуществляется случайным отбором.

Помощник по судебному заседанию проводит проверку на соответствие кандидатов критериям, установленных в ФЗ №113. При выявлении обстоятельств, препятствующих выполнению гражданского долга, лицо вычеркивается из списка.

Утверждаются претенденты в члены коллегии согласно статье №326 УПК России.

Правила формирования присяжных заседателей:

  1. Не допускается вызов одного и того же гражданина для участия в разбирательстве уголовного дела больше 1 раза за 12 месяцев.
  2. После формирования списков претендентов в члены коллегии составляется реестр с указанием именного формуляра каждого кандидата. Дополнительно прописывается адрес регистрации. Утвержденный список подписывается помощником председательствующего судьи.
  3. Предварительный отбор позволяет отсеять граждан, которые не соответствуют критериям в присяжные заседатели. Перечень может дополняться при наличии официального заявления претендента о самоотводе.
  4. В рамках недели людям, прошедшим предварительный отбор, рассылается приглашение явиться на заседание. Указывается дата, время и место.

Присяжные заседатели: критерии отбора, порядок начисления заработной платы

Присяжные заседатели принимают участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции только в том случае, если на это изъявляет свое желание само лицо, которое обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого злодеяний.

Тяжкими признаются только те преступления, наказание за которые достигает не более 10 лет изоляции от общества. Особо тяжкие — это деяния, которые влекут за собой наказание свыше 10 лет лишения свободы.

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

К таким инстанциям относятся:

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

Потенциальных присяжных определяет программное обеспечение в случайном порядке автоматическим методом через систему ГАС «Выборы», решение о создании которой принято президентом в 1994 году согласно указу №1723.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Порядок утверждения перечня членов коллегии исполнительным ведомством по региону РФ:

  1. Отправка уведомлений гражданам, зарегистрированных на территории субъекта нахождения судебной инстанции.
  2. В рамках четырнадцати календарных дней люди, фигурирующие в реестре, должны ознакомиться с приглашением.
  3. Рассмотрение ходатайств, поступающих от потенциальных претендентов.
  4. Проверка заявителей на соответствие критериям отбора.
  5. Внесение корректировок, устранение неточных данных о гражданах, включенных в общий реестр присяжных.
  6. Составление и утверждение ведомости членов коллегии.

Отбор кандидатов в ПЗ осуществляется на основании персональных данных избирателей.

Конкретные граждане отбираются случайным образом с помощью специальной компьютерной программы.

Далее список утверждается властью региона.

Имена выбранных присяжных заседателей обязательно публикуются в специализированных СМИ. После получения уведомления гражданин может отказаться от участия в судебных процессах. При наличии такого заявления на его место выбирается кандидат из дополнительного списка.

Процедура выбора присяжных заседателей для конкретного дела не отличается от общего отбора кандидатов. Выбираются они случайным образом.

По закону не ранее, чем за неделю до судебного заседания, отобранные ПЗ должны получить повестки.

На подготовительном заседании осуществляется дополнительный отбор в коллегию. Стороны процесса имеют право отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя, но для этого необходимо наличие весомых аргументов.

Нюансы отбора кандидатов:

  • в рассмотрении кандидатур принимают участие все стороны судебного процесса;
  • желание отклонить кандидатуру конкретного присяжного заседателя должно быть мотивировано;
  • участник процесса не может отклонить больше двух кандидатур.

Вознаграждение присяжным выплачивается из регионального бюджета. Его размер равен половине должностного оклада судьи и должен быть не меньше средней зарплаты гражданина на его основной работе пропорционально периоду присутствия на слушаниях. Присяжному возвращают командировочные затраты в порядке, установленном законом для судей. Кроме этого, ему компенсируется оплата транспортных расходов. За присяжным на время его присутствия в суде сохраняются все льготы и гарантии на основной работе. Не допускается увольнение или перевод гражданина на менее оплачиваемую должность по инициативе руководства предприятия в период нахождения его на слушаниях.

Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ

После того, как уголовное дело назначается к слушанию с участием присяжных, аппаратом суда путем случайной выборки вызываются лица из общего списка, поступившего в этот суд.

Перед вызовом секретарь или помощник судьи осуществляет дополнительную проверку на предмет возможности участия того или иного лица в отправлении правосудия. К примеру, одним из дополнительных оснований, препятствующих быть присяжным, является невозможность повторного участия одного и того же лица в рассмотрении дела в течение календарного года.

Секретарь, установивший, что гражданин уже в этом году был присяжным, не вызывает его.

Проверяется соответствие и другим критериям, о которых мы писали выше – на случай ошибки или новых обстоятельств. К примеру, на момент составления исполнительным органом списка кандидатов в присяжные заседатели гражданин Рябов А.В. никогда не был судим, а на момент формирования коллегии в отношении него рассматривалось уголовное дело в суде другого района. Выявив данный факт, секретарь суда не станет его вызывать для отбора в коллегию.

После того, как проверка секретарем завершена, в соответствии со ст. 326 УПК РФ составляется предварительный список кандидатов подлежащих вызову, с указанием их ФИО, места жительства. Данным лицам направляются извещения не менее чем за 7 суток до даты назначенного заседания.

Получив приглашение в суд, вызванные кандидаты в присяжные обязаны являться к назначенному времени. Законом предусмотрено, что на этом этапе по устному или письменному заявлению председательствующим могут быть освобождены от участия в судопроизводстве:

  • лица, которым 60 и более лет. Закон предусмотрел данное дополнительное основание с тем смыслом, что пожилому человеку может быть нелегко психологически принимать участие в решение вопроса о виновности или невиновности, а также физиологически находиться длительное время вне дома.
  • женщины, имеющие ребенка в возрасте 3-х лет. По понятным причинам, молодые матери все свое свободное время посвящают маленьким детям, которые могут внезапно заболеть, требовать повышенного внимания и т.д. На случай предотвращения выбытия женщины из состава коллегии законодатель предусмотрел для нее возможность самоустранения от процесса судопроизводства.
  • лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в отправлении правосудия. Данным критерием можно воспользоваться, если кандидат категорически не желает быть присяжным. Обычно заявление о религиозных убеждениях и невозможности участия принимаются, доказательств этому никто не потребует.
  • лица, которые в силу важности трудовой деятельности не могут оторваться от выполнения обязанностей без существенного ущерба общественным и государственным интересам. К примеру, когда директор завода, у которого составлено расписание мероприятий на месяцы вперед, с вовлечением многих организаций и людей, заявляет о невозможности участия в суде – такая просьба, вероятнее всего, будет удовлетворена.
  • лица, имеющие другие уважительные причины. Возвращаясь к вопросу, можно ли отказаться от участия в качестве присяжного, данное основание, предусмотренное ч. 7 ст. 326 УПК РФ, наделяет человека правом заявить о практически любом обстоятельстве, препятствующем участию в рассмотрении уголовного дела. В то же время, следует понимать, что это обстоятельство должно быть достаточно уважительным – уход за родственником, болезнь супруга, длительная командировка (в настоящее время или в период дальнейших запланированных для разбирательства дней). Заявив об уважительной причине и невозможности быть присяжным, гражданина никто не станет принуждать во что бы то ни стало участвовать в процессе.

О вышеперечисленных дополнительных основаниях можно заявить как до назначения заседания по формированию коллегии, так и во время его проведения. К примеру, получив вызов, гражданин может позвонить в суд и объяснить, что он не может придти и участвовать в рассмотрении из-за состояния здоровья или по другим причинам. Можно заявить об этом и в письменном виде.

Конечно, возможно, что человек просто не желает быть присяжным и намеренно выдумывает первую подходящую причину. Обычно судьей разъясняется, что участие в суде присяжных является гражданским долгом и это не займет длительного времени, которое, между прочим, оплачивается. В то же время, если гражданин категорически настаивает на своем исключении и приводит веские доводы такому решению, обычно его больше не вызывают.

Данные о невозможности участия того или иного лица в судебном процессе председателем суда передаются в исполнительно-распорядительный орган, чтобы в общие списки внесли изменения.

К примеру, если судом Курортного района г. Санкт-Петербурга установлено, что кандидат признан недееспособным, об этом сообщается в Комитет по вопросам законности для того, чтобы из общего списка исключили этого человека.

Непосредственно стадия формирования коллегии начинается только в том случае, если по вызову явились не менее 14 кандидатов из вызванных в областной суд, и 12 кандидатов в районный. Если количество явившихся меньше, то отбор переносится на другой день и вызываются дополнительные кандидаты из общего и запасного списков.

Если явилось более 14/12 человек, председательствующий судья объявляет начавшейся процедуру формирования коллегии, которая проходит в закрытом судебном заседании: никто, кроме участников дела, присутствовать в зале не может.

Далее проверяется своевременное извещение и явка подсудимого, адвоката, прокурора и потерпевшего. Последний также вправе участвовать в формировании коллегии, и он должен быть извещен о дне заседания.

В практике имеются случаи, когда потерпевшего забыли известить, что повлекло утверждение состава присяжных в его отсутствие. Впоследствии приговоры были отменены по жалобам, где указывалось на существенное нарушение прав потерпевшего.

Стадия формирования коллегии подробно регламентируется ст. 328 УПК РФ. В первую очередь, председательствующий судья произносит вступительную речь. Он представляет себя и стороны, сообщает о деле, которое будет рассматриваться и в какой срок (примерно). Разъясняется, какие задачи будут стоять перед коллегией, основная ее цель — объективно разобраться в деле и вынести вердикт.

Председательствующий доводит до сведения кандидатов в присяжные заседатели, что они обязаны правдиво отвечать на вопросы и предоставлять полную информацию о себе, в том числе об отношениях с кем-либо из участников процесса. К примеру, если кандидат имеет родственные связи с адвокатом или с потерпевшим, то об этом нужно сообщить.

Судья опрашивает каждого из присутствующих кандидатов на предмет наличия обстоятельств, препятствующих его включению в коллегию. Это еще одна возможность (кроме права подать заявления в исполнительный орган или в ответ на судебное извещение) объяснить о причинах невозможности быть присяжным.

При рассмотрении обстоятельств по каждому из кандидатов на роль присяжного выслушиваются стороны. К примеру, если один из кандидатов пояснил, что ему 61 год и в связи с этим он не может принимать участие в заседании, председательствующий выслушивает мнение подсудимого, его адвоката, государственного обвинителя и потерпевшего, а затем принимает решение об отстранении данного лица от процедуры судопроизводства или об оставлении его в списке. Напомним, что лица, которым от 60 до 65 лет, могут участвовать в качестве присяжного, но если заявят о невозможности состоять в коллегии ввиду возраста, их могут освободить.

Обычно кандидат обращается к председательствующему и сообщает о существенных обстоятельствах, вследствие которых не может быть присяжным. Такими обстоятельствами могут быть как основания, перечисленные нами выше (наличие у женщины ребенка, не достигшего 3-х летнего возраста, состояние здоровья, длительная командировка и т.д.), так и любые другие.

К примеру, если женщина-кандидат находится в состоянии беременности – такая причина не предусмотрена законом в качестве прямого основания исключения из списков кандидатов. В то же время, судья, учитывая продолжительность процесса и состояние женщины, выслушав мнение сторон, вероятнее всего примет решение о невключении ее в состав коллегии.

Если кандидат сделает заявление об обстоятельствах, препятствующих ему принять по делу объективное решение, это называется ходатайством о самоотводе.

Отвод, по смыслу ст. 62 УПК РФ, — это отстранение от судопроизводства по основаниям, прямо предусмотренным в законе. Отвести участников процесса можно и при рассмотрении уголовного дела в обычном порядке, без присяжных. Что касается стадии формирования коллегии, здесь законодатель предусматривает три вида отводов, которые могут быть заявлены:

1. самоотвод – то есть, отвод самому себе. На практике это происходит примерно так: кандидат обращается к председательствующему и высказывает мнение о невозможности участия в рассмотрении дела в качестве заседателя, поскольку, несмотря на отсутствие формальных препятствий, проживает на одной с подсудимым улице и знает его с детства. Данное обстоятельство, по его мнению, повлияет на принятии решение о виновности или невиновности. По практике, это веское основание для самоотвода и, как правило, стороны высказывают согласие с ним.

Законом не предусмотрена обязательная письменная форма ходатайства о самоотводе – оно может быть заявлено устно.

2. мотивированные отводы – таким правом, согласно российского уголовно-процессуального законодательства, обладают стороны при отборе кандидатов в коллегию. У стороны обвинения (прокурор и потерпевший) и у стороны защиты (адвокат и подсудимый) имеются списки с указанными в них кандидатами (только ФИО, без адреса). Из этих списков стороны, обращаясь к председательствующему, могут назвать тех, кто, по их мнению, не может быть в составе коллегии.

Мотивированный отвод может быть заявлен в случаях, когда есть основания считать кандидата заинтересованным в исходе дела или предвзятым.

К примеру, если еще до начала формирования коллегии было зафиксировано высказывание о виновности (как вариант – невиновности) фигуранта по делу. Из-за преждевременных выводов сторона защиты или обвинения может заявить о предвзятости кандидата и заявить ему мотивированный отвод:

Председательствующему судье
по уголовному делу в отношении Мамонова А.В.
стороны защиты – адвоката Лесного В.А. и подсудимого Мамонова А.В.

?

Поправки касаются трех основных новелл — рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, рассмотрение дел присяжными в отношении женщин старше 18 лет, а также мужчин старше 65 лет. Ранее такие обвиняемые не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы. Новый закон расширяет число статей Уголовного кодекса, дела по которым могут рассматриваться присяжными.

Также закон сокращает количество присяжных в областных и приравненных к ним судах. Если раньше коллегия присяжных состояла из 12 заседателей, теперь это количество сократилось до восьми. При этом в районном и гарнизонном судах в состав коллегии присяжных входят шесть человек.

?

Суд присяжных состоит из коллегии заседателей и одного профессионального судьи. Присяжные — обычные граждане — решают, было ли совершено преступление и виновен ли подсудимый. На основе их вердикта судья определяет степень вины и назначает наказание.

В ходе процесса присяжные должны ответить на три вопроса:

  • доказан ли факт преступления;
  • доказано ли, что его совершил подсудимый;
  • виновен ли он в совершенном преступлении.

Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проголосовали за каждый из трех вопросов. Оправдательным считается вердикт, если не менее половины заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один вопрос. Если голоса разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ

?

Присяжным может стать любой гражданин России, если он:

  • достиг 25 лет;
  • не был судим;
  • дееспособен;
  • не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Кандидатами в присяжные не могут быть:

  • лица, занимающие государственные или выборные должности;
  • священники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники правоохранительных и судейских органов.

Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

?

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели формируются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационный ресурс ГАС «Выборы». Имена случайным образом отбирает компьютерная программа. После этого списки утверждаются властью региона и публикуются в СМИ.

При назначении суда присяжных из общего списка также случайным образом отбирают кандидатов в коллегию. Не менее чем за неделю до подготовительного заседания отобранным кандидатам рассылаются повестки.

На подготовительном заседании проходит дополнительный отбор, в котором участвуют судья, подсудимый и обвинитель. Стороны процесса могут отклонять кандидатуры присяжных, если они им по какой-то причине не понравились. Однако без мотивировки обвинение или подсудимый могут отклонять не более двух кандидатов каждый.

После окончания формирования коллегии ее члены избирают председателя из своего состава, а затем приносят присягу.

?

Согласно закону граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных на десять рабочих дней. Если рассмотрение уголовного дела затягивается ;— на все время рассмотрения этого дела. Это означает, что суд может длиться от пары недель до нескольких месяцев. В особо сложных случаях процесс может растянуться на год-полтора.

?

По закону работодатель обязан отпустить сотрудника на время выполнения обязанностей присяжного. Пока длится процесс, присяжного не имеют права лишить положенных льгот, уволить или перевести на другую должность по инициативе работодателя.

Только если сотрудника некем заменить, работодатель может попросить освободить его от обязанностей присяжного. Например, директор школы может попросить отвод для учителя, чтобы дети не остались на долгое время без занятий.

Набор происходит по случайному алгоритму через программу «Выборы». Программа формирует списки случайных людей по имеющимся данным.

После того как выбор пал на определенное лицо, ему отправляется 2 письма:

  • уведомление;
  • приглашение.

На них можно не отвечать. В первом письме лицо оповещают о включение в перечни кандидатов, но это не гарантирует, что оно станет присяжным. Второе письмо – приглашение. Высылается с указанием адреса суда. Лицо приглашают на проверку, где решается вопрос о пригодности кандидата в присяжные.

Для проверки нужно явиться в суд по указанному адресу в назначенное время. После проверки проводится инструктаж для тех, кто выбран в присяжные. Им выдается справка, подтверждающая новый статус.

Среди главных недостатков участия в процессах:

  • трата времени. По правилам призвать в присяжные разрешается на 10 дней в году, которые могут следовать не подряд, а по мере рассмотрения дела. Но если за этот срок дело не завершится, его нужно будет довести до конца. Есть примеры, когда присяжным приходилось рассматривать одно дело больше года;
  • проблемы с работодателем, не желающим отпускать работника на слушания. Не каждый работодатель готов мириться с отсутствием работника на месте в связи с участием в заседаниях. Это провоцирует конфликты на работе;
  • если присяжный работает по договору ГПХ, никаких гарантий для него не сохраняется. Сроки исполнения работы, выполнение условий договора вовремя – проблема присяжного;
  • выплата за слушания для безработных невелика, в среднем 600-700 рублей в день;
  • в случае неявки без уважительной причины грозит штраф.
  • бремя принятия решения. Не все готовы взять на себя ответственность за решение чьей-то судьбы.

Преимущества:

  • получение и сохранение заработка;
  • возмещение расходов на проезд и проживание;
  • во время процесса распространение на присяжного неприкосновенности судьи;
  • сохранение рабочего места, заработка, льгот и компенсаций.

Для отказа нужно написать заявление с указанием основания, среди которых может быть:

  • возраст старше 65 лет;
  • проблемы со здоровьем, прохождение длительного лечения и другие медицинские причины;
  • претендент является нотариусом, военным, государственным служащим, служителем церкви, адвокатом. Таких людей автоматически не должны включать в списки претендентов, но возможны ошибки.

Если лицо уже прошло отбор в качестве присяжного, заявить самоотвод можно по следующим основаниям:

  • возраст от 60 лет;
  • наличие ребенка в возрасте до 3 лет;
  • работа, пропуск которой в связи с участием в судебных заседаниях, наносит вред общественным или государственным интересам;
  • по религиозным убеждениям.

Последнее основание наиболее трудно доказуемо, поэтому шансов на его принятие судом больше всего.

Если присяжный не явился в суд без уважительной причины, на него могут наложить штраф согласно п.3 ст. 333 УПК РФ. Размер в законе не указан, но на практике он составляет до 2,5 тыс. руб.

Штраф применяется только, когда дело уже идет и присяжный получил справку об участии в его слушании. Если он является лишь кандидатом, но не явился в суд по приглашению, никаких санкций законом не предусмотрено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *