Льготы по социальной защите Чернобыльцев в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по социальной защите Чернобыльцев в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
  • Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».

Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:

  • участники и инвалиды ВОВ;
  • ветераны боевых действий;
  • инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
  • лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
  • получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
  • получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.

Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).

  • По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
  • При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).

Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:

Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?

Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:

  1. Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
  2. Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
  3. Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
  4. Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
  5. Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
  6. Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.

Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.

Где оформить документ и куда обращаться за его получением?

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:

  • Афганистан.
  • Таджикистан.
  • Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
  • Сирия.

ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.

  • ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
  • Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
  • ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
  • Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.

Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

+375 17 379-52-13

Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Пт: с 8.45 до 16.45 часов
(обед с 13.00 до 14.00 часов)
Выходные дни: Сб, Вс

Граждане, указанные в статье 13 настоящего Закона, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Территориальные программы обязательного медицинского страхования разрабатываются и утверждаются на основе базовой программы и по своему объему, качеству и условиям оказания медицинской и лекарственной помощи не могут быть ниже уровня, установленного базовой программой. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.

Указанным гражданам также гарантируются медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Настоящим Законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности утверждается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005), от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Возобновление постоянного проживания населения в населенных пунктах и районах зон отчуждения и отселения, в том числе реэвакуация населения, возможно только на добровольной основе после снижения в этих населенных пунктах и районах радиоактивного воздействия на людей до уровней, не требующих каких-либо ограничений их жизнедеятельности, и создания в этих населенных пунктах и районах необходимых условий для проживания и трудовой деятельности населения.

Решение о возобновлении постоянного проживания населения в указанных зонах, в том числе о реэвакуации населения, принимается Правительством Российской Федерации.

Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

1) назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего Закона в силу, по их желанию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» или Федеральным законом «О страховых пенсиях». В таком же порядке назначаются пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

2) назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы. (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона; (в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 5-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

3) назначение пенсии по случаю потери кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой — как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте): (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 18.07.2006 N 112-Ф3)

по достижении возраста, предусмотренного пенсионным законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца; (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 25 лет; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ)

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):

1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Расчет пособий на детей «чернобыльцам»: что изменилось

Гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона:

1) эвакуированным из зоны отчуждения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет независимо от продолжительности пребывания в зоне отчуждения; (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

2) переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 112-Ф3, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Переселенным в обязательном порядке пенсионерам сохраняются в течение года все виды денежных выплат и пособий, получаемых до переселения. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 10 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается исходя из норм, установленных статьей 35 настоящего Закона, пропорционально фактически отработанному времени в зоне отселения. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

Гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона. (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-Ф3)

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1)
(с изменениями на 26 мая 2021 года)
(редакция, действующая с 1 сентября 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288 (введен в действие с 25 декабря 1993 года);

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ (введен в действие со 2 декабря 1995 года, за исключением норм, касающихся пенсионного обеспечения и возмещения вреда, которые вводятся со 2 марта 1996 года) (с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П);

Федеральным законом от 11 декабря 1996 года N 149-ФЗ (Российская газета, N 240, 17.12.96);

Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 226, 22.11.97);

Федеральным законом от 17 апреля 1999 года N 79-ФЗ (Российская газета, N 75, 20.04.99);

Федеральным законом от 5 июля 1999 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 129, 07.07.99);

Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года) (с дополнениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001));

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);

Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ (Российская газета, N 150, 08.08.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);

Федеральным законом от 11 декабря 2002 года N 168-ФЗ (Российская газета, N 236, 17.12.2002) (действие распространяется на правоотношения, возникшие с 15 февраля 2001 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»));

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);

Федеральным законом от 23 октября 2003 года N 132-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.10.2003);

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья дополнена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, — система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные абзацем четвертым пункта 4, пунктами 6, 8-10 и 13 части первой статьи 18, пунктами 5-7 части второй статьи 19, абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания (работы) граждан (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах) непосредственно перед предоставлением указанных мер:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

1) в зоне отселения — не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет;

3) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.

____________________________________________________________________

Меры социальной поддержки, назначенные в соответствии с частью второй настоящей статьи (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ), не могут быть снижены — см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ.

____________________________________________________________________

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2 и 3 части первой статьи 25 настоящего Закона, предоставляются при условии постоянного проживания детей и подростков в возрасте до 18 лет в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в этих зонах и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), непосредственно перед предоставлением указанных мер:

1) в зоне отселения — не менее 1 года;

2) в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет.

(Часть дополнительно включена с 15 июня 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 144-ФЗ)

____________________________________________________________________

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), — см. предыдущую редакцию).

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

Действие части третьей настоящей статьи приостанавливалось до 1 января 2018 года — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ).

____________________________________________________________________

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением компенсаций и других выплат, предоставляемых военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 4, 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка) и 13 части первой, частью четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, частью первой статьи 16, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4-6 и 13 статьи 17, пунктами 1-3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5 и 7 (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере, выплачиваемого гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в части, приходящейся на выплату данного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет), 8-10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1-3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона.

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

До 01.07.2016 в обязанности работодателя входило (п. 6, 7 ч. 1 ст. 18 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», далее – Закон № 1244-1):

  • предоставлять удлиненный дородовой отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней;
  • платить в двойном размере ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Такие гарантии получали граждане, которые постоянно проживают (работают):

  • в зоне отселения до их переселения в другие районы;
  • на территории зоны проживания с правом на отселение (кроме дородового отпуска большей продолжительности);
  • на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечень указанных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 (далее – Перечень).

Продолжительность проживания в таких местностях для предоставления социальных гарантий ранее не имела значения.

Поправками предусмотрено, что на перечисленные меры социальной поддержки имеют право граждане, которые постоянно проживают (работают) на загрязненных территориях в течение определенного времени непосредственно перед назначением отпуска по беременности и родам или пособия по уходу за ребенком (п. 1 ст. 2 Закона № 388-ФЗ).

Период проживания (работы) граждан должен составлять в зоне:

  • отселения – не менее 1 года;
  • проживания с правом на отселение – не менее 3 лет;
  • проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.

Перечень населенных пунктов, входящих в состав таких зон, согласно части 3 статьи 7 Закона № 1244-1 не реже чем один раз в пять лет пересматривается Правительством РФ. В связи с этим поправками предусмотрен специальный алгоритм подсчета времени проживания (работы) в данных местностях в случае пересмотра их границ. Такой подсчет подразумевает, что каждый год проживания (работы) в зоне проживания с:

  • льготным социально-экономическим статусом считается за 3 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • правом на отселение считается за 4 месяца проживания (работы) в зоне отселения;
  • льготным социально-экономическим статусом считается за 9 месяцев проживания (работы) в зоне проживания с правом на отселение.

Подобные условия введены, чтобы пресечь практику регистрации граждан непосредственно перед началом декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком с целью получения указанных привилегий.

Еще одно важное нововведение – это отмена пособия по уходу за ребенком до трех лет в двойном размере. Такое пособие работодатели исчисляли исходя из среднего заработка застрахованного лица за расчетный период. Правила его предоставления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 439 (далее – Правила № 439).

Закон № 388-ФЗ вместо указанного пособия устанавливает ежемесячную выплату в фиксированной сумме (п. 2 ст. 2 Закона № 388-ФЗ):

  • до достижения ребенком возраста полутора лет – в размере 3 000 руб.;
  • в возрасте ребенка от полутора до трех лет – в размере 6 000 руб.;

Как отмечено выше, ежемесячное пособие в двойном размере работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязан был назначать работодатель (п. 5 Правил № 439).

С 01.07.2016 за ежемесячной выплатой физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы.

Соответственно, работодатели больше не должны формировать списки с информацией о застрахованном лице (которому назначено пособие в двойном размере), его ребенке, а также размере пособия по уходу за ним. Напомним, что в соответствии с пунктом 7-7.1 Правил № 439 такие списки организации подавали в органы соцзащиты каждый месяц.

В действующие Правила № 439 на данный момент какие-либо изменения об отмене данной обязанности не внесены. Однако полагаем, что это будет реализовано в ближайшее время.

Правила предоставления указанной выплаты Правительство РФ утвердило Постановлением от 28.06.2016 № 588 (далее – Правила № 588).

Согласно пункту 7 Правил № 588 за ежемесячной выплатой в фиксированной сумме (3 000 руб. и 6 000 руб.) физлица должны обращаться в органы соцзащиты по месту жительства или по месту работы. Если гражданин одновременно проживает и работает на территории зоны радиоактивного загрязнения (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074), то заявление подается в орган соцзащиты по месту жительства. Необходимые для представления документы поименованы в пунктах 8–11 Правил № 588. В их числе (для работающих граждан) – заверенная копия трудовой книжки или трудового договора, а также справка работодателя с указанием его местонахождения.

В течение 10 рабочих дней с момента подачи физлицом всех необходимых документов орган соцзащиты должен принять решение о назначении выплаты (п. 14 Правил № 588).

Граждане в месячный срок обязаны уведомлять орган соцзащиты о следующих событиях (п. 17 Правил № 588):

  • смерть ребенка до достижения трех лет;
  • переезд физлица или ребенка на новое место жительства за пределы зон загрязнения;
  • увольнение из организации, расположенной на территории зоны загрязнения, или изменение местонахождения организации – переезд на новое место за пределами радиоактивной зоны;
  • смена места жительства или места работы в пределах зон радиоактивного загрязнения. В орган соцзащиты по прежнему месту жительства (работы) подается заявление о приостановлении выплаты, а в орган соцзащиты по новому месту жительства (работы) – заявлении о ее возобновлении (п. 16 Правил № 588).

Формы заявлений в Правилах № 588 не приведены. Полагаем, что до утверждения форм их можно составить в произвольной форме либо по образцам, предоставленным органом соцзащиты по месту обращения за выплатой.

  • «Горячие линии»
  • Приемная Губернатора Курской области
  • Противодействие коррупции
  • Электронные услуги
  • Общественные советы
  • Реализация национальных проектов в Курской области
  • Инвестиционный потенциал
  • Обеспечение доступа для субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков
  • Персональные данные.Дети
  • Информация для застройщиков
  • Карта газификации Курской области
  • О внесении изменения в пункт 2 части 2 статьи 91 Закона Курской области «О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области»
  • На какую помощь могут рассчитывать реабилитированные лица и граждане, пострадавшие от политических репрессий
  • О внесении изменений в постановление Администрации Курской области от 18.05.2020 № 492-па «О сроках предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Курской области, в период эпидемии коронавируса»
  • Обращение врио губернатора Курской области Р.В. Старовойта к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
  • 26 апреля отмечалась 32-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
  • Обращение губернатора к жителям Курской области
  • Обращение губернатора А.Н. Михайлова к годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС
  • Все
  • Краевые порталы

Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.

  • Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
  • Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.

Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.

ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.

  • ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
  • Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
  • ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
  • Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.

Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.

Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:

  • инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
  • ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
  • ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
  • компенсация за потерю кормильца – 238 руб.

Ежегодные компенсации включают такие виды:

  • компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
  • компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
  • компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.

Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.

Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.

Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:

  • ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
  • право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
  • компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
  • преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.

Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:

  • жилищный сертификат;
  • компенсацию 50% расходов на коммуналку;
  • преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.

Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:

  1. Право на возмещение вреда здоровью.
  2. Право на возмещение вреда имуществу.
  3. Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
  4. Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
  5. Право на социальную поддержку.

Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.

Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).

Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.

Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:

  1. Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
  2. Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
  3. Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
    Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы.
  4. Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.

Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.

Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.

Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.

Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.

Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.

Общие выплаты для пострадавших

К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:

  • Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
    • до момента восстановления их трудоспособности;
    • до момента установления инвалидности.
  • Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
  • Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
  • Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
    • 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
    • 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
    • 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.

Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших

С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:

  • для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
  • для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
  • для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
  • для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
  • для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.

Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:

  • Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
    • жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
    • домашнего имущества, зараженного радиацией;
    • сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
    • утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов.
  • Компенсация расходов на проезд.
  • Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
    • нетрудоспособным лицам;
    • многодетным семьям;
    • одиноким матерям;
    • одиноким женщинам.
  • Ежемесячная компенсация на оздоровление.

Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.

Размер ЕДВ зависит от льготной категории, к которой относится гражданин. Помимо этого, на сумму влияет решение получателя ЕДВ относительно порядка предоставления набора социальных услуг. Напомним, что его финансирование осуществляется за счет средств ЕДВ.

  • Если гражданин отказывается от НСУ, ему выплачивают полную сумму ЕДВ, установленную для соответствующей льготной категории.
  • Если льготник частично или полностью получает услуги, включенные в набор, их денежный эквивалент удерживают из базовой суммы выплаты.

Размеры ЕДВ, установленные для граждан, отказавшихся от натуральной формы получения соцпакета, представлены в таблице:

Категория федеральных льготников Размер ЕДВ в рублях
до 31.01.2022 с 01.02.2022 (после индексации на 5,8%)
Ветераны боевых действий 3212,04 3398,34
Инвалиды I группы 4087,36 4324,43
II группы, дети-инвалиды 2919,02 3088,32
III группы 2336,70 2472,23
Граждане, ставшие инвалидами в результате чернобыльской катастрофы (чернобыльцы) 2919,02 3088,32
Инвалиды войны 5838,02 6176,63
Участники ВОВ 4378,49 4632,44
Члены семей погибших (умерших) ветеранов БД, участников ВОВ, инвалидов войны 1752,52 1854,17
Герои ПКОТС, Соцтруда, Труда РФ 50755,55 53699,37
Полные кавалеры ордена Славы, Герои СССР, РФ 68834,86 72827,28

Размер ЕДВ может отличаться даже у получателей из одной льготной категории, так как сумма выплаты зависит от условий предоставления гражданину НСУ, входящего в состав ежемесячной выплаты. Если услуги из этого набора льготник получает в натуральной форме, то ежемесячная денежная выплата будет уменьшена на стоимость получаемой услуги. Если гражданин отказался от получения социальной помощи, то ЕДВ будет выплачена в полном размере.

Ежемесячная выплата назначается не всем ветеранам боевых действий — перечень получателей ограничен положениями закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. Чтобы получить ЕДВ, необходимо в установленном порядке подать заявление в ПФР с приложением необходимого комплекта документов.

С 1 февраля 2022 года увеличится размер ЕДВ для чернобыльцев и других категорий граждан, пострадавших в результате воздействия радиации. Индексацию произведут с коэффициентом, равным 1,058, то есть на 5,8%.

Будут установлены следующие суммы ежемесячных выплат:

Категория получателей Сумма ЕДВ в рублях
до 31.01.2022 с 01.02.2022
Граждане, ставшие инвалидами в связи с аварией на ПО «Маяк» и сбросом радиоактивных отходов в р. Теча 2919,02 3088,32
Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и иные заболевания в результате аварии на Чернобыльской АЭС 2336,70 2472,23
Лица, постоянно проживающие и/или работающие в зоне отселения до их переселения, зонах с льготным соц/эконом. статусом либо с правом на отселение 584,17 618,05
Инвалиды-чернобыльцы 2919,02 3088,32
Дети до 18 лет, проживающие в районах в льготным соц/эконом. статусом 2919,02 3088,32

Напомним, что чернобыльцы могут получать одновременно две ежемесячные денежные выплаты по разным основаниям. То есть помимо ЕДВ, предусмотренной законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г., они могут получать выплаты и по другому основанию. К примеру, как ветераны боевых действий.

Для получения ЕДВ необходимо проделать такой алгоритм:

  1. Обратиться на выбор в ПФ РФ, МФЦ или на портал Госуслуг.
  2. Составить и подать заявление на начисление выплат.
  3. Приложить к заявлению паспорт и ветеранское удостоверение.
  4. Заблаговременно указать способ доставки выплаты в случае ее назначения.

Пенсионный фонд ограничен во времени рассмотрения подобных заявлений. Претенденту на получение ЕДВ обязаны ответить в течение 10 дней с момента обращения.

Пособие чернобыльцам на 2022 2024

Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.

К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:

  • Афганистан.
  • Таджикистан.
  • Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
  • Сирия.

Правительством России предусмотрена социальная поддержка ветеранов боевых действий, которая представлена рядом льгот:

  • основное и дополнительное обучение различным специальностям — оно оплачивается средствами работодателя;
  • оплата «похоронной» услуги, связанной с перевозкой тела погибшего ветерана на место его погребения, изготовления и установки над могилой памятных знаков;
  • право приобрести вне очереди билеты на каждый из видов транспорта;
  • первоочередные права на пользование услугами телефонной связи, организаций культурно-просветительного или спортивно-оздоровительного плана;
  • ежегодный оплачиваемый и бесплатный отпуск – гражданин может его использовать по своему усмотрению;
  • бесплатное получение протезов (кроме стоматологических) и протезно-ортопедических вещей – если ветеран приобрёл протезы за свои деньги, то он имеет вправе потребовать компенсацию в размере стоимости купленного изделия;
  • внеочередной медосмотр и лечение;
  • за ветераном сохраняются права получать медпомощь в тех организациях, к которым он был закреплён до того момента, пока его возраст не являлся пенсионным;
  • первоочередное право записаться в ряды различных кооперативов и объединений – например, гаражных, жилищно-строительных, жилищных, садоводческих, дачных, огороднических типов;
  • право без очереди установить городской телефон в доме;
  • право оплачивать лишь половину общей и жилой квадратуры в квартире коммунального типа – аналогичной возможностью наделены члены семьи бойца, проживающие вместе с ним, их родители и вдовы;
  • внеочередное получение жилой площади и государственной помощи при выплате стоимости коммунальных услуг;
  • получение пенсии и привилегий по налоговому платежу.

В льготы ветеранам боевых действий приписывается лечение в курортно-санаторных профилакториях с полным обеспечением нужными медикаментами за государственный счёт. Бесплатное обследование и лечение в профилакториях можно использовать лишь раз в течение 365 календарных дней. Длительность лечения не превышает 18 дней.

В услуги по санаторно-курортному обследованию и лечению входят:

  • сумма проезда от места проживания к курортному заведению и в обратном направлении;
  • стоимость лечения в санатории;
  • проживание и питание на территории курортной базы;
  • обеспечение лекарственными препаратами в период пользования услугами по обследованию и лечению в профилактории.

Путёвка в санаторно-лечебное заведение предоставляется гражданину подразделением социальной защиты в порядке, что установлен законодательством. Основанием предоставления путёвки служит заявление с необходимой документацией (паспортом, медицинскими справками, удостоверением бойца, принявшего участие в военных операциях).

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *