Дайте характеристику формам социального партнерства и раскройте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дайте характеристику формам социального партнерства и раскройте». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коллективные переговоры ведутся специальными комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.
Конвенция МОТ №98 (1949 г.) предусматривает право на организацию и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заключение коллективных договоров и соглашений. Но советское трудовое законодательство, регулируя коллективные договоры, никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия.

Система социального партнерства

Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.

Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров и соглашений.

Согласно этому сценарию в Алтайском крае предусматривается значительное сокращение показателей смертности (особенно в младших группах населения трудоспособного возраста), рост возрастных показателей рождаемости населения, преодоление негативных миграционных тенденций.

В настоящее время отмечается тенденция уменьшения численности трудовых ресурсов края, увеличение среднего возраста работающих. К примеру, в таких сферах как химическая, легкая, промышленность, цветная металлургия, ЖКХ, образование, здравоохранение, транспорт — каждый второй работник старше 50 лет. На селе — каждый пятый работающий в предпенсионном возрасте.

Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации. Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов. Для этого и заключается коллективный договор.

Значение этого Закона в том, что он впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда. Разными нашими учеными и законодательством некоторых субъектов РФ социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как элемент отрасли или как принцип трудового права.

Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные органы.

В свою очередь развитие цивилизованных трудовых отношений должно способствовать росту экономики, ее конкурентоспособности в условиях глобализации.

Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

Указанные комиссии формируются как на трехсторонней (представители работников, работодателей, государства), так и на двусторонней (представители работников и работодателей) основе.
Однако не следует рассматривать данный перечень в качестве исчерпывающего: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах. В частности, распространенной формой социального партнерства является осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства.

Поэтому они не признаются сторонами социального партнерства. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие органы сами выступают в качестве работодателей (для работников, занятых в них) или представляют работодателей в соответствии со ст. 34 ТК РФ.

На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления.

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения.

Отличие от ранее действовавшей нормы заключается в том, что в создании единого представительного органа могут участвовать не все первичные профсоюзные организации, а те из них, которые добровольно решили объединиться.

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения.

Социальное сотрудничество в сфере труда многообразно и не ограничивается способами и механизмами, закрепленными в законодательстве. Различные грани социального диалога раскрываются через категорию «формы социального партнерства».

Названный в ТК РФ перечень форм не является закрытым. Хотя это напрямую и не установлено законодателем, стороны вправе самостоятельно определять и иные формы социального партнерства, исходя из смысла самого социального партнерства и правила о допустимости установления на локальном уровне любых условий, улучшающих положение работника.

Еще одна негативная тенденция — ежегодное сокращение доли затрат на оплату труда в себестоимости продукции.

Относительно вопроса миграции населения в Алтайском крае. Сейчас в нашем регионе продолжается отток наиболее талантливой молодежи в мегаполисы. Это явление не имеет негативного влияния на национальные интересы. Страна не теряет специалистов, а они, в свою очередь, получают возможность работать более эффективно.

Формы социального партнерства не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального партнерства по соглашению между собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

И так, социальное партнерство как особый тип общественных, в частности, социально-трудовых отношений обеспечивает баланс реализации социально-экономических интересов всех основных социальных групп общества и составляет основу их социальных отношений, свойственных социальному государству.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями.

Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число своих представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне (п.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Также консультации возможны в процессе учета мнения профсоюзного органа и мнения представителя работодателя, при принятии местных нормативных актов, содержащие нормы трудового права. Также переговоры проходят при расторжении трудового коллективного договора с инициативы работодателя.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

К этому еще надо добавить: “с интересами всего общества, государства” – и тогда будет правильное его легальное определение.

Право на ведение коллективных переговоров, в том числе на проявление инициативы по их началу, принадлежит обеим сторонам социального партнерства: ст. 21 ТК предоставляет такое право работникам в лице их представителей, а ст. 22 ТК — работодателю.

Бесплатная консультация юриста

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

ТК РФ устанавливает необходимость проведения взаимных консультаций сторон трудового правоотношения в процессе так называемого учета мнения профсоюза. В ряде случаев работодатель прежде чем принять то или иное решение в области регулирования труда должен произвести процедуру учета мнения профсоюза. Можно выделить два направления, требующих такого учета.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Скорее на локальном уровне имеет смысл говорить не об установлении новых форм, а о развитии указанных: об установлении перечня случаев, в которых обязательным является поведения взаимных консультаций, установлении порядка проведения консультаций и правовых последствий их результатов, способов участия работников в управлении организацией и т.п.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в ст. 26 ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях.

Формы социального партнерства, определенные Трудовым кодексом, представляют собой конкретные виды взаимодействия представителей работников и работодателей.

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда. Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей.

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154. Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя.

Главными субъектами социального партнерства являются работники и работодатели в лице своих представителей.

Достаточно перечислить специальные законы, которые действуют сегодня в большинстве развитых стран : в Германии – Закон «О долевом участии в капитале», во Франции – Закон «Об участии лиц наемного труда в результатах расширения деятельности предприятия» и др. В Мексике право трудящихся на участие в прибылях предприятия закреплено на уровне Конституции. Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *