Налоговый кодекс республики Узбекистан 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс республики Узбекистан 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Как могут измениться налоги в 2022 году

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.

Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.

Ставки налога на водопользование (без учёта ставок на орошение земель сельскохозяйственного назначения) будут проиндексированы на уровне инфляции (10%) для предприятий всех отраслей экономики (за исключением промышленных предприятий, электростанций и ЖКХ) и для индивидуальных предпринимателей — в 30%.

Проектом сохраняется ставка налога за пользование водными ресурсами в части объёма воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель, размере 40 сумов за 1 кубометр, в том числе порядок применения коэффициента 1,05 для покрытия стоимости объема воды, поставляемой поставщиками воды, к ставке налога.

для орошения сельскохозяйственных земель составляет 40 сумов, включая применение коэффициента 1,05 для покрытия затрат на доставку поставщиками воды.

Ставку налога на имущество юридических лиц планируется снизить с 2% до 1,5%. Законопроект увеличивает с 0,4% до 0,5% пониженную ставку налога на имущество юрлиц.

Предлагается ввести требование о том, что налоговая база для зданий не может быть ниже минимального значения, установленного в абсолютной величине на 1 квадратный метр в следующих размерах:

  • в Ташкенте — 2,5 млн сумов;
  • в Нукусе и облатных центрах — 1,5 млн сумов;
  • в оставшихся регионах — 1 млн сумов.

Ставки налога на имущество физических лиц индексируются на уровне 10%.

Базовые ставки налога на земли несельскохозяйственного назначения для юридических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

Продолжится поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3.

Ставки земельного налога для физических лиц индексируются в среднем в 1,07 раза (7%).

В законопроекте сохраняется налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

  • Инвесторы получат отсрочку по уплате налогов при приобретении недвижимости
  • Хорошие новости для бизнеса по налогу на прибыль
  • В НК внесли нормы об уплате налогов в рассрочку без залога
  • Введены новые госпошлины за лицензирование отдельных видов деятельности
  • Снижена административная и налоговая нагрузка
  • На отдельных территориях Узбекистана вводится особый порядок налогообложения
  • О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения 1805
  • Возможности для женщин в современном Узбекистане 1620
  • Лидеры Узбекистана и Турции обсудили пути расширения многопланового партнерства 1442
  • Президент Узбекистана выступил с важными инициативами по расширению многогранного сотрудничества тюркоязычных государств 1329
  • О награждении группы работников сферы здравоохранения в связи с Днем медицинских работников 1311
  • Условия и быт изменили жизнь 1236
Номер документа: ЗРУ-136
Дата принятия: 25/12/2007
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2008
Органы эмитенты: Парламент

В Налоговый кодекс Узбекистана внесли ряд изменений

Работа над документом началась еще в 2018 году. Сроки подготовки проекта смещались, но закончить до конца года не успели. Тогда решили ограничиться поправками в действующий кодекс, и параллельно продолжили разработку новой редакции.

По итогам дискуссий депутаты Законодательной палаты приняли законопроект на заседании 9 декабря, а уже 14 декабря его одобрили сенаторы.

Опубликованный в газете «Народное слово» Закон от 30.12.2019 г. № ЗРУ–599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» подвел черту.

С 1 января 2020 года начнет действовать новая, третья по счету в истории современного Узбекистана редакция Налогового кодекса (первая: 1998–2007 гг.; вторая: 2008–2019 гг., ред.).

Как отмечает Norma.uz, при этом некоторые нормы нового НК вводятся в действие с оговорками:

во-первых, льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные:

  • старой редакцией Налогового кодекса, – действуют до 1 апреля 2020 года;
  • актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 года, – действуют до истечения срока их действия.

Поскольку взамен ЕСП, ЕНП и фиксированного налога вводится социальный налог, налог с оборота и НДФЛ в фиксированном размере, на их плательщиков соответственно распространяются ранее предоставленные законодательством льготы и особенности исчисления;

во-вторых, возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, осуществляется с 1 июля 2020 года;

в-третьих, применяются следующие правила действия закона во времени:

  • предусмотренные новым НК особенности налогообложения деятельности в рамках соглашения о разделе продукции применяются к соглашениям, заключаемым после 1 января 2020 года;
  • оборот по реализации товаров (услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Узбекистана, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагается НДС и акцизным налогом;
  • в период до 1 января 2022 года налоговые органы должны уведомлять бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита;
  • налогоплательщик вправе переносить убыток, образовавшийся до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50% налоговой базы текущего налогового периода;
  • разделы, посвященные налоговому контролю за трансфертным ценообразованием, условиям и общим правилам налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также глава о консолидированной группе налогоплательщиков вводятся в действие с 1 января 2022 года;
  • до 1 января 2023 года контролирующим лицом иностранной компании признается юридическое или физическое лицо, доля участия которого в иностранной компании составляет более 50%, а после указанной даты – более 25%.

С 2022 года введут специальный налоговый режим с использованием мобильного приложения

Пожалуй, это самое главное изменение.

Налогоплательщик вправе перейти на СНР с использованием специального мобильного приложения со следующих налоговых режимов:

  • общеустановленный порядок налогообложения,
  • специальный налоговый режим на основе патента,
  • специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств.

Чтобы перейти на этот режим, налогоплательщик должен соответствовать определённым условиям.

Узнать подробно:

Новый 1% налоговый режим: СНР с использованием специального мобильного приложения

По вводимым нормам у индивидуальных предпринимателей на «упрощёнке» будет возможность использовать специальное мобильное приложение, чтобы рассчитать ИПН и социальные платежи, уплатить их и сдать упрощенную декларацию.

Будут блокировать счета за долги по налогам более 6 МРП

Норма начнёт действовать с 1 июля 2021 года. Раньше в НК РК не был указан нижний предел для приостановки операций по счетам.

А с 1 января 2022 года банки смогут возобновлять расходные операции по банковскому счёту в тот же день, когда задолженность была погашена, не дожидаясь отзыва распоряжения о приостановлении расходных операций (РПРО).

Фискальный чек должен содержать идентификационный номер покупателя по сделке свыше 1000 МРП

Изменение приняты, чтобы появилась возможно подтвердить расходы по приобретённым товарам, работам или услугам не только с помощью ЭСФ, но и с помощью чека ККМ, содержащего реквизиты покупателя. Изменение начнёт действовать с 1 января 2022 года.

Расходы работодателя, связанные с обследованием по КВИ, не должны рассматриваться в качестве доходов работников

Вводится в действие с 1 июля 2021 года.

Изменения в нормы по ЭСФ

Они приняты в следующих целях:

  • исключить выписку ЭСФ при реализации товаров конечному потребителю, если ему предоставлен чек онлайн-ККМ;
  • предоставить право не выписывать счет-фактуру при реализации конечному потребителю;
  • закрепить за покупателями — субъектами бизнеса право требовать счёт-фактуру при необходимости, даже когда реализацией занимаются субъекты микробизнеса, которые освобождены от выписки счетов-фактур.

Изменения вводятся в действие с 1 января 2022 года.

Изменения в статью 411 НК РК в части дополнительного зачета по НДС

Приняты для создания новых производств, а также увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Вступают в действие с 1 июля 2021 года.

Освобождение от КПН с 2022 года

Принято для субъектов малого бизнеса, работающих в общеустановленном режиме налогообложения. Действует, если КПН направлен на реинвестирование в новые основные фонды. Мера позволит увеличить инвестиции в основной капитал.

Налогообложение цифрового майнинга введут в Казахстане

Принято в следующих целях:

  • для государственного регулирования майнинга и стимулирования в Казахстане на законодательном уровне отрасли по добыче криптовалют;
  • чтобы увеличить поступление в бюджет денежных средств от майнинга;
  • чтобы сократить бесконтрольное потребление электроэнергии майнинговыми фермами.

Вводится в действие с 1 января 2022 года.

Отсрочка по ИПН и СН в период с 1 апреля до 1 июля 2021 года

Принято в части выполнения поручения Президента РК.

Другие изменения:

  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика

31/12/2019 19:04

Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан сообщают, что с 1 января 2020 года вводится в действие Налоговый кодекс Республики Узбекистан (в новой редакции).

В связи с этим Налоговый комитет Узбекистана сообщает об основных изменениях, произошедших в порядке налогообложения юридических и физических лиц.

Электронная версия Налогового кодекса Республики Узбекистан размещена на сайтах Министерства финансов (www.mf.uz) и Государственного налогового комитета (www.soliq.uz).

В связи с принятием Налогового кодекса (в новой редакции) будут разработаны новые формы налоговой отчетности. После проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан формы налоговой отчетности будут доведены до всех налогоплательщиков.

Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств утверждены Законом Республики Узбекистан

от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.

За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан в новой редакции.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа ─ налог с оборота, фиксированного налога – налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.
  2. Льготы по налогам и другим обязательным платежам,

а также пониженные ставки по налогам, предоставленные:

Налоговым кодексом Республики Узбекистан, утвержденным Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 года № ЗРУ-136, действуют

до 1 апреля 2020 года;

решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, действуют до истечения срока их действия.

  1. Выведены из состава Налогового кодекса разделы государственная пошлина, сборы за право продажи отдельных видов товаров (алкогольная продукция), которые будут предусмотрены в отдельном Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».
  2. Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в Закон Республики Узбекистан «О недрах».
  3. До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.
  4. Отменены специальные налоговые режимы для:

а) рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50 процентов от доходов), будут уплачивать:

общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум) – земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20 процентов;

налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;

б) физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц.

Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд. сум) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд. сум).

При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;

в) сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

Указ Президента Республики Узбекистан

3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога.

Одновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.

3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и другие), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.

Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.

3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

  • а) для физических лиц — резидентов:
    • основная ставка налога на доходы физических лиц — в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
  • б) для физических лиц — нерезидентов:
    • дивиденды и проценты — 10%;
    • доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;
    • доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.

3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:

  • а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
  • б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
  • в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
    • остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
    • выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
    • сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства — юридическому лицу на исполнение его обязательств;
    • доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
  • г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности — по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем — по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;

3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.

3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:

  • предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере;
  • детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).

3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу — ежемесячно, не позднее 15 числа.

При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.

3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек — в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных по��разделений.

3.9. Для индивидуальных предпринимателей установлен следующий порядок выбора и уплаты налога на основе декларации либо в фиксированной сумме.

4.1. Отменяются льготы в части доходов в виде оплаты труда, получаемых за счет средств грантов, а также иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала.

4.2. Ставка социального налога снижается с 25 до 12% для государственных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более, а также для юридических лиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурных подразделений.

4.3. Фиксированные ставки налога, установленные для отдельной категории физических лиц в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины.

Указанной категории физических лиц предоставляется право уплаты социального налога на основе декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода и общеустановленной ставки, по аналогии с уплатой налога на доходы физических лиц.

4.4. Предусматривается порядок исчисления и уплаты социального налога на добровольной основе на основе декларации о совокупном годовом доходе.

5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков.

Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сумов;
  • индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 млн сумов;
  • импортеры товаров — с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
  • производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
  • сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более — с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
  • юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа — с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
  • юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
  • доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
  • собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
  • предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года.

Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.

5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сумов в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.

5.4. При длительном технологическом цикле — в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.

Для определения дохода на конец отчетного периода:

  • в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
  • затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).

При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.

5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8%.

Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.

5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:

  • не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — по итогам отчетного периода;
  • не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом — по итогам налогового периода.

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом для нерезидентов вводится обязательство самостоятельного исчисления налога на имущество.

6.2. Сохраняется налоговая ставка в размере 2%, а в отношении объектов незавершенного в нормативный срок строительства налоговая ставка устанавливается в размере 4%.

При этом в отношении пустующих зданий, неиспользуемых производственных площадей, сооружений нежилого назначения, а также объектов незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы, предусмотренные по налогу на имущество на них не распространяются.

В отношении следующих объектов недвижимости вводится пониженная налоговая ставка в размере 0,2% взамен ранее предоставленных льгот:

  • железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередач, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
  • недвижимое имущество и объекты незавершенного строительства, по которым принято решение Кабинета Министров об их консервации.

6.3. Исключается из объекта налогообложения оборудование, не введенное в действие в установленный срок.

Включаются в объект налогообложения объекты жилой недвижимости, числящиеся на балансе строительных организаций или застройщиков для последующей реализации, по истечении шести месяцев после ввода объекта недвижимости в эксплуатацию. По ним налоговая база определяется исходя из среднегодовой стоимости этих объектов (в части не реализованных).

6.4. Вводится обложение налогом на имущество полностью амортизированных зданий, исходя из их переоцененной (рыночной) стоимости, определяемой не реже одного раза в три года.

6.5. Вводится льгота по налогу на имущество в виде уменьшения налоговой базы на среднегодовую остаточную стоимость имущества, находящегося на балансе сельскохозяйственных предприятий, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции.

6.6. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета один раз в год в срок представления годовой финансовой отчетности, а юридическими лицами — нерезидентами до 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

6.8. Справка для исчисления размера авансовых платежей представляется в налоговые органы до 10 января текущего налогового периода, а вновь созданные не позднее тридцати дней с даты государственной регистрации.

Авансовые платежи уплачиваются:

  • плательщиками налога с оборота — не позднее 10 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
  • налогоплательщиками, не являющимися плательщиками налога с оборота, — не позднее 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

Авансовые платежи не уплачивают юридические лица — нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, с учетом авансовых платежей, вносится в бюджет не позднее срока представления налоговой отчетности.

Нерезиденты, не осуществляющие деятельность в Узбекистане через постоянные учреждения, налог уплачивают один раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

7.1. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц сохраняется. При этом по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается начиная с месяца, в котором возникло право собственности.

7.2. Налоговые ставки сохранены на уровне 2019 года.

При этом в 2020 году при исчислении налога на имущество физических лиц, сумма налога от кадастровой стоимости не может превышать сумму налога, начисленного за 2019 год, более чем 30 процентов.

7.3. Срок предоставления налоговым органом платежного извещения об уплате налога налогоплательщикам устанавливается не позднее 1 марта.

7.4. Срок уплаты налога установлен два раза в год равными долями до 15 апреля и 15 октября.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

8.1. Порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических лиц по землям несельскохозяйственного назначения сохраняется.

8.2. На 2020 год налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения, а также ставки земельного налога, взимаемого с плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией утверждены Законом Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № ЗРУ-589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Налоговая ставка за земли сельскохозяйственного назначения устанавливается в размере 0,95% к нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий.

За земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства, налог уплачивается по удвоенным налоговым ставкам, если иное не предусмотрено законодательством.

В отношении земельных участков, занятых пустующими зданиями, неиспользуемыми производственными площадями, сооружениями нежилого назначения, а также объектами незавершенного строительства законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных налоговых ставок, и налоговые льготы по налогу на них не распространяются.

8.3. К налоговым ставкам применяется коэффициент 0,1 к земельным участкам, занятым:

  • юридическими лицами, единственными участниками которых являются общественные объединения инвалидов и в общей численности которых инвалиды составляют не менее 50%, и фонд оплаты труда инвалидов составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда;
  • линиями электропередач, подстанциями и сооружениями на них;
  • общегосударственными линиями связи (воздушные и кабельные линии связи, стоечные линии и радиофикации, подземные кабельные линии, обозначающие их сигнальные и замерные знаки, линии радиорелейной связи, кабельные телефонные канализации, наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты, распределительные шкафы, коробки контура заземления и другие сооружения связи);
  • железнодорожными путями общего пользования, включая станционные и сортировочные железнодорожные пути, состоящие из земляного полотна, искусственных сооружений, линейно-путевыми зданиями, устройствами железнодорожной связи и электроснабжения, сооружениями и путевыми устройствами, а также защитными лесонасаждениями, предоставленными в установленном порядке в постоянное или временное пользование предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного транспорта;
  • магистральными нефте- и газопроводами, включая компрессорные, насосные, противопожарные и противоаварийные станции, станции катодной защиты трубопроводов с узлами их подключения, устройства очистки трубопроводов и иные аналогичные сооружения.
  • взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками и стоянками самолетов, радионавигационным и электроосветительным оборудованием аэропортов гражданской авиации;
  • под строительство объектов, включенных в Государственные программы развития , — на период нормативного срока строительства;
  • объектами, по которым приняты решения Кабинета Министров об их консервации, — на период их консервации.

Коэффициент 0,1 к налоговым ставкам вводится взамен ранее предоставленных льгот и применяется к земельным участкам отведенным юридическим лицам в установленном порядке.

8.4. Вводится норма, предусматривающая, что в случае улучшения качества сельскохозяйственных земель (повышения балла бонитета) налог уплачивается юридическими лицами от нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий исходя из нового балла бонитета с начала года, следующего за годом проведения работ по бонитировке почвы, без пересчета ее в периоды, когда были завершены агротехнические мероприятия.

8.5. Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка:

  • по землям несельскохозяйственного назначения — до 10 января текущего налогового периода;
  • по землям сельскохозяйственного назначения — до 1 мая текущего налогового периода.

8.5. Юридические лица, имеющие земельные участки, которые не являются объектом налогообложения представляют до 10 января текущего налогового периода в налоговые органы по месту нахождения этих объектов справку, по форме, утвержденной Государственным налоговым комитетом.

8.6. Уплата налога за земли несельскохозяйственного назначения производится:

  • плательщиками налога с оборота — до 10 числа каждого первого месяца квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога;
  • налогоплательщиками, не относящимися к плательщикам налога с оборота, — до 10 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.

Уплата налога за земли сельскохозяйственного назначения, производится в следующем порядке:

  • до 1 сентября отчетного года — 30% от годовой суммы налога;
  • до 1 декабря отчетного года — оставшаяся сумма налога.

10.1. Порядок исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами сохраняется.

10.2. Ставки налога за пользование водными ресурсами на 2020 год утверждены в декабре.

С 1 января 2020 года для предприятий-производителей алкогольной продукции (кроме пива и вина) устанавливаются налоговые ставки по объему воды, используемой для производства алкогольной продукции (кроме пива и вина) — 21 900 сумов за 1 куб.метр, а для прочих целей по поверхностным источникам водных ресурсов — в размере 410 сумов за 1 куб. метр и по подземным источникам водных ресурсов — в размере 490 сумов за 1 куб. метр.

Налоговой базой для юридических лиц, производящих алкогольную продукцию, является объем воды, использованной на их производство и на прочие цели.

Под объемом воды, используемой для производства алкогольной продукции, понимается объем воды, приходящийся на готовую продукцию в потребительской таре.

Предприятия-производители безалкогольных напитков, до утверждения формы справки для исчисления авансовых платежей по налогу за пользование водными ресурсами, предоставляют до 20 января 2020 года в налоговые органы по месту водопользования и водопотребления справку для исчисления авансовых платежей по налогу за пользование водными ресурсами по форме согласно приложению к настоящему совместному письму.

Установлены повышенные налоговые ставки (в пятикратном размере установленных налоговых ставок) в случаях:

  • забора воды сверх установленных лимитов водопользования (в части такого превышения);
  • при использовании водных ресурсов без разрешительных документов;
  • при использовании предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, воды из поверхностных источников.

10.3. Сроки представления налоговой отчетности для большинства налогоплательщиков сохраняются.

10.4. Сроки представления справки для исчисления размера авансовых платежей по налогу в налоговые органы по месту водопользования или водопотребления сохраняются.

При этом авансовые платежи уплачиваются:

  • юридическими лицами (за исключением плательщиков налога с оборота), у которых сумма налога за налоговый период составляет более двухсоткратного размера базовой расчетной величины, — не позднее
    20 числа каждого месяца в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога;
  • юридическими лицами, не являющихся плательщиками налога с оборота, у которых сумма налога за налоговый период составляет менее двухсоткратного размера базовой расчетной величины, а также плательщиками налога с оборота и индивидуальными предпринимателями — не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала в размере одной четвертой части годовой суммы налога.

Уплата налога за налоговый период с учетом авансовых платежей производится налогоплательщиками, за исключением дехканских хозяйств, по месту водопользования или водопотребления не позднее срока представления налоговой отчетности.

Уплата налога дехканскими хозяйствами производится один раз в год до 1 мая года, следующего за налоговым периодом.

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

  • Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508.
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП–4086.

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Изменения в Налоговом кодексе 2021–2022 по Закону от 24 июня 2021 года

19 марта 2020 года подписан Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных и кризисных явлений».

В документе учтены выдвинутые Государственным налоговым комитетом предложения по смягчению налоговой нагрузки для физических лиц и бизнеса в связи с карантином против распространения в стране коронавируса (COVID — 19). Так, Указом утвержден целый ряд налоговых льгот и послаблений.

Первый пакет льгот — для физических лиц и индивидуальных предпринимателей

[2]

Льгот на продовольственные товары больше не будет, а блогеры начнут платить НДС. Представитель Налогового комитета республики рассказал о ключевых готовящихся изменениях.

ТАШКЕНТ, 17 июн – Sputnik. Государственный налоговый комитет в ближайшее время вынесет на общественное обсуждение новый Налоговый кодекс, сообщает Podrobno.uz.

Ранее ожидалось, что новый кодекс вступит в силу в начале этого года, однако сроки были перенесены. По словам заместителя начальника управления НДС ГНК Азиза Умирзакова, кодекс должны внедрить с 1 января 2020 года.

  1. Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
  2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  3. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.
  4. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.

С 2022 года в положения НК РК водится новое понятие «Паспорт налогоплательщика».

Паспорт налогоплательщика – информационная карта субъекта предпринимательства, не являющейся налоговой тайной, которая содержится в штрих-коде (QR-код), формируемом органом государственных доходов.

Добавлена новая статья 75-1, по которой паспорт налогоплательщика используют предприниматели и организации, работающие в сфере торговли или общественного питания.

Паспорт размещается возле ККМ или в других общедоступных местах и должен содержать:

  • ИИН/БИН;
  • Наименование налогоплательщика;
  • ФИО ИП или руководителя юр. лица;
  • статус налогоплательщика;
  • дату постановки на рег. учет;
  • рег. номер ККМ;
  • наличие лицензий на алкогольную продукцию.

Паспорт (в виде QR-кода) формируется налоговым органом 1 раз в месяц.

Подробнее по паспорту налогоплательщика

  • Пилот по администрированию налогоплательщиков с проведением визуального осмотра (по QR-коду) проводится с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года
  • Для оптовой и розничной торговли планируется пилот с проведением визуального осмотра для проверки применения ККМ, оборудования для приема оплаты картой

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

дни К (91) Р (63) В (28) часы 40 (504) 36 (453.6) 24 (302.4)
К (181) Р (125) В (56)
40 (1000) 36 (900) 24 (600)
дни К (92) Р (64) В (28)
часы 40 (512) 36 (460.8) 24 (307.2)
К (184) Р (129) В (55)
40 (1032) 36 (928.8) 24 (619.2)
К (365) Р (254) В (111)
40 (2032) 36 (1828.8) 24 (1219.2)

Праздничные выходные дни в 2022 году. Узбекистан

(*)1 января — Новый год
8 марта — День женщин
21 марта — Праздник Навруз
2 мая — Руза хайит (Ийд-ал-Фитр)
9 мая — День Памяти и Почестей
9 июля — Курбан хайит (Ийд-ал-Адха)
1 сентября — День Независимости
1 октября — День учителя и наставника
8 декабря — День Конституции

1.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, а также налоговая ставка в размере 15%.

1.2. Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

  • стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынков и торговых комплексов.

1.3. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.

1.4. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.

Уточнен порядок применения льгот за счет средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

Теперь будет освобождаться оборот по реализации и ввоз товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если их освобождение предусмотрено законом.

Исходя из этого, внесены изменения в статьи 243 и 246 Налогового кодекса.

2.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

2.2. Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 2891 -2893). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета Министров, применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии
с постановлением президента № ПП-3818.

При отсутствии в статьях 2891-2893 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

2.3. При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, которые ввозят эти товары для собственных нужд.

2.4. Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями
в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

3.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

3.2. Начиная с 1 января 2021 года имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии
с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

Начиная с 1 января 2021 года при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

3.3. Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем, налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента № УП-5978.

5.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты социального налога, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году для юридических лиц в размере 12% и для бюджетных организаций — 25%.

5.2. Для следующей категории физических лиц предусмотрены:

  • уплата налога в сумме не менее одного размера базовой расчетной величины в год для исчисления трудового стажа производится:
    • а) на добровольной основе:
      • самозанятыми гражданами;
      • гражданами Узбекистана, работающими за границей по найму на основе трудового договора, а также в торговых домах, представительствах (в том числе без образования юридического лица), организациях, созданных (открытых) в иностранных государствах государственными органами и другими организациями Республики Узбекистан.
    • б) в обязательном порядке:
      • учениками школы «Уста — шогирд» — в период их работы до достижения двадцати пяти лет;
      • дехканскими хозяйствами, а также физическими лицами, занятыми в дехканском хозяйстве, на приусадебном земельном участке площадью не менее 4 соток или занимающимися выращиванием крупного рогатого скота либо домашней птицы не менее 50 голов на данной площади. При этом глава дехканского хозяйства уплачивает налог в обязательном порядке, а другие члены и указанные физические лица — на добровольной основе;
  • срок уплаты налога для данной категории физических лиц устанавливается до 1 декабря отчетного года. При этом размер налога исчисляется исходя из размера базовой расчетной величины, установленной на день уплаты.

Для остальных физических лиц сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, действовавший в 2020 году.

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.

Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

7.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4%.

Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.

Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

7.2. Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

7.3. Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом (облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе).

Эта норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.

Например, кадастровая стоимость машино-места определена в размере 12 млн сумов. К ней применяется налоговая ставка в размере 0,23% — сумма годового налога на имущество физических лиц за 1 машино-место составит 27,6 тыс. сумов.

Сейчас гаражи, принадлежащие физическим лицам, облагаются земельным налогом и налогом на имущество.

Эта норма не будет распространяться:

  • на физических лиц, которые решили во дворе своего жилого дома благоустроить место под свои машины;
  • на физических лиц, которые пользуются услугами юридических лиц по хранению автотранспортных средств (платные автостоянки). В этом случае, плательщиком налога является юридическое лицо.

Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 289−1 — 289−3). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета министров применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии с постановлением президента от 29 июня 2018 года (ПП-3818).

При отсутствии в статьях 289−1 — 289−3 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляет��я.

Готовимся к 2022 году: очередная редакция изменений в НК

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

К обороту по реализации работ и услуг следует отнести:

  • Отгрузку товаров.
  • Уставной капитал.
  • Передачу имущества (безвозмездную).
  • Обмен имущества на иные услуги, работы и товары, предусмотренные узбекским законодательством.
  • Передачу имущества сотруднику в счёт з/п.
  • Передачу материалов и товаров в соответствии с договором займа.
  • Передачу имущества в финансовую аренду (также сюда относится лизинг).
  • Отгрузку вещей (принимаются во внимание условия рассрочки платежей).
  • Предоставление помещения в аренду.
  • Передачу прав на результат интеллектуального труда. Дополнительно предоставляется право на использование интеллектуального продукта.

Более подробную информацию можно узнать по ссылке.

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

1.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога, а также налоговая ставка в размере 15%.

1.2. Расширяется круг предприятий, уплачивающих НДС независимо от объема выручки, за счет:

  • стационарных торговых точек по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынков и торговых комплексов.

1.3. Для налогоплательщиков, оборот по реализации товаров (услуг) которых не превышает один миллиард сумов в месяц, налоговым периодом устанавливается квартал.

1.4. Внесены изменения в порядок применения льгот при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом и пассажирским автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

Льгота применяется перевозчиками, если органами государственной власти на местах установлен единый тариф и перевозка осуществляется по данному тарифу.

Уточнен порядок применения льгот за счет средств международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций.

Теперь будет освобождаться оборот по реализации и ввоз товаров (услуг), приобретаемых за счет займов международных финансовых институтов и международных займов правительственных организаций, если их освобождение предусмотрено законом.

Исходя из этого, внесены изменения в статьи 243 и 246 Налогового кодекса.

2.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты акцизного налога.

2.2. Ставки акцизного налога устанавливаются Налоговым кодексом (статьи 2891 -2893). При этом при исчислении акцизного налога при ввозе, до утверждения соответствующего решения Кабинета Министров, применяются коды ТН ВЭД, действующие в соответствии
с постановлением президента № ПП-3818.

При отсутствии в статьях 2891-2893 товарной позиции соответственно акцизный налог на отсутствующие товарные позиции не начисляется.

Отменен акцизный налог по 73 позициям, в том числе на электротехническую продукцию (холодильники, кондиционеры, стиральные машины), тракторы и полуприцепы, пищевую продукцию (маргарин, кондитерские и другие изделия) и т. д.

2.3. При использовании ввезенных (импортированных) подакцизных товаров, реализуемых конечному потребителю (бензин, дизтопливо, сжиженный и сжатый газ) для собственных нужд, налогоплательщиками являются лица, которые ввозят эти товары для собственных нужд.

2.4. Не являются объектом налогообложения натуральные вина (за исключением бутилированных), реализуемые производителями
в дегустационных зонах (местах), организованных по туристским маршрутам.

3.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, а также налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

3.2. Начиная с 1 января 2021 года имущество, полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии
с пунктами 8, 9, 14, 15 и 17 статьи 304 Налогового кодекса, а также полученное или приобретенное (созданное) за счет средств, высвобожденных в результате предоставленных налоговых и таможенных льгот, не признаются амортизируемыми активами и не подлежат амортизации.

Стоимость амортизируемого актива относится на расходы через амортизационные отчисления, начисляемые от первоначальной стоимости без учета их переоценок.

Стоимость амортизируемых активов, с учетом ранее проведенной переоценки, имеющаяся у налогоплательщика по данным бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2021 года, в целях налогообложения является первоначальной стоимостью.

Начиная с 1 января 2021 года при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах переоценки стоимости амортизируемых активов результат такой переоценки в целях налогообложения при начислении амортизационных отчислений не учитывается.

3.3. Сохраняется исчисление авансовых платежей налоговыми органами на основе предыдущего отчетного периода.

Вместе с тем, налогоплательщик вправе представить в налоговые органы справку о сумме авансовых платежей до 10 числа первого месяца следующего квартала, исходя из ожидаемой суммы прибыли в текущем квартале. Ранее эта норма была предусмотрена в указе президента № УП-5978.

4.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, а также налоговая ставка в размере 12%.

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.

Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

7.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4%.

Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.

Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

7.2. Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

8.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.

При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).

Эта категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, с установлением налоговой ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.

Исчисление налога по землям сельскохозяйственного назначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.

К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.

8.2. Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов республики.

Вступил в силу закон о государственном бюджете на 2021 год. Доходы госбюджета на следующий год прогнозируются в объёме 147,2 трлн сумов, расходы — 149,5 трлн сумов. Дефицит бюджета утверждён в размере 17,3 трлн сумов.

Валовой внутренний продукт страны в новом году прогнозируется на уровне 688,9 трлн сумов с ростом в 5,1%. Инфляция по итогам 2021 года ожидается в пределах 9−10%.

В следующих предприятиях с государственным участием внедряется система антимонопольного комплаенса в качестве эксперимента:

  • Uzbekistan airways;
  • «Кварц»;
  • банк «Асака»;
  • UzAuto Motors;
  • «Узтрансгаз»;
  • «Навоиазот»;
  • «Тепловые электрические станции»;
  • «Национальные электрические сети Узбекистана»;
  • «Кизилкумцемент».

Специалистам с высшим образованием, перешедшим на работу из других регионов в бюджетные организации, расположенные в отдаленной местности, будет выплачиваться единовременная первоначальная денежная помощь в 50-кратном размере БРВ (11 млн 150 тысяч сумов) с ежемесячной выплатой денежной компенсации в 2-кратном размере БРВ (446 тысяч сумов) за аренду жилья.

Во всех судах фиксация судебных заседаний может осуществляться посредством аудиозаписи на основе ходатайства сторон по делу и с согласия председательствующего, а также протоколы судебных заседаний будут формироваться с использованием данной системы (дистанционное обращение в суды, участие в судебных заседаниях с использованием системы видеоконференцсвязи, автоматическое распределение дел между судьями, опубликование судебных решений в сети Интернет, направление исполнительных документов на принудительное исполнение в электронной форме).

Для обеспечения общественного здоровья путём дальнейшего повышения эффективности работ по медицинской профилактике на системной основе будут проводиться скрининговые обследования для определения риска сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, инфаркта, инсульта, сахарного диабета и других факторов риска) у граждан в возрасте от 40 лет и старше.

Кроме того, создаются общества волонтёров (в том числе в составе врачей-пенсионеров, учителей, представителей интеллигенции и других), содействующих формированию здорового образа жизни в махаллях, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах, а также в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

В ближайшие годы планируется расширить список, приведенный в ст. 263 НК РФ. К примеру, Минфин предлагает вычитать для целей налогообложения на прибыль расходы на страхование некоторых видов ответственности и от перерыва в производстве.

Сейчас список видов добровольного страхования является закрытым: его хотят открыть, применив к расходам на страховку критерии вычитаемости расходов, прописанные в ст. 252 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *