Как учитывать НДС в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать НДС в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

Хотя ставка НДС в 2018 году осталась на прежнем уровне, предстоящее повышение налога уже связано с инфляционными ожиданиями. НДС является ценообразующим фактором, так как закладывается в стоимость продукции, работ или услуг. Даже незначительное увеличение процентной ставки влечет следующие последствия:

  • увеличение оптовых и розничных цен на все виды продукции, так как конечный потребитель получает товар после совершения цепочек сделки, где каждый участник вынужден увеличивать стоимость;
  • увеличение поступлений в бюджет – согласно заключению Минфина РФ, подготовленному одновременно с законопроектом, только в 2019 году бюджет дополнительно получит более 600 млрд руб.;
  • при сохранении вычетов и льготных ставок на прежнем уровне повышение НДС приведет к увеличению сумм возмещения из бюджета, особенно для участников внешнеэкономических сделок;
  • Правительство РФ анонсировало сокращение или полную отмену большинства инвестиционных проектов – их действие будет возобновлено только после оценки всех последствий от увеличения ставки налога.

Даже новости об утверждении законопроекта по НДС с 1 июля 2018 существенно повысили инфляционные ожидания граждан и субъектов предпринимательской деятельности. Прогнозные показатели Минфина РФ на вторую половину года предусматривают резкое увеличение спроса на товары длительного использования, что автоматически влечет к повышению инфляции.

Государство планирует направить дополнительные поступления от НДС по следующим направлениям:

  • реализация социальных проектов – медицина, здравоохранение, образование и т.д. (дополнительным стимулом будет продление ставки 10% на социально значимые товары и услуги);
  • модернизация транспортной инфраструктуры – ремонт и строительство дорог, аэропортов, иных объектов;
  • повышение эффективности свободных экономических зон – для предприятий в СЭЗ сохраняется упрощенный или льготный порядок налогообложения и отчетности.

Пока ставка НДС на 2018 год сохранила прежние показатели, компании имеют возможность работать по длящимся сделкам. Это позволит отнести часть расходов на налогообложение в отчетность 2018 года, т.е. с применением старого порядка исчисления.

Какой НДС в России в 2018 году? Изменение ставок на законодательном уровне не утверждено, однако законопроект о повышении базового размера налога до 20% находится на рассмотрении в законодательных органах. Нововведение вступит в силу только с января 2019 года, после официального обнародования закона. Текущие новшества касаются изменений в составе плательщиков, перечне льгот и исключении отдельных операций из налогообложения.

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

Организации на УСН не начисляют НДС, поэтому нет основания включать налог в смету. Но контрагенты строительной компании на УСН могут работать с НДС. Речь идет как о заказчике работ, так и о поставщиках стройматериалов или необходимых для строительства услуг.

Если подрядчик применяет УСН, а заказчик — общую налоговую систему, это вовсе не означает, что строительная компания должна «подарить» партнёру 20 % от своих затрат на материалы и входящие услуги.

В расчёте сметы НДС выделяется отдельной итоговой графой, убрать которую нельзя, даже если подрядчик использует упрощёнку. Для таких бизнесменов предусмотрен механизм возмещения НДС при УСН. Для этого в смете ячейку «НДС» нужно заменить на «Компенсация НДС при УСН».

Иногда упрощенцы вообще не учитывают НДС в смете. А сумму входящего налога по материалам и услугам относят на накладные расходы. В этом случае организация понесет дополнительные убытки из-за того, что НДС не будет учтен при расчете цены работ для заказчика.

А если подрядчик использует УСН с объектом «Доходы минус расходы», то такой вариант учета приведет ещё и к претензиям со стороны налоговиков. В этом случае будут завышены затраты подрядчика и, следовательно, занижен упрощённый налог. В итоге инспекторы при проверке доначислят его, а также взыщут штрафы и пени.

Некоторые строительные компании на УСН рассчитывают НДС и выставляют заказчику счёт-фактуру. Но в этом случае подрядчик должен будет сдать декларацию и заплатить налог в бюджет. А возместить входной НДС по материалам и услугам компания на упрощёнке не сможет. Поэтому подрядчик в этом случае заплатит НДС дважды: сначала поставщикам в цене материалов и услуг, а затем — в бюджет после завершения работ и расчета с заказчиком.

Оба этих решения неверны. Чтобы избежать проблем, необходимо указывать компенсацию НДС в смете при упрощенке, полученную расчётным путём.

1.1. Обзор изменений с 1 июля 2021 года. Актуальные вопросы

1.2. Изменения с 1 октября 2021 года у налоговых агентов

1.3. Предстоящие поправки-2022:

  • освобождение от НДС организаций общепита;
  • НДС при перепродаже товаров физлиц;
  • проект поправок для экспортеров и др.

2.1. «Летние» поправки в гл.25 НК РФ и другие изменения в 2021 году:

  • новые необлагаемые доходы (ст.251 НК РФ);
  • освобождение от авансовых платежей организаций культуры и искусства;
  • учет процентов по «коронакризисным» кредитам и др.

2.2. Изменения с 2022 года:

  • учет расходов на помощь НКО;
  • расходы на отдых работников в санатории;
  • учет расходов на модернизацию основных средств;
  • изменение международных соглашений и др.

2.3. Актуальные вопросы и последние разъяснения Минфина РФ и ФНС

Выполнение правила 5 процентов — единственное причина, которая разрешает не распределять НДС по товарам, используемым одновременно в облагаемых и не облагаемых операциях.

Но раздельный учет операций все равно нужен. Именно он поможет понять, какая сумма налога к каким операциям относится. Если его не вести, налоговая может восстановить весь входной НДС. Тогда появится недоимка, на которую начислять штрафы и пени.

Суть правила: входной НДС, который поставщики предъявили вам в течение квартала по товарам для облагаемых и необлагаемых операций, можно полностью принять к вычету, если доля расходов на покупку товаров для необлагаемых налогом операций не превышает 5 % (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Помните, что правило работает именно для НДС с товаров, которые приобретены для использования в обоих типах операций. Даже если правило выполняется, оно не будет действовать в отношении товаров, которые заведомо куплены для использования только одном виде операций.

Это правило работает только так и не может применяться при обратной ситуации — когда доля расходов на покупку товаров для облагаемых операций не превышает 5 %. В этом случае налог нельзя будет полностью принять к вычету и нельзя будет полностью списать в расходы. Придется распределять его в стандартном порядке.

Также не забудьте зафиксировать в учетной политике возможность применять правило 5 %, порядок распределения общехозяйственных расходов и порядок учета расходов. Для этого подойдут предложенные формулировки.

  1. Использование правила «пяти процентов» (в части деятельности, облагаемой налогами в рамках ОСНО

    «ООО ______ применяет правило пяти процентов, установленное п. 4 ст. 170 НК РФ, и не распределяет входящий налог, саккумулированный на счете 19-р, в кварталах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых не облагается НДС, меньше или равна 5% от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы «входного» НДС, учтенные на субсчете 19-р в соответствующем квартале, подлежат вычету в полном объеме в соответствии с порядком, установленным в ст. 172 НК РФ».

  2. Порядок ведения учета расходов в целях применения правила пяти процентов

    «В целях применения правила пяти процентов организация ведет учет расходов на специальных субсчетах, открываемых к счетам учета расходов»

    или

    «Организация ведет учет расходов в специальном налоговом регистре по НДС, форма которого приведена в Приложении N 10 к настоящему Положению об учетной политике».

  3. Распределение общехозяйственных расходов

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле поступление от необлагаемых операций в общих поступлениях от продаж»

    или

    «Общехозяйственные расходы при использовании правила 5 % определяются пропорционально доле прямых расходов по необлагаемым НДС операциям в общей сумме прямых расходов по всем операциям, связанным с реализацией».

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

Чтобы проверить, соблюдено ли правило, нужно посчитать долю расходов на необлагаемые операции. Формула — простая пропорция:

Доля расходов осв = Р осв / Р общ × 100 %, где:

  • Доля расходов осв — доля расходов на покупку, производство или продажу товаров, продажи которых освобождены от обложения налогом;
  • Р осв — расходы на покупку, производство или продажу товаров, реализация которых освобождена от налогообложения;
  • Р общ — общие расходы на покупку, производство или продажу за отчетный квартал.

Включайте в расчеты и прямые, и косвенные расходы. В сумму расходов из необлагаемой НДС деятельности также включайте соответствующую часть общехозяйственных расходов. Методику расчета можно разработать самим (Письмо Минфина от 03.07.2017 № 03-07-11/41701).

Если показатель «Доля расходов осв» равен 5 % или меньше, правило выполняется.

ООО «Забота» за квартал купило товары для разных видов операций на следующие суммы:

  • 480 000 рублей (в т.ч. НДС — 80 000 рублей) — стоимость товаров для обоих типов операций.
  • 30 000 рублей (в т. ч. НДС — 5 000 рублей) — стоимость товаров для необлагаемых операций.

Объем реализации в облагаемых операциях составил 870 000 рублей (в т. ч. НДС — 145 000 рублей), в необлагаемых операциях — 210 000 рублей.

Посчитаем долю операций, освобожденных от налогообложения:

210 000 рублей / (870 000 — 145 000 + 210 000) × 100 % = 22,5 %.

Чтобы понять, надо ли распределять НДС в сумме 80 000 рублей с товаров, приобретенных для обоих типов операций, надо посчитать долю расходов на реализацию освобожденных от НДС товаров в общей сумме расходов.

Например, общая сумма прямых расходов, которые списаны на проданные товары, составила 540 000 рублей. Из них 522 000 рублей на реализацию облагаемых НДС товаров, 18 000 рублей — на реализацию освобожденных товаров.

Общехозяйственные расходы, списанные на реализованные товары, составили 240 000 рублей. Их нужно распределить пропорционально прямым расходом в соответствии с методом, утвержденным в учетной политике. Например так:

  • На продукцию, облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 522 000 рублей / 540 000 рублей = 232 000 рублей.
  • На продукцию, не облагаемую НДС, спишут: 240 000 рублей × 18 000 рублей / 540 000 рублей = 8 000 рублей.

Итак, общая сумма расходов на реализацию составила 780 000 рублей (540 000 + 240 000).

Доля расходов на продажу не облагаемой НДС продукции:

(18 000 рублей + 8 000 рублей) / 780 000 рублей × 100 % =3,33%.

У нас получилось, что в ООО «Забота» доля расходов на продажу необлагаемой продукции оказалась меньше 5 %. Отсюда следует, что входящий НДС (80 000 рублей) по товарам, приобретенным одновременно для обоих типов операций, можно не распределять, а принять к вычету в полном размере.

В соответствии с законопроектом № 1038289-7, одобренным Советом Федерации РФ 18 ноября 2020 года, продлевается срок освобождения от уплаты НДС при импорте на территорию РФ племенной продукции. При этом целью импорта может выступать как дальнейшая реализация, так и собственное потребление. Данная норма будет действовать вплоть до конца 2022 года.

На фоне сложившейся эпидемиологической обстановки в обязанности работодателей вменили обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников и клиентов: наличие в помещениях массового скопления людей антисептиков и дезинфицирующих средств, выдача средств индивидуальной защиты и прочей аналогичной продукции.

Подобное обеспечение предусмотрено Трудовым кодексом РФ, рекомендациями Минздрава РФ и Роспотребнадзора и не рассматривается как безвозмездная передача, следовательно, облагать его налогом на добавленную стоимость не нужно.

В Госдуме РФ 11 ноября текущего года одобрили законопроект № 1025470-7, дающий право компаниям, находящимся на налоговом мониторинге, использовать заявительный порядок возмещения без банковской гарантии, поручительства и лимита на сумму ранее перечисленных налоговых сумм.

Данная мера позволит большему количеству плательщиков перейти на налоговый мониторинг.

Компании и ИП с 2021 года по-другому будут учитывать ряд операций. А именно:

  • С 2021 не облагаются НДС операции по реализации и передаче на территории РФ:

— исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включённые в ЕРРП и баз данных. Исключение: случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу;

— исключительных прав на изобретения и полезные модели (образцы);

— неисключительных прав иностранному лицензиату, если место реализации услуг — территория иностранных государств.

  • С 2021 года операции, совершаемые организациями-банкротами по реализации товаров (работ, услуг), также будут освобождаться от НДС.
  • До 31 декабря 2021 года включительно[1] применяется ставка НДС 10 % при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (кроме услуг, указанных в пп. 4.1 — 4.3 п. 1 ст. 164 НК РФ)[2].
  • С 2021 года чеки для компенсации НДС иностранцам, купившим товары в розничной торговле, можно оформлять в электронном виде[3].
  • Налоговую декларацию по НДС за четвёртый квартал необходимо сдавать по обновлённой форме[4].

Расскажем обо всём подробнее.

Налог на добавленную стоимость, как и ряд других фискальных обязательств, предусматривает особые послабления в отношении налогоплательщиков. В частности, в законодательстве предусмотрены не только льготные ставки и необлагаемые операции по налогу, но и НДС к вычету. Если говорить просто, что значит НДС к вычету, — это возможность снизить объем фискального обременения в части сбора на добавленную стоимость.

Воспользоваться данной привилегией получится не у всех. В соответствии с НК РФ уменьшить сумму налога на вычеты по НДС в 2020 году разрешено только тем субъектам, которые являются плательщиками данного налога. А это значит, что заявить обязательства к уменьшению вправе только индивидуальные предприниматели и организации, которые применяют ОСН — общую систему налогообложения.

Для компаний и коммерсантов, применяющих специальные щадящие режимы налогообложения, порядок применения налоговых вычетов по НДС не предусмотрен, поскольку «спецрежимники» (УСН, ПНС, ЕНВД, ЕСХН) не платят налог на добавленную стоимость. Конечно, есть ряд операций, при совершении которых компаниям или ИП на спецрежимах придется заплатить НДС в бюджет. Но даже такие обстоятельства не наделяют субъекты правом воспользоваться льготами.

Статья 171 НК РФ определяет закрытый перечень операций, когда НДС принимается к вычету налогоплательщиком в текущем году. Льготу предоставляют по следующим категориям операций:

  1. Налогоплательщик приобретает товары, работы, услуги, имущественные права для дальнейшего использования в деятельности. Например, приобретение материалов для производства или покупка товаров для дальнейшей их перепродажи. В том числе покупка основных средств, нематериальных активов для эксплуатации.
  2. Налог на добавленную стоимость организация, ИП исчислили и уплатили самостоятельно. Например, при ввозе товаров на территорию РФ либо при выполнении обязательств налогового агента.
  3. Обязательства исчислены с полученных либо выданных авансов в счет будущих поставок товаров, работ, услуг. Учтите, что возможность получить вычет НДС с полученных авансов остается, даже если сделка не состоялась.
  4. Получение имущества, имущественных прав либо объектов нематериальных активов в качестве взноса (вклада) в уставный капитал организации.
  5. Компания осуществила строительно-монтажные работы для собственных нужд.
  6. Иностранная организация выставила налог к уплате при приобретении у нее электронных услуг.
  7. Возмещение налога по системе Tax Free. Данная система позволяет вернуть уплаченный налог с товаров, приобретенных за границей и ввезенных на территорию РФ. Обратите внимание, что перечень товаров и размер возврата определяются для каждого иностранного государства в индивидуальном порядке.

Осуществление «льготных» операций еще не дает исключительного права на применение льготы. Его придется подтвердить. Для этого требуется неукоснительное соблюдение следующих условий:

  1. Компания или ИП применяет ОСНО. Спецрежимникам льгота не положена.
  2. Какие-либо освобождения от уплаты налога отсутствуют.
  3. Приобретенные товары, работы, услуги приняты к учету, оприходованы по действующим правилам ведения бухгалтерского учета. Наличие первичной документации обязательно.
  4. Приобретенные активы (имущество, НМА, права) используются в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость.
  5. Каждая операция (группа операций) подтверждена соответствующей документацией — счетом-фактурой от продавца либо универсальным передаточным документом.

Пример. Принять НДС с основных средств к вычету в 2020 году разрешено, только если актив планируется использовать при осуществлении облагаемых операций. В том числе и для перепродажи. Но если ОС эксплуатируется по необлагаемым, освобожденным операциям, то признать налог к вычету нельзя.

Обратите внимание, что по ряду отдельных операций требуется выполнение особых условий.

Операция

Дебет

Кредит

Отражено поступление материалов

10

60

Отражен входной НДС

19

60

Проводка НДС принят к вычету

68

19

Начислен НДС на реализованную продукцию

90

91

68

Подробнее в материале «Проводки по НДС для чайников».

Согласно абз. 2 п. 1.1 ст. 172 НК РФ при получении счета-фактуры покупателем от продавца после завершения налогового периода, в котором ТРУИП приняты на учет, но до установленного ст. 174 НК РФ срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму НДС в отношении этой покупки с того налогового периода, в котором она была поставлена на учет.

Для тех, кто сомневается, Минфин заявляет: данный порядок не противоречит налоговому законодательству (см. таблицу ниже).

Разъяснения Минфина

Вывод

Письмо от 14.02.2019 № 03-07-
11/9305

Вычет НДС по услугам, принятым на учет в сентябре (III квартал) по счету-фактуре, выставленному 5 октября и полученному до 25 октября, можно заявить в налоговом периоде, в котором услуги приняты на учет

Письмо от 28.07.2016 № 03-07-
11/44208

Вычет НДС по товарам, принятым на учет 30 марта (I квартал) по счету-фактуре, выставленному 1 апреля и полученному до 25 апреля, можно заявить в налоговом периоде, в котором товары приняты на учет

Подытожим: период, в течение которого действует право на вычет НДС по ТРУИП, отсчитывается с даты принятия на учет приобретения вне зависимости от того, поступил ли к этому времени от продавца счет-фактура.

Обратите внимание:

К сказанному можно «подтянуть» еще одну важную мысль. Факт того, что продавец выставил счет-фактуру с нарушением установленного срока (напомним, таковой установлен абз. 1 п. 3 ст. 168 НК РФ и составляет пять календарных дней, считая со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг), не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС покупателем. Компетентные органы дают добро (см. письма Минфина России от 14.03.2019 № 03-07-11/16556, от 25.04.2018 № 03-07-09/28071, от 23.12.2016 № 03-03-06/3/77429).

Если счет-фактура получен до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором оприходованы ТРУИП, заявить вычет можно в декларации по НДС за налоговый период, в котором они поставлены на учет. Если декларация к этому времени уже сдана, можно подать «уточненку» и включить в нее вычет по «запоздавшему» счету-фактуре.

Если счет-фактура «припозднился» и получен налогоплательщиком после окончания квартала, в котором ТРУИП приняты к учету, а также после последнего дня срока представления декларации по НДС за этот налоговый период, покупатель заявит вычет в следующем (когда поступил счет-фактура) налоговом периоде.

Вместе с тем, если все условия для вычета соблюдены,покупатель вправе отсрочить вычет. Данное право зафиксировано в абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ: налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ ТРУИП или товаров, ввезенных им на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией[1].

Товары приняты на учет 25.02.2019, а счет-фактура по ним получен в мае 2019 года.

Право на вычет действует в течение трех лет начиная с момента, когда оприходован товар, то есть в нашем случае с I квартала 2019 года по I квартал 2022 года. Но воспользоваться этим правом покупатель сможет только при наличии счета-фактуры, то есть со II квартала 2019 года.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

На наш взгляд, нужно ориентироваться, в первую очередь, на п. 2 ст. 171 в «увязке» с абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ, из которых (с учетом п. 1.1 ст. 172 НК РФ) следует, что переносить можно вычет по предъявленному НДС (уплаченному при ввозе на территорию РФ). К такому вычету, например, относится вычет «входного» НДС по товарам, приобретенным для поставок на экспорт, если они не считаются сырьевыми товарами (п. 3 ст. 172 НК РФ)[3].

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров в Россию с территории государств – членов ЕАЭС, могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров (Письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-07-13/1/8409).

А вот суммы «авансового» НДС исчислены либо предъявлены при получении аванса, а не при приобретении ТРУИП, поэтому переносить вычет по такому налогу нельзя.

То же – с НДС, исчисленным (не предъявленным!) при выполнении СМР хозяйственным способом. Этот налог можно зачесть в квартале, в котором он был начислен (при условии, что работы связаны с имуществом, предназначенным для облагаемых НДС операций, а его стоимость включается в налоговые расходы, в том числе через амортизационные отчисления). О трехгодичном переносе такого вычета говорить также не приходится.

Во-вторых, необходимо учитывать особые условия, которые и будут приоритетными. Налоговым кодексом установлены условия для вычета НДС при возврате товара: продавец вправе заявить вычет не позднее года с момента возврата (п. 5 ст. 171). Переносить вычет по НДС в данном случае на более поздний срок нельзя[4], а вот вычетом при изменении стоимости отгрузки можно воспользоваться не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.

Как уже было сказано, право на вычет может быть реализовано налогоплательщиком в течение трех лет с момента его возникновения. Причем сумма налога по счету-фактуре может заявляться частями в течение нескольких налоговых периодов. Минфин в письмах от 09.04.2015 № 03-07-11/20293, от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 уточняет: принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после постановки на учет ТРУИП нормам НК РФ не противоречит.

Обратите внимание:

При разбивке вычета НДС на части в книге покупок один и тот же счет-фактура поставщика регистрируется несколько раз (в разных кварталах). При этом в графе 15 (стоимость покупок по счету-фактуре) каждый раз надо указывать общую стоимость товаров по счету-фактуре – без деления ее на части. А в графе 16 (сумма НДС по счету-фактуре) – только ту часть НДС, которая предъявляется к вычету (Письмо УФНС по Московской области от 09.12.2016 № 21-26/94330@).

Сказанное справедливо и для сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядчиками при проведении ими капитального строительства. Например, в Письме от 12.09.2017 № 03-07-10/58705 Минфин подчеркнул: принятие к вычету НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет этих работ нормам Налогового кодекса не противоречит.

Это же подтверждается в Письме Минфина России от 24.01.2019 № 03-07-11/3788: принятие к вычету НДС, предъявленного арендодателю в отношении результатов работ по улучшению арендованного имущества, частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия их на учет нормам Налогового кодекса не противоречит.

Вместе с тем в отношении основных средств и нематериальных активов действует особый подход. Отсрочить право на вычет «входного» НДС по объектам ОС можно максимум на три года с того момента, когда объект будет принят к учету. Подтверждение тому – Письмо ФНС России от 25.03.2019 № СД-4-3/5268@ (специалисты ведомства рассмотрели вопрос о вычете по исправленному счету-фактуре, но суть не меняется: данный вывод можно распространить и на тот случай, когда первоначальный счет-фактура был выставлен без ошибок).

Однако здесь, обратите внимание, речь идет о переносе полной суммы «входного» налога.

Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении ОС либо уплаченных при ввозе ОС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, осуществляются в полном объеме после принятия на учет этих ОС (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).

Дробить вычет (то есть применять его частями в разных налоговых периодах по одному счету-фактуре) по основным средствам, оборудованию к установке и (или) нематериальным активам нельзя (письма Минфина России от 04.09.2018 № 03-07-11/63070, от 26.01.2018 № 03-07-08/4269, от 08.12.2016 № 03-07-10/73279, от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263).

Суды поддерживают такой подход. Например, в Постановлении от 03.04.2017 № 09АП-10365/2017 по делу № А40-181955/16[5] Девятый арбитражный апелляционный суд указал, что принятие к вычету НДС по приобретенным основным средствам согласно одному счету-фактуре частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после постановки их на учет нормами НК РФ не преду­смотрено.

Пример 2

Затраты на приобретение объекта ОС отражены на счете 08 в марте 2019 года. Счет-фактура поставщика составлен 05.04.2019 и получен организацией 20.04.2019 (до 25 апреля – последнего дня для представления декларации по НДС). В мае 2019 года (после дополнительных капвложений, связанных с доведением основного средства до состояния, пригодного к использованию) объект введен в эксплуатацию (отражен на счете 01).

Сумма «входного» НДС по объекту ОС – 600 000 руб.

Организация вправе заявить вычет НДС (600 000 руб.) по объекту ОС не позднее I квартала 2022 года. Дробить вычет в данном случае нельзя.


[1] См. также письма Минфина России от 06.08.2015 № 03-07-11/45515, от 12.05.2015 № 03-07-11/27161.

Согласно законопроекту, текущая ставка налога на добавленную стоимость сохраняется на уровне 15%. Для обеспечения непрерывности цепочки НДС и предотвращения уклонения от его исчисления и уплаты вне зависимости от размера выручки расширяется категория плательщиков НДС:

  • фермерские хозяйства с площадью орошаемой земли более 25 га;
  • налоговые консультанты и аудиторские организации;
  • некоммерческие организации, в том числе бюджетные.

В Налоговом кодексе планируется отменить льготы по НДС на услуги в сфере физической культуры и спорта (кроме финансируемых из бюджета), а также на доходы от оказания услуг по проведению занятий физкультуры в спортивных сооружениях, культурно-массовых мероприятий и банковские услуги с фиксированными суммами.

Ставка налога на прибыль сохраняется на уровне 15%, а ставка налога на прибыль в виде дивидендов — на уровне 5%.

Согласно поправкам, предлагается повысить годовую предельную норму амортизации следующим образом:

  • здания — с 3% до 5%;
  • сооружения (нефтяные и газовые скважины, мосты, плотины и т. д.) — с 5% до 10%;
  • передаточные устройства (магистральные трубопроводы, устройства линии электропередачи и др.), силовые машины и оборудование (теплотехническое, турбинное оборудование и др.) — с 8% до 15%;
  • Рабочие машины и оборудование по видам деятельности (кроме мобильного транспорта) — с 15% до 20%;
  • Компьютерные, периферийные устройства, оборудование по обработке данных — с 20% до 40%.

Предлагается увеличить размер инвестиционного вычета с 10% до 20% на сумму средств, выделяемых на новое технологическое оборудование, и с 5% до 10% на расширение производства в форме нового строительства.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль для ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и ОАО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» более чем на 15% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет снижена с 75% до 70%.

Кроме того, повышенная ставка налога на прибыль по оставшейся части налогооблагаемой базы ГП «Навоийский горно-металлургический комбинат» и АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат» будет уменьшена с 75% до 70%.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. При этом отменяется требование о том, чтобы совокупная сумма переносимого убытка не превышала 60% налоговой базы текущего налогового периода.

Исходя из задач, поставленных указом президента от 6 октября 2021 года (УП-6319), в налог за пользование недрами вносятся следующие изменения.

В частности, вводится налог на рентный доход для недропользователей, осуществляющих добычу (извлечение) нефти, природного газа, газового конденсата, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов на новых месторождениях, с учетом капитальных расходов недропользователей. Он уплачивается через три года после инвестирования за вычетом дохода от продажи металлов или углеводородов и затрат, непосредственно связанных с их добычей (извлечением).

Кроме того, планируется освободить от налога на имущество новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию, в последующие три года — применение ставки налога на имущество юридических лиц, сниженной на 50% от установленной налоговой ставки.

Проектом предлагается снижение ставок налога за пользование недрами по нефти и природному газу до 10% (сейчас — 20% и 30% соответственно), золоту и меди — до 7% (10%), вольфраму — до 2,7% (10,4%), урану — до 8% (10%). При этом для предприятий с государственной долей, осуществляющих добычу углеводородов, драгоценных, цветных, редких и радиоактивных металлов (НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаз») действующие ставки могут сохранить.

Также с 1 января 2022 года ставка налога за 1 тонну известняка для производства цемента планируется снизить в два раза — с 45 тысяч до 22,5 тысяч сумов за тонну.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *