Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о КФХ 2022 с изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями.
Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем:
- прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов
- резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент:
- зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель
- это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются
- необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли
С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли:
- не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ
- будут застроиваться фермерскими домами
- Кадастровый учет дома на ИЖС, ЛПХОколо двух недель. 38 тыс. руб. Если на участке есть капитальный гараж, баня или другая постройка, то дополнительный технический план на каждый такой объект обойдётся всего лишь 8 тыс. руб.
- Кадастровый учет дома с уведомлением и учет хозяйственной постройкиОколо 2 недель. 46 тыс. руб.
- Другие услуги
Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.
Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
2. Членами фермерского хозяйства могут быть:
1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;
2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве
Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года
Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года
Статья 1
Внести в абзац первый пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249; 2009, N 44, ст. 5168; 2012, N 53, ст. 7588) изменение, исключив слова «на период до 1 января 2021 года».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. Путин
Создание КФХ в качестве юридического лица или регистрация КФХ в форме юридического лица производится по аналогии с ООО. Учредитель принимает решение о создании КФХ, если учредителей КФХ несколько они проводят совместное заседание, на котором учреждают Крестьянско-Фермерское хозяйство.
Также, если учредителей несколько, они заключают соглашение о создании КФХ, в котором прописывают состав имущества, вносимого в будущее КФХ, а также права и обязанности сторон, условия выплаты прибыли и т.д. Соглашение о создании КФХ может быть удостоверенно нотариально, если Вам это необходимо, но, как правило, хватает обычных подписей. Обязательный нотариальный порядок заверения соглашения о создании КФХ не требуется.
Разрабатывается и утверждается Устав КФХ, в котором отражаются основные положения вашего хозяйства.
КФХ может иметь наименование, например КФХ «РОДНИК», КФХ «РАССВЕТ», КФХ «АГРОАЛЬЯНС», КФХ «Мичуринский». Или наименование по главе КФХ. КФХ Григорьева Федора Трифоновича и т.д. Название можно использовать любое.
КФХ можно регистрировать в любом регионе России, но как правило КФХ распространены на юге России, в таких регионах как Крым, Ростовская область, Астраханская область, Ставропольский Край.
Юридическим адресом будущего КФХ может быть здание или сооружение, которое есть в ФИАС, то есть строение должно быть капитальным. Также в качестве адреса юридического лица можно использовать адрес места жительства Главы крестьянско-фермерского хозяйства или одного из Членов КФХ, доля которого превышает 51% в УК КФХ.
В состав имущества будущего КФХ можно вносить денежные средства, земельные ПАИ, земельные участки, технику, принадлежащую собственникам КФХ. Передача имущества осуществляется по Акту приема-передачи и переходит на баланс хозяйства.
Главой КФХ может быть выбран один из её членов, если у вас несколько учредителей КФХ.
Некоторые регионы предоставляют субсидии для КФХ. КФХ может использовать специальный налоговый режим, ЕСХН. Либо можно остаться на УСН. Заявление о применении УСН возможно подать с комплектом документов при регистрации создания хозяйства.
При заполнении формы Р11001 для создания КФХ размер Уставного капитала указывается по желанию хозяйства.
- Форма Р11001, заверенная нотариально, либо по ЭЦП.
- Решение или Протокол о создании КФХ;
- Устав КФХ;
- Государственная пошлина 4000 рублей; (Не оплачивается при подаче по ЭЦП)
- Соглашение о создании КФХ (если более одного члена крестьянского хозяйства);
- Документы на юридический адрес, по которому открывается КФХ;
(Гарантийное письмо на адрес, свидетельство о праве собственности, либо если открываете на домашний адрес, согласие собственника или при общей долевой собственности, всех собственников адреса).
Для регистрации КФХ подойдут такие виды деятельности как Растениеводство, Животноводство, Рыбная ловля, Пчеловодство, Продажа рассады, Выращивание на продажу овощей и ягод, фруктов, и так далее. Крестьянско-фермерское хозяйство может включить в перечень своих видов деятельности торговые ОКВЭД, если планирует продавать свою продукцию. Напомню, код ОКВЭД должен содержать минимум 4 знака.
Все дело в приказе Федеральной налоговой службы от 31 августа прошлого года. Оно утвердило новые требования к подаче документов для регистрации предпринимателей. При этом почему-то была отменена форма заявления о госрегистрации КФХ. Теперь тем, кто рискнет стать фермером в статусе КФХ и подать документы на регистрацию, приходит отказ из налоговой — а нет такой формы. «Это что же получается, — недоумевают мужики на форумах. — Закон «О КФХ» никто не отменял, но налоговая его игнорирует?»
— Мы оказались перед колоссальной и абсурдной проблемой, которая прилетела, откуда вообще не ждали, — подтверждает член Общественной палаты РФ, сыровар Олег Сирота. — Деятельность КФХ регулируется отдельным федеральным законом, а налоговая вдруг берет и с ноября не регистрирует их. А зачем тогда нужны Госдума, Совфед, если у налоговой такие полномочия? За четверть века было написано много законов именно под КФХ, а теперь в одностороннем порядке они вдруг стали «мертвыми». Теперь всем предлагают регистрироваться ИП. Но почему? Чтобы лучше понять масштаб абсурда, представьте ситуацию: вы идете получать права на управление легковушкой, а вам говорят, что можно только на грузовик…
Прокурор разъясняет — Прокуратура Тверской области
Гадая, для чего это было сделано, фермеры пытаются найти ответ на вопрос: кому это было на руку? И находят. Фермер в статусе КФХ имеет еще одно важное преимущество, к которому аграрии и законодатели шли много лет. На конкурсах по приобретению земли победным фактором, как правило, является цена: кто больше предложил, тот и выиграл. И понятно, что соревноваться с агрохолдингами, которые легко повышали ставки, малый сельхозпроизводитель не в состоянии. В итоге было закреплено, что заявки от КФХ рассматриваются в первую очередь, а землю в пользование фермер мог и вовсе получать без конкурса. Теперь же получается, что фермер, зарегистрировавшийся как ИП, на таких аукционах будет торговаться на общих основаниях. С почти предсказуемым итогом.
Глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР), депутат Госдумы Владимир Плотников увидел в этом еще один негативный момент. В стране немало крупных личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые занимаются товарным сельхозпроизводством с превышением пределов площадей и привлечением наемной рабочей силы. Все это запрещено Законом «О ЛПХ». И рано или поздно такие бизнесмены, находящиеся в «тени» и не уплачивающие налогов, все равно попадут в поле зрения ФНС.
— Поэтому мы говорили: не надо их трогать, пусть занимаются, они имеют большое значение, — говорит Владимир Плотников. — Но давайте предложим им добровольно зарегистрироваться в качестве КФХ и они получат доступ к госпомощи и льготным кредитам — пусть развиваются! А им сейчас предлагают стать ИП. Однако люди этого не хотят, они боятся…
Но для чего же все это было сделано?
В отличие от ИП, которое может быть открыто только на одно лицо, КФХ позволяет его участникам (связанным между собой родством или свойством) объединиться с целью производства, хранения, переработки какой-либо сельскохозяйственной продукции. Руководителем КФХ — главой — становится человек, на которого регистрируется ИП. Создать КФХ может и один человек.
Есть также принципиальные особенности возглавляемого предпринимателем фермерского хозяйства:
- предполагается личное участие в нем всех родственников, входящих в объединение (родственники не более чем из трех семей, возраст каждого участника не моложе 16 лет);
- используется общее имущество членов хозяйства (к примеру, земельные участки);
- допускается принимать не более 5 участников, не связанных родственными связями с главой КФХ (ограничение не касается найма работников по трудовому договору).
Кроме того, по всем обязательствам ИП отвечает всем своим имуществом, а при КФХ возникает субсидиарная ответственность участников объединения.
Фермер платит взносы за других участников КФХ
ИП / 13:05 22 июля 2021
Первоначально деятельность КФХ регулировалась Законом РСФСР от 22.11.1990 №348-1. По старому Закону, КФХ должны были быть зарегистрированными в качестве юридического лица
Согласно изменениям, внесенным в статью 23 ГК РФ, россияне имеют права заниматься сельскохозяйственной деятельностью без образования юридического лица, а только с регистрацией ИП. То есть «старые» КФХ должны произвести перерегистрацию по новым правилам. Срок действия поправки о перерегистрации действует до конца 2020 года. Получается, что если КФХ не произведет перерегистрацию, то со следующего года оно не сможет вести деятельность.
Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится Законопроект № 995102-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Данный проект предлагает продлить срок сохранения за КФХ статуса юридического лица до 1 января 2028 года.
На начало 2020 года по всей России насчитывается порядка 176 тысяч КФХ, из которых 13 тысяч фермерских хозяйств имеют статус юридического лица. Продление действия статуса КФХ, зарегистрированных по старым правилам, позволит избежать множества проблем, так как фермерские хозяйства за время деятельности успели взять кредиты и долговые обязательства. Смена организационно-правовой формы КФХ повлечет за собой обязательства по полному погашению ранее оформленных кредитов, что может привести к банкротству многих КФХ.
Кроме этого, перерегистрация статуса «старых» КФХ «обнулит» кредитные истории всех фермерских хозяйств и отменит все возможные льготные условия в кредитовании для постоянных клиентов.
Рассмотрение данного Законопроекта запланировано на октябрь 2020 года. Поэтому есть возможность, что КФХ продлят переходный период перерегистрации еще на 7 лет.
Изменения в земельном праве
Крестьянское фермерское хозяйство на территории РФ может быть оформлено, как организация либо как физическое лицо (индивидуальный предприниматель). И в первом и во втором случае для оформления деятельности требуется регистрация в налоговых органах, а также сбор необходимой для работы разрешительной документации — санитарно-эпидемиологических, от ветеринарных, экологических служб. При регистрации КФХ заявитель вправе сразу выбрать режим налогообложения, в том числе специальный – налог для сельхозпроизводителей или упрощенную систему налогообложения, которые будут применяться с момента регистрации КФХ. В зависимости от выбранной системы налогообложения будет вестись бухгалтерский учет – УСН, ЕСХН (единый сельскохозяйственный) или НДФЛ (общий налог). Прекращение деятельности фермерского хозяйства в соответствии с нормами Федерального закона осуществляется:
- если в течение года выделенный участок земли не использовался по назначению;
- в связи с банкротством хозяйства;
- если не осталось наследников, которые бы хотели продолжить бизнес;
- если участники хозяйства выразили такое желание;
- по другим причинам, предусмотренным законодательством.
Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается органом, ранее его зарегистрировавшим. Все споры, возникающие в ходе ведения деятельности или ее прекращения, рассматриваются в Арбитражных судах. В случае ликвидации хозяйства, все имущество реализуется в целях выплаты заработной платы наемным работникам, оплаты платежей в государственный бюджет, для возврата кредитов, оставшиеся средства делятся между членами хозяйства.
Важно! Когда КФХ является организацией, его ликвидация осуществляется согласно нормам ст.ст. 61-64 ГК РФ, если ИП – по ст. 23 ГК РФ, при банкротстве юридического лица КФХ используют ст. 65 ГК РФ, физического лица – ст. 25 ГК РФ.
Деятельность личного подсобного хозяйства (ЛПХ) непосредственно связана с производством и переработкой сельскохозяйственных продуктов, при этом в отличии от фермерского хозяйства, она не характеризуется российским законодательством, как предпринимательство. КФХ отличается целевыми установками, предполагающими извлечение прибыли из осуществляемой деятельности, тогда как ЛПХ лишь удовлетворяет личные потребности организатора и его семьи. Еще одним важным отличием можно отметить обязательную регистрацию деятельности для фермерского хозяйства, а также то, что продукция, произведенная в ЛПХ, является собственностью владельцев, продукция же КФХ представляет собой общее имущество хозяйства. Площади, которые выделяются этим двум видам хозяйства из собственности муниципальных и государственных земель, также имеют разное значение. Так личному хозяйству положено не более 1 га, а фермерскому – от 1 до 5 га.
Важно! Личное подсобное хозяйство позволяет владельцам производить продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации излишков, если такие есть, что осуществляется на специальных рынках. При этом, продукция, изготовленная в ЛПХ, результатом предпринимательской деятельности не является.
Всё имущество, за исключением прав на землю, формально будет передано членам к(ф)х (как физическим лицам) на праве общей собственности.
С землёй всё сложнее. Право собственности на землю, а также права владения и аренды, исключены с 27.12.1990 года из состава имущества к(ф)х (статья 14 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1).
Земельные участки в тот период «предоставлялись членам для организации к(ф)х», т.е. физическим лицам, которые потом «как бы передавали» их юридическому лицу. «Как бы» – потому, что такая передача не оформлялась вообще никак.
В некоторых регионах органы гос. власти, в том числе и суды, считают, что члены «как бы передали» в собственность свои земельные участки, а в некоторых – в пользование. От этого зависит – какой субъект права указан в свидетельстве о праве собственности на такой земельный участок. Единой практики по стране не сложилось.
Это обстоятельство может оказаться очень важным впоследствии, например, при переоформлении земли. К этому вопросу мы ещё вернёмся.
Законодательство не предлагает ни организационно-правовые формы, ни способ изменения правового статуса к(ф)х-90 – налицо пробел в праве («депутаты забыли»).
Так, об изменении статуса к(ф)х-90 есть всего два упоминания в действующем законодательстве; помимо вышеприведённого – вот второе:
Статья 7. Юридические лица, указанные в пунктах 2 — 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.
(Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ (в ред. от 08.05.2009) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, Гражданский Кодекс предлагает любую из более 30 организационно-правовых форм, предусмотренных законами.
Чаще всего фермеры выбирают следующие организационно-правовые формы:
- крестьянские (фермерские) хозяйства с главой в качестве индивидуального предпринимателя и
- общества с ограниченной ответственностью.
Ошибочно толкование статьи 259 Гражданского кодекса России, согласно которой выбор ограничен только двумя формами:
Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Эта статья относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным без прав юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, уже после вступления ГК в силу в 1995 году (по закону 2003 года о к(ф)х).
Гражданским Кодексом России установлен только один способ «изменения статуса» юридического лица – реорганизация (например, в форме преобразования).
5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
К(ф)х-90 не может быть преобразован в крестьянское (фермерское) хозяйство с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая форма ведения дел не является юридическим лицом, а преобразование или иная форма реорганизации возможно исключительно с юридическими лицами, но не гражданами (см. выше п.5.ст.58 ГК РФ).
По этой причине, в 2003 году Министерством по налогам и сборам предложена Форма № Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение № 4 к Приказу МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).
По такому заявлению ФНС регистрирует прекращение к(ф)х-90 и одновременно регистрируется новый статус главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Никаких передаточных актов к заявлению не прикладывается, сообщения, положенные при реорганизации, в вестнике гос.регистрации не публикуется. К(ф)х-90 просто исключается из ЕГРЮЛ, а глава считается вновь зарегистрированным ПБОЮЛ.
В выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРПИП не содержится никаких ссылок на реорганизации, т.е. к(ф)х-90 прекращается без универсального правопреемства.
В случае прекращения к(ф)х, арендующего земельный участок из фонда перераспределения земель, такой участок возвращается в фонд перераспределения земель (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Права на землю, находящуюся в собственности к(ф)х переходят к членам к(ф)х, а затем, зарегистрировав переход права собственности на земельный участок на себя, члены могут внести эти права в общее имущество к(ф)х-2003.
В случае же реорганизации (преобразования) и арендуемые, и собственные земельные участки переоформляются на новое юр.лицо в соответствии с передаточным актом (в котором просто должна быть ссылка на соответствующих договор аренды).
По этой причине, мы настоятельно рекомендуем не пользоваться предложенным ФНС «лёгким» путём, и формой Р27002, поскольку права аренды на земельные участки будут, в таком случае, утрачены. Наиболее простой способ сохранить права аренды на земельные участки для к(ф)х-90 — юридического лица — это пройти общую процедуру реорганизации в форме преобразования.
Новость отредактировал: artyukhov — 20-07-2020
Причина: продлили срок для «приведения статуса» КФХ.
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.
2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Продлят ли статус КФХ на 2021 год?
1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.
3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:
1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.
4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.
5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.
6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.
7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Имущество фермерского хозяйства
1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.
1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.
2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.
3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.
4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.
Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.
Изменения 2022. Что нас ждет с 1 января в сфере недвижимости?
Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.
Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.
- Какой статус будет у фермера после госрегистрации?
Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.
- Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?
Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.
- Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?
Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.
- Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?
Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).
Документ с изменениями, внесенными:
- Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N
201–ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 40 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N201–ФЗ ).
Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.
Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:
- сырья, кормов;
- произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;
- сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;
- семян;
- удобрений;
- горюче–смазочных материалов;
- иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.
Статья 20. Объединения фермерских хозяйств
Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.
Минсельхоз с 2022 года запустит систему прослеживаемости зерна
Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
1. Фермерское хозяйство прекращается:
- в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
- в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
- в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
- в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
- на основании решения суда.
2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства
Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
- Магазин фермера
- Организации и ЛПХ
- Ветеринария
- Моя корзина
- Мои пожелания
- Выделка шкур
- Книжный уголок
- Подбор сертификата
- Проверка меркурий
- Продукты питания
- Маркировка товаров
- Эл.документооборот ДИАДОК
В классификаторе ОКВЭД для сельского хозяйства выделен почти весь раздел А.
Подраздел 01.1 — однолетние растительные культуры, пример 01.11.16 — выращивание гречки.
Подраздел 01.2 — многолетние растительные культуры, пример 01.27.1 — выращивание чая.
Подраздел 01.3 — выращивание рассады, пример тут один, 01.30, название то же.
Подраздел 01.4 — животноводство, пример 01.41.12 – разведение племенного молочного крупного рогатого скота.
Внутри этих подразделов выбираются виды деятельности (не менее 4 знаков), которыми предполагаете заниматься.
По аналогии с ИП, если подает документы представитель по доверенности, понадобится нотариальная копия паспорта заявителя. Если заявитель подает сам, хватит обычной копии.
Государственная регистрация КФХ составляет 5 рабочих дней, в результате выдадут Лист записи, и свидетельство о постановке на учет в территориальной налоговой. Подаются следующие документы:
- Р21002;
- соглашение о создании КФХ (если членов больше одного);
- квитанция об оплате госпошлины;
- копия паспорта заявителя;
- уведомление о применении специального налогового режима (3 экз, один вернут).
-
Насколько эффективна подкормка озимой ржи в осенний период?
-
Как правильно утилизировать тару из-под пестицидов, ядохимикатов?
-
Где подавать заявление на грант «Агростартап» и до какого числа?
-
На что обращать внимание при оценке качества кормов собственной заготовки?
-
Какие агротехнические мероприятия помогают добиваться высокого качества заготовленного корма?
-
Что даёт применение калийных удобрений?
-
Надо ли ждать подмораживания кукурузы в осенний период?
-
Сколько раз за вегетационный период можно скашивать травостой с люцерной на кормовые цели без снижения продуктивного долголетия?
-
Насколько фаза развития многолетних трав влияет на питательность подвяленного силоса?
-
Насколько эффективна подкормка кормовых посевов бобово-злаковых, злаковых многолетних трав?
С 2021 года в России вступили в силу новые правила по содержанию КРС и свиней
Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):
“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.
Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.
Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится – материальное берёт своё, тем более, такое как :
• земельные участки,
• всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
• мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;
ну, и, конечно :
• весь скот и птица,
• техника и оборудование,
• транспортные средства,
• инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;
а также, безусловно :
• вся продукция хозяйства,
• любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.
Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении – вот когда без помощи юриста не обойтись.
Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.
Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ :
• Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
• Порядок владения оговаривается в соглашении;
• Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
• Имущество — гарант заключаемых хозяйством сделок;
• Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.
Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения :
• Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
• Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
• Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
• Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
• Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.
Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» — то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.
Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.
Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды :
• Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
• 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,
И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.
Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».
Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.
Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.
В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.
В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона — № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.
Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.
Всё довольно просто:
• Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
• Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.
Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.
17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ :
“Глава фермерского хозяйства:
- организует деятельность фермерского хозяйства;
- без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности;
- осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
- организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
- осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”
Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.
Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.
В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ :
- По обоюдному согласию всех членов;
- Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
- При банкротстве хозяйства;
- В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.
Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».
Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.
Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.
Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.
Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.