Продление срока разрешения на строительство в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продление срока разрешения на строительство в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приложением N 3 к постановлению правительства N 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» информирует о существующих особенностях применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

1. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу постановления правительства, продлеваются на один год.

Вместе с тем, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство, уполномоченные на выдачу таких разрешений органы (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» или Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос») продлевают срок действия такого разрешения на срок, указанный в заявлении.

«Мы настоятельно рекомендуем направлять все документы в электронном виде, используя для этого федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг», а также аналогичные региональные порталы», — акцентировал глава Минстроя России Владимир Якушев.

2. В отношении особенностей предоставления государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года:

— с пяти до шести лет продлевается срок действия квалификационных аттестатов, истекающих с 7 апреля 2020 года по 1 января 2021 года;

— с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года прием документов осуществляется исключительно в форме электронных документов с использованием ЕПГУ; — с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года выдача квалификационных аттестатов на бумажном носителе не осуществляется. Сведения о лицах, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий включаются в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, размещенный на официальном сайте Минстроя России.

Напоминаем, что в соответствии с Административным регламентом Минстроя России, при подаче заявления через ЕПГУ копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих стаж работы по заявленному направлению деятельности, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью соответствующего лица.

Кроме того, по окончании нерабочих дней, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением COVID-19, проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном Положением об аттестации порядке, в соответствии с планом проведения аттестационных сессий. Эксперты, аттестация которых выпала на период нерабочих дней, будут дополнительно проинформированы о назначении новой даты.

Минстрой разъяснил порядок продления разрешений на строительство


Разрешения на строительство, срок действия которых истекает до конца 2020 г., продлят на год. Однако если застройщик подаст заявление о продлении на иной срок, то срок продлят согласно такому заявлению. Заявление можно подать через портал госуслуг и аналогичные региональные порталы.

Срок действия квалификационных аттестатов на экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, срок действия которых истекает до конца 2020 г., также продлят на год. Документы будут принимать только через портал госуслуг. Документы о стаже при этом должны быть подписаны УКЭП. Выдавать аттестаты на бумажном носителе не будут.

По окончании карантинных выходных проверка знаний в форме тестирования и в форме устного экзамена будет проводиться в установленном порядке.

Следует учитывать позицию Минстроя России при взаимодействии с органами государственного строительного надзора. В соответствии с данными разъяснениями истребование от застройщиков продленных разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., является незаконным.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2020 N 557, от 29.05.2020 N 788, от 11.06.2020 N 849, от 27.06.2020 N 940, от 24.09.2020 N 1544, от 01.10.2020 N 1580, от 04.02.2021 N 109, от 27.02.2021 N 275, от 17.03.2021 N 394)

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Продлить действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1.

1.1. Продлить действие срочных лицензий и иных разрешений по перечню срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 1 января по 31 декабря 2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно приложению N 1.1, в том числе лицензий и разрешений, которые продлены в 2020 году. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

2. Установить, что в отношении форм разрешительной деятельности по перечню согласно приложению N 2 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативного правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, принимается одно из следующих решений:

при наступлении в период действия настоящего постановления срока подтверждения соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), повторную аккредитацию, переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует разрешение, — решение о переносе сроков прохождения данных процедур на период до 12 месяцев;

очередное подтверждение соответствия юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, предусматривающим переоформление разрешения или периодическое подтверждение соответствия (компетентности), переаттестацию, повторную сертификацию, повторную экспертизу, считается пройденным. В данном случае срок следующего прохождения указанной процедуры определяется в соответствии с регулирующим его нормативным правовым актом, разрешение считается действующим.

Решения, предусмотренные настоящим пунктом, в 2021 году могут быть приняты только в отношении разрешений, предусмотренных пунктами 2, 19 и 28 приложения N 2 к настоящему постановлению. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

3. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров разрешений, без принятия специальных решений (приказов) обеспечить внесение сведений о продлении действия разрешений, переоформлении разрешений, переносе сроков подтверждения соответствия в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления. В случае внесения сведений в реестр разрешений внесение изменений в разрешение на бумажном носителе не требуется.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

1. Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).

2. Лицензии на пользование недрами.

3. Лицензии на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.

4. Лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности.

5. Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

6. Разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания.

7. Государственная регистрация лекарственного препарата для медицинского применения.

8. Разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

9. Договоры водопользования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

10. Решения о предоставлении водных объектов в пользование. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

11. Заключения о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

12. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I категории. (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 849)

Приложение N 1.1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 440

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

1. Лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, телевизионное вещание и (или) радиовещание.

2. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I категории.

3. Договоры водопользования.

4. Решения о предоставлении водных объектов в пользование.

5. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 440

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2020 N 557, от 11.06.2020 N 849, от 01.10.2020 N 1580, от 04.02.2021 N 109)

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия в отношении продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну.

2. Аккредитация специалистов на право осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.

3. Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.

4. Аккредитация юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу.

5. Аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

6. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации.

7. Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска.

8. Аттестация на право проведения экспертизы проектной документации.

9. Аттестация экспертов на право проведения биомедицинской экспертизы биомедицинских клеточных продуктов.

10. Аттестация экспертов на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований.

11. Аттестация экспертов на право проведения экспертизы лекарственных средств.

12. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 N 557)

13. Выдача удостоверения частного охранника и присвоение квалификации частному охраннику.

14. Допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.

15. Аттестация экспертов в области промышленной безопасности.

16. Аттестация экспертов по культурным ценностям.

17. Аттестация экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю.

18. Государственная аккредитация образовательной деятельности.

19. Сертификация медицинских работников.

20. Выдача разрешительных документов в сфере оборота оружия.

21. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 N 557)

22. Аттестация экспертов по аккредитации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 N 557)

23. Аккредитация медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 N 557)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2020 N 557, от 04.02.2021 N 109)

1. Установить, что:

на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

на 2 года продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, полученных в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия которых истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г., на 1 год продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, полученных в соответствии со статьей 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, срок действия которых истекает с 1 января 2021 г. до 1 января 2022 г.; (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

на один год продлевается срок применения проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, предусмотренных частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.;

на один год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если указанный срок истекает после дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2021 г.

2. В период со дня вступления в силу настоящего постановления до 1 января 2022 г.: (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

прием документов для оказания государственной услуги по аттестации, переаттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий осуществляется исключительно в электронном виде с использованием в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг; (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109)

выдача квалификационных аттестатов, подтверждающих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, на бумажном носителе не осуществляется. Сведения о лицах, имеющих право на осуществление профессиональной деятельности по проведению экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий включаются в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, размещенный на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2020 N 557)

1. В 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия (за исключением прекращения по заявлению обладателя разрешения).

2. В период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. приостанавливается течение предельных сроков подачи документов, связанных с получением права пользования недрами в целях разведки и добычи полезных ископаемых.

3. Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году» возможно приостановление и ограничение права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.

Пункт 3 приложения N 4 в 2021 году не применяется (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109).

4. Срок устранения нарушений условий пользования недрами, предусмотренный письменным уведомлением о допущенных нарушениях, выданным в соответствии с частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации «О недрах», в соответствии с которым сроки устранения таких нарушений истекают в период с 15 марта 2020 г. по 31 декабря 2020 г., продлевается на один год.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 440

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

1. Осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, до 1 января 2022 г. допускается без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии. Лицензия на указанные виды деятельности подлежит переоформлению в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии, в случае обращения лицензиата с соответствующим заявлением. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

2. Эксплуатация опасных производственных объектов по решению руководителей (заместителей руководителей) организаций, эксплуатирующих их, либо руководителей обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях) осуществляется без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах до 1 июля 2020 г.

3. После 1 июля 2020 г. экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.

4. Первичная аттестация в области промышленной безопасности проводится не позднее 3 месяцев с даты:

назначения на соответствующую должность;

перевода на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;

заключения трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Пункт 4 приложения N 5 в 2021 году не применяется (пункт 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2021 N 109).

5. Имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 1 июля 2021 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

Очередная аттестация в области промышленной безопасности может быть проведена: (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

в территориальных аттестационных комиссиях — в случае обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя с соответствующим заявлением; (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

в аттестационных комиссиях организаций — в случаях, предусмотренных локальными нормативными актами таких организаций. (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

Рекомендуемый график представления в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявлений о проведении очередной аттестации утверждается его руководителем и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1580)

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 апреля 2020 г. N 440

Количество попыток обращения за продлением сроков разрешения нигде не регламентировано.

Однако, власти устанавливают новый период не более, чем на 3 года. Именно столько даётся застройщику, чтобы он наконец-то закончил строительные работы, ввёл объект в эксплуатацию и отчитался о результатах.

Если вы не уложитесь и в дополнительный 3-летний срок – повторно его не продлят. Остаётся вариант с получением нового разрешения/уведомления.

Да, отказы встречаются по нескольким основаниям.

Уполномоченный орган вправе отказать, если:

  1. Заявитель не уложился в 10-дневный срок на подачу заявления в отдел архитектуры,
  2. Строительные работы так и не начались, то есть по факту участок «голый».

Также откажут, если застройщик не предоставил необходимые документы или допустил ошибки в тексте заявления. Поэтому не нужно откладывать заявку на последний день. Лучше обратиться за месяц и подстраховаться.

Продлением срока действия разрешения на строительство занимается то же ведомство, что первоначально выдавало документ. На проведение процедуры уполномочены госорганы:

  • федеральной и региональной исполнительной власти;
  • местного самоуправления;
  • управляющие использованием атомной энергии;
  • курирующие деятельность по применению ядерных установок и оружия;
  • госкорпорация «Роскосмос» (при строительстве объекта космической структуры).

Уполномоченный госорган вправе отказать продлить разрешение на строительство застройщику по следующим причинам:

  1. Заявление на пролонгацию подано позже обозначенного периода (максимальный срок — 10 дней до окончания действия документа).
  2. Строительство так и не начато или в ведомстве отсутствует достаточная доказательная база о проведении работ.
  3. Представлен не весь перечень документов.
  4. Застройщиком-организацией не подано заявление о начале проведения работ.
  5. Выявлены ошибки или недостоверная информация в заявлении.

Отказ в проведении процедуры передается заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин такого решения. Однако это не является препятствием для подачи документов на оформление нового разрешения.

При несогласии с отказом застройщик вправе подать жалобу в вышестоящую инстанцию, исходя из обстоятельств дела (заместителю главы администрации, директору МФЦ). Бумага оформляется произвольно, срок ее рассмотрения — 30 дней после получения госведомством. Если проблема не решена, целесообразно обратиться в суд с предоставлением доказательств ведения строительства.

Федеральным законом №404-ФЗ продлён срок для направления уведомлений о строительстве индивидуальных жилых домов, строящихся без получения разрешения, возведение которых было начато до 4 августа 2018 года (до введения уведомительного порядка).

Уведомление можно направить в течение предстоящих 5 лет (до 01.03.2026) в администрацию или напрямую в Росреестр.

После постройки жилого дома нужно подготовить технический план. Далее, вместе с уведомлением о завершении строительства, направить его в администрацию – для получения подтверждения (уведомления) о соответствии параметров построенного дома установленным требованиям.

Не будь возможности, предоставленной продлённой «дачной амнистией», отстаивать своё право на жилой дом застройщику пришлось бы через суд.

В случае, когда работы по сносу ОКС были начаты до вступления в силу федерального закона №404-ФЗ, а сам снос не связан с реконструкцией или строительством ОКС на месте снесённого объекта, не требуется:

  • разработка проекта организации работ по сносу ОКС
  • направление уведомления о начале работ по сносу ОКС

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления[1] действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Минстрой продлит разрешения на строительство со сроком действия до 2021 года

Отказ возможен, если

  1. Срок разрешения подходит к концу, а строительство на земельном участке ещё не началось.
  2. Заявитель не донёс необходимые документы, которых не оказалось в первоначальном пакете.
  3. Нет финансовой «подушки»: финансовое учреждение не поручилось за действия застройщика и не взяло на себя ответственность за риски перед участниками долевого строительства.

Увеличивать срок действия разрешения на строительство нужно заблаговременно, иначе в определённый момент работы на объекте окажутся незаконными, и их придётся приостановить. Действия по продлению отсчитываются от дня подачи заявления.

Заявить о необходимости продления разрешения можно:

  • Обратившись лично или через нотариально заверенного представителя в уполномоченный орган, который выдавал это разрешение;
  • По электронной почте, если такой вид связи доступен (уточнить можно в уполномоченном органе, например, по телефону или на его сайте);
  • Документы можно выслать по почте заказным письмом;
  • Подать заявление через МФЦ или портал Госуслуги.

Какие документы нужны, помимо заявления?

  1. Оригинал первичного разрешения – бумаги, которую требуется продлить. Если продление происходит уже не в первый раз – то собрать все разрешительные бумаги за весь период;
  2. Копия проекта строительных работ с определением причины, по которой строительство не было закончено в срок. Для объектов ИЖС это не нужно.

Есть возможность также внести изменения в уже существующее разрешение.

Срок отсчитывается от принятия пакета документов в ведомстве. Бумаги не будут приняты, если пакет неполный.

Рассматривается заявление до 10 дней. Заявитель может выдать:

  • Отказ в продлении или внесении изменений;
  • Согласие. Тогда заявителю придётся подождать ещё 10 дней на получение нового разрешительного документа.
  • Закончилось право использовать землю.
  • Нет оригиналов документов в течение 2 месяцев, если разрешение на строительство было одобрено.
  • Закончился срок действия разрешения, а заявления на продление не было подано.
  • Застройщик отказался вести земельные и строительные работы, либо работы по восстановлению существующего объекта.
  • Земельный участок был по какой-то причине изъят у владельца или арендатора.
  • Строительство велось с нарушением законодательства, СНиПов, было небезопасно.
  • Действие разрешения на строительство прекращено судебным решением.
  • В проект строительства или реконструкции были внесены изменения, которые нужно согласовывать, чтобы получить новое разрешение.

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

14 мая глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников внес на рассмотрение нижней палаты парламента проект давно ожидаемого закона — о продлении дачной амнистии.

Для несведущих граждан уточним — знаменитая дачная амнистия завершилась 1 марта 2019 года. По мнению законодателя, срок упрощенной регистрации дачной недвижимости надо растянуть еще на три года — до 1 марта 2022 года.
Не все помнят, но в дачную амнистию многократно вносились самые разные коррективы. Например, с 4 августа 2018 года вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которые ввели уведомительный характер строительства и регистрации жилых и садовых домов. Это, по сути, стало отменой дачной амнистии — упрощенной регистрации жилых и дачных домов, когда нужно было лишь иметь техплан дома, заполнить от руки декларацию и подать документы в МФЦ.

Отвечая на этот вопрос корреспондента «РГ», Павел Крашенинников подчеркнул: несмотря на то, что миллионы россиян воспользовались дачной амнистией, остается большое количество людей, которые по факту владельцы недвижимости, но не смогли воспользоваться упрощенным оформлением прав.

Было бы правильно защитить их права не только за счет продления срока, но и за счет вовлечения в амнистию других объектов, снижая финансовые и психологические издержки граждан«, — считает Крашенинников.

Так что законодатель предлагает не банально продлить срок, но еще и расширить список «упрощенки». Новый законопроект предусматривает, что изменения будут внесены в три федеральных закона: «О кадастровой деятельности», «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ».

Главное понятно — восстанавливается действие дачной амнистии до 1 марта 2022 года.

  • Далее — бессрочно устанавливается упрощенный уведомительный порядок для строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года. То есть до введения нового уведомительного порядка строительства и оформления прав. Причем в орган местной власти гражданин отправит не два, как было, а одно уведомление — только об окончании строительства.
  • Проверять построенный объект также будут по упрощенным правилам — просто на соответствие предельным параметрам строительства жилых и садовых домов, прописанным в Градостроительном кодексе РФ.
  • Еще одно предложение касается подачи документов в Росреестр на регистрацию прав. С 4 августа 2018 года их отправлял орган местного самоуправления после проверок. Но это было долго, а иногда и дорого, если чиновник попадался вороватый. Теперь предлагается предоставить гражданам выбор — либо направить документы в Росреестр самим, либо ожидать их направления по старинке.
  • Еще одно новшество для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ. Для них предлагается продлить до 1 марта 2022 года правила покупки участков для садоводства.
  • Сейчас члены СНТ имеют право купить сотки в собственность бесплатно, без проведения торгов, если такой участок образован из земли, предоставленной СНТ до вступления в силу Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». То есть до 10 ноября 2001 года.
  • Эти правила должны закончить свое действие 31 декабря 2020 года.
  • А проектом Крашенинникова предусмотрено их продление до 1 марта 2022 года.
  • Автор предлагает продлить до 1 марта 2022 года возможность установления субъектами РФ предельных максимальных цен кадастровых работ. Делается это для защиты людей от «неконтролируемого завышения цен.»

Органы местного самоуправления будут обязаны информировать граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках

  • Поясним — с 2006 года были введены правила об определении субъектами РФ максимальных цен на межевание. Эти нормы должны окончить свое действие 1 марта 2020 года. Предложено продлить их на два года.
  • А вот новшество, которое касается многоквартирных домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса — до 1 марта 2005 года. Есть проблема — все еще не решен вопрос с границами придомовой территории. По мнению Павла Крашенинникова, этот вопрос крайне важен при решении земельных споров и определении цены продаваемой квартиры.
  • Формирование придомовых участков по закону лежит на местной власти. Но там есть проблемы. Проектом предлагается установить прямую обязанность чиновников формировать придомовой участок, не дожидаясь жалоб от населения.
  • Для оформления права собственности сейчас не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию, а для садовых домиков не требуется даже разрешение на строительство. Однако такой порядок будет только до 1 марта 2022 года.
  • Тем, у кого дома на участках под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) или личное подсобное хозяйство (ЛПХ) придется получать и предъявлять при регистрации разрешение на ввод в эксплуатацию.
  • Что касается дач в СНТ, то после 1 марта 2022 года регистрации будут подлежать только дома для постоянного и временного проживания и капитальные строения — то есть если дача у вас только на лето, то разрешение не понадобится.

Для регистрации домовладений, которые подлежат регистрации, а это дома на ленточных фундаментах, а также те, что для зимнего проживания, нужно будет получать разрешение на ввод в эксплуатацию, чтобы зарегистрировать строение. Амнистия уже применяться не будет.

Продлено действие разрешительной документации в связи с пандемией COVID-19

До 1 марта 2022 года еще можно зарегистрировать право на дом, даже если на него нет разрешения на ввод в эксплуатацию. При регистрации права собственности следует учесть, что с 1 января 2017 года стали требовать дополнительный документ — технический план здания. Его оформляют исключительно кадастровые инженеры, аттестованные саморегулируемой организацией.
Таким образом, при условии подачи документов на регистрацию прав собственности до 1 марта, процедуру ввода дома в эксплуатацию проводить не нужно, достаточно технического плана.

После 1 марта 2022 года,

  • чтобы зарегистрировать право собственности на дом и поставить его на кадастровый учет, потребуется предоставить, помимо правоустанавливающего документа на землю, разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
  • Без этого нельзя будет зарегистрировать право собственности, а следовательно и осуществлять различные сделки — продажу дома, передачу его в наследство и т.д.

Владельцев домов, которые не зарегистрировали их до 1 марта 2022 года, ждет постановка на кадастровый учет через регистрационную палату.

  • Порядок оформления собственности усложнится тем, что дополнительно придется проходить процедуру ввода дома в эксплуатацию.
  • До этого срока была упрощенная процедура регистрации.
  • Получается, что собственник будет заинтересован рано или поздно передать дом по наследству или продать его, а без регистрационных действий он этого сделать не сможет.
  • Когда права не зарегистрированы, то как можно распоряжаться такой собственностью?
  • Владельцы будут мотивированы необходимостью все оформить, но уже не по упрощенной схеме.

Да, но только если у вас нет в планах получить новое.

Продление срока действия разрешения на строительство (РНС) нужно в тех случаях, когда застройщик не уложился в изначально запланированный график возведения капитального объекта. Скажем, соорудил фундамент и стены, а остальная конструкция жилого дома – еще не готова.

Если срок действия разрешения закончился – документ не имеет юридической силы, и строить дальше нельзя. По крайней мере до тех пор, пока РНС не будет продлено.

Строительство без разрешения или уведомления от властей – это нарушение установленного порядка. За это могут наказать в соответствии со ст. 9.5 КоАП РФ:

  • Для юридических лиц – от полумиллиона до 1 млн рублей,
  • Альтернативным наказанием для ИП и юр лиц может быть приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Застройщика обяжут получить новое разрешение на строительство. Если же объект не соответствует изначальным техническим параметрам или создаёт угрозу для окружающих – власти обяжут его демонтировать за счёт того, кто соорудил объект. Или снесут постройку самостоятельно, с последующим иском о возмещении расходов к нарушителю.

Да, отказы встречаются по нескольким основаниям.

Уполномоченный орган вправе отказать, если:

  1. Заявитель не уложился в 10-дневный срок на подачу заявления в отдел архитектуры,
  2. Строительные работы так и не начались, то есть по факту участок «голый».

Также откажут, если застройщик не предоставил необходимые документы или допустил ошибки в тексте заявления. Поэтому не нужно откладывать заявку на последний день. Лучше обратиться за месяц и подстраховаться.

Неправомерное решение об отказе в продлении сроков РНС можно обжаловать в установленном порядке. Например, если вам вынесли отрицательное решение на основании того, что отсутствует какой-то из документов (но его нет в обязательном перечне).

Жалоба подаётся в бумажном или электронном виде в адрес:

  1. Замглавы администрации города или района – на действия (бездействия) должностных лиц Управления.
  2. Главы местной администрации – соответственно на его заместителей.
  3. Директора МФЦ – на действия (бездействия) сотрудников конкретного офиса.

Жалоба составляется в произвольной форме. Тут в тексте нужно отразить наименование исполнительного органа или должностного лица – кому подаётся заявление, а также сведения о лице, чьи действия (бездействия) обжалуются.

Заявитель должен привести доводы в свою пользу. Например, сослаться на регламент, в котором указывается минимальный перечень документов.

Либо приложить доказательства начала строительных работ.

Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с момента регистрации (п. 1 ст. 12 ФЗ № 59).

На основе изложенных фактов уполномоченное лицо принимает решение об удовлетворении жалобы или об отказе. Заявитель также вправе дойти до суда.

Нет, не нужно. Если право собственности на ЗУ переходит к другому человеку, а срок действия разрешения на застройку земли еще не истёк, документ будет иметь силу и продлевать его не нужно – в силу ч. 21 ст. 51 ГрК РФ.

Но тут есть исключения. Если землю изымают на муниципальные нужды или переводят в категорию, например, запретной зоны/заповедника – срок действия разрешения на строительство не продлят. Более того, и новое РНС на этот же участок оформить не удастся.

Аргументы, которыми могут оперировать представители уполномоченной инстанции при отказе в продлении разрешения на строительство, отражены в ч.20 Ст.51 ГрК РФ. Единственной причиной, при которой заявитель может получить отрицательный ответ, является: строительно-ремонтные работы не были начаты в период действия разрешения на строительство.

Подача правообладателем заявки о продлении срока действия документа ранее чем за 60 суток до истечения срока действия первоначальной версии бланка не может быть расценена в качестве основания для отказа в удовлетворении просьбы заявителя. Из этого следует, что уполномоченная инстанция не может на законных основаниях отказать в продлении сроков действия разрешения на строительство, если правообладатель территории приступил к осуществлению строительных работ в период действия первоначального документа.

При этом важно убедиться, что строительство не было признано нелегальным или не было отменено.

Если срок действия разрешения на постройку завершен, документ теряет юридическую силу. С этого момента продолжать работы нельзя, в противном случае застройщику грозят санкции, предусмотренные законодательством РФ.

Допускается продление разрешения на строительство в 2021 году — для этого необходимо в установленный срок обратиться в уполномоченные органы с пакетом документов.

Более десяти лет (с 2006 года) на территории РФ действовали упрощенные условия для регистрации загородного недвижимого имущества. Но из общего количества объектов, на учет поставлено меньше половины. Причинами такой ситуации является недостаточная информированность населения о нормах законопроекта.

Также большинство людей боятся бумажной волокиты и бюрократических проволочек, с которыми столкнется во время оформления документации.

Чтобы сэкономить время и деньги, нужно воспользоваться услугами профессионалов. Компания “Геомер Групп” окажет квалифицированную помощь в оформлении права собственности и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.

Как продлить разрешение на строительство? Пошаговый порядок

  • Предоставление домовладельцам возможности оформить право собственности на жилье по упрощенной системе;
  • Привлечение денежных средств в казну, за счет внесения имущественного налога;
  • Контроль над ценообразованием на услуги кадастровых инженеров.

Внесен новый законопроект о продлении “дачной амнистии” до 2022 года

Депутаты РФ предложили продлить льготные условия оформления дачных построек до 2022 года, а Правительство — до 2020. В результате во втором чтении согласовали окончательную дату — 1 марта 2021 года. У граждан есть в запасе два года для регистрации права собственности на загородную недвижимость.

Члены огороднических и садоводческих товариществ имеют возможность до 2022 года приобрести право собственности на дачный, садовый участок, который находится в муниципальной собственности, без участия в торгах, бесплатно. Таким образом, надел общего пользования оформляется в общую долевую собственность СНТ.

Последняя дачная амнистия завершилась 1 марта 2019 года. На смену ей пришла новая амнистия. Однако правила еще больше запутали ситуацию. Сегодняшняя амнистия – не та, что была раньше. Порядок оформления прав на недвижимость зависит от вида разрешенного использования земли. Если дом на участке под ИЖС – действует один порядок, а если под садоводство – другой.

Владельцы переживают, что их дом не подпадет под действие «амнистии». Сложности действительно имеются, и о них стоит узнать заранее. Кому, где и что позволено оформлять по новой дачной амнистии? Ответы на эти и другие вопросы ищите в нашем материале.

Термин «дачная амнистия» объединяет меры по упрощению регистрации права собственности на объекты недвижимости. Федеральный закон № 93 был введен в далеком 2006 году и с тех пор претерпел множество изменений.

Последние нововведения определили:

  • «амнистию» на оформление земельного участка – действует до 1 марта 2020 года;
  • «амнистию» на строения – продлена со 2 августа 2019 годадо 1 марта 2021 года.

Упрощенку продлили не сразу. Даже у чиновников возникали разногласия: члены правительства хотели продлить «амнистию» до 1 марта 2020 года, а депутаты Госдумы настаивали на 1 марта 2022 года. Установленная дата стала неким компромиссом между спорящими сторонами.

Срок новой дачной амнистии не затронет тех собственников земли, чьи наделы были выделены до 30 октября 2001 года. Например, предоставлены в рамках права собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Возведенный дом можно будет оформить по стандартной процедуре – по уведомлению или в рамках «дачной амнистии», в зависимости от ВРИ земельного участка (см. «Как оформить построенный дом на участке ИЖС в собственность«).

Что изменилось:

  1. Сохранение упрощенного порядка для строений, возведенных на земле под садоводство. Если вы строите/построили дом на земле с разрешенным видом использования «под садоводство» – закон допускает оформить дом на основании техплана и документа на землю. Направлять уведомления, как после 1 марта 2019 года, больше не нужно.
  2. Индивидуальные жилые дома (коттеджи) и объекты, возведенные на землях под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), теперь нужно регистрировать в уведомительном порядке – в силу ст. 51.1 и 55 ГрК РФ. Дачной амнистией воспользоваться не получится. Застройщик подает два уведомления – о начале строительства и об окончании работ. Представители администрации проверят сведения, посетят объект и вынесут заключение. Если всё в порядке, дом зарегистрируют в ЕГРН.

Нежилые хозяйственные постройки можно узаконить так же, как и прежде. Достаточно составить декларацию и заказать технический план объекта. Если постройка не нарушает ничьих интересов, ее поставят на кадастровый учёт. Таким образом можно оформить сарай, баню, гараж и прочие объекты капстроительства.

Продление срока разрешения на строительство в 2021 году

Цель внедрения дачной амнистии – вовлечь недвижимость в гражданский оборот. Чем больше объектов окажется в базе, тем выше собираемость налогов на местах. Дачная амнистия улучшает развитие частного сектора. Перед тем, как регистрировать объект, чиновники смотрят на его расположение, отступы, высоту, удаленность от соседей. Если есть нарушения – не спасёт даже упрощенный порядок. Зато, если всё в порядке – регистрация состоится.

Нужно ли оформлять ИЖС? Если вы не зарегистрировали дом, запрещаются продажа, аренда, дарение, залог, завещание, обмен и прочие гражданские сделки.

Последние изменения в дачной амнистии усложнили процесс оформления ИЖС в собственность. Упрощенка коснулась объектов на садовых участках. Остальные объекты теперь оформляются по старому уведомительному порядку. Впрочем, если земля была получена до 30 октября 2001 года, шанс на дачную амнистию сохраняется. Чтобы зарегистрировать дом, нужно подготовить техплан, декларацию и документы на участок. Обычный прядок требует составлять уведомление и чертить план-схему будущего дома. Построенный без разрешения дом признается самостроем.

Смотрите видео, как правильно зарегистрировать дом ИЖС по дачной амнистии?

Продление срока действия разрешения на строительство необходимо тем, кто не уложился в предварительно установленные сроки. Для этого необходимо подготовить документы и предоставить их в Отдел архитектуры и градостроительства в районе, в котором находится ваш участок. Что нужно сделать, чтобы продлить срок строительства постройки?

Те, кто имеет разрешение на строительство, могут его продлить. Это правило устанавливается статьей 51 Градостроительного кодекса РФ. Эта норма касается тех построек, возведение которых было начато, но не было завершено в установленные сроки. Для продления строительных работ необходимо подать документы и заявление в Отдел архитектуры и градостроительства по своему району.

Вопросы предоставления разрешительной документации регулируются следующими законами:

  • Градостроительным кодексом РФ;
  • Приказом Минрегиона РФ от 02.07.2009 г. № 251 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство».

Для многих застройщиков эта проблема — обыденность. Чем ближе сроки прекращения действия договора, тем чаще задается вопрос: что делать после? Как правило, застройщики считают, что самый лучший вариант — оформить новые документы. Но закон в реальности наделяет их большими правами.

Прежде всего, действует это разрешение 10 лет, но не на все объекты. По некоторым объектам могут быть установлены свои сроки. Тогда архитектурный отдел при экспертизе примет во внимание особенности, технологии, материалы, строительные нормы, особенности участка, а также ряд прочих параметров.

В Градостроительном кодексе четко обозначены требования, согласно которым можно продлить разрешение на проведение строительных работ:

  • За 10 суток до истечения срока действия документа, необходимо обратиться в архитектурный отдел с соответствующим заявлением. Ранее этот срок составлял 60 дней.
  • Подготовить документы по списку, который определен местным регламентом.
  • Строительство должно протекать непрерывно. Это подтверждается документами. Например, можно предоставить акт о начале строительства, договоры подряда и прочее. По закону нужно сообщить в местные органы власти о начале стройки. При отсутствии такого документа будет принято решение о том, что стройка стоит на месте. Соответственно, возникает основание для отказа в продлении разрешения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *