Действие градплана выданного до 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действие градплана выданного до 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Срок действия градостроительного плана земельного участка и его продление является еще одним острым вопросом, который сегодня активно обсуждается между застройщиками и потенциальными покупателями земельных участков. Здесь мнения разделились, поскольку раньше ГПЗУ действовал 10 лет, а после принятия изменений в градостроительном законодательстве этот срок сократился до 3 лет.

Согласно разъяснениям Минцифры, часть выданных сертификатов ЭЦП будут действительны в 2022 году, часть — прекратят своё действие.

Если до 31 декабря 2021 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал ЭП, то такая подпись продолжит действовать до конца своего срока. После этого её нужно будет заменить по новым правилам.

Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

10 марта 2020

Госстройнадзор Санкт‑Петербурга информирует застройщиков об изменении постановления Правительства Санкт‑Петербурга от 31.03.2017 № 207 «О сроке использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка».

Согласно изменениям информация, указанная в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ), который был утвержден до 1 июля 2017 года, может быть использована в течение трех лет с этой даты. Таким образом, данные ГПЗУ применимы до 1 июля 2020 года для подготовки проектной документации объектов капитального строительства и получения разрешения на строительство.

С 1 января 2022 года для организаций и ИП действует новый порядок с электронными подписями (поправки в 63-ФЗ «Об электронной подписи» — ст.17.2 и ст.17.3 476-ФЗ):

  • Руководители юрлиц, ИП и нотариусы должны использовать электронную подпись, полученную в ФНС или у ее доверенных лиц. Должностные лица бюджетных учреждений — подпись Федерального Казначейства. Руководители банков и финансовых организаций — подпись Центробанка.
  • Сотрудникам и уполномоченным лицам нужно использовать личную подпись, выданную на физлицо, и прикладывать к ней электронную (машиночитаемую) доверенность. Получить такую подпись можно в аккредитованном УЦ.

Поправки не уточняли, что будет с электронными подписями, которые уже есть у организаций и ИП. Казалось, что к 1 января всем — и руководителям, и сотрудникам — нужно будет заменить свои текущие подписи. Даже если срок действия подписи заканчивался в 2022 году.

УЦ не получил аккредитацию по новым правилам — все его подписи перестанут работать 1 января 2022 года. К 1 января такую подпись нужно заменить в любом аккредитованном УЦ, а если вы руководитель юрлица или ИП, то также можете обратиться и в ФНС.

УЦ получил новую аккредитацию после 1 июля 2021 года — все подписи, выданные в период с 1 июля до получения аккредитации, признаются недействительными. Остальные подписи работают по-прежнему.

Например, УЦ получил аккредитацию по новым требованиям только 19 июля. Но 3 июля выдал электронную подпись бухгалтеру. Тогда подпись бухгалтера будет недействительна. Исключение — подпись руководителя, если УЦ в этот промежуток времени был доверенным лицом в пилотном проекте ФНС.

Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

Продление градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ)

Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

Приведу конкретные примеры:

  1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.

  2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

    Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave).

    Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.

    По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.

  3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

Оформление ГПЗУ необходимо для осуществления таких целей:

  • установления возможности возведения одного или нескольких объектов на своем земельном участке (п. 1 ст. 57.3 ГрК РФ);
  • подготовки различной проектной документации (пп. 1 п. 6 ст. 48 ГрК РФ);
  • получения официального разрешения на строительство (пп. 2 п. 7 ст. 51 ГрК РФ);
  • оформления разрешения на ввод определенного линейного объекта (например, линии электропередачи) в эксплуатацию (пп. 2 п. 3 ст. 55 ГрК РФ).

Также, ГПЗУ может потребоваться владельцу (собственнику) земли и для личного контроля над соответствием проводимых строительных работ установленным законным требованиям и нормативам.

До оформления ГПЗУ заявителю необходимо заранее подготовить нижеприведенную техническую документацию:

  • Топографический план. До начала застройки проводится топографическая съемка земельного участка, информация о которой заносится в ГПЗУ.
  • Ситуационный план — оформляется, если топографическая съемка ведется с высоты. В этом документе фиксируются границы участка и прилегающие к нему объекты.
  • Проект межевания территории. В этом документе фиксируются сведения об установленных границах участка.
  • Специальные технические условия (СТУ).
  • Кадастровый паспорт земельного участка (в виде выписки из ЕГРН).

После оформления всей вышеприведенной документации владельцу (собственнику) земли необходимо обратиться в соответствующие инстанции за получением ГПЗУ.

Чьи сертификаты электронной подписи продолжат действовать в 2022 году?

В заявлении на получение ГПЗУ необходимо указать нижеприведенные сведения:

  • Адресат (например, «Директору департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города …»).
  • Личные сведения:
    • ФИО;
    • адрес прописки;
    • серия, номер паспорта, кем и когда выдан;
    • а также, банковские реквизиты;
    • и номер контактного телефона.

    Если в качестве заявителя выступает юрлицо, потребуется указать наименование юрлица и реквизиты соответствующих учредительных документов и доверенности.

  • Название документа — «Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка».
  • Официальная просьба — «Прошу выдать градостроительный план земельного участка по адресу». После слов «по адресу» указывается соответствующий адрес земельного участка (населенный пункт, улица), а также, его номер и кадастровый номер.
  • Перечень поданной документации в приложении («Приложение: документы для подготовки градостроительного плана, согласно перечню на … л.:»).
  • Дата составления заявления.
  • ФИО и личная подпись заявителя.

При подаче такого заявления в МФЦ заявитель получает на руки отдельную расписку с перечнем предоставленной им документации.

Согласно п. 6 ст. 57.3 ГрК РФ, орган местного самоуправления на протяжении 14 рабочих дней после получения заявления подготавливает и выдает ГПЗУ заявителю. В случае обращения в МФЦ этот документ оформляется на протяжении 30 дней как максимум (ст. 12 ФЗ № 59 от 02 мая 2006 года).

Оформление ГПЗУ осуществляется в соответствии с нижеприведенными правовыми актами:

  • Конституцией РФ.
  • Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ).
  • Указом Президента РФ № 1203 от 30 ноября 1995 года.
  • ФЗ № 131 от 06 октября 2003 года.
  • Постановлением Правительства РФ № 363 от 09 июня 2006 года.
  • ФЗ № 152 от 27 июля 2006 года.
  • ФЗ № 59 от 02 мая 2006 года.
  • ФЗ № 221 от 24 июля 2007 года.
  • ФЗ № 210 от 27 июля 2010 года.
  • Приказом Минрегиона России № 93 от 11 августа 2006 года.
  • Приказом Минстроя РФ № 741/пр от 25 апреля 2017 года.
  • Правилами землепользования и застройки в том городе, где зарегистрирован земельный участок, а также, Уставом городского округа и постановлением городской администрации.

Справка! Готовый ГПЗУ составляется в 3 экземплярах. Причем 2 экземпляра выдаются заявителю, а третий — отправляется в орган, уполномоченный на регистрацию такого документа (Приложение к приказу Министерства регионального развития № 93 от 11 августа 2006 года).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 года № 373-ФЗ (далее — Закон 373-ФЗ), информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до 01.01.2017 года (дня вступления в силу Закона 373-ФЗ), может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство, в течение срока, который установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу Закона 373-ФЗ (01.01.2017 г.).

По истечении установленного срока использование информации, указанной в таком градостроительном плане земельного участка, не допускается.
Поскольку, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительства Удмуртской Республики) не установлен специальный срок действия градостроительных планов земельных участков, который бы действовал на территории Удмуртской Республики, применяются нормы, установленные федеральным законодательством.
ВЫВОД:
Буквальное толкование части 1 статьи 9 Закона № 373-ФЗ позволяет сделать вывод, что указанная норма вступает в силу с 01.01.2017 года, информация, содержащаяся в градостроительных планах, выданных до 01.01.2017 года, может быть использована для выдачи разрешений на строительство в течение устанавливаемых уполномоченным органом сроков, но не менее чем до 01.01.2020 года (три года со дня вступления в силу Закона № 373-ФЗ)(Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2017 года № Ф08-7702/17 по делу № А32-6170/2017).

Как я вижу текущую ситуацию. Последние существенные нормативные изменения в нашей сфере были в 2010-2012 годах. При этом вскоре после этих изменений в комьюнити инженеров сформировалось мнение, что они довольно «рыхлые». Они допускают разные трактовки, содержат противоречия, не закрывают все области применения.

При этом стопка диктующих документов уже давно переросла «Москву-Сити», и постичь их суждено только избранному (ну или искусственному интеллекту от ВНИИПО, если такой когда-нибудь появится). Регуляторная гильотина немного срезала их, но на месте отрубленных голов выросло по три новых: ФЗ, ГОСТов, СП, ПП и пр.

Для заказчиков необходимость реализации всех этих требований выглядит как дополнительные затраты, поэтому в попытке экономии средств они часто стараются выполнить их в минимально необходимых объемах. Это приводит к тому, что пожаров не становится меньше, а это, в свою очередь, вызывает ужесточение требований со стороны МЧС.

Статистика по динамике пожаров, и правда, не очень обнадеживающая. В 2008 году её попробовали исправить с использованием методики «следите за руками» — изменили критерии, кого считать погибшим при пожаре (перестали считать погибшими при пожаре тех, кто не погиб на месте возгорания, а, например, скончался позже в больнице). В 2019 году, правда, вернулись к более справедливому сбору данных: «Погибшим на пожаре признается лицо, смерть которого наступила на месте пожара или умершее от его последствий в течение 30 последующих суток».

Но статистика — поле интереса небольшого числа людей, а вот про «Зимнюю вишню» слышали все. Всё это и показало низкую отдачу в исполнении противопожарного режима и условности контроля за его исполнением на местах.

Обратная сторона медали тоже есть. Даже добросовестный собственник не застрахован от карательной дубинки, спрятанной в обилии нормативки, вариативности в трактовках этих норм, ведущей к злоупотреблениям на местах.

Всё это вместе и привело к изменениям, о которых я рассказываю.

Легкий оффтоп о том, как я вижу ситуацию в прекрасной России Будущего.

Вообще нужно понять, а с какого такого у инвестора должна появиться мотивация вкладывать кровные средства в пожарную безопасность? Для этого приоткроем шторы и ладонью растворим слой морозного узора на окне в Европейский Союз.

А там и увидим, что такая мотивация появляется на рынке с приходом обязательного страхования и страховых компаний, работающих с рисками. Цель которых — не выписать штраф за просроченный огнетушитель или за неработоспособную систему оповещения, а увеличить владельцу регулярный страховой взнос на основании выявленных недостатков. Такой подход работает в обе стороны: если владелец вложился финансами в модернизацию систем, он получает меньший страховой взнос, так как риски стали ниже. А при возникновении происшествия оно не разоряет его, поэтому данный подход хорошо зарекомендовал себя как рыночный механизмам регулирования. Как пример, посмотрите, как изменилась жизнь автолюбителей с приходом ОСАГО.

Среди других положительных сторон: появление финансовых средств в данном секторе жизнедеятельности общества, развитие частных экспертиз, снижение коррупционных составляющих, снятие части обременения с госструктур, позволяющее им фокусироваться на других важных задачах, исходя из специфики их функций, подготовка профильных специалистов высокого класса с достойным уровнем дохода и пр. Ну а главное, это приводит к снижению числа человеческих и материальных потерь, повышению безопасности и комфорта граждан в своей стране.

Во-первых, в новых стандартах взят курс на гармонизацию отечественных и европейских норм. Основные пересечения происходят со стандартами Европейского союза (EN) и британскими национальными стандартами (BS). Акцент сделан на полезном заимствовании, повышению требований к отказоустойчивости системы, избавлению от избыточных требований.

Приведу конкретные примеры:

  1. Введены требования к наличию уровню доступа для пожарных приборов, благодаря которым осуществляется дифференциация функций управления для диспетчеров, эксплуатации и инженеров технического обслуживания. Данный функционал уже есть в европейских приборах благодаря EN 54-2. Некоторым же отечественным приборам нужна доработка или ставить приборы придётся только на пожарном посту, согласно п. 5.12 СП484.
  2. По новым правилам должна быть предусмотрена защита приборов от системной ошибки, если на прибор подключено более 512 пожарных извещателей (ПИ) или контролируемая ими площадь более 48 000 кв. м. Годнота в том, что определение системной ошибки раскрыто: неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.
    Отмечу, что на рынке встречается две основные разновидности выполнения этого требования: а) резервирование платы с контроллером (процессором) и устройствами хранения данных в приборе модульного типа и б) резервирование функций одного прибора другим (Master-Slave). Аналогичные требования изложены в п.13.7 EN54-2 и п.4.5.3.1 EN54-13. Они приводят к необходимости децентрализации и построению распределённых систем на контроллерах с ёмкостью до 512 устройств или к применению приборов большей ёмкости, но с защитой от системной ошибки.По моим наблюдениям, даже в проекты, где использовали титулованных вендоров, проектировщики редко закладывали резервный контроллер ввиду избыточности по текущим нормам и с точки зрения экономии бюджета. С 1 марта, соответственно, сэкономить уже не получится.
  3. В новом СП484 п.п.6.3 вводится понятие и требования к зоне контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Это сделано для того, чтобы сегментировать объекты защиты для повышения отказоустойчивости системы пожарообнаружения. В частности, в ЗКПС может включаться не более 32 пожарных извещателей в одном или смежных помещениях. При этом единичная неисправность в линии связи ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных датчиков, а также к нарушению работоспособности других ЗКПС. Единичная неисправность включает в себя обрыв или короткое замыкание в шлейфе. Таким образом применять нужно кольцевой шлейф непосредственно внутри ЗКПС, а по границам ЗКПС ставить изоляторы КЗ. По данному пункту идёт прямое пересечение с Приложением С и п.12.5.2 EN54-2. Согласно этих требований мы приходим к кольцевой топологии шлейфов и к увеличению количества изоляторов КЗ (менее удобный путь) или к применению адресных устройств со встроенными изоляторам КЗ (более удобный путь).

Принят закон об оптимизации процедур в градостроительной сфере

Единичная неисправность. Почти весь новый свод правил пропитан идеей защиты пожарной сигнализации и автоматики противопожарной защиты от единичной неисправности. Определение этого явления довольно лаконичное: «Единичная неисправность линий связи — единичное нарушение работоспособности одной из линий связи». А вот то, что за ним таится? Давайте разберёмся.

Интересно, что в перечень зданий, которые должны быть обязательно оборудованы пожарной сигнализацией, попали частные жилые дома — см.п.6.2 Таблицы-1 СП486, где сказано: «Оборудуются автономными дымовыми пожарными извещателями независимо от площади». Напомню, что автономные ПИ не только обнаруживают признаки возгорания, но и имеют средства оповещения о сработке.

ГПЗУ — это документ, в котором показывается площадь застройки, координаты поворотных точек границ земельного участка, и в каких зонах он располагается. Аббревиатура ГПЗУ — расшифровывается как: «Градостроительный план земельного участка». Он является разрешающим документом объектов капитального строительства.

Законным образом без этого документа не получится произвести строительство капитальных объектов, если только, не возводить самовольную постройку, которую потом, скорее всего, придется сносить.

Чтобы получить градостроительный план на земельный участок, вам потребуется обратиться в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) – в том населенном пункте (районе), где расположен земельный участок.

В МФЦ документы уже перенаправляются в органы местного самоуправления — это орган управления архитектуры и градостроительства.

Срок оформления градостраительного плана по стандартной процедуре через МФЦ — 30 дней. При обращении в компанию ООО «Геомер Групп» — сроки короче как минимум вдвое и с гарантией результата. Мы профессионалы своего дела, и знаем все тонкости подачи документов.

С 1 июля 2017 г. применительно ко всем выдаваемым ГПЗУ устанавливается срок действия такого документа – 3 года со дня выдачи, ч. 10 ст. 57.3 ГрадК РФ.

Так же информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до 1 января 2017г.

, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до 1 января 2020г.

По истечении данного срока использование информации, указанной в таких градостроительных планах земельных участков, не допускается.

Оформление ГПЗУ производится не сразу после того, как собственником было принято решение о необходимости будущего строительства или реконструкции уже имеющегося здания. О градостроительном плане земельного участка можно начинать говорить, как только будут готовы:

  • КПЗУ – кадастровый паспорт земельного участка по сути является выпиской из реестра, в котором содержатся идентификационные признаки участка;

Электронная подпись-2022: как подготовиться к работе по новым правилам

План нужен для того чтобы:

  • Сформировать схематичный план будущего объекта;
  • Собрать подтверждения на возведение и эксплуатацию построек;
  • Оформить пределы земельного участка ( действительного или будущего).

Не имея ГПЗУ застройщик не имеет права идти к проектировщикам, так как в плане содержатся необходимые сведения для начала проекта. Имея на руках документ застройщик не только строит, но и ремонтирует, реконструирует здания. Документ детально описывает земельный участок, содержит информацию о:

  • Местоположение территории;
  • Имеющихся постройках и их обозначений;
  • Соотношения с другими наделами земли;
  • Систему электропроводных, канализационных и коммуникационных линий;
  • Номере кадастра.
  • И другие сведения о земельном участке, необходимые при строительстве

Правила составления градостроительной схемы прописаны в 207 Приказе Минрегиона. По нормам приказа в ГПКЗУ вписывается:

  • Порядковый номер документа;
  • Сведения о заявителе;
  • Сведения о земельном наделе ( местоположение, границы, размер);
  • Информация о составителе схемы (Ф.И.О, занимаемый пост);
  • Подпись и число когда составлен документ.

ГПКЗУ может быть представлен и как чертеж, то есть схематический план местности, выполненный на основе сведений из топографической съемки, там указываются:

  • Схема расположения;
  • Пределы аграрной полосы, с обозначением пограничных точек;
  • Капитальные здания (с номерами);
  • Отхождения от пределов аграрной полосы, чтобы определить место расположения будущих построек;
  • Зональные пределы расположения построек капитального строительства по схеме;
  • Зоны на полосе, где можно расположить постройки;
  • Характеристики разрешенных построек (а также сведения о сервитутах на эксплуатацию территории);
  • Сведения праве или запрете использовать территорию;
  • Критерии для зданий, строящихся на этой аграрной полосе с информацией для чего они предназначены, какого размера, где размещаются.

Градостроительный план может иметь и другие сведения о земельном участке, нужные для строительства.

Скачать образец

Форма заявлениея на получение градостроительного плана типовая. Указывается от кого и кому прошение направлено. (Ф.И.О, телефон и адрес проживания). В нем указываются данные об аграрной площади, местоположение, номер кадастра. Критерии возведения постройки, приложения. Дата и подпись заявителя

Скачать образец

Градостроительный план составляется в муниципальном отделе по архитектурному строительству. Чтобы получить градплан, застройщик подает прошение (заявление). Платить за это не нужно.

Срок рассмотрения прошения на выдачу градплана составляет четыре недели с момента подачи. Схему выдают на земельные наделы в пределах города и за ним. Прежде чем направить заявление, нужно убедиться поставлен ли участок на кадастровый учет.

Росреестр разъяснил порядок определения границ земельного участка

Что это такое в строительстве ГПЗУ мы разобрались, а сейчас обратимся к законодательным актам, регулирующим порядок формирования градостроительного плана.

Главный документ, где содержатся правила формирования ГПЗУ – это Гражданский кодекс, а точнее, статья 57 пункт 3.

Периодически документ претерпевает некоторые корректировки, например, последние изменения внес ФЗ № 373 в 2016 г. К важнейшим сведениям, которые необходимы каждому владельцу земли, можно отнести следующие моменты:

  1. Град план зем участка не является непременным документом при планировке территорий.
  2. ГП является документом исключительно информационного характера.
  3. В документе содержится информация относительно территориальных границ, объектов, используемых по особенным правилам, а также о наделах, являющихся предметом публичных аукционов.
  4. В ГПЗУ существует особый раздел, где указаны основные характеристики территории границы, предназначение, сведения об имеющихся на ней строениях, их площади и этажности. В целом в документе собраны все необходимые данные, по которым устанавливается целевое использование земель и осуществляется контроль за появлением на территории самостроя.

Самая важная информация в означенном документе — это данные о коммуникациях, особенностях инфраструктуры и остальные характеристики, являющиеся важными для любого человека.

Выдача градостроительного плана возлагается на местные административные органы. Каждый градплан, вне зависимо от статуса обратившегося и масштаба предполагаемых работ, должен содержать:

  • преамбулу информация о заявителе, номер по кадастру и номером означенного документа,
  • чертеж ГП,
  • разрешение на застройку территории,
  • указание границ территории,
  • сведения о публичных торгах, располагающихся смежно с конкретным участком,
  • рекомендации о том, где и что именно можно построить во дворе,
  • сведения о подключении инженерных коммуникаций.

Получается, что означенный документ объединяет всю остальную «мелкую» документацию (план межевания, ТУ и другие).

Формирование означенного документа выполняется по утвержденным на уровне законодательства правилам, которые не подлежат изменениям. Иначе план не будет иметь юридической значимости.

Здесь мы предложим читателям:

  • Посмотреть образец градплана
  • Скачать типовую форму градплана

Далее подробно опишем порядок получения и все, что сопровождает формирование означенной документацией.

Чтобы получить градплан землевладельцу нужно обратиться с соответствующим заявление, типовую форму которого вы можете посмотреть здесь, в уполномоченные инстанции. К заявлению надо приложить остальные подготовленные документы. Следующие семь дней сотрудниками органа власти направляются запросы в различные ресурсоснабжающие компании и госучреждения, что предполагает получение актуальных сведений о территории. В последующем на их основании составляется ГП. В него дополнительно вносится информация о существующих возможностях подключения строений к коммуникациям или о правилах выполнения реконструкции некоторого здания.

Составленный соответственно с действующими нормативами план сохраняет свою актуальность 36 месяцев. Однако, время действительности прекращается раньше указанного срока, если владелец территории намеревается получить разрешительную документацию на постройку нового объекта в пределах рассматриваемого надела.

По окончании срока действительности документа не допускается использование информации, содержащейся в нем, для других целей. Поэтому у застройщика имеется 3 года на создание проекта и постройку объекта.

Минцифры: действующие электронные подписи можно будет применять в 2022 году

Если же говорить о финансовых затратах на формирование градплана, то здесь заявителя ждет приятная неожиданность. Документация будет подготовлена совершенно бесплатно!

Это станет отличной компенсацией затраченных сил на сбор всех необходимых для оформления ГП документов. А список документов, которые потребуется предоставить, выглядит достаточно внушительно.

Срок формирования ГПЗУ составляет один календарный месяц с момента подачи соответствующего заявления. Иногда заявитель может получить документ раньше, но превышение установленного срока не допустимо!

В соответствии с ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2021 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности». Возникает вопрос: может ли быть использована информация, указанная в выданном ГПЗУ, после вступления в силу новой нормы закона? Да, для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства или их частям, строящимся, реконструируемым в границах такого земельного участка, а также выдачи разрешений на строительство данная информация может быть использована. Срок использования ранее выданного ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу ФЗ от 3 июля 2021 года № 373-ФЗ. Срок использования ГПЗУ установлен нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; по истечении его использование информации, указанной в данном градостроительном плане земельного участка, не допускается. Исключение составляют случаи, когда после выдачи ГПЗУ в градостроительные регламенты соответствующей территориальной зоны были внесены изменения.

В соответствии с действующим законодательством, срок действия ГПЗУ с 1 июля 2021 года — 3 года со дня его выдачи.

Если после получения ГПЗУ собственник участка решит внести коррективы, касающиеся зоны застройки или реконструкции строящегося дома, например, увеличить площадь застройки, он подает заявление в местный департамент землеустройства и градостроительства, в котором должна быть указана причина и вид этих изменений.

К этому заявлению прикладываются:

  • утвержденный экземпляр ГПЗУ;
  • документы основания и выписку из ЕГРН на ЗУ и расположенные на нем объекты;
  • копию паспорта.

В случае положительного решения, на основании старого ГПЗУ специалистами Департамента подготавливается новый пакет документации, на первом листе которого прописывается, что он является дополнением к утвержденному ранее документу. Они берут копию с ранее утвержденного топографического плана и вносят в него изменения, согласно новой схеме зоны строительства, в которую будет включен участок заявителя. На него будут нанесены топографические знаки, исходя из внесенных изменений.

В соответствии с п.1 ч.6 ст.48 ГрК РФ ГПЗУ относится к числу исходных данных при проектировании. Для прохождения экспертизы проектной документации и в дальнейшем для получения разрешения на строительство получить градостроительный план земельного участка нужно в обязательном порядке. В частности, информация (реквизиты утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства) указывается в разделе проектной документации «Пояснительная записка». Указанные документы прилагаются к Пояснительной записке в полном объеме. То есть, не предоставление ГПЗУ на экспертизу проектной документации является основанием для отказа в приеме документов.

После получения разрешения на строительство менять градостроительный план крайне не желательно до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку объект должен соответствовать градплану. В соответствии с ч.13 ст.51 ГрК РФ несоответствие проекта требованиям плана — основание для отказа в выдаче разрешения на строительство. То есть, при изменении, например, границ участка необходимо будет получить новый градостроительный план, требования которого придется учитывать для получения нового разрешения на строительство. Раздел земельного участка также влечет за собой получение нового ГПЗУ и нового разрешения на строительство.

При обращении за выдачей ГПЗУ желательно указать, для каких целей нужен запрашиваемый документ. Судебная практика показала, что «пустой» ГПЗУ, в котором, например, отсутствует штриховка, обозначающая места допустимого расположения объекта капитального строительства и их назначения, являются основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В соответствии с новым законодательством, если в заявлении на получение ГПЗУ не указаны цели использования земельного участка, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки. Соответствующий запрос в данную организацию направляется органами местного самоуправления в течение семи дней с момента получения заявления о выдаче ГПЗУ заявителем.

С 1 июля 2021 года вводятся новые условия оформления ГПЗУ. Для того, чтобы получить градостроительный план земельного участка, его правообладатель (физическое или юридическое лицо) должен обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения данного участка с заявлением. Подать заявление можно через многофункциональный центр (МФЦ). В Москве и Московской области предоставление гос осуществляется в электронной форме с использованием Портала государственных и муниципальных услуг. Полномочия по предоставлению данной госуслуги осуществляются Москомархитектурой.

В течение двадцати рабочих дней после получения заявления орган местного самоуправления осуществляет подготовку и регистрацию ГПЗУ с выдачей его заявителю. Услуга оказывается без взимания платы.

Документы, необходимые для получения ГПЗУ:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на земельный участок и здания, строения, сооружения, помещения, расположенные на соответствующем земельном участке (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект).

Электронные подписи Контура продолжают работать в 2022 году

1.1. по предоставлению муниципальной (далее – ) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка для строительства и реконструкции объектов на территории Лунёвского СП (градостроительный документ, разрабатываемый применительно к застроенным территориям или предназначенным для строительства, реконструкции объектов, изготавливаемый в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа, являющийся основанием для подготовки проектной документации и выдачи разрешения на строительство ) (далее – муниципальная услуга).

Рекомендуем прочесть: Междисциплинарные Методы Исследования Шпаргалка

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Администрации г.п. Щёлково от 28.06.2021 № 492-ап «Об утверждении административного регламента Администрации городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района предоставления муниципальной

На сегодняшний же день, если строго следовать букве закона, подготовка ГПЗУ «осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры» и в прочих целях, указанных в ч. 1 ст. 41 ГрадК РФ, что, мягко говоря, не соответствует действительности.

Кроме того, указанная позиция, как я понимаю, повлияла и на изменение ГрадК РФ. Так, уже в действующей редакции ч. 1 ст. 51 ГрадК РФ лишена сомнительного «подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка» (требованиям выписки?). Ст. 41 ГрадК РФ в будущей редакции исключает ГПЗУ из числа документации по планировке территории, разумно оставляя там лишь ППТ и ПМТ. Да и статья ГрадК РФ в гл. 5, посвященная ГПЗУ (ст. 44), утрачивает силу – ГПЗУ появляется в «информационной» гл. 7, ст. 57.3.

Получил градостроительный план для выполнения проектных работ 31.08.2021 г. на весь участок, который состоит из земли в долевой собственности — 320 кв.м. и аренды — 124 кв.м. При выполнении проектных работ часть проектируемого дома должна частично находится на арендованном участке (по другому не получается — маленький участок). Земелепользование участков: долевая соственность — индивидуальное строительство, аренда — ведение огородничества. Выполнил все проектные работы, согласования, понес сдавать на разрешение на строительство — отказали, сказали меняйте назначение аренды с огородничества на долевое индивидуальное строительство. Подал заявку в ДАГУН. Получил ответ, что согласно решения городского собрания от 16.09.2021 г. (вышло через полмесяца после выдачи градостроительного плана) минимальный размер участка аренды для ИЖС должен быть не менее 200 кв.м., площадь аренды моего участка меньше нормы (200 кв.м.), изменить назначение земли не представляется возможным и отзывают градостроительный план от 31.08.2021 г. То, что аренда примыкает к собственности, а не стоит отдельно во внимание не берется. Правомочно ли было отзывать у меня градостроительный план? Проект быстрее выполнить никак нельзя было, деньги на проект уже вложены и не маленькие. Каким образом мне теперь получить разрешение на строительство, если не меняют назначение земельного участка аренды?

наверное уже поздно, но все же. градостроительный план на 2 земельных участка, да еще с разными видами пользования делать не имели права вообще. так как градостроительный план земельного участка выполняется на 1 ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК! Вас должны были отправить на их объединение.

И для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, а также выдачи разрешений на строительство информация в ранее выданных ГПЗУ может быть использована. Срок использования ранее выданного (до 1 июля 2017 г.) ГПЗУ не может быть менее чем три года и более чем восемь лет со дня вступления в силу Закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ.

Основанием для отмены действия ГПЗУ может послужить поправка или внесенные изменения в документы, по которым был составлен план.

Без такого набора описательных характеристик проектировщики просто не смогут составить проект из-за отсутствия или недостатка информации.
По истечении этого срока использование сведений, содержащихся в ГПЗУ не допускается. Иными словами, застройщику после 3-х лет, прошедших с момента выдачи, потребуется вновь получить градостроительный план, в котором, вполне возможно, требования к проектированию и строительству объекта станут другими.

Для участия в нашей партнерской программе не требуется никаких платежей и особых усилий. Даже не обязательно быть нашим клиентом! Вам не нужно тратить время и брать на себя обязательства. Все это делаем мы, причем так, что партнерам не приходится краснеть.

Далее подробно опишем порядок получения и все, что сопровождает формирование означенной документацией.

Градостроительным кодексом не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке ГПЗУ, а также основания для отказа в выдаче ГПЗУ.

Изменения имеют принципиальное значение как для строительных компаний, так и для застройки города в целом.

Правительство Ленобласти готовит постановление, которое ограничит срок использования информации в градостроительных планах пятью годами, это коснется градпланов, выданных до 1 января 2017 г., сообщил представитель заместителя председателя правительства региона Михаила Москвина.

В течение семи последующих дней работники администрации отправляют запросы в разные ресурсоснабжащие компании и иные государственные учреждения, что позволяет получить актуальные данные о земле. На основании них формируется градостроительный план, в который дополнительно заносится информация о возможности подключения строений на участке к разным коммуникациям или о правилах проведения реконструкции.

Действующим законодательством не установлено, является ли градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) бессрочным документом или имеет срочный характер действия. Срок действия или применения ГПЗУ не определен в действующем градостроительном законодательстве.

Информация в статьях могла устареть. Для получения актуальной информации, обращайтесь к онлайн-консультанту.

Исключение составляют ситуации, когда заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка было подано до 1 июля 2017 года. В этом случае подготовка и выдача ГПЗУ проводится в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу № 373-ФЗ.

В рамках указанных новаций предполагается внесение изменений в порядок подготовки правил землепользования и застройки. Согласно новым положениям на карте градостроительного зонирования планируется указывать границы территорий, где предусматривается осуществление деятельности по их комплексному и устойчивому развитию.

Но с 1 июля 2019 года ввели чёткую дату. План действует на протяжении трёх лет с даты, когда он был оформлен и подписан представителями соответствующего государственного ведомства.

Для получения разрешения на строительство после вступления закона в силу потребуется предоставить градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за 3 года до направления заявления в орган, ответственный за выдачу соответствующих разрешений. Данное нововведение также касается объектов индивидуального жилищного строительства.

В законодательстве на протяжении долгого времени не было указано никаких конкретных сроков действия градостроительного плана земельного участка, независимо от того, где заявитель предпочёл его получать.

В Ленобласти много проектов комплексного освоения, которые реализуются очередями, поэтому пять лет – логичное решение, чтобы застройщикам в середине проекта не приходилось переделывать документы, говорит Петрова. В городе тоже есть крупные проекты, поэтому чем больше будет срок действия градпланов, тем лучше, замечает первый заместитель гендиректора «Главстрой-СПб» Александр Лелин.

Продлено действие разрешительной документации в связи с пандемией COVID-19

Для получения градплана придется подождать целый месяц с момента подачи заявления. Однако людям приходилось ждать и больше.

Пятилетний срок позволит избежать коллизий при вводе нескольких очередей в рамках одного градплана, передал Москвин. В то же время если до 2022 г. обладатель градплана так и не начнет строить, то этот документ уже устареет, добавил он. В администрации Петербурга пока не решили, как будут действовать, еще есть время для принятия решения, сообщила представитель КГА.

Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) подготавливается для планирования работ по застройке либо реконструкции объектов на земельных участках. ГПЗУ — это, по сути, масштабированный план местности с нанесенными границами, в пределах которых будет строиться здание.

В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется.

Иными словами, ГПЗУ – это документ, в котором указаны все нормы и требования к строительству применительно к Вашему участку, которые должны быть соблюдены и/или не нарушены.

Нередко случается, что на основании именно этих сведений, строительные компании и обычные граждане вообще отказываются от строительства.

Обе части документа должны дополнять друг друга, поэтому не допускается, чтобы информация не совпадала с имеющимся чертежом. Важнейшей информацией считаются данные об особо охраняемых территориях или землях, принадлежащих к культурному наследию.

При комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков, органом местного самоуправления может быть предусмотрено обязательство по строительству инфраструктуры или иных объектов на земельных участках, находящихся в публичной собственности за счет их собственников.

Изъятие происходит по ускоренной и упрощенной процедуре, которая вводится в Земельный кодекс Российской Федерации. Процедура также предполагает возможность изъятия участка без проведения государственного кадастрового учета, а также возможность прекращения договора аренды земельного участка, если он находится в государственной собственности по инициативе органа местного самоуправления.

СПОЗУ и ГПЗУ составляются в 2-х экземплярах — для строительной компании и Москомархитектуры (хранится вместе с другими архивными документами). Копии бумаги в течение всего периода действия находятся у подрядной организации — структуры, которая занимается строительными работами.

Если в заявлении о выдаче ГПЗУ правообладатель участка не указал цель его использования, то эксплуатационная организация определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки).

В соответствии с ФЗ от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ статья 44 ГРК РФ Градостроительные планы земельных участков с 1 июля 2019 года утратила силу. Теперь вопросы, связанные с формой и порядком заполнения ГПЗУ, регламентируются статьей 57.3. Градостроительный план земельного участка, глава 7 ГрК РФ «Информационное обеспечение градостроительной деятельности».

Данная мера во многом продиктована требованием учета актуальных градостроительных регламентов, действующих во время принятия решения о выдаче разрешения на строительства, для исключения ситуаций при которых возможна выдача данного разрешения на объект, создание которого не предусмотрено или противоречит градостроительным регламентам.

В 2018 году ГПЗУ и СПОЗУ имеют общий период действия, составляющий 3 года. Этого времени хватает, чтобы получить разрешение на строительство и приступить к возведению дома. В срок до 20 суток отдел, занимающийся вопросами градостроительства и архитектуры, изучает документы, а после выдает разрешение или отправляет по адресу заявителя отказ в письменном виде.

В результате на территории, в границах которой должен появиться, например, сквер, на вполне законных основаниях строился жилой дом.

Стоит учесть, что правила пользования застройкой и земельными участками утверждены в столице весной 2017-го. Выполнение любых работ возможно в пределах ПЗЗ, определяющих допустимость выполнения тех или иных мероприятий. Кроме того, планировочный проект также разрабатывается с учетом ПЗЗ.

Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Введен в действие Градостроительным кодексом РФ (от 29.12.2004г. N 190-ФЗ) взамен прежним архитектурно-планировочным заданиям и разрешительным письмам районных и городских комитетов (отделов) по градостроительству и архитектуре (п.2 ст.44 Градостроительного кодекса РФ).

Все верно. Надо чтобы был приложен новый. Только тогда выдадут разрешение (ст. 51 ГрК РФ), т.к должна быть актуальная информация. Рисков тут не должно быть. Т.к. вы прикладываете актуальные документы.

Важное замечание! По Москве чертежи участков в градостроительных планах немного отличаются – они не содержат в себе графическое изображение зоны планируемого размещения объекта капитального строительства и о минимальных отступах от границ земельного участка.

Кроме того, сокращен срок подготовки градостроительного плана. Если раньше он готовился в течение 30 календарных дней, то с 1 июля – в течение 20 рабочих дней. А также уточнен статус получателя ГПЗУ. С 1 июля это может быть только правообладатель земельного участка.

Несмотря на то, что нововведение действует уже полгода, владельцы жилых домов, расположенных в 500-метровой зоне у моря, «примерили» его на себя меньше месяца назад, когда в Геленджике началась подготовка к общественным обсуждениям проекта генерального плана. Жители обратили внимание, что прибрежная территория, которая в действующем генплане является жилой зоной, окрасилась в розовый цвет, которым обозначается функциональная «зона отдыха». Следом аналогичное изменение обнаружили в Анапе.

В рекреационной зоне разрешается возводить объекты, предназначенные для отдыха, туризма и спорта. Строительство жилья здесь запрещено. Граждане сделали вывод, что проекты новых генпланов ограничивают их право распоряжаться своей недвижимостью, и объединились, требуя вернуть жилым зонам их прежнее назначение.

В настоящее время Анапе уже прошли общественные слушания, после чего местные власти провели серию рабочих публичных встреч для разъяснений и приемки дополнительных заявлений. В Геленджике общественные обсуждения прошли 16 ноября. «Не обошлось без провокаторов, которые периодически не давали людям услышать ответы на волнующие их темы, но в целом ответили всем обеспокоенным гражданам на их беспокоиства», — написал мэр Геленджика Алексей Богодистов в своем Telegram-канале.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *