Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как участвовать в выборах за пределами места жительства в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Любой гражданин может выбрать, где ему голосовать по адресу фактического проживания или по адресу регистрации. Право на выбор избирательного участка предоставляется один раз. Заявление на выбор избирательного участка можно подать:
- в МФЦ;
- в территориальную избирательную комиссию;
- в участковую избирательную комиссию.
Как участвовать в выборах за пределами места жительства в 2021 году
В 2018 году было принято решение об отмене открепительного удостоверения, так как это была сложная и неудобная процедура. Раньше система действовала следующим образом, гражданин сначала должен был за 2 месяца до выборов лично прийти в территориальную комиссию и написать заявление, указав уважительную причину, и только потом уже получить открепительное удостоверение. Поэтому избиратели предпочитали вообще не голосовать, чем тратить время на всю эту процедуру. Поэтому открепительного удостоверения в 2018 году не будет.
Заявление на открепление от участка по месту прописки можно подать через МФЦ. Определиться с участка можно только один раз. Если человек знает, что в день выборов он не сможет явиться на избирательный участок, то ему нужно прийти в любое отделение МФЦ, взяв с собой паспорт, либо документ, удостоверяющей личность (если нет паспорта) и заявление. Сотрудники МФЦ примут заявление, и расскажут о местоположении избирательных участков.
Любой избиратель, который в дни голосования не сможет прийти на участок, к которому он относится по прописке, или ему неудобно это сделать. Это могут быть те, кто живет в другом месте, сюда же относятся избиратели, уехавшие в командировку, на отдых и т. д.
Но есть один нюанс. Избиратель должен находиться в пределах своего избирательного округа. То есть проголосовать за кандидата в краевое заксобрание, будучи в Новосибирской области, не получится. Как и жителю Бийска – отдать голос за кандидата в Госдуму, находясь в Рубцовске.
2
Как можно проголосовать не по месту жительства и что для этого нужно сделать
Можно. Избиратель имеет право отозвать заявление и проголосовать либо на своем участке, либо выбрать другой.
Но есть важное условие – это нужно сделать до 13 сентября включительно. Потом что-то изменить уже будет невозможно.
Выборы депутатов Госдумы и Алтайского краевого Заксобрания пройдут 17-19 сентября.
В США, помимо прочих возможностей для иммиграции, таких как виза жениха/невесты, виза инвестора, виза особенно выдающей личности и других виз (список), существует ещё виза разнообразия: Diversity Visa (DV).
Суть данной программы состоит в том, что каждый год государство случайным образом должно отбирать 50 000 гринкарт среди заявок, поданных уроженцами тех стран, из которых исторически в США приезжает меньше всего мигрантов.
В число таких стран входят как многие африканские, азиатские страны, так и страны СНГ, включая Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан.
Основных требований для участия в программе всего два:
-
Быть рождённым на территории страны, участвующей в лотерее (гражданство и текущее место проживания значения не имеет, считается только место рождения);
-
Иметь образование не ниже среднего или определённый стаж работы.
https://travel.state.gov/content/dam/visas/Diversity-Visa/DV-Instructions-Translations/DV-2022-Instructions-Translations/DV-2022-Instructions-and-FAQs_English.pdf
В случае выигрыша, победителям также потребуется предоставить справки об отсутствии судимостей и пройти медкомиссию на предмет отсутствия социально-опасных заболеваний.
Участие в лотерее бесплатное.
Вместе с победителем иммиграционную визу также получает его супруг и дети до определённого возраста (если предоставят необходимые документы и придут на собеседование вместе с заявителем). Соответственно, участие в розыгрыше обоих супругов удваивает шансы на получение визы.
Подача анкет заявителей происходит ежегодно осенью на сайте.
В лотерее DV-2021 было зарегистрировано 6 741 128 анкет, а вместе с родственниками — 11 830 707 желающих иммигрировать в США со всего мира.
Из этих заявок рандомайзер отобрал примерно 132 404 анкеты, т.е. примерно каждую 51-ю заявку.
Однако, анкеты отбираются заведомо с большим запасом, потому что виз будет выдано никак не более 55000, из которых 5000 резервируется под NACARA (для выходцев из Центральной Америки). С учётом родственников, виз на каждую анкету выдаётся, в среднем, почти две. Это значит, что на собеседование в консульство попадёт не более 25-30 000 первых выигравших номеров (case number — это, по-сути, номер в очереди).
Соответственно, получив case number, можно принимать решение о целесообразности дальнейшего прохождения программы.
Лично я соответствующей информации из первоисточника не нашёл.
Вторичные источники сообщают, что собеседование можно перенести в другую страну при наличии веских оснований, таких как гражданство, вид на жительство или разрешение на временное пребывание.
При этом, остаётся открытым вопрос: куда именно необходимо обращаться с прошением о переносе собеседования — в местное посольство или в KCC.
Ситуация усугубляется и тем, что во многих странах посольства не работают из-за пандемии. А те что работают, едва справляются с наплывом заявителей (не только по DV, но и по другим вопросам). При переносе собеседования в работающее посольство в стране временного пребывания заявитель, скорее всего, окажется в конце длинной очереди из местных граждан.
Не поможет здесь и уже открытая туристическая виза в США.
Такое право предоставляется российским гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства на территории РФ и зарегистрированным по месту пребывания не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи заявления о включении в список избирателей, участников референдума.
Федеральным законом устанавливается порядок включения избирателей, работающих вахтовым методом, в списки избирателей аналогичный порядку включения в списки избирателей лиц, находящихся в местах временного пребывания.
МВД России наделяется правом проводить проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представлять по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
Субъектам РФ предоставляется право устанавливать региональным законом срок полномочий участковой комиссии (не менее одного года и не более пяти лет), вместо установленного в настоящее время пятилетнего срока полномочий участковой избирательной комиссии.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
РИАМО — 1 апр. Граждане с временной регистрацией в столице не смогут проголосовать на выборах в Мосгордуму 8 сентября этого года, сообщается на сайте Мосгоризбиркома.
Ранее глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов сообщил «Коммерсанту», что комиссия подготовила новые правила проведения выборов в столице. В частности, предполагается наделить правом голоса граждан с временной регистрацией.
«На предстоящих 8 сентября выборах депутатов Мосгордумы люди с временной пропиской голосовать не смогут. Проголосовать на этих выборах вправе только граждане, имеющие постоянную московскую прописку», – говорится в сообщении.
Если есть постоянная регистрация в одном городе и временная в другом, куда нужно идти голосовать на выборы Президента 18 марта 2018?
Все зависит не от регистрации, а от того, где конкретно Вы будете находится в день голосования 18 марта 2018 г. Если по месту постоянной регистрации — там и голосуете. Если по месту временной прописки — необходимо будет до 12 марта подать заявление (через МФЦ, госуслуги или территориальный орган изберкома) о голосовании по месту временного пребывания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Рекомендации по организации голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (прилагаются).
2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации определить территориальные избирательные комиссии, которые являются вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к участковым избирательным комиссиям, сформированным на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, и направить информацию в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в срок до 21 июля 2021 года.
3. Направить настоящее постановление в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.
4. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации |
Э.А. Памфилова |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации |
Н.А. Бударина |
1.1. Вопросы, связанные с организацией и проведением голосования граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за переделами территории Российской Федерации (далее — зарубежные участки), при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее — выборы депутатов Государственной Думы), регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ) и Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 20-ФЗ), нормативными актами ЦИК России.
1.2. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации (далее — зарубежные УИК), осуществляют территориальная избирательная комиссия города Байконура (далее — ТИК г. Байконура), сформированная ЦИК России, и определенные постановлениями соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации территориальные избирательные комиссии (далее — ТИК), являющиеся вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к зарубежным УИК.
1.3. ТИК г. Байконура осуществляет свои полномочия во взаимодействии с Избирательной комиссией Московской области.
1.4. Вопросы взаимодействия зарубежных УИК с вышестоящими избирательными комиссиями регулируются настоящими Рекомендациями, а также:
Инструкцией по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России;
Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 12 мая 2021 года N 5/43-8;
Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/108-8.
1.5. Зарубежные УИК осуществляют свои полномочия и обеспечивают реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих либо находящихся за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с требованиями Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ и нормативными актами ЦИК России во взаимодействии с ЦИК России, МИД России, Минобороны России, Пограничной службой ФСБ России.
1.6. Зарубежные УИК используют печати в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 апреля 2021 года N 4/39-8 «О печатях избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва».
В исключительных случаях зарубежной УИК используется печать дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо воинской части.
1.7. Финансирование расходов, связанных с организацией и проведением голосования на зарубежных участках, производится за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы.
1.8. Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденное постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/103-8 (далее — Положение), при голосовании на зарубежных участках применяется по решению соответствующей зарубежной УИК, принятому с учетом местных условий по согласованию с руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации не позднее 10 сентября 2021 года (далее — решение о голосовании 17, 18 и 19 сентября 2021 года). Информация о принятых решениях незамедлительно доводится до сведения избирателей, а также направляется в ЦИК России.
2.1. Зарубежные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территориях государств пребывания избирателей.
2.2. Для проведения голосования избирателей из числа военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах воинских частей, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть образованы избирательные участки в пределах этих воинских частей. Такие избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации только на основании представлений командиров указанных воинских частей.
2.3. Зарубежные участки должны быть образованы не позднее 30 июля 2021 года, а в исключительных случаях — не позднее 11 сентября 2021 года.
2.4. Предусмотренное Федеральным законом N 67-ФЗ ограничение числа избирателей на одном избирательном участке (не более трех тысяч избирателей) при образовании зарубежных участков не применяется.
2.5. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации через МИД России сообщают в ЦИК России об образовании зарубежных участков на выборах депутатов Государственной Думы не позднее 9 августа 2021 года, а в исключительных случаях — не позднее 13 сентября 2021 года.
2.6. На основании представленных МИД России сведений о зарубежных участках постановлением ЦИК России устанавливается единая нумерация избирательных участков, образованных за пределами территории Российской Федерации, на выборах депутатов Государственной Думы.
Информация об установлении единой нумерации зарубежных участков доводится ЦИК России до сведения соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и ТИК, являющихся вышестоящими избирательными комиссиями по отношению к зарубежным УИК.
2.7. Опубликование (обнародование) сведений о зарубежных участках осуществляют руководители соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации с учетом местных условий.
Эти сведения должны содержать:
номер избирательного участка;
место нахождения зарубежной УИК и помещения для голосования;
номер телефона зарубежной УИК.
При наличии у дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации сайтов в сети Интернет указанные сведения размещаются на этих сайтах.
3.1. Зарубежная УИК формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации не позднее 26 августа 2021 года, а в исключительных случаях — не позднее 13 сентября 2021 года.
3.2. Число членов зарубежной УИК с правом решающего голоса определяется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в зависимости от числа избирателей в следующих пределах:
до 1001 избирателя — 3-9 членов зарубежной УИК;
от 1001 до 2001 избирателя — 7-12 членов зарубежной УИК;
более 2000 избирателей — 7-16 членов зарубежной УИК.
Ограничение максимального числа членов зарубежной УИК не действует, если на избирательном участке более 3000 избирателей.
3.3. Если зарубежный участок образован на территории воинской части, то в состав зарубежной УИК включаются представители воинской части.
Если на территории воинской части избирательный участок не образуется, то в состав зарубежной УИК зарубежного участка, на котором будут голосовать военнослужащие, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах воинской части, расположенной на территории данного зарубежного участка, в качестве членов зарубежной УИК с правом решающего голоса включаются представители воинской части.
3.4. Формирование зарубежной УИК осуществляется в установленном порядке с учетом следующих особенностей:
1) предложение по кандидатуре в состав зарубежной УИК, поступившее от политической партии, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних выборах депутатов Государственной Думы, подлежит обязательному учету только в случае, если обладающий активным избирательным правом гражданин Российской Федерации, кандидатура которого предложена в состав указанной комиссии, постоянно проживает на территории соответствующего иностранного государства;
2) число государственных и муниципальных служащих, включенных в состав зарубежной УИК, не ограничивается.
3.5. Членами комиссии с правом решающего голоса не могут быть:
лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
выборные должностные лица, а также главы местных администраций;
судьи, за исключением судей, находящихся в отставке, прокуроры;
кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица политических партий, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов;
члены комиссий с правом совещательного голоса;
супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), — в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда;
лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
3.6. Срок полномочий зарубежной УИК устанавливается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) зарубежной УИК, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем зарубежном участке полномочия зарубежной УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ею решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
Полномочия зарубежной УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшего ее руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в случае ликвидации зарубежного участка.
4.1. Зарубежная УИК правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного количества.
4.2. Председатель зарубежной УИК назначается на должность из числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации, сформировавшим соответствующую зарубежную УИК.
Заместитель председателя и секретарь зарубежной УИК избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.
4.3. Зарубежная УИК собирается на свое первое организационное заседание не позднее чем на пятнадцатый день, а в случае проведения досрочного голосования — не позднее чем на третий день после принятия решения о назначении ее членов с правом решающего голоса.
4.4. Заседания зарубежной УИК созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.
Член зарубежной УИК с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях зарубежной УИК.
4.5. Решения зарубежной УИК об избрании либо об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря зарубежной УИК, о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, а также об итогах голосования принимаются на заседании зарубежной УИК большинством голосов от установленного числа членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.
Решения зарубежной УИК по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов зарубежной УИК с правом решающего голоса.
4.6. Если при принятии решений число голосов членов зарубежной УИК с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», совпадает, то голос председателя зарубежной УИК (председательствующего на заседании) является решающим.
Решения зарубежной УИК подписываются председателем и секретарем зарубежной УИК (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
5.1. После формирования зарубежных УИК МИД России организует доставку и передачу избирательных документов, необходимых для организации голосования избирателей, в частности избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок).
В соответствии с постановлением ЦИК России от 2 июня 2021 года N 8/61-8 «О количестве избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают изготовление типографским способом избирательных бюллетеней для голосования на зарубежных участках, образованных в следующих иностранных государствах: Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Греция, Израиль, Индия, Иран, Испания, Казахстан, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Нидерланды, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Осетия, Япония.
Зарубежные УИК, находящиеся на территории города Байконура, обеспечивает избирательными документами Избирательная комиссия Московской области через ТИК г. Байконура.
5.2. Обеспечение зарубежных УИК бланками списков избирателей, бланками протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, увеличенных форм протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования и информационными материалами по выборам депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу осуществляет ЦИК России, а по одномандатным избирательным округам — соответствующие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации через ЦИК России, в том числе путем передачи оригинал-макетов для самостоятельного изготовления указанной избирательной документации и информационных материалов.
5.3. В исключительных случаях на зарубежных участках при наличии технических средств допускается изготовление избирательных бюллетеней непосредственно зарубежной УИК.
5.4. Решение об изготовлении избирательных бюллетеней с указанием необходимого тиража и сроков зарубежная УИК принимает с учетом пункта 3 постановления ЦИК России от 2 июня 2021 года N 8/61-8 «О количестве избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (приложение N 1). Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель зарубежной УИК.
5.5. После изготовления избирательных бюллетеней председатель зарубежной УИК (в его отсутствие — заместитель председателя либо секретарь) и два члена зарубежной УИК с правом решающего голоса составляют акт в двух экземплярах (приложение N 2). Один экземпляр акта через МИД России направляется в вышестоящую ТИК вместе с первыми экземплярами протоколов зарубежной УИК об итогах голосования, второй остается в зарубежной УИК.
6.1. Порядок составления зарубежными УИК списков избирателей и ознакомления с ними избирателей регламентируется Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/108-8.
6.2. Зарубежная УИК вправе составлять список избирателей до первого дня голосования по личным письменным заявлениям избирателей, поданным не позднее 16 сентября 2021 года, в случае проведения досрочного голосования — не позднее дня, предшествующего дню досрочного голосования, а в день (дни) голосования — по устным обращениям граждан Российской Федерации, явившихся на избирательный участок.
6.3. На зарубежном участке в список избирателей при его составлении зарубежной УИК включаются подавшие личные письменные заявления избиратели, которые:
постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;
проживают в пределах расположения воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации (при условии, что на ее территории не образован избирательный участок).
6.4. На зарубежном участке, образованном на территории воинской части, в список избирателей при его составлении включаются:
избиратели из числа военнослужащих, члены их семей и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинской части (на основании сведений, представляемых командиром воинской части);
избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации либо находящиеся в длительных заграничных командировках, подавшие личные письменные заявления о включении в список избирателей на момент его составления (по согласованию между командиром воинской части и руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации).
6.5. В день (дни) голосования на основании устного обращения при явке в помещение зарубежной УИК в список избирателей на зарубежном участке, в том числе образованном в пределах расположения воинской части (по согласованию между командиром воинской части и руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации), включаются избиратели, которые:
постоянно проживают за пределами территории Российской Федерации либо находятся в длительных заграничных командировках;
находятся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках.
6.6. Сведения об избирателях, включаемых в список избирателей, располагаются, как правило, в порядке поступления заявлений, поданных не позднее 18 часов по местному времени 16 сентября 2021 года, в случае проведения досрочного голосования — не позднее 18 часов дня, предшествующего дню досрочного голосования, либо устных обращений в день (дни) голосования. В списке избирателей указываются фамилия, имя и отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства. При этом адрес места жительства указывается со слов избирателя:
в случае если избиратель постоянно проживает за пределами территории Российской Федерации, — указывается адрес его места жительства на территории иностранного государства;
в случае если избиратель находится в командировке (в том числе длительной), в служебной, деловой или туристической поездке, — указывается адрес его места жительства на территории Российской Федерации.
6.7. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка изготавливается на бумажном носителе в машинописном виде, второй экземпляр — в машиночитаемом виде.
В исключительных случаях допускается составление списков избирателей в рукописном виде.
6.8. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
6.9. В случае если участковой комиссией будет установлено, что избиратель подал заявление для участия в дистанционном электронном голосовании либо проголосовал на ином избирательном участке, указанный избиратель не включается в список избирателей.
Как проголосовать по месту жительства (а не регистрации) на выборах в Госдуму?
В 2018 году было принято решение об отмене открепительного удостоверения, так как это была сложная и неудобная процедура. Раньше система действовала следующим образом, гражданин сначала должен был за 2 месяца до выборов лично прийти в территориальную комиссию и написать заявление, указав уважительную причину, и только потом уже получить открепительное удостоверение. Поэтому избиратели предпочитали вообще не голосовать, чем тратить время на всю эту процедуру. Поэтому открепительного удостоверения в 2018 году не будет.
Заявление на открепление от участка по месту прописки можно подать через МФЦ. Определиться с участка можно только один раз. Если человек знает, что в день выборов он не сможет явиться на избирательный участок, то ему нужно прийти в любое отделение МФЦ, взяв с собой паспорт, либо документ, удостоверяющей личность (если нет паспорта) и заявление. Сотрудники МФЦ примут заявление, и расскажут о местоположении избирательных участков.
Граждане могут подать заявление напрямую в территориальную или участковую избирательные комиссии. О сроках мы уже писали выше. Для тех граждан, которые пропустили предусмотренный законом срок, разработана следующая процедура:
- заявление можно сдать в участковую избирательную комиссию до 14.00 дня, который предшествует выборам. В заявлении необходимо указать причину;
- если гражданин пришел в избирательную комиссию в последние 4 дня, то для таких людей все организовано на специально определенных участках. Нужно будет предъявить паспорт и заявление, на котором будет специальный стикер, который защищает от фальсификации и дублирования.
Если человек неожиданно оказался в больнице, полиции и т.д., то он также может попросить о переносе места голосования. Также бывают ситуации, когда человек прикрепился к одному какому-то участку, а в день выборов пришел голосовать на участок по месту своей регистрации, в таком случае отказать ему не могут, потому что члены комиссии должны рассмотреть каждую явку. В данной ситуации выдача разрешения осуществляется после проверки на повторную явку. Что касается военнослужащих, сотрудников силовых структур, которых отправили на другое место дислокации, то они могут проголосовать до 14 часов 17 марта 2018 года (выборы 18 марта 2018 года).
Основная суть проблем, возникающих при желании граждан проголосовать вдали от дома, состоит в том, что один человек в одних выборах имеет один голос. Соответственно, проголосовать он должен один раз и в одном месте. Для этого гражданина включают в единственный список избирателей, а вот эти-то списки и формируются в автоматическом порядке (без участия самого избирателя) по месту постоянной регистрации.
Существуют установленные законом сроки регистрации. Для места жительства этот срок составляет 7 дней. По месту пребывания следует зарегистрироваться в течение 90 суток.
С точки же зрения участия в выборах разговор идет о сроках достаточных для внесения вас в списки избирателей. Система в значительной мере инертна, и если вы недавно переехали и прописались, то в момент выборов можете не обнаружить своей фамилии в необходимых списках. Поэтому, если вы никогда ранее не голосовали на новом вашем участке, имеет смысл за несколько дней до выборов обратиться в избирательную комиссию и проверить внесение вас в список. Если вас там нет, при предъявлении регистрации вас в список внесут.
Участие в выборах по месту пребывания в значительной мере ограничено. При правильной подготовке вы наверняка сумеете поучаствовать в выборах президента и депутатов Государственной Думы, избираемых по партийным спискам.
Проголосовать за депутатов по мажоритарному округу вам не позволят. Этот депутат представляет местных жителей, а вы человек здесь временный. На выборах мэра соседнего города вам проголосовать не разрешат. А вот за депутатов законодательного собрания субъекта Федерации голосовать временно проживающему можно, если вы имеете регистрацию по месту жительства внутри этого субъекта.
Голосование в местах временного пребывания на местных выборах регламентируется региональными законами. На федеральном уровне четкой законодательной базы по этому вопросу пока не существует. Вопрос решается приемом отдельных законов о проведении конкретных выборов. В последний раз такие выборы состоялись в сентябре 2016 года, когда выбирали Государственную Думу.
Наверное, следует исходить из того, что голосование по месту пребывания в 2020 году будет организовано по тем же или сходным правилам. Тогда для голосования не по месту жительства требовалось получить открепительное удостоверение, или, как его часто называют, открепительный талон. Данный документ свидетельствует о том, что вы исключены из списков избирателей по месту жительства и имеете право проголосовать на любом избирательном участке страны.
Для получения открепительного удостоверения требовалось обоснование необходимости в этом. На официальном уровне было признано достаточным основанием нахождение военнослужащих за пределами пункта постоянной дислокации в связи со служебной необходимостью, работа на предприятиях непрерывного цикла производства, нахождение в больницах и санаторно-курортных учреждениях, а также в местах ограничения свободы. Лица, находящиеся в следственных изоляторах и не осужденные в Российской Федерации, участие в выборах принимают. Кроме того, было организовано и голосование студентов по месту пребывания.
Список этих причин не является исчерпывающим. Решение в конечном счете принимает избирательная комиссия по вашему месту жительства, туда и сл��дует обращаться.
На последних выборах для участия в голосовании по месту пребывания требовалось быть зарегистрированным там не менее трех месяцев. Наверное, определенные сроки пребывания будут установлены и при проведении следующих выборов. Учтите эту особенность и уточните сроки перед принятием решения о своих действиях.
ВНЖ – это вид на жительство, а, точнее, документ, который оформляется на определенных условиях для иностранцев, чтобы они могли легально постоянно жить и работать в РФ. Внешне он очень похож на гражданский российский паспорт, т. к. имеет твердую обложку, содержит персональные данные иностранца и соответствующие реквизиты.
Обладатель ВНЖ обретает часть прав, которые есть у россиян, а также соцгарантии и особые привилегии. ВНЖ заменяют при достижении определенного возраста (14, 25 и 45 л.). После непрерывного проживания на территории РФ на протяжении 5 лет можно получить российское гражданство.
ВНЖ знаменует собой несколько иное статусное положение для иностранца нежели РВП. Получив ВНЖ, гражданин может:
- законно продолжительное время жить в любом регионе РФ;
- свободно передвигаться по России, выезжать за ее пределы;
- трудоустроиться в любом субъекте РФ на общих основаниях, как самостоятельно, так и при помощи центра занятости;
- получить бюджетное образование;
- пользоваться бесплатными мед. услугами;
- получать соцвыплаты, пенсионное обеспечение и др.
Для того, чтобы разобраться, какие возможности дает иностранцу наличие ВНЖ при проведении выборов, нужно для начала рассмотреть правовую базу по этому вопросу.
Проведение выборов и референдумов в РФ подчиняется нормам ФЗ РФ № 67. Его положения касаются не только россиян, но и иностранцев с ВНЖ (постоянно проживающих). Следует отметить, что голосование на любых выборах является тайным и базируется на всеобщем равном прямом избирательном праве.
Важно! Иностранец с ВНЖ участвует в местных выборах добровольно. Это значит, что никто не вправе принуждать его голосовать либо препятствовать его волеизъявлению. При этом его, как и всех остальных участников, называют избирателем.
Попросту говоря, на свое усмотрение он может голосовать, а может и не голосовать. Голосование для всех проводится на избирательных участках. Дата выборов назначается на воскресенье (выходной). Выборы не проводятся в рабочее воскресенье, праздник (а также в день до него и после него). Обычно таким днем является второе воскресенье сентября. Если оно приходится на праздник либо объявлено рабочим днем, тогда день выборов переносят на третье сентябрьское воскресенье. Эти общепринятые нормы применяются повсеместно при организации и проведении местных выборов.
Как принято, решение о назначении выборов заранее публикуется в СМИ. Организацией их занимается специальная комиссия. Информирование избирателей осуществляется постоянно и по всем вопросам, связанным с выборами. Иностранцы, участвующие в выборах, могут узнать о сроках, кандидатах, подготовке, порядке их проведения из СМИ, через комиссию, органы местного самоуправления.
Источники информации обширны и «работают» на протяжении всех выборов. Агитационные материалы размещаются на рекламных конструкциях и др. специально отведенных для этого местах. Вся информация предоставляется оперативно, но о результатах голосования в день выборов не сообщают – таков порядок.
Т. к. иностранец с ВНЖ зарегистрирован по определенному адресу, то он вместе с остальными гражданами вносится в список участников для голосования по месту регистрации. Этими вопросам занимается участковая комиссия. Именно она должна обеспечить участие в выборах (голосовании) всех граждан, имеющих право на включение в данный список.
Это значит, если кто-то из избирателей, например, из-за болезни либо иным по уважительным причинам не может прийти в день голосования на избирательный участок и проголосовать, то участковая комиссия должна организовать для него голосование вне участка. Для того, чтобы проголосовать на дому либо в ином месте, т. е. вне участка, избиратель должен заранее (стандартно за 10 дн. до голосования) письменно либо устно заявить об этом комиссии. Т. е. общий порядок голосования в этом вопросе применяется и по отношению к иностранцам с ВНЖ.
Ошибка 1. Следует правильно понимать, что такое выборы и референдум. Это два разных понятия, которые некоторые граждане, порой, ошибочно отождествляют.
И выборы, и референдумы – это форма прямого волеизъявления населения, которая предполагает участие граждан в голосовании. Но в первом случае, при проведении выборов, путем голосования выбирают, формируют органы госвласти, местного самоуправления. Т. е. голосованием выбирают депутатов, главу муниципалитета и т. д.
А во втором, при проведении референдума, на голосование выносятся значимые вопросы различного значения (местного, либо регионального, либо общегосударственного). Тематика таких вопросов весьма разная. Так, голосованием на референдуме могут принимать новую Конституцию. Наглядным примером может послужить также проведение всероссийского референдума (17.03.1991), на котором был поставлен вопрос о введении президентского поста.
Согласно ПП РФ № 1578 муниципалитеты, в которых численность населения превышает 20 тыс. чел., должны проводить референдумы по своим проектам благоустройства парков и скверов. Это необходимо для получения федерального финансирования данного проекта. Местные референдумы проводятся исключительно для решения местных вопросов.
Поскольку для получения открепительного удостоверения требуется обязательное обоснование, будет необходимо предъявить документы, которые его подтвердят. Речь может идти о:
- командировочном удостоверении;
- путёвке в санаторий;
- студенческом билете;
- других документах.
В ряде случаев избирательной комиссии бывает достаточно показать свидетельство о регистрации по месту пребывания. Открепительное удостоверение выдаётся сразу же после предоставления указанной документации и подачи заявления, а из списка избирателей на данном участке гражданина исключают. Следует не забывать об установленных сроках на получение регистрации:
- постоянной — 7 календарных дней;
- временной — 90 календарных дней.
В отношении предвыборного периода эти сроки являются достаточными для того, чтобы имя человека, собирающегося голосовать, было внесено в ранее составленные списки. Из-за медлительности системы в целом часто приходится проверять заранее, были выполнены необходимые изменения после предоставления открепительного удостоверения или же нет. Во втором случае нужно просто показать комиссии свидетельство о регистрации или открепительное удостоверение, и все необходимые коррективы будут внесены.
В ряде случаев ранее запланированные поездки или мероприятия срываются либо их сроки переносятся, и тогда исчезает возможность голосовать по месту пребывания, поскольку человек остаётся на своём постоянном месте жительства, а полученное ранее удостоверение оказывается ненужным. Несмотря на все возможные сомнения и волнения относительно того, можно ли голосовать по месту жительства с открепительным удостоверением, переживать совершенно не о чем, поскольку полученный ранее документ предоставляет своему владельцу возможность голосовать на любом участке, даже если это тот, из списков которого гражданин был вычеркнут ранее. Изменения в перечне требуемой документации (паспорт и открепительное удостоверение) и порядке действий, в сравнении с голосованием по месту пребывания, отсутствуют.
В свете гарантированных избирательных прав проблем с возможностью голосовать по месту пребывания возникнуть не может. Отказать в выдаче ОУ члены комиссии не вправе. Проблемой может стать лишь утеря (порча) открепительного талона, так как повторная выдача такого документа (или его дубликата) не предусмотрена.
Иногда возникают затруднения, связанные с переездом в новое место постоянного проживания в предвыборный период. Фамилию в списки могут не успеть внести. Во избежание такого инцидента, есть смысл за несколько суток до выборов убедиться в наличии своих данных в списках. При их отсутствии – просто предъявить регистрацию для устранения досадного казуса.
Ст. 62 «Открепительное удостоверение» 63-ФЗ освещает вопрос о том, как голосовать по удостоверению, если прописан в другом городе. Речь идет о документе, который предоставляет гражданину право участия в выборном процессе не по месту регистрации. ОУ свидетельствует об исключении человека из списков на том участке, где он зарегистрирован. Избирательное право может быть реализовано на любом другом.
Оформляется документ по заявлению гражданина, где называется причина отсутствия. Неиспользованные открепительные талоны подлежат погашению до начала голосования. Выдача ОУ осуществляется в ТИК (от 45 до 20 суток до выборов) или УИК (от 19 до 1 дня до выборов).
Есть два варианта реализации права выбора не по месту «прописки»:
- Без открепительного талона на федеральных, региональных выборах.
- По открепительному талону на муниципальных (местных) выборах.
Для первого варианта (без ОУ) понадобятся документы: паспорт и заявление. Его можно оформить уже за 45 дней до момента голосования, но не позже 14 часов дня, предшествующего избирательному. Заявление подается на один участок и только единожды при наличии паспорта. Процедура занимает не более 5-10 минут. Заявление регистрируется одним из способов:
- на отдельном избирательном участке (ТИК);
- в участковой избирательной комиссии (УИК);
- в ближайшем МФЦ;
- на портале «Госуслуги».
Формирование и выдача документа осуществляется бесплатно. Для второго варианта (с ОУ) необходимы документы: паспорт и зарегистрированное ранее ОУ. Для обоснования отсутствия в день выборов члены избиркома могут при оформлении открепительного попросить предъявить документ:
- командировочное удостоверение;
- санаторно-курортную путевку;
- студенческий билет и др.
Иногда возникает вопрос, если удостоверение личности отсутствует (в процессе обмена, регистрации и др.), можно ли получить паспорт в другом городе. Гражданин вправе для внесения в списки заменить его справкой, удостоверяющей личность.
Бывает, что по какой-то причине, оформив заявление в другом городе, гражданин оказывается по месту регистрации. К примеру, отменили командировку или выезд на лечение. Эта проблема разрешима. Ведь ОУ дает право участвовать в выборах на любом участке, и на котором он взят, в том числе. Главное, иметь талон при себе. После голосования он изымается, что исключает возможность повторного участия в выборном процессе.
Отмена на выборах ОУ уже дала ожидаемые результаты по увеличению числа избирателей в период президентских выборов. Ведь это намного упростило всю схему голосования. Теперь любой гражданин РФ может осуществить избирательное право не по месту «прописки», приложив минимум усилий и времени, не оформляя открепительного талона. Его действие сохраняется только на муниципальных выборах в пределах одного субъекта.
Основное правило миграционного учета в период пандемии, установленные указом № 274, сохранены: течение миграционных сроков приостановлено на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года.
Вместе с тем, указом президента № 791 от 15 декабря, который вступил в силу со дня подписания, введены ограничения на продление миграционных сроков для лиц, имеющих:
- гражданство иностранного государства,
- ВНЖ на территории иностранного государства,
при условии, что с этим иностранным государством возобновлено транспортное сообщение.
В отношении данной категории лиц миграционные сроки продлеваются не до 15 июня 2021 года, а сокращены и напрямую зависят от даты открытия транспортного сообщения.
Председатель Центризбиркома подчеркнула, что в ходе предстоящего единого дня голосования 19 сентября ожидаются провокации, члены избирательных комиссий должны быть готовы к ним.
Глава ЦИК отметила, что сейчас акцент делается на подготовке членов комиссий, учитывая недавние изменения избирательного законодательства, чтобы «каждый член избирательной комиссии на своем уровне в меру своих обязанностей» четко знал действующие нормы. «Формы голосования будут более современными, более эффективными, — сказала Памфилова. — Мы сейчас будем проводить полномасштабное обучение всех участников избирательного процесса».
«Мы большое внимание уделяем второй составляющей, помимо профессиональной подготовки. Это стрессоустойчивость наших коллег. Проблема довольно острая, актуальная. Они должны быть готовы к отражению всех возможных провокаций, которые, несомненно, будут с целью дискредитировать избирательную систему, с целью сорвать выборы и дезорганизовать работу комиссий. Такие провокации будут, мы знаем», — сообщила председатель ЦИК.
В связи с этим планируется организация психологической помощи для членов избирательных комиссий. «Если возникает какая-то сложная ситуация, у них должен быть крепкий тыл в нашем лице и в лице специалистов, которые помогут им достойно справиться с теми проблемами, которые могут возникнуть», — резюмировала Памфилова.
Согласно закону, выборы в Госдуму должны пройти в третье воскресенье сентября, то есть 19 сентября. Одновременно с этим будут проходить региональные и муниципальные выборы. Согласно данным на конец декабря 2020 года, в единый день голосования 2021 года должны пройти прямые выборы глав восьми субъектов РФ (еще в трех высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.
2.03.2018 07:49 — гость —
Лучше всего не ходить, а заняться более полезными делами.
2.03.2018 08:11 Александр88
Отличная статья, особенно для тех, кто пойдет на выборы в первый раз, я помню свои первое участие выборов, ничего не знал и куда вообще идти, сейчас все организовано на славу, ещё ни одни выборы не пропустил.
2.03.2018 08:18 Марина
Отлично, что все делают для упрощения голосования как дома, так и за границей. Спасибо что заботитесь о нас.
2.03.2018 08:47 Геноцид Эклеров
2.03.2018 07:49
— гость —
для тебя более полезное дело — это в носу поковырять. авось нефть добудешь.
2.03.2018 09:24 Геноциду
Видимо ты уже нашел, раз советуешь)
2.03.2018 09:26 Геноцид Эклеров
2.03.2018 09:24
какая то децкая отмазка — перевод стрелок)
школота, пошел на …
2.03.2018 10:11 Даша Сибирячк
Чюствуеца постоянная забота о Нас! Спасибо!
2.03.2018 10:30 Геноциду
Твой коммент тоже умом не блещет. Может у тебя в голове вакуум.
Произошла коррекция законов о баллотировании в стране. Инициатива поступила от ЦИК. Россиянин имеет право подать заявление о включении себя в список респондентов на участках другого города через МФЦ и прочие структуры.
ТИК принимает прошения с 20 августа и заканчивает данную процедуру 11 сентября. Открепительное удостоверение больше не используется.
Чиновники решили отменить открепление, поскольку процедура оказалась сложной. Респонденты из-за волокиты решали не приходить на всеобщий референдум. Получить открепительное удостоверение для голосования до 2020 года было возможно гражданам, которые пребывали в другом городе по уважительной причине, например, в командировке. При этом необходимо было нотариально заверять справку.
Проголосовать не по месту прописки имеет право 18-летний гражданин России. Выбрать избирательный участок он может лишь единожды.
МФЦ и Госуслуги предлагают дистанционную подачу документов, чтобы выбрать участок. Процедура совершается бесплатно. Неважно, какую форму подачи заявления выберет избиратель, ему окажут квалифицированную помощь и качественные услуги.
Человек, имеющий конституционное право, может принять участие в выборах 2020, подав электронную заявку через МФЦ в другом населенном пункте. Выбрать место волеизъявления физическое лицо имеет право только раз в течение 25 дней.
Оформить голосование в другом регионе удастся в Многофункциональном центре. При личной явке нужен документ, который удостоверяет личность. Работники учреждения принимают заявление со свидетельством и предоставляют данные об округах. ЦИК отмечает, что количество пунктов в этом году увеличилось.
Система МФЦ для предоставления услуги действует согласно законодательным нормам и актам. Работники органа отправляют обновленные списки в ТИК. Чтобы узнать адреса пунктов, стоит зайти на официальную площадку Центральной избирательной комиссии. С помощью интерактивной карты россиянин просматривает, какие пункты голосования доступны в необходимом городе. Совет дают работники справочно-информационного отдела.
В Территориальную избирательную комиссию обратиться могут совершеннолетние граждане до 11 сентября. Принести заявление в Участковую избирательную комиссию получится также до 11 сентября.
Существует другая процедура для лиц, которые узнали, что им срочно надо уехать в другой регион. В этом случае необходимо:
- определится с новым пунктом и оформить бумаги до 11 сентября;
- респондент обязан отметить причину обращения;
- разрешено экстренно перенести место голосования военным, служащим в силовой структуре;
- позволено выбирать в другом месте лицам, оказавшимся в СИЗО, стационаре.
Чиновники отмечают, что достаточно написать заявление по месту фактического проживания, чтобы прийти на выбранный участок в другом округе. Если россиянин прибыл на выборы в свой округ, члены комиссии рассмотрят заявку и примут решение, выдавать ли гражданину бланк для голосования.
За происходящим следят наблюдатели. Они свободно перемещаются между зонами голосования, фиксируют нарушения.
«Из 70 тысяч, если исключить детей, останется примерно 2/3 людей, которые по Конституции имеют право голоса. Для того, чтобы проголосовать на выборах, таким людям нужно подать в отдел ведения государственного реестра избирателей соответствующие документы — паспорт, заявление и другие документы, которые могут подтвердить, что человек фактически находится не по месту прописки», — прокомментировал региональный координатор Гражданской сети ОПОРА.
Как рассказал Андрей Токарский, еще в сентябре прошлого года Центральная избирательная комиссия выдала постановление, в котором сказано, что граждане Украины, место прописки которых находится на временно оккупированных территориях так называемых «ДНР» и «ЛНР», смогут изменять место голосования по упрощенной процедуре.
Эта процедура предусматривает, что украинцы могут изменить место голосования, подав в отделы ведения государственного реестра избирателей только паспорт и заявление о желании изменить место голосования.
Украинские законы дают возможность временно и разово изменить место голосования — как на территории государства, так и за рубежом.
Сколько стоит право избирать и быть избранным
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Справка
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и пунктом 3 статьи 19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения по некоторым вопросам организации голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации |
В.Е. Чуров |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации |
Н.Е. Конкин |
1.1. Разъяснения по некоторым вопросам организации голосования избирателей, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации (далее — Разъяснения) разработаны с целью создания необходимых условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации , не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — граждане, не имеющие регистрации по месту жительства).
1.2. Вопросы организации голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, при проведении выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о выборах депутатов), «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации).
1.3. Термины и понятия, применяющиеся в настоящих Разъяснениях:
— гражданин, не имеющий регистрации по месту жительства — гражданин Российской Федерации, обладающий на день голосования активным избирательным правом, но не имеющий регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации;
— документы, заменяющие паспорт, — временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации; документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
— учреждение социальной помощи для лиц без определенного места жительства — дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации, а также иные учреждения, созданные в целях оказания социальной поддержки лицам без определенного места жительства и занятий.
Иные понятия и термины, используемые в настоящих Разъяснениях, применяются в том же значении, что и в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и других федеральных законах.
2.1. Для определения количества граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации, местоположения учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства, иных мест пребывания данных граждан и обоснования необходимости образования одного или нескольких избирательных участков и (или) определения одного или нескольких избирательных участков, определенных для голосования указанной категории граждан, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации направляет запросы в органы социальной защиты населения, органы внутренних дел.
2.2. Избирательные участки образуются в порядке и сроки, установленные статьей 13 Федерального закона о выборах депутатов и статьей 25 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации . В исключительных случаях в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона о выборах депутатов и пунктом 4 статьи 25 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации избирательные участки для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, образуются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за три дня до дня голосования по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
2.3. Избирательные участки для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, рекомендуется образовывать, как правило, в городах федерального значения, административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с большим числом избирателей. В иных случаях рекомендуется определять уже образованные избирательные участки для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства.
4.1. Формирование участковых избирательных комиссий для организации голосования на избирательном участке, образованном для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, осуществляют соответствующие территориальные комиссии с соблюдением общих условий, порядка и сроков формирования участковых избирательных комиссий, установленных статьей 21 Федерального закона о выборах депутатов и статьей 15 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации.
4.2. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 21 Федерального закона о выборах депутатов и пунктами 1 и 4 статьи 15 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации формирование участковых избирательных комиссий и назначение их председателей производится соответствующей территориальной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее чем за три дня до дня голосования. В последнем случае территориальная избирательная комиссия обязана незамедлительно проинформировать всех субъектов права выдвижения кандидатур в состав участковой избирательной комиссии.
4.3. При формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках для голосования граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, рекомендуется назначать в состав указанных комиссий работников учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства.
4.4. В составе участковой избирательной комиссии, образованной для работы на избирательном участке для граждан, не имеющих регистрации по месту жительства, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона о выборах депутатов и пунктом 1 статьи 15 Федерального закона о выборах Президента Российской Федерации должно быть не менее трех и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса.
Верховный суд смягчил подходы к фиктивной прописке близких родственников
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статьи 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), учитывать требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, проезда через территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, содержащиеся в Законах Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральных законах от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также в принятых в их развитие актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Общественно опасные деяния, предусмотренные статьей 322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница) с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов при обстоятельствах, указанных в части 1 или части 2 данной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В части 1 статьи 322 УК РФ под действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство в Российской Федерации и др.), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, понимается, в частности, выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства Российской Федерации либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на Государственной границе и др.).
4. Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 322 УК РФ, надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
22715
Видео 19587
Как участвовать в выборах за пределами места жительства
Фото 18175
14373
21758
Фото 8526
Как изменится порядок выплаты и оформления пенсий с 1 января 2022 года?
Гражданство 2022 года, выданное иностранцу, ничем не отличает его от российских подданных. Гражданин получает на руки паспорт россиянина и в нем не фигурирует отметок о том, что ранее он не был таковым. Все вопросы по приему в гражданство 2022 регулируются ФЗ № 62.
Рассмотрение заявок на получение гражданства РФ стандартно происходит в пределах одного года. А в упрощенном порядке – до трех месяцев, несмотря на то, что требуется уточнять факты по наличию оснований.
По заявкам на получение гражданства РФ в стандартном порядке принимает решение Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководство территориального подразделение МВД.
получение гражданства РФ невозможно, если иностранец выступает за свержение конституционного строя;
а также если участвовал в вооруженных конфликтах;
также получение гражданства РФ не произойдет, если иностранец имеет отношение к экстремизму;
если иностранец имеет ограничение въезда в Россию, получить гражданство 2022 года у него не выйдет;
а также при предъявлении им подложных документов или ложных данных;
когда человек служит в различном виде на благо государственной системы иной страны, у него не выйдет получить гражданство 2022 года;
в том случае, если мигрант имеет текущую судимость, получить гражданство 2022 г. тоже нереально;
и если он преследуется в уголовном плане.
Если в биографии иностранца нет таких «пятен» ему останется только верно собрать документы и соблюсти всю процедуру подачи заявки на гражданство 2022.
Образец заявления на получение гражданства РФ можно скачать на сайте МВД. Есть обязательные правила, которым нужно следовать при заполнении заявления. Так заявителю разрешается писать текст разборчиво вручную или заполнять заявление на компьютере. Распечатывать бланк можно с двух сторон одного листа А4. При заполнении применяется исключительно русский язык. Вставлять аббревиатуры и сокращать слова не разрешено. Если была допущена ошибка, зачеркивания и исправления оставлять нельзя.
Если заявление на получение гражданства РФ заполняется самостоятельно дома, не рекомендуется заранее ставить на него подпись. Это следует сделать в присутствии специалиста, принимающего документы. Если заявление заполнено некорректно, получить гражданство 2022 не удастся. Впрочем, этот принцип касается любого момента по неправильной сборке документов. При вынесенном отказе обратиться повторно можно будет только через год. Если получение гражданства РФ не произошло, можно продолжать жить в России по ВНЖ.
Подтвердить знание языка, чтобы получить гражданство 2022 можно такими документами:
сертификат, который выдается иностранцу после сдачи им экзамена в специальном центре;
документом об образовании, полученном в советском государстве до распада СССР;
документом об образовании, полученном в России.
Некоторые категории заявителей избавляются от необходимости сдавать экзамен на получение гражданства РФ. Это недееспособные или ограниченные в дееспособности, а также несовершеннолетние заявители, пенсионеры, переселенцы по госпрограмме, высококвалифицированные специалисты и их семьи и т.д.
Что касается вопроса предъявления паспорта, его придется сначала перевести в специальном центре переводов. И только затем эта копия относится к нотариусу для заверки, чтобы впоследствии получить гражданство 2022 года.
Здесь представлен более обширный список потенциальных претендентов:
совершеннолетние и дееспособные апатриды при наличии в прошлом Советского гражданства могут притязать на упрощенное гражданство 2022 года — они подтверждают свое право свидетельством о рождении / справкой из бывшего советского государства об обмене паспорта на документ апатрида;
взрослые и дееспособные иностранцы, родившиеся на территории РСФСР и имевшие советское гражданство, также вправе просить облегченное гражданство 2022 г. — также предоставляют свое свидетельство о рождении;
иностранцы, получившие профильное образование по аккредитованной программе истребуют гражданство 2022 г. также в упрощенном формате — представляют документ об образовании и подтверждение аккредитации ВУЗа;
право получить гражданство 2022 г. есть у иностранных граждан, ведущих в России индивидуальную предпринимательскую деятельность не меньше 3-х лет, а сумма налогообложения в этот период равна не меньше 1 млн. рублей — представляют выписку из единого реестра и сведения об уплаченных суммах;
иностранные инвесторы, вложившиеся в деятельность юрлица (если таковое работает на протяжении 3-х лет и выплачивало налоги и сборы в указанный период от 6 млн. руб.) смогут получить гражданство 2022 упрощенно — представить нужно выписки из соответствующих реестров и информацию о налогообложении;
трудоустроенные на протяжении года в России иностранцы по профессии из специального перечня наделены правом запрашивать гражданство 2022 упрощенно — они представляют документы, подтверждающие факт трудовой деятельности и информацию по состоянию индивидуального лицевого счета из ПФ;
?
Принять участие в дистанционном электронном голосовании может гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, зарегистрированный по месту жительства на территории одного из семи субъектов Федерации. Проголосовать можно как за федеральный список кандидатов на выборах в Госдуму РФ, так и за одномандатников. Все участники ДЭГ должны быть зарегистрированы на Едином портале государственных услуг с подтвержденной учетной записью в этой системе.
Дистанционное электронное голосование на выборах 2021 года пройдет в семи субъектах РФ: в городах Москве и Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.
При этом Москва, Нижегородская, Ярославская и Курская области были выбраны как регионы, уже имеющие опыт проведения ДЭГ. Мурманская область и Севастополь включены в список в качестве эксперимента, поскольку, по сведениям ЦИК, многие избиратели из этих регионов в сентябре будут находиться в отъезде.
В Ростовской области в настоящее время находятся и работают жители Донецкой и Луганской народных республик, получившие гражданство РФ в упрощенном порядке, но не имеющие постоянной регистрации на территории России. По мнению ЦИК, эксперимент по проведению там ДЭГ позволит в дальнейшем организовывать дистанционное голосование и за пределами страны. Жители Донбасса, включенные в списки избирателей Ростовской области, но не имеющие постоянной регистрации на территории РФ, могут голосовать на выборах депутатов Госдумы только по федеральному избирательному округу. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктора Водолацкого, на сегодняшний день 611 тыс. 320 человек являются гражданами России на территории Донбасса.
По данным ЦИК, на территории семи выбранных субъектов РФ зарегистрированы около 16 млн избирателей, из них 10 млн имеют подтвержденную учетную запись на портале госуслуг.
Ливанская диаспора за рубежом примет участие в парламентских выборах в 2022 году
?
Дистанционное электронное голосование проводится с применением специального программного обеспечения без бумажного бюллетеня. Для участия избирателю не нужно находиться в дни выборов на территории своего избирательного участка. Проголосовать можно при помощи компьютера или телефона.
Возможность использования такой формы голосования на федеральных выборах была закреплена в российском законодательстве 23 мая 2020 года федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ДЭГ проводится на основе ст. 64 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 81 федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
В соответствии с избирательным законодательством решение о проведении электронного голосования принимает Центральная избирательная комиссия РФ или по ее поручению соответствующая избирательная комиссия субъекта Федерации.
?
Нет. Ранее в России голосование с использованием информационных технологий применялось трижды: в 2019 году на выборах депутатов Мосгордумы, в 2020 году в ходе общероссийского голосования по принятию изменений в конституцию РФ и на дополнительных выборах в Госдуму. При этом, по данным ЦИК, явка на ДЭГ всегда превышала 90%.
Впервые ДЭГ было применено в единый день голосования 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года (оба документа имеют одинаковое название — «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва»). ДЭГ было организовано в трех столичных избирательных округах из 45: №1 (Зеленоград), №10 (Бибирево, Лианозово, Северный), №30 (Чертаново Центральное, Чертаново Южное). По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тыс. избирателей из 11,2 тыс., подавших заявления. В целом при помощи ДЭГ проголосовали 9,95% от всех принявших участие в выборах.
В ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, ДЭГ по решению ЦИК проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Заявки на участие в нем подали 1,19 млн избирателей, проголосовали 1,1 млн (17,5% от принявших участие в общероссийском голосовании). 13 сентября 2020 года в Курской и Ярославской областях при помощи ДЭГ избирали депутатов Государственной думы на дополнительных выборах. Из 31,57 тыс. избирателей, подавших заявления на электронное голосование, своим правом воспользовались 28,9 тыс. (9,67% от принявших участие в выборах).
23 мая 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который сделал допустимым использование дистанционного электронного голосования при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон «О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве». Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году».
Материал подготовлен ТАСС-ДОСЬЕ
Существовавший при советской власти институт прописки, несколько трансформировавшись, сохранился и в наше время. Вместо слова «прописка» теперь используют слово «регистрация», процесс учета несколько облегчен и учитывает новые реалии, но сохранил одну из главных особенностей – реализацию прав граждан по территориальному принципу.
Все отлично знают, что такое районная больница, районная школа.
Избирательные участки тоже создаются по территориальному принципу, и у лиц, не проживающих там, где они зарегистрированы, возникают проблемы с возможностью участия в выборах.
В связи с этим и возникает вопрос о том, как голосовать не по месту жительства.
Следует понимать, что близкие по смыслу словосочетания в законодательном поле могут иметь совершенно разное значение. К таким словосочетаниям, в частности, относятся «место жительства» и «место пребывания».
Место жительства – это жилое помещение, в котором вы проживаете на законных основаниях постоянно. В советской терминологии регистрация по месту жительства называлась постоянной пропиской. В основном именно с этим видом регистрации и связана возможность получения государственных услуг и осуществления прав, привязанных к определенной территории.
Регистрация по месту пребывания в советские времена называлась временной пропиской. Это регистрация факта жительства в жилом помещении за пределами пункта постоянной регистрации, на законных основаниях.
Теоретически все граждане должны иметь регистрацию по месту жительства, а при временных выездах за его пределы регистрироваться по месту пребывания. Жить они должны по месту регистрации.
Однако фактически многие россияне имеют оба типа регистрации, а живут в третьем месте, и частенько его меняют. Такое жилье сейчас принято называть фактическим местом жительства. Есть еще и категория граждан, называемых аббревиатурой БОМЖ, – то есть люди, которые вообще не имеют регистрации.
Узнайте подробнее о том, чем отличается место жительства от места регистрации.
Основная суть проблем, возникающих при желании граждан проголосовать вдали от дома, состоит в том, что один человек в одних выборах имеет один голос. Соответственно, проголосовать он должен один раз и в одном месте. Для этого гражданина включают в единственный список избирателей, а вот эти-то списки и формируются в автоматическом порядке (без участия самого избирателя) по месту постоянной регистрации.
Если вы зарегистрированы по месту жительства достаточно долго, то никаких проблем с осуществлением конституционного права избирать у вас возникнуть не должно. Находясь по месту постоянной прописки, вы сможете участвовать во всех выборах, и выбирать всех политических деятелей, начиная с депутата местного совета и заканчивая президентом страны.
Узнайте подробнее, что такое регистрация по месту жительства.
Год здоровья и выплат. Главные изменения в законах России в 2022 году
Существуют установленные законом сроки регистрации. Для места жительства этот срок составляет 7 дней. По месту пребывания следует зарегистрироваться в течение 90 суток.
С точки же зрения участия в выборах разговор идет о сроках достаточных для внесения вас в списки избирателей. Система в значительной мере инертна, и если вы недавно переехали и прописались, то в момент выборов можете не обнаружить своей фамилии в необходимых списках. Поэтому, если вы никогда ранее не голосовали на новом вашем участке, имеет смысл за несколько дней до выборов обратиться в избирательную комиссию и проверить внесение вас в список. Если вас там нет, при предъявлении регистрации вас в список внесут.
Участие в выборах по месту пребывания в значительной мере ограничено. При правильной подготовке вы наверняка сумеете поучаствовать в выборах президента и депутатов Государственной Думы, избираемых по партийным спискам.
Проголосовать за депутатов по мажоритарному округу вам не позволят. Этот депутат представляет местных жителей, а вы человек здесь временный. На выборах мэра соседнего города вам проголосовать не разрешат. А вот за депутатов законодательного собрания субъекта Федерации голосовать временно проживающему можно, если вы имеете регистрацию по месту жительства внутри этого субъекта.
Голосование в местах временного пребывания на местных выборах регламентируется региональными законами. На федеральном уровне четкой законодательной базы по этому вопросу пока не существует. Вопрос решается приемом отдельных законов о проведении конкретных выборов. В последний раз такие выборы состоялись в сентябре 2016 года, когда выбирали Государственную Думу.
Наверное, следует исходить из того, что голосование по месту пребывания будет организовано по тем же или сходным правилам. Тогда для голосования не по месту жительства требовалось получить открепительное удостоверение, или, как его часто называют, открепительный талон. Данный документ свидетельствует о том, что вы исключены из списков избирателей по месту жительства и имеете право проголосовать на любом избирательном участке страны.
Для получения открепительного удостоверения требовалось обоснование необходимости в этом. На официальном уровне было признано достаточным основанием нахождение военнослужащих за пределами пункта постоянной дислокации в связи со служебной необходимостью, работа на предприятиях непрерывного цикла производства, нахождение в больницах и санаторно-курортных учреждениях, а также в местах ограничения свободы. Лица, находящиеся в следственных изоляторах и не осужденные в Российской Федерации, участие в выборах принимают. Кроме того, было организовано и голосование студентов по месту пребывания.
Список этих причин не является исчерпывающим. Решение в конечном счете принимает избирательная комиссия по вашему месту жительства, туда и следует обращаться.
На последних выборах для участия в голосовании по месту пребывания требовалось быть зарегистрированным там не менее трех месяцев. Наверное, определенные сроки пребывания будут установлены и при проведении следующих выборов. Учтите эту особенность и уточните сроки перед принятием решения о своих действиях.
На последних выборах открепительное удостоверение можно было получить в срок, начиная от 45 суток до дня голосования.
Ранее этот срок доходил до 60 суток. Эти временные ограничения также будет необходимо уточнить.
Открепляться от своего участка необходимо тем гражданам, которые проживают не по месту прописки, более того – в другом городе или регионе. Если у вас нет возможности проголосовать там, где вам положено – можно сделать это в удобном месте и даже участке. Вот только чем ближе день выборов – тем сложнее становится это провернуть.
К сожалению, за три дня до первого дня голосования все электронные способы открепления от участка уже не работают. Сайт госуслуг предоставлял такую возможность до 24:00 13 сентября. Даже в МФЦ по месту проживания или прописки через визит «ногами» открепляться можно было только до вчерашнего дня.
Остается один способ – отправиться напрямую в ЦИК. К сожалению, придется делать это очно. Нижегородская избирательная комиссия расположена прямо в кремле и работает с 9:00 до 18:00 с перерывом на часовой обед в 13:00. В это время вам придется приехать в здание и написать там заявление на открепление от участка, а затем прикрепиться туда, где вы сможете проголосовать с комфортом.